Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих
25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1:
Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В природе существует много примеров того, как растения используют сопротивление воздуха для размножения, ведь растения прочно закреплены в земле и не могут передвигаться, как животные, поэтому им приходится распространять свои семена другим способом. (2)(…) крошечные семена одуванчика висят на так называемых летучках, лёгких, как пух, похожих на маленькие парашютики, и ветер легко может сорвать их с цветка и унести далеко-далеко. (3)Летучки тормозят падение семян на землю, семена падают на землю далеко от материнского цветка, и там из них вырастают новые одуванчики.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Крошечные семена одуванчика висят на так называемых летучках, лёгких, как пух, которые тормозят падение семян на землю.
ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
... работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Сочинение 9.2 Ну, что ж… – задумчиво сказал Виталий. – Каждый бережет свою мечту… Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. ...
2) Многие растения используют сопротивление воздуха для размножения,
например, семена одуванчика падают на землю далеко от материнского растения, так как летучки, прикреплённые к ним, тормозят их падение.
3) Используя для размножения сопротивление воздуха, семена одуванчика, прикреплённые к летучкам-парашютикам, улетают очень далеко от материнского цветка и там прорастают.
4) Крошечные семена одуванчика висят на так называемых летучках, похожих на маленькие парашютики, и ветер легко может сорвать их с цветка и унести далеко-далеко.
5) Растения прочно закреплены в земле и не могут передвигаться, как животные, поэтому им и приходится распространять свои семена другим способом: ветер срывает их семена, плоды, и рядом с материнским растением вырастают новые цветы.
Ответ: 2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Поэтому
Кроме того,
Например,
Другими словами,
Однако
Ответ:__________________________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ДРУГОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифры, соответствующие этим значениям в приведённом фрагменте словарной статьи.
ДРУГОЙ, -ая –ое.
1) Не этот, не данный. На другом берегу. И тот, и другой.
2) Не такой, иной. Совсем другое дело. Стал совсем другим.
3) Второй, следующий. На другой день.
4) разг. Некоторый, какой-нибудь иной. Другой бы благодарил, а ты недоволен.
5) Кто-то иной, не сам. Заботиться о других.
Ответ: ___________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
крАласьмусоропрОводшАрфывключИтдобелАОтвет:__________________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ЖЕСТОКИЙ норд-ост гнал волны на гранитные мостовые.
Над ЛЕСНОЙ поляной так же ярко и ровно, как вчера, краснело солнце.
В оврагах и сырых, БОЛОТНЫХ местах острая осока ранит ноги.
Ему казалось, что у него тонкие, АРТИСТИЧЕСКИЕ способности.
Осторожные и ДИПЛОМАТИЧНЫЕ выражения помогли смягчить
сложную ситуацию на переговорах.
Детские врачи рекомендуют переводить ребёнка на ИСКУССТВЕННОЕ питание с десятимесячного возраста.
Ответ: ___________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
из НЕДР земли
несколько БАСЕН
около ДВУХСОТ ДВАДЦАТИ экземпляров
ветер РАСТРЕПАЕТ волосы
БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ спортсмен
Ответ: ___________________________.
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения
Задание 9 Определите и запишите основную идея текста.(1)Этим летом мне довелось
... Ваш ответ. Задание 12 Обусловьте и запишите лексическое значение слова заблуждаться из предложения 25. Задание 13 Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 45, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову. ... там облака, цветочки-лепесточки. (17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось побеседовать с молодым товарищем. (18)А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, ...
с причастным оборотом
В) ошибка в предложении с двойным (парным) союзом
Г) нарушение в построении предложения
с деепричастным оборотом
Д) неправильное употребление падежнойформы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Лексика – наиболее подвижная,
изменчивая часть языка, чутко
откликающаяся на изменения во
внешней, внеязыковой действительности.
2) Осознавая свои ошибки, можно найти новые, неожиданные решения.
3) М. Горький в одной из своих статей
отмечает, что поэты до Пушкина
совершенно не знали народа, не
интересовались его судьбой, редко
писали о нём.
4) Лесной покров нашей планеты должен состоять не только из специальных посадок, а также из естественных лесов, охранять которые необходимо.
5) В среднем в городах Европы живут
большинство всего населения: 74%, а внекоторых странах даже 90%.
6) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
7) Мечта живописца Н.М. Ромадина о
покое и гармонии воплощена в пейзаже
«Сон Андерсена».
8) Проблема обратной связи является
главной для каждого художника,
адресующем свои произведения людям.
9) Определяя значение непонятных слов, учитывается контекст.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прив..дениепроб..раться
предл..гать
пр..тензия
зам..рев
Ответ: ___________________________.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же
буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ди…гармония, в..ходы
раз…грать, по..ск
пр…вратник, пр…вратности
под…ёмный, сош…ют
не…добровать, и…гнать
Ответ: ___________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
черешн..вый
преодол..вавший
рубаш..чный
удва..вая
продл…ватьОтвет: ___________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Еслыш..мый
опечал..вшийся
засуш..нный
невид..мый
прикле..вшийОтвет: ___________________________.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Сегодня почти (не)вспоминается философская поэзия С.Я. Маршака.
