|
|
Многие воспитанники детдома уезжали к родителям, где устраивались на местные УПП ВОС и ВОГ. Кто мог самостоятельно передвигаться и пользоваться общественным транспортом — работал в цехах, а другие работали дома, где устанавливалось необходимое несложное оборудование. Надомникам с определённой регулярностью развозились по домам комплектующие и зарплата, одновременно забиралась готовая продукция. Таким образом, судьба почти всех слепых и глухих была предопределена — непосредственная или надомная работа на УПП. Если после ВУЗа инвалиду не удавалось устроиться по специальности, он тоже шёл на УПП или в аппарат ВОС (ВОГ).
Слепые студенты и специалисты с высшим образованием объединяются в ВОС в первичных организациях при спецбиблиотеках. За членами этих организаций закрепилась аббревиатура РИТ — работники интеллектуального труда. В основном это музыканты, юристы, педагоги, программисты, научные работники. Трудоустраивались они чаще всего вне системы ВОС — кто где, смотря по специальности, — и всегда могли и могут рассчитывать на поддержку родной РИТовской первички, в пределах её, увы, более чем скромных возможностей. И в ВОС, и в ВОГ была развитая культурно-просветительная инфраструктура — клубы, дома и дворцы культуры, различные творческие объединения. Можно было заниматься самодеятельным творчеством, так, что помимо работы на УПП — чаще всего достаточно монотонной, отупляющей, — жизнь могла быть вполне яркой, интересной, разнообразно насыщенной. Один такой самодеятельный слепой творец сказал мне в 1984 году: «Мы стараемся, чтобы не было пустоты». В 90-е годы бороться с пустотой становится всё труднее и труднее. Рухнули налаженные производственные связи, многие предприятия фактически остановились, в том числе и в Сергиевом Посаде (бывшем Загорске).
Содержать культурно-просветительную инфраструктуру стало не на что. Многие специалисты с высшим образованием были сочтены «неконкурентоспособными», потеряли работу по специальности, а на УПП количество рабочих мест сокращалось. Взрослые выпускники бывшего Загорского детдома, ныне Сергиево-Посадского реабилитационного центра слепоглухих, в общежитии оказались вынуждены существовать на грошовую пенсию по инвалидности. В самом Центре образовалась большая группа взрослых, которых некуда девать — по месту жительства родителей работы не стало. Жизнь кончилась. Началось выживание, в том числе самого Центра. Если бы не спонсоры, особенно немцы и американцы, Центр, пожалуй, прекратил бы своё существование. В Сергиево-Посадском центре благодаря спонсорам появились новые мастерские — в частности, художественные изделия из керамики. Вместо булавок стали делать мебельные гвозди. Большое общежитие для взрослых (на сто мест) и производственный корпус достроить никак не удаётся — нет денег. Как и у всех, у Центра большая задолженность за коммунальные услуги. Медицинские противопоказания к той или иной профессиональной деятельности полностью соблюдать не удавалось никогда. Мой брат, инвалид с детства (олигофрения на уровне дебильности), вынужден был скрывать свою инвалидность, чтобы устроиться на какую угодно работу, в том числе абсолютно противопоказанную ему по состоянию здоровья (грузчик).
Но сколь сверхмощное, столь и сверхдорогое. Однако, если общество заинтересовано в творческой полноценности такой многочисленной части своих членов, как инвалиды, — оно, общество, обязано сделать всё возможное и невозможное, чтобы компьютеры инвалидам были доступны в максимальной мере. Сами инвалиды в подавляющем большинстве своём оплачивать это поистине судьбоносное для них реабилитационное средство не могут (как не по карману оно и мне).
Значит, необходима мощная — общероссийская и региональная — благотворительная инфраструктура, включающая в себя и государственные социальные службы, и общественные благотворительные организации, и коммерческие структуры, готовые направить часть своих прибылей на благое дело. Эта инфраструктура должна быть достаточно гибкой, чтобы в ней нашлось место всем, — от государства до частных лиц, — чтобы, следовательно, гигантский реабилитационный прорыв можно было осуществить поистине всем миром. С 11 декабря 1996 года я работаю в Университете Российской академии образования, с ректором которого, академиком Борисом Михайловичем Бим-Бадом, меня познакомил ещё Ильенков 15 января 1975 года. По окончании мною психфака МГУ Борис Михайлович очень помог мне найти себя в науке. В течение ряда лет он терпеливо прослушивал мои рукописи, которые я читал ему вслух, и очень тактично подсказывал, как их исправить. Он же помог мне договориться и с Загорском, чтобы мне разрешили жить в детдоме неделями для общения с детьми. И опять после каждой поездки в детдом я читал ему свои дневниковые записи, а он подсказывал, как мне решать возникавшие с детьми проблемы. Сейчас он предоставил мне прямо-таки абсолютную свободу творчества.
