Рассуждение : «Современная литература — читать или нет» (2)

Некоторые школьники не понимают, для чего нужно читать книжки. Вместо этого современная молодежь предпочитает общаться в социальных сетях и играть в компьютерные игры. При этом подростки совершенно не осознают важности литературы в школьной программе и всячески игнорируют эту учебную дисциплину.

Чтобы ответить на вопрос, для чего нужно изучать литературу школьникам, совсем не обязательно вести теоретические дискуссии и вдаваться в дебри литературоведения. И самое главное, нет смысла придумывать, чему и для чего может служить литература в школе. Необходимо понять, для чего она нужна в реальной жизни.

Благодаря книгам, мы лучше понимаем людей, жизнь, окружающую нас, узнаем о лучших человеческих идеалах. Читая то или иное произведение, мы сопереживаем героям, и это значит, что книги развивают наши чувства, делают нас эмоционально более чуткими и тонкими.

Многие произведения, написанные в наше время, весьма актуальны, и читать их необходимо. Но зачастую такие книги освещают какой-нибудь один актуальный вопрос. Что касается классики, которую дети изучают на уроках литературы, в ней отражается и психология отношений, и политика, и социальные вопросы. Взять хотя бы произведение Льва Толстого «Крейцерова соната» — в нем можно найти много интересных мыслей по поводу брака, женщин, серьезных и несерьезных отношений.

Начитанность имеет большое значение. И не случайно даже при поверхностном знакомстве с человеком несложно догадаться, любить ли он читать и какие книги его интересуют.

Знакомиться с художественной литературой совершенно необходимо, ведь именно там собран весь опыт, приобретенный человечеством. Иными словами, читая книги, человек учится жить. Польза произведений Толстого, Достоевского неоценима, ведь взгляды этих писателей научили людей мыслить по-иному.

Прочитав роман, подросток поймет горе отвергнутой любви, обаяние внутренней, а не внешней, красоты, грусть человека о прошедшей юности… Некоторые люди, не понимающие важности литературы в школьной программе, утверждают, что она воспитывает лишь тем, что учит подражать положительным персонажам и ненавидеть отрицательных. Но такое мнение слишком примитивно и односторонне.

4 стр., 1965 слов

Какие книги читают подростки 12-16 лет – и другим советуют

... Пик“). Укажите автора и название предлагаемого произведения, коротко объясните свою точку зрения". Книги, которые были предложены участниками и утверждены ... Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" Толстой Л. "Кавказский пленник" Толстой Л. "Севастопольские рассказы" Тор А. "Остров ... Корниенко Т. "Херсонеситы" Кракауэр Дж. "Эверест. Кому и за что мстит гора?" Кристи А. "Коттедж „Соловей“" Кристи А. ...

Художественная литература помогает развивать чувства и воспитывает правильное отношение к жизни, однако подросток не может все в книге понять самостоятельно. Для этого и нужен учитель. Изучая любую книгу, вы должны четко понимать, чем и в чем именно она может приблизить школьника к идеалу, чем и в чем сделает его лучше. Это и будет для вас той направляющей внутренней силой, которая будет диктовать вам определенную систему работы.

Балл после бала

Есть два предмета, которые формируют гражданина и личность — литература и история. Парадоксально, но факт: оба оказались выброшены из перечня обязательных ЕГЭ.

Почему учебные часы на литературу сократились вдвое? Как будут изучать Александра Солженицына в школе? Зачем нужно вернуть старшеклассникам «нормальное» сочинение? Об этом и не только дискутируют эксперты «РГ»: президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталья Солженицына, филологи и писатели Людмила Сараскина и Валентин Непомнящий, директор Московского центра образования № 109 Евгений Ямбург, руководитель предметной комиссии по литературе при Рособрнадзоре Сергей Зинин и кинорежиссер Игорь Масленников. Вела совет экспертов заместитель главного редактора «Российской газеты» Ядвига Юферова.

Тестом личность не измерить, Российская газета

: Литература, как и история, оказалась исключенной из списка обязательных предметов. Чем это грозит?

Людмила Сараскина

: Самое тревожное, что многие учителя-словесники по собственной инициативе отказались от качественного и полноценного преподавания литературы. Но ведь если ты рассказываешь о писателе-классике, ты должен его представить и биографически, и творчески, и мировоззренчески, и аналитически. Для ЕГЭ эти знания не нужны. Дело даже не в том, будет ли литература обязательной для ЕГЭ. Допустим, будет. И тесты будут грамотно составлены. И будут предлагаться корректные ответы (хотя мне приходилось сталкиваться как раз с чудовищно невежественными вариантами ответов на бессмысленно поставленные вопросы).

Дело в том, что установка на тестовое изучение литературы радикально меняет весь облик преподавания, направляет учителей в сторону суррогатного изучения предмета. Зачем тогда вообще нужна литература в школе? Чтобы знать факты и даты? Но сейчас все это есть в Интернете.

РГ:

Тестом личность не измерить, душу не развить?