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели
соловья, и тишина наполнялась дивными звуками.
Коля, (не)останавливаясь, прошёл дальше.
Майор быстро привык к никогда (не)стихающему гулу двигателей.
На уставших от зимы деревьях ещё (не)распустились почки.
Ответ: ___________________________.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Заливы Онежского озера совершенно необыкновенной формы. Один изних (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим
Тест: Ответы на итоговый тест по философии
... и глубину их решения. Ответ: в. 13. (П) "Исторически жизнь народов определялась прежде всего их основными убеждениями, их общим мировоззрением." (В.С.Соловьев) Как можно определить философскую позицию автора ... между основными принципами и названиями этих философских систем: Принципы философских систем: 1. Знаю и соответствующим образом поступаю. 2. Знаю и уклоняюсь. 3. Знаю и подчиняюсь. 4. Не ...
туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца
Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора
Андреа Верроккио.
Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом,
(ПРИ)ЧЁМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо
привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки.
Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трёх недель, пока
воробьята не вырастут, а когда птенцы оперятся, то (В)СЛЕД за
родителями будут добывать себе корм сами.
Удивительное создание – кошка! Она часто идёт (НА)ВСТРЕЧУ
опасности, но (В)ОТЛИЧИЕ от других животных этот зверёк необычайно
терпелив и вынослив.
Ответ: ___________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Пострадавшее от пожара 1812 года здание университета было
восстановле(1)о и частично перестрое(2)о архитектором ДоменикоЖилярди, сохранившим композицио(3)ый замысел архитектора
Казакова.
Ответ: ___________________________.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Первые записи человека на бересте были очень просты и коротки и
содержали сведения о хозяйственной деятельности людей разных
профессий.
2) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.
3) Исчезновение некоторых видов животных или сокращение их
количества заставляло древнего человека всё чаще употреблять в пищу
рыбу.
4) Древние египтяне писали как на папирусе так и на льняных тканях.
5) Чистота и красота тонкость и нежность жасмина восхищают всех.
Ответ: 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая
листьями (2) и заволновались; облако белых пушинок сорвалось сих серёжек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось
в темнеющую чащу.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное
состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4)
исписывать стопы бумаг.
Ответ: ___________________________.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру или цифры, на месте которой(ых) в предложении нужно поставить запятую(ые).
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных
мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4)
связана история отечественного пейзажа второй половины XIX
столетия.
Ответ: ___________________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Напишите пожалуйста по данному тексту. Проблема обучения людей ...
... сочинение по данному тексту. Проблема обучения людей творческих профессий. И какие лит-ные примерыМой друг Борис ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, ... найти похожие вопросы в категории "русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части ...
С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он
помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя
виноватым (4) его совесть была неспокойна.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Я сидел на верхней палубе, под тентом. (2)Море было спокойно. (3)Все ушли в себя; у каждого свои интересы. (4)Какой-то старичок в бархатном картузе присел рядом со мной и принялся за газету.
(5)И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. (6)Он шёл с другого конца парохода, с носа. (7)Ещё нотка, ещё… (8)И я узнал голосок Марса.
(9)Старичок передёрнулся и поглядел на меня, точно я был причиной воя.
- (10)Вы слышите? (11)Собака… (12)Ведь это же неприятно!
(13)Вой усиливался и начинал переходить в какое-то завывающее рыданье.
- (14)А, чтоб тебя! – вырвалось у делового человека. – (15)Волк чистый.
(16)Вой рос и тянул за сердце.
- (17)Уди-ви-тельные порядки! – строго сказал старичок. – (18)Насажают полный пароход собак, и вот извольте тут…
(19)Вой поднялся ещё тоном выше и задрожал.
- (20)За хвост да в воду, – сказал деловой человек. – (21)Вот собак навели…
(22)Надо сказать правду – вой становился невыносимым.
- (23)Его необходимо выпустить, – говорю помощнику капитана.
(24)Разрешено выпустить. (25)Марс прыгает сразу на всех лапах и извивается с громким лаем. (26)Мне даже стыдно за него.
- (27)И охота вам возить собак! – говорит несколько примирительно старичок, довольный наступившей тишиной.
(28)Я иду отдохнуть. (29)Море поёт мне тихую сказку. (30)И вдруг стало тихо-тихо. (31)Должно быть, я заснул. (32)Мне снилось, как по палубе старичок и барышня гонялись за мной со швабрами, а деловой человек грозил и кричал пронзительно:
- За хвост да в воду!..
(33)Я открыл глаза.
- (34)В воду! – кричал тонкий пронзительный голосок. – (35)Вон! вон!!!
- (36)Потонул… (37)Это ужасно.
- (38)Если попросить капитана?.. (39)Смотрите, он ещё плывёт!!!
(40)Сбрасываюсь с койки и бегу. (41)Навстречу попадается рыжий матрос.
- (42)Господин, ваша собачка за бортом…
(43)Марс в море! (44)Вся палуба запружена народом. (45)Стоит гул голосов.