Если мне надо поехать к детям на Урал или ещё куда, он всегда с готовностью отпускает меня в командировку. Он понимает, что эти разъезды — основа всех основ в моей работе: без них мне просто не о чем было бы писать научные тексты. Остался я на полставки и в Психологическом институте РАО, где продолжаю работать в том самом научном коллективе, благодаря поддержке которого, стали возможны обе мои защиты. Коллектив этот — лаборатория психологии общения, развития и социореабилитации личности. Руководит ею академик Алексей Александрович Бодалёв. И ему, и каждому из коллег — моё отдельное спасибо и нижайший поклон. Мне повезло. Мне всегда помогали. Но дело в том, что людям вовсе не безразлично, в чём помогать. Мне помогали, потому что я сам всегда был одержим творчеством, увлечён и поглощён своей работой. Алексей Александрович Бодалёв как-то сформулировал это прямо: — Я всегда Вам буду помогать, потому что считаю Вас неординарным мыслителем. Какой я «мыслитель», ему виднее. Я же услышал в его словах главное — мотив помощи. Мне помогают потому, что я работаю, хочу работать, и сам активно всегда искал возможности работать, в тех условиях, уж какие были. То есть действовал по принципу: кто хочет работать — ищет повод, а кто не хочет — ищет причину. Я всю жизнь искал повод для работы, а не причину, чтобы не работать. И мне поэтому помогали и помогают так, что возможным оказывается невозможное. Список литературы
Лекции стали записываться на магнитную ленту, а затем специально нанятыми незрячими студентами переписываться с фонограммы по Брайлю. Университет выделил две тысячи рублей в год на перепечатку специальной литературы — это десять тысяч брайлевских страниц в год. Чтобы стало понятнее, как это много, скажу, что деньги оставались, и на остаток мы могли заказывать себе перепечатку какой угодно дополнительной литературы. Хватало и на оплату переплетения книг. Заведовал образовавшейся огромной рукописной библиотекой автор этих строк. Для нас был специально сконструирован телетактор — прибор, позволяющий преподавателю обращаться одновременно ко всей четвёрке посредством клавиатуры обычной пишущей машинки. У нас под пальцами появлялась строка брайлевских букв и цифр. Каждый из нас мог ответить на вопросы преподавателя, печатая на клавиатуре брайлевской машинки и одновременно проговаривая то же самое голосом. Благодаря телетактору были возможны специальные семинарские занятия, которые с нашей четвёркой проводились у нас же в комнате. Преподаватели не жалели времени на поездки к нам для этих занятий. Иногда и экзамены сдавались так же, с использованием телетактора, — например, по социальной психологии, по физиологии анализаторов.
Но обычно экзамены мы сдавали вместе со всеми. Тянули билеты, потом нам их читали дактильно (пальцевым алфавитом), мы записывали вопросы по Брайлю, готовились и отвечали. ВОС выделило четыре субсидии на оплату индивидуальных секретарей. Секретарями становились обычно студенты-вечерники с нашего же факультета. Они сопровождали нас, переводили дактильно и по телетактору, а так же дополнительно переписывали нам литературу по индивидуальным интересам. Обучение наше закончилось в июне 1977 года, и все мы были распределены в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (директор — академик Василий Васильевич Давыдов), в лабораторию теоретических проблем психологии деятельности, которой заведовал друг Ильенкова и Давыдова, ныне тоже академик, Феликс Трофимович Михайлов. Тут-то сложности и начались. Какую такую работу можно спрашивать с нас, никто себе не представлял. Ставок на секретарскую помощь по окончании МГУ нас лишили. Денег на перепечатку литературы не было. Президент АПН СССР Всеволод Николаевич Столетов, когда к нему со всеми этими техническими проблемами сунулись, отрезал: «Нечего в Академии создавать республику слепоглухих!» Получалось, что в виде ставки младшего научного сотрудника мы имели не зарплату, а как бы вторую пенсию по инвалидности.
Я для себя решил, что если никто не знает, какую такую научную продукцию с меня (как и с остальных из четвёрки) можно спрашивать, то, значит, эту проблему я должен решать сам. Поскольку мне без зрения и слуха нечего делать в Ленинской библиотеке, а финансировать секретарскую помощь и перепечатку литературы Академия отказалась, обычная карьера теоретика для меня закрыта. Надо входить в науку со стороны практики, мобилизовав для её осмысления весь теоретический багаж, уж каким располагаю. И я напросился в Загорск, к детям. Впоследствии среди моих любимцев появились дети-инвалиды всех категорий, а так же здоровые дети. Я пытался передружить их между собой, и эти попытки назвал «совместной педагогикой».