Сараскина

: Задача литературы — формировать самостоятельно мыслящего человека, творческого читателя. А как можно самостоятельно мыслить, отвечая на тесты, которые подготовлены для тебя извне? Некие эксперты за тебя решили, на какой вопрос и как надо отвечать. А твои собственные вопросы к писателю и его тексту или погибнут в зародыше или, если возникнут, не найдут выхода. Преподавание литературы вне свободного общения и обсуждения на уроке сводится к дрессировке школьников. О какой любви к литературе, к чтению может идти речь в таком случае? Я уверена, что несколько лет такой практики — и поле русской словесности в школе зарастет сорной травой.

РГ

: Его не спасут даже уроки по Солженицыну?

Сараскина

: Не спасут, если за ними не будет обязательного и полноценного Пушкина, Гоголя, Достоевского.

45 стр., 22004 слов

Умк 1. История отечественной литературы. Ч

... ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ, РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНДЕГРАУНД, ЛИТЕРАТУРА КАЗАРМЕННОГО СОЦИАЛИЗМА * Литература русского зарубежья в первой половине ХХ века ... установления соотносительной роли литературной группировки, школы, союза и - индивидуальности. Изучая ... И КУЛЬТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-30-Х ГГ. 14. Проблематика ... РАЗМЫШЛЕНИЯХ О ДУХОВНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ РОДИНЫ 1. Тема России в произведениях ...

В кого влюбился «образ Татьяны»

РГ

: Что сегодня реально происходит в школе с изучением литературы?

Евгений Ямбург

: Болезнь гораздо глубже. Во-первых, идет совершенно бессовестное сокращение поля гуманитарного образования. Если на русскую литературу двадцать лет назад было отведено 400 часов, то сейчас — 200. Ровно вдвое меньше. Не знаю, напечатаете ли вы это: когда нацисты пришли на территорию Советского Союза, их учебные планы по литературе составляли тоже 200 часов.

Сараскина

: Это необходимо напечатать.

Ямбург

: Во-вторых, вводятся ненужные предметы. Не буду их называть. Скажу одно: можно еще 50 предметов одночасовых, глупых ввести, вместо того чтобы на почве родной истории, литературы серьезно поднимать какие-то вопросы.

РГ

: Отказ от сочинения в пользу теста усугубил ситуацию?

Ямбург

: И сочинение может быть глупым, пошлым, где «образ Татьяны влюбился в образ Онегина». Оно может быть скачено из Интернета, написано на основе дайджеста. Вопрос не в мелочах, а в глубинных вещах. Если мы хотим убедить наше юношество — не надо врать. Один из авторов нового учебника по литературе пожаловался мне: от него потребовали убрать понятие «тоталитарное государство». Оно сейчас не модно. А как преподавать «Архипелаг ГУЛАГ» без этого понятия?

Мы запутались. И запутали учителя. Я много езжу по стране и знаю, что среди учителей есть много подвижников, преподающих, как и раньше, серьезно и глубоко. Но они не могут подставлять детей. С этим «глубоким преподаванием» ученик не сдаст тест и не поступит в вуз.

РГ

: Роль учителя-словесника, как и его предмета, в воспитании гражданина отошла на второй план?

Валентин Непомнящий

: Моя знакомая, окончив МГУ по классическому отделению, пошла преподавать литературу в сельскую школу. Привыкла на уроках «выкладываться», передавать ученикам не только свои знания, но и чувства. И ее понимали, увлекались. Нынешние дети, теперь рассказывает она, после всей этой реформы образования стали глухи к напряжению, пафосу, смыслу. Им нужно совсем другое — только информация. Меня потрясли ее слова.

Ямбург

: К сожалению, учитель сегодня бесправен. По результатам ЕГЭ оценивается в ряде регионов его зарплата. Но как можно сравнить элитную гимназию в престижном районе и школу в поселке с детьми из неблагополучных семей?

Сочинение — это «русские мозги»

РГ

: А что думает Федеральная предметная комиссия по литературе?

Сергей Зинин

: Возвращать сочинение в школу не нужно. Почему? Да потому что и во внутришкольном контроле, и в формате ЕГЭ оно и так осталось. Развернутый ответ на проблемный вопрос по творчеству конкретного писателя. А вот нелепых ответов к тестам о Раскольникове, о Наташе Ростовой, которые выдавались за образцы ЕГЭ, не существовало изначально. Не сразу, но удалось вывести из формата экзамена простейшие тесты. Осталось только 12 заданий с краткими ответами, но их дает сам ученик. Это так называемая литературоведческая азбука: прочитав текст, нужно определить литературное направление, в русле которого развивалось творчество писателя, авторские художественные средства и т.д. Главную же позицию занимают задания, требующие развернутого рассуждения на литературную тему.

3 стр., 1278 слов

Сочинение как я готовлюсь к экзаменам

... изучать этот предмет, тогда и начинайте готовится. Но если вы пролетели и у ... еще, вам могут добавить за декабрьское сочинение, не во всех, но могут. А ... как два экзамена у меня попали в один день, то один перенесли во вторую волну, и я ... вам везет по жизни, то пожалуйста. Я сейчас имею в виду не просто написанные ... порог. Почему? ЕГЭ требует определенных знаний. К примеру, в реальности есть вещество, которое ...