(46)Расталкиваю всех без стеснения, хочу видеть последние минуты моего умного и верного Марса.
- (47)Всё плывёт, сердешный…
- (48)Тоже живая душа, жить-то хочется… (49)Нет, опять захлестнуло…
(50)Я вижу простые лица. (51)Я слышу жалеющие голоса. (52)Кто-то взвизгивает около, начинает плакать в голос. (53)Кто-то тяжко сопит над моим плечом. (54)Капитан стоит, как монумент. (55)В его руке сверкают золотые часы.
- (56)Спустить шлюпку-у!!!
(57)Капитану устраивают овацию. (58)Сотни глаз теперь прикованы к двум точкам на море: к голове Марса и к шлюпке. (59)Я жду. (60)Рядом со мной старичок. (61)Его руки жестикулируют. (62)Он точно повторяет ритмические взмахи вёсел. (63)На секунду я оглядываюсь. (64)Какие лица! (65)Я не узнаю их.
По предмету «Культура речи» : «Текст. Средства связи предложения в тексте»
... общую картину, конкретизируют тему текста. Примером параллельной связи между предложениями в художественном произведении является монолог Печорина: ... кратчайший срок сообщить людям о свежих новостях. Воздействующая - стремление повлиять на мнение людей по поводу какой ... многочисленных речевых стандартов - клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический ...
(66)Они все охвачены жизнью, одним желанием, одной мыслью. (67)И нет в них ни вялости, ни скуки, ни равнодушия. (68)Хорошие человеческие лица. (69)А глаза!
(70)Они все смотрят, волнуются и ждут.
- (71)Браво! (72)Ур-ра! – дружно прокатывается по палубе.
- (73)Молодцы! – кричит над самым ухом деловой человек. – (74)Знатно!
(75)Марс, шаловливый, надоедливый, всем досадивший Марс, – спасён.
(По И.С. Шмелёву*)
*Шмелёв Иван Сергеевич (1873–1950) – русский писатель-эмигрант начала ХХ в.
20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Одни и те же люди часто раскрываются в обыденной жизни и в драматических ситуациях с разных сторон.
2) Сострадание и доброта не проявляются в обыденной жизни.
3) Люди часто сердятся на то, что вовсе не стоит их внимания.
4) Нужно любить собак, потому что собаки – это настоящие преданные друзья человека.
5) Сочувствие, сострадание к попавшему в беду объединяет людей.
Ответ: ___________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3–5 перечислены происходящие события.
2) Предложение 25 объясняет содержание предложения 26.
3) Предложения 21, 48 содержат повествование.
4) Предложение 75 противоположно по содержанию предложению 5.
5) Предложения 64–70 включают элемент описания.
Ответ: ___________________________.
22. Из предложений 1 — 8 выпишите фразеологизм.
Ответ: ___________________________.
8. Среди предложений 50–59 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
24.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Речь героев рассказа Ивана Шмелёва экспрессивна, эмоциональна и
лаконична. Например, троп – (А)_____ («Насажают полный пароход собак…» в предложении 18) – помогает передать недовольство толпы. Синтаксические средства: (Б)_____ (предложение 67), (В)_____ (предложения 39, 56, 71) и такой троп, как (Г)_____ («шаловливый, надоедливый» в предложении 75), тоже служат для изображения эмоциональности пассажиров парохода и рассказчика».
Список терминов:
1) ряд однородных членов
2) восклицательные предложения
3) гипербола
4) вопросно-ответная форма изложения
5) литота
6) антонимы
7) диалектизм
8) риторическое обращение
9) эпитет
Ответ:
А Б В Г
Анализ текста как форма подготовки к сочинению – рассуждению
... анализу текста уделяется на страницах методического журнала «Русский язык в школе». Анализ текста как форма подготовки к сочинению- рассуждению. Формирование навыка составления текстов ... отличать текст от набора предложений; знать структуру текста, ... пособий даны ответы на все ... текста. Как правило, писатели - публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. ...
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Сначала запишите номер задания (25), затем сочинение.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ОТВЕТЫ К ВАРИАНТУ 1 2017
1 23 13 причём несмотря
2 например 14 12
3 2 15 45
4 мусоропровод 16 1234
5 болотистых 17 1234
7 58496 19 1234
8 привидение 20 15
9 дисгармония всходы 21 234
10 удваивая 22 Ушли в себя
11 засушенный 23 55
12 незабываемые 24 3129
Информация о тексте Шмелёва о Марсе
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Проблема единства и разобщенности людей. (Что способно объединить людей?)
2. Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Можно ли считать большинство людей безусловно хорошими, добрыми или безусловно плохими, злыми?)
3. Проблема сострадания. (Достойны ли сострадания животные?)
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
1. Стремление удовлетворить свои мелочные эгоистические интересы разобщает людей, а сочувствие, сострадание к попавшему в беду объединяет.
2. Неоднозначность человеческой натуры проявляется в разных жизненных ситуациях; один и тот же человек часто раскрывается в обыденной жизни и в драматической ситуации с разных сторон.
3. Каждая живая душа достойна сострадания.