Сравнительное Богословие Книга 6
В таком понимании для человека свобода воли всегда — ограничена праведностью. А праведность проверяется на Истинность через осознанный диалог с Богом в каждой конкретной жизненной ситуации (через Язык Жизни), поскольку в этом человек не самодостаточен. Мы также не можем согласиться с саентологической позицией приписывания Высшим Силам (которых сводят к бесконечности, мягко уводя от единобожия тех, кто был склонен к нему до столкновения с саентологами) мифического дуализма («добро-зло»), злоба которых привела тэтанов сначала к «зомбированию» в “Космосе”, а затем к ссылке «зомбированных» тэтанов на Землю. Этим самым саентологи во-первых, придают неким Высшим Силам свойства «зомбирования» людей: мол природа людей такова, что они изначально были «зомбированы» и рождаются «зомбированными» — то есть, с ненормальной психикой (которую также иногда называют душой) .[479] И, во-вторых, земная жизнь (или жизни в перевоплощениях) предназначена для отбывания наказания и поэтому страдания земной жизни не могут быть преодолены иначе как через избавление от всех «привязок-ограничений», поэтому цель жизни — выживание в условиях отбывания наказания
Будущая жизнь и небытие (сочинения Аллана Кардека)
Он тотчас бросил ученье и предался излишествам всякого рода. На замечания, что беспутная жизнь опасна в его положении, он отвечал: «Не все ли равно? Мне осталось так мало жить! Из-за чего я стану утомлять свой ум? Лучше повеселюсь до конца». Это — логическое последствие учения о небытии. Если бы этот юноша был спиритом, он думал бы так: «Смерть уничтожает только мое тело, которое я покину, как изношенное платье, но дух мой будет жить вечно. В будущей жизни я буду тем, чем сделаю себя в этой жизни. Ничто не пропадет из того, что я приобрету в нравственном и умственном отношении, и всякий недостаток, от которого я исправлюсь, есть шаг вперед по пути к блаженству. Будущее мое счастье и несчастье зависят от образа моей настоящей жизни. Итак, в моих интересах воспользоваться остающимся мне малым временем и избегать всего, что может истощать мои силы». Которое из этих двух учений предпочтительнее? Если бы учение о небытии действительно было истиною, то следовало бы его принять, и никакие противоположные ему системы, ни мысль о зле, причиняемом им, не могли бы воспрепятствовать признанию этого учения.
Социальная философия
Буева [1], человек — особое биологическое существо, способное выжить, сохранить и защитить свою жизнь, обеспечить физическое здоровье и нормальное функционирование за счет того, что его жизнь протекает в специфической среде, имеющей как бы три формы, три измерения. Этими составляющими специфическую «экологию человека» являются природа, социум и культура. Более того, вне социокультурных форм бытия невозможны не только человеческий образ жизни, но и само выживание и функционирование человеческого организма. В силу этого все связи человека с миром его обитания и развития — структурные, функциональные, энергетические, информационные и возможные другие — предполагают изучение взаимодействия различных систем и законов, их регулирующих, — природных, социальных и культурных, причем все они историч 186 ны, изменяют свои формы и, следовательно, типы взаимодействия. Социальная среда, как и природная, задавала функциональную парадигму действия человека. Развитие социальных и технических систем деятельности побуждало организм к формированию специфических способностей, потребностей, мотиваций и стимулов, для реализации которых использовался и тренировался потенциал биологических возможностей. 1 Буева Л. П
Есть жизнь — есть вода. Нет жизни — нет воды
Тайны мятеж-войны — Россия на рубеже столетий
Этот деятель по примеру великого гражданина Греции никогда не сможет сказать: «Ни один российский гражданин не надел по моей вине траур» и никто не удивится, если имя бывшего кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Ельцына будет также «славно», как имя какого-нибудь попа-растриги 17 века. Что ждет «бывшего кэгэбиста-растригу» от демократии и тоталитаризма? Здесь следует заметить, что государство существует или в интересах большинства, то есть народа (несколько хуже — населения) или меньшинства, так сказать, «элиты» (олигархов, бюрократии, творческой интеллигенции), воображающей себя «тоже народом». В последнем варианте перспективы существования государства и НАРОДА настолько плохи, что не поддаются оценке с точки зрения нормальных людей. Не стоит повторяться, но действительно, только творчество способно превратить живое существо в человека. Кто на качественном уровне (творчески) воспроизводит жизнь, тот и является человеком. Тем более всенародно избранным президентом. Кто «творит» так, что ничего не создает для человека, хотя бы в интересах его выживания, тот не может именоваться человеком и президентом
Жизнь души или Размышления о философии В.С. Соловьева
Это значит, что его философию нужно рассматривать и расценивать в нераздельном единстве верования, мышления и творчества, или в единстве добра, истины и красоты. Мысленно вернемся в конец XIX века, интеллигенция раскололась «на две расы»: на одном полюсе сконцентрировалась «культурная элита» — жаждавшая мистических тайн и религиозных откровений, на другом — «силы революции», вдохновлявшиеся идеями русского радикализма и марксизма. Это были будущие богоискатели и большевики. И вот именно в этот период и появился «истинный образователь нового религиозного сознания» Владимир