РГ

: Из 11 экзаменов в рамках ЕГЭ сейчас обязательны лишь два: русский язык и математика. Остальные сдаются по выбору. Сколько выпускников в этом году выбрали литературу?

Зинин

: 51 тысяча. Из почти миллиона одиннадцатиклассников. Надо сказать, неплохо сдали. Очень много было хороших работ — сам читал. Видел работы «стобалльников» — их 250. Сочинение — это, по выражению Валентина Непомнящего, «русские мозги».

РГ

: Давайте уточним: в экзамене по русскому языку все-таки есть элемент, который предполагает сочинение?

Зинин

: Предлагается сочинение на свободную тему, но сочинения по литературе как такового нет. Такое сочинение есть в экзамене по литературе, но он, как уже сказано, не является обязательным.

РГ

: В апреле была внесена поправка в Закон об образовании, суть которой: нужен промежуточный экзамен по языку и литературе для допуска к ЕГЭ. Какова ее судьба?

Зинин

: Госдума пока не поставила этот вопрос в повестку. Законодательно это не закреплено. Вопрос о переводном экзамене обсуждается лишь на уровне Москвы.

Игорь Масленников

: Я родитель девочки, которая сейчас учится в 10-м классе. Она литературная девочка, даже написала роман в стиле Гарри Поттера. Но у нас сплошные слезы от математики. Мы относимся к той части родителей, которые категорически возражают против ЕГЭ по математике. Почему? Потому что математика не формирует никакой личности, а выражает только определенный природный дар человека. Математические способности не даны каждому ребенку. Но зато есть в классе ребята, которые просто как орехи щелкают все эти задачи. А половина класса ревет. Я просто вставляю эту проблему в общую, связанную с литературой. Потому что считаю: если уж делать ЕГЭ — то по литературе.

Пропуск к ЕГЭ, Наталья Солженицына

: Вот мы выскажемся, это напечатают, прочтут, но все останется на своих местах. Надо понять, есть ли какие-то рычаги, которыми мы реально можем повлиять на решения министерства образования и науки. Мне кажется, было бы правильно объединить родителей, учителей, просто здравомыслящих соотечественников — и добиться хотя бы следующего. Русский язык может оставаться в ЕГЭ, но литература не должна там присутствовать.

Формализация литературы убивает ее. Нет ни одной страны, где существовала бы такая практика. Почему, пытаясь что-то взять у Запада, мы всегда берем самое ненужное, выбираем сорняки? Я 20 лет прожила на Западе, наши дети учились в школе и университетах Америки. В Америке есть ЕГЭ, там это называется SAT (Scholastic Aptitude Test).

Это тест, выявляющий способность делать умозаключения, критически мыслить. Он обязателен, без него невозможно поступить ни в один колледж, даже самый захудалый. Но ни один, даже самый захудалый колледж не принимает студентов ТОЛЬКО на основании SAT.

Сочинение обязательно в школах и обязательно при поступлении в колледж. Правда, это не совсем сочинение в нашем смысле. Они пишут эссе на свободную тему. Опиши событие в твоей жизни, которое было для тебя самым тяжелым или самым счастливым Что нужно принимающему университету? Видеть: способен ли человек выразить собственные мысли. Ты человек думающий или только играющий в бейсбол? Почему мы сделали ЕГЭ единственными пропускными воротами в любой университет? Это дикость, мы просто не талантливо перенимаем с Запада. У большевиков только и были — нефть, большая наука и классическая литература (пусть урезанная, но все же именно на ней воспитывали детей).

1 стр., 326 слов

Собачье сердце — Развернутые планы сочинений «Новый человек» ...

... ближайшие последствия эксперимента. 4. Судьба и проблемы общества, в котором рождается «новый человек»; идеалы революции низведены в сознании Шарикова до грубой уравниловки. Безграмотные шариковы оказались ... основанием для раскола общества по социальному признаку. 3. «Феномен Шарикова» указывает на массовую фигуру, адекватную пушкинской «черни», которая была необходима сталинской бюрократии для ...

Мы разгромили науку и выбрасываем литературу. Самоубийство!

В этом году многие возмутились процедурой ЕГЭ. Это самый подходящий момент, чтобы как-то канализировать это неудовлетворение. Хотя бы вернуть сочинение как обязательное в школу. Вывести его из ЕГЭ, но сделать обязательным как чистилище, как пропуск к сдаче ЕГЭ. Пусть это будет в конце 10-го класса, раньше, чем наступает нервотрепка с ЕГЭ. Не то мы вырастим поколения людей, которые не могут связно выразить свои мысли.

Сараскина:

Прекрасное предложение. Но как это повлияет на весь процесс преподавания литературы в школы? Сочинения списывают, скачивают на мобильный телефон, пишут шпаргалки на руке, на ноге, где угодно. Сейчас технология дошла до того, что в зрачке у соседа прочитаешь сочинение.

Зинин

: А я полностью поддерживаю Наталью Дмитриевну. Сочинение должно вернуться во внутришкольный контроль. В Москве, в Петербурге прошли съезды методистов и учителей. Их позиция такова: сделать двухступенчатый базовый экзамен, включающий школьное сочинение с анализом художественного текста или даже устный экзамен. А затем профильный экзамен, по выбору. Только не надо ничего изымать из ЕГЭ. Надо оставить экзамен по литературе в формате ЕГЭ для тех, кто выбирает этот профиль.

В кино на Островского

РГ

: Игорь Масленников фильмом «Банкрот» завершил кинотрилогию по «экономическим» пьесам А. Н. Островского. Может, детям сегодня лучше смотреть литературу в кино?

Игорь Масленников

: Вот говорят, что закончилась эпоха Гуттенберга. Ничего она не закончилась! Придите в любой книжный магазин, волосы встают дыбом от количества макулатуры. Сейчас издать книгу — плевое дело. Мутный поток выдавливает настоящую литературу. И этот же гламурный мир завоевывает новые позиции в кино. Почти все кинотеатры принадлежат американским фирмам. Туда не попасть русским картинам. В американском кинематографе есть огромное количество талантливых фильмов, но почти все американские кинокомпании имеют под своим названием одно слово: «энтертеймент». То есть «забава, развлечение». И вот это проникновение развлечения идет по всем линиям.

Я много ходил по театрам, выбирая актеров для своих фильмов. И обнаружил: в Москве 100 театральных залов, и все битком забиты. А в кинотеатрах — меньше половины зала. В основном ребята в бейсболках, с попкорном. Пришли развлекаться. Они не знают, что такое сидеть в зале и плакать, переживать, испытывать чувство трепета. И то же в книжном деле. А в театрах — нет. Почему? Потому что люди нуждаются в духовной пище, которую они не могут получить по телевидению. В театрах они общаются с искусством, а не с энтертейментом.

Ямбург

: Я много лет веду в школе факультатив по теории и истории кино. Детей надо учить смотреть серьезные фильмы. Это работа. Мы сегодня имеем дело с визуализированным поколением, и с этим надо считаться. Сегодня дети очень часто через кино приходят к литературе.

8 стр., 3859 слов

«Не стоит земля без праведника…» (по рассказу А.И. ...

... на духовное возрождение, а в современной литературе этого нет. В рассказе «Матренин двор», ставится проблема одиночества, взаимоотношения человека с окружающими людьми, авторского отношения к жизни. солженицын ... простят они мне, что я не увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался». А ... более 3 млн. экз. Солженицын объявил публикацию «пиратской», так как она была осуществлена без его согласия. «Матр ...

Масленников

: Когда я затевал трилогию, три фильма сделал с помощью государства. Тем не менее сначала я предлагал это телевизионным каналам, полагая, что из трех фильмов можно сделать 6-серийный экскурс в Островского.

РГ

: Актуальнейший на сегодня автор.

Масленников

: Первый фильм называется «Русские деньги» — по пьесе «Волки и овцы», второй «Взятки гладки» — это «Доходное место» и третий «Банкрот» — это «Свои люди сочтемся». Но ни один канал даже не клюнул.

Ямбург

: Значит, эти фильмы нужно показывать для целевых зрительских аудиторий, учителей вместе с детьми. Надо возвращаться к школьным клубам. Сегодня в каждом классе может стоять видеоплеер. И учителя должны этим пользоваться.

Скрестить Обломова и Штольца

РГ

: У нас была однажды встреча с редакцией «Большой российской энциклопедии». И самое сильное впечатление тогда произвел человек, который решал, кого включать в словник. Он решал, кто войдет в историю! Скажите, кто должен определять, какие произведения, какие авторы очень спорного, полюсного 20-го века должны войти в школьный учебник?

Сараскина

: Можно в порядке реплики? Я написала для «Большой российской энциклопедии» статью «Достоевский». Она уже вышла. Я, что называется, собачилась с редактором на предмет объема. Я говорила: смотрите, в 30-е годы автором такой же статьи в энциклопедии был Луначарский. Он вовсю ругал Федора Михайловича, и на это дали полтора печатных листа. А тут — еле-еле пол-листа на доброе слово. Достоевский что, в три раза стал хуже?

РГ

: Писателей стало на 5 тысяч больше.

Сараскина

: Не только в этом дело. Говорят, есть люди, которые себя впихивают в энциклопедию за деньги. Вот куда уже рынок вполз.

Валентин Непомнящий

: Сегодня истинность и ценностность — понятия мифологические, как сказал по радио один современный философ. Существуют только цели и способы их достижения. Деньги стали вершиной ценностной шкалы, и это уже никто не скрывает. Между тем в русской литературе тема денег всегда была трагической и немножко стыдноватой.

РГ

: Известная фраза: наше поколение стеснялось говорить вслух о двух вещах — деньгах и сексе.

Непомнящий

: Рынок существовал всегда. Но рыночной идеологии на Руси никогда не было. Были корыстные люди — почитаем Островского. Но в голове человека русской культуры сидело, что деньги — это не самое главное. Если русский переставал так думать, он сразу превращался в преступника. Для нашего человека очень опасно нарушение ценностной шкалы, потому что тогда он обязательно рухнет в самую бездну.

Почему мальчики и девочки должны сами выбирать профильные предметы? Это воспитание потребительского подхода к собственному образованию. Культура всегда строилась на том, что она тянет человека вверх. А здесь его опускают вниз и говорят: барахтайся, как хочешь, выбирай, какая отрасль тебе по вкусу.

РГ

: Но если у нас такая великая культура, почему такая плохая жизнь? Сегодня этот вопрос задают многие.

3 стр., 1113 слов

Какие люди не боятся перемен?

... на нелюбимую работу. Страх перемен – это единственное, что не дает людям жить полной жизнью и получать от неё удовольствие. Если подвести итог, то становится понятно, что не боятся перемен ... что всю жизнь будем себя терзать тем, что ... литературы. В своих произведениях они привели тому наглядные примеры. В рассказе Антона Павловича Чехова «О любви» наглядно демонстрируется то, что люди побоялись перемен ...

Ямбург:

Мы слишком драматизируем ситуацию. Если ты успешный, то обязательно сволочь. Если духовный, то обязательно нищий. Я имею дело с живыми детьми, и, поверьте, не все они живут под лозунгом: «Бабло побеждает зло!»

Непомнящий

: Так это Господу Богу спасибо, а не нам!

Ямбург

: И еще — учителям, деятелям культуры. Я имел счастье лично знать Булата Окуджаву. Но сегодня трудно воспитывать детей под лозунгом: «Может, и не проживешь счастливым, зато умрешь как человек». В молодости хочется быть счастливым. И даже успешным. Но настоящий успех, а не бег на короткие дистанции, возможен при большой культурной глубине человека. Сегодня любой молодой человек должен уметь водить машину, знать иностранный язык, владеть компьютером. Это не мешает его духовности. Но это только минимум, инструмент к достижению успеха.

Непомнящий:

Вы говорите об ответственности. Но мне заявляют: не нравится, выключите телевизор! Они снимают с себя ответственность и возлагают ее на нас. Вы говорите о свободе. Но в деревне, где я живу, учителя из сельской школы рассказывают, как из них выколачивают положительные результаты ЕГЭ.

Ямбург

: Это и раньше было.

Непомнящий

: Учителя воем воют от этого. Вся эта реформа, состоящая из упразднения литературы как базового предмета, будет воспитывать не человека, а специалиста. Спеца. Не личность, а функционера. Винтик, как сказал бы товарищ Сталин.

Ямбург

: Я бы мечтал, чтобы мы как-то могли скрестить Обломова и Штольца. Вы задали вопрос: почему мы так плохо живем? Потому что качество жизни зависит не от творчества, а от исполнительности. «Творческие» шоферы — убийцы на дороге. В американских больницах за «творчество» медсестру увольняют: если нужно менять простыни каждый день, а она меняет раз в три дня.

Литература и церковь

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/zachem-nujna-literatura-v-shkole-nepomnyaschiy/

РГ

: Сегодня церковь старается занять определенное место в системе школьного обучения. Церковь и литература — союзники или враги?

Сараскина

: Давайте вспомним: лет уже десять назад, когда только начиналась общественная дискуссия по поводу школьного курса «Основ православной культуры», справедливо говорилось о том, что без знания азов православия невозможно понять русскую литературу и отечественное искусство. Но сейчас, когда и литература, и предметы гуманитарного цикла из школы выдавлены (можно сказать, что это поле разгромлено), а религиозная азбука, напротив, вводится едва ли не декретом, возникает ощущение, что она, эта азбука, будет воспитывать школьников не вместе с литературой (что было бы естественно), а вместо нее. Это и называется клерикализацией образования, которая подменяет духовность. Русская классическая литература — это область вечных и открытых вопросов бытия и сознания. Она предлагает каждому читателю самостоятельно решать — есть ли Бог, есть ли бессмертие, как и зачем жить, в чем смысл и цель человека, пришедшего в мир.

РГ

: Мировые религии давно имеют на эти вопросы свои канонические ответы.

2 стр., 830 слов

Почему люди боятся перемен? — итоговое

... В противном случае нам придется довольствоваться меньшим, чем мы себе представляем. Но почему мы боимся перемен? Вот несколько причин для изменения. Мы можем определить причину нашего страха ... жизни в повседневном спокойствии. Это говорит о том, что человек, который боится перемен не считается "слабым". Даже сильные люди не всегда способны изменить и начать жить по другому. ...

Сараскина

: Имеют. Но русская словесность, хоть она и развивалась в рамках христианской культуры и всегда включала в себя религиозное содержание, не удовлетворялась катехизисом и оставляла за собой право на свободомыслие, глубинное вопрошание и даже несогласие с догматом — и в этом была ее главная культурная задача. Я слышала однажды, как высокое духовное лицо высказывалось по адресу русской литературы как о возмутительнице спокойствия: зачем, дескать, она нужна в школе, мы на все ее проклятые вопросы дали необходимые и достаточные ответы, а она только воду мутит. Некоторые современные богословы выводят за рамки христианской культуры десятки русских писателей — от Кантемира до Блока, включая Тургенева, Л. Толстого, Лескова, Чехова. Представители религиозной филологии называют единственным истинным критерием литературы ее церковность, а также воцерковленность авторов и героев. Задачу литературы они видят в том и только в том, чтобы как можно скорее привести читателя в церковь.

РГ

: Из писательской среды то и дело раздаются голоса, что литература вообще не смеет претендовать на духовность, поскольку это не ее сфера, это компетенция религии и церкви.

Сараскина

: Да, вот такой парадокс. Мне кажется, что столь грубое представление о природе человеческого духа, когда вопросы религиозной совести и веры решаются по принципу всеобщей коллективизации и массовой диспансеризации, свидетельствует об идеократическом высокомерии и презрении к духовной свободе человека. Такой подход неизбежно приведет к обратному результату. Если церковь решит видеть в русской литературе опасного конкурента, а не равноправного участника диалога, ее миссия в школе будет невыполнима. Просто школьники будут читать «отлученные» сочинения вне стен класса, и мы очень скоро вернемся к ситуации двоемыслия.

Ямбург

: По большому счету великая русская литература всегда была религиозна. Но я глубоко убежден, что государство и школа должны оставаться светскими. Это не означает быть агрессивно атеистическими. Для меня, как для педагога, важно искать не то, что разъединяет людей, а то, что их объединяет. Для меня иудаизм, православие, ислам — это разные команды альпинистов, которые с разных сторон поднимаются на одну и ту же высоту. В этом смысле выбор остается за семьей, за культурой, за воспитанием и так далее. Ко мне в кабинет входит батюшка и говорит, что он запрещает своей дочери присутствовать на уроке по «Мастеру и Маргарите», поскольку это Евангелие от Воланда. Завтра ему не понравится Толстой, потому что он был отлучен от церкви. И мы останемся с «Домостроем» и «Житиями святых». Это просто антикультурно.

Сараскина

: Это не только ваш знакомый батюшка так считает. Эта концепция вошла в шеститомное издание «Православие и русская литература» (М., 1996), по которому обучаются все священники Российской Федерации в духовных семинариях и духовных академиях. В этом учебнике и содержится «черный список» враждебных православию писателей, в котором значатся, кроме Толстого, Чехова и Лескова, еще и Грибоедов, Лермонтов, Чаадаев, Некрасов, Гончаров, Бунин, Есенин… Здесь русские писатели, составляющие цвет отечественной и мировой культуры, подвергаются вульгарнейшей идеологической проработке, всемерно дискредитируются. Общий вывод одиозен — чтение русской классики опасно для духовного здоровья школьной и студенческой молодежи.

6 стр., 2531 слов

Рассуждение : «Современная литература — читать или нет»

... говорится: «Недопустимо изучать учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на русском родном языке/Русская родная литература» (предметная область «Родной язык и литература») за счет учебного времени, отведенного ... изложение с сохранением авторских изобразительных средств, это и написание разных типов сочинений, рассуждений. Основы риторики здесь есть. Вот, например, учебник для 9 ...

Ямбург:

Я вспоминаю замечательного Александра Меня, который был и культурным человеком, и глубоко верующим. Недавно я читал письма и дневники Александра Шмемана. Вот где глубина, и православная вера тонкая, и культура великолепная.

Штурманить по островам

РГ

: Наталья Дмитриевна, отныне в школе будут изучать «Архипелаг ГУЛАГ». У вас ведь по этому поводу был конкретный диалог с премьером? Солженицына: Позвал меня Владимир Владимирович, чтобы личные чувства к Александру Исаевичу выразить. «Те немногие встречи, которые были, я вспоминаю тепло», — сказал он мне.

РГ

: Встреча была экспромтом?

Солженицына

: Во всяком случае это было неожиданно. Он сказал: давайте обсудим, как дальше изучать Солженицына. Я сказала, что во всех школах «Архипелаг ГУЛАГ» в его объеме изучаться не может, это невозможно. Но фрагменты или очень сильно сжатый текст, наверное, было бы правильно его ввести.

РГ

: Вы работаете над его школьным вариантом?

Солженицына

: В ноябре я должна представить методистам либо фрагменты, либо сокращенный, но целостный текст. Я предпочитаю второе. Надо сохранить архитектуру романа, потому что Солженицын штурманит нас по «островам» очень вдумчиво и педагогично, если хотите. Мы не случайно сначала попадаем в «тюремную промышленность», потом в «туземный быт» и наконец на каторгу и в ссылку. Если мне удастся, я хочу, сохранив конструкцию книги, сократить текст в 5-6 раз. За границей есть однотомный «Архипелаг» для студентов, короче полного в три раза. А я буду делать не для студентов, для школьников.

РГ

: Для какого класса?

Солженицына:

Либо для 10-го, либо для 11-го. Это будут решать в министерстве образования.

РГ

: Какова была первая реакция учителей на это решение?

Солженицына

: Разная. Много поддержки, но и много испуганных. Есть учителя, которые по собственному почину изучают с детьми не только «Матренин двор», «Ивана Денисовича», но и «Крохотки», и «Случай на станции Кочетовка». Конечно, для изучения «Архипелага» надо разработать методику в помощь учителю. Но и оставить свободу учителям выбирать из текста. Можно вообще взять одну главу, например, «Зэки как нация». Она полна горького, но яркого юмора. Можно на этой главе построить изучение «Архипелага». В программе сегодня в 11-м классе четыре урока отведены на тему репрессий.. Учитель может выбирать — Шаламова, Евгению Гинзбург, Солженицына, Петкевич. Если из этих четырех два часа пустить на «Архипелаг», все равно останется два урока на свободный выбор учителя.

Цифры никого не убеждают. Убеждает слово, судьбы. Меня спросили, где лучше преподавать «Архипелаг», в курсе истории или литературы? Конечно, литературы. На уроках истории литературные тексты не читают. А прожигает слово, не собрание фактов.

Вариант 2

(481 слово) Мы часто грезим о переменах, но далеко не каждое изменение дает тот результат, которого мы желаем. Люди стремятся внести какие-то поправки в свою жизнь, зачеркивают и переписывают строчки из биографии, но почему-то все становится только хуже. Причина в том, что переиначить судьбу можно и с плачевными последствиями, если не продумать своих действий. Эту тему поднимали многие авторы.

Например, главный герой пьесы А.П. Чехова «Три сестры» хотел добиться успеха в научной среде и устроиться в кафедру МГУ. Но сперва Андрей вознамерился наладить личную жизнь — вступить в брак. Наташа была скоромной и хозяйственной барышней из приличной семьи. Он влюбился в нее и сделал предложение. Однако с первых же дней супружества героиня проявила свой настоящий характер: она подчинила мужа своим властным характером и стала постепенно захватывать власть в доме Прозоровых. Она забеременела, и под предлогом заботы о ребенке Андрей теперь очень много трудился на нелюбимой службе и совсем забросил науку. Ни о каком переезде, ни о какой кафедре Наташа и слышать не хотела. Вся жизнь ее супруга должна была быть посвящена только ее потребностям. Даже его сестры служили для блага Наташи: освобождали лучшие места для ее нужд и подчинялись новым правилам хозяйки. Как только малыш появился на свет, Наташа решила занять для него комнату одной из сестер. Безвольного супруга она не любила, а просто использовала, поэтому вступила в связь с его начальником и даже не старалась скрыть это. Отчаявшийся Андрей увлекся азартными играми и спиртными напитками. Светлые и радостные изменения в его жизни, начавшиеся со свадьбы, оказались ужасными и привели к деградации и несчастью героя.

Порой глобальные социальные изменения, которые кажутся позитивными, заканчиваются полным крахом. Эту тенденцию показал А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад». Детство и юность Раневской и Гаева, обеспеченных дворян, проходили безмятежно. Брат и сестра росли в роскоши, праздности и думали, что так будет всегда, поэтому не получили ни прикладного образования, ни жизненно важных навыков. Однако в течение их жизни в России происходили очень важные перемены, инициаторами которых были сами дворяне. Было отменено крепостное право, а затем появились другие реформы, которые позволи выходцам из простого народа преуспевать и богатеть. Эти решения казались правильными и справедливыми, но никто не учел, что помещики не могли сами обеспечивать себя, и все их могущество резко пошло на убыль. Поэтому Раневская и Гаев в зрелости столкнулись с угрозой полного разорения. Они не смогли приспособиться к новым реалиям: по-прежнему не знали счета деньгам и не работали. В финале на торги попадает их последнее имение, но герои вновь не адаптировались к новым условиям, ведь у них еще остались деньги, присланные теткой на выкуп имения. На их примере мы можем убедиться, что некоторые социальные перемены имеют такие последствия, которые нельзя назвать позитивными: целое сословие людей оказалось совершенно неподготовленным к изменившимся обстоятельствам.

Таким образом, некоторые перемены могут ухудшить нашу жизнь. Поэтому перед каждым серьезным шагом нужно продумать все последствия и взвесить все риски. Если мы безответственно подойдем к изменению своей судьбы, то результат нас непременно разочарует.

Вариант 3

(464 слова) Людям всегда хочется верить, что изменения в их жизни будут к лучшему. Мы надеемся, что шаг в неизвестность приведет к мечте. Однако так происходит далеко не всегда, потому что не все перемены имеют положительный итог. Иногда мы действуем неправильно или же сталкиваемся с ложными ожиданиями, которые развенчивает суровая реальность. Таких примером немало в литературе.

Так, М. Горький в повести «Детство» описал последствия переезда ребенка в семью бабушки и дедушки. Раньше он жил благополучно: мама и папа любили его, не били и хорошо обеспечивали. Но у героя погиб отец, и он был вынужден отправиться вместе с матерью к ее родителям. Казалось бы, старики должны были баловать и на руках носить внука, но в доме Кашириных царила враждебность. Василий Васильевич был жестоким, грубым и агрессивным человеком. В первый раз он бил Алексея до тех пор, пока тот не потерял сознание. В насилии он видел воспитание. Дяди мальчика были скупыми, хитрыми и алчными. Они хотели поскорее получить наследство отца и совсем не любили его. Их можно понять: дед Каширин часто оскорблял и бил их, обвиняя в плохом характере детей не себя, а свою жену. Супруга героя была полной ему противоположностью: она приласкала Алешу, но не смогла полностью его защитить от плохого отношения деда. Когда мать мальчика вышла замуж повторно, он стал жить с новой семьей, но и эти перемены были к худшему: отчим стал бить свою беременную жену, и мальчик защищал ее, рискуя жизнью. Все изменения на этом отрезке его судьбы стали источниками боли и горя.

Не только личные, но и глобальные перемены не всегда заканчиваются хорошо. Об этом нам напоминает произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Казак Емельян Пугачев решил поднять народ на бунт против императрицы. Тогда крестьяне очень страдали от нищеты и произвола помещиков, от бесправия и отсутствия перспектив. Поэтому очень много людей разделяли взгляды героя и пошли за ним. Мятежи затевались ради справедливости и свободы, но в процессе бунтов стало ясно, что новая власть ничуть не лучше старой, а то и хуже. На своем пути восставшие разоряли города и села, жестоко расправлялись с инакомыслящими и унижали тех, кто не мог постоять за себя. Весьма показательным является эпизод расправы над капитаном Мироновым и его женой. Мятежники не щадили даже женщин! А после ухода основного войска править крепостью стал Швабрин, который неволил и шантажировал дочь Миронова, Марью. Разбои, беспорядки, насилие — вот и все, что принес Пугачев народу, права которого взялся отстоять. Перемены обернулись для людей не хорошими, а плохими последствиями.

Таким образом, далеко не все изменения можно назвать положительными. Некоторые из них хороши лишь в теории, но на практике проявляют свою истинную сущность. Важно стремиться не к бирке «перемена», что бы они ни означала, а к совершенствованию себя и мира и вокруг нас. При этом важно анализировать практические подходы к решению проблем и продумывать все их последствия. Только тогда мы сможем сделать именно то, что хотим.

Сочинение-рассуждение на тему: «Современная литература — читать или нет»

Многие задаются одним важным вопросом: стоит ли читать произведения современной литературы? Однако на этот вопрос нельзя ответить однозначно: да или нет, потому что на современную литературу можно посмотреть с разных сторон.

Некоторые уверены, что современная литература не несёт в себе глубоко смысла, да и смысла вообще. Отчасти с этим мнением можно согласиться. Современное общество направлено на потребление, то есть многим людям, живущим в нашем времени, необходимо всё доступно «разжёвывать». Из-за развития технологий некоторые люди перестают читать, отдавая предпочтения Интернету и фильмам, а другие переходят на литературу «попроще», чтобы не напрягать мозги. Такие произведения называются досуговыми, в которых нет глубокого смысла, подтекста, в которых автор всё доступно излагает своей аудитории, буквально на тарелочке преподнося весь смысл своей книги. К таким произведениям можно отвести «Пятьдесят оттенков серого», «Сумерки», романы Дарьи Донцовой и многие другие.

Они не несут в себе какой-то высокой морали, не учат ничему читателю и не отвечают на актуальные вопросы, за которыми многие люди обращаются именно к книгам. Поэтому классика на сегодняшний день остаётся актуальной и пользуется немалым спросом среди читающей аудитории.

Однако не все произведения современной литературы настолько плохи. Да, сейчас существует тенденция писать книги упрощённым языком, чтобы он был доступен читателям практически любого возраста, также авторы стараются избегать глубокомысленности, чтобы опять-таки читатель мог понять книгу с первого прочтения. И многие книги современной литературы учат храбрости, отваге, добру, самоотдаче, дружбе и преданности. К таким произведениям можно отнести всеми известного «Гарри Поттера», «Голодные игры», а также серию книг «Метро 2033», где освещается жизненный путь человека. Нельзя не сказать про некоторые произведения Стивена Кинга, например, «Зелёная миля», где освещаются такие темы, как добро, социальная несправедливость, взаимопомощь, сострадание к людям.

Конечно, если сравнивать современную литературу с классической, то разница будет настолько очевидна, что человек сам себе ответит на поставленный выше вопрос: «Нет, читать современную литературу не стоит». Классическая литература является эталоном, на который стоит равняться, который несёт в себе не один и не два глубоких смысла. Она наполнена затекстовым смыслом, красивыми выражениями, умными афоризмами, она даст ответ человеку на волнующий вопрос. Но классика сложна для восприятия, и, чтобы понять её, необходимо несколько раз прочесть то или иное произведение

Но время идёт: меняются идеалы, меняются сами люди и их проблемы, и, возможно, через некоторое время именно произведения современной литературы ответят на волнующие вопросы человека.

Поэтому каждому стоит для себя решить: читать современную литературу или всё же нет? Если она способная ответить на вопросы, если она способна духовно наполнить человека, то да, безусловно, стоит уделить ей несколько вечеров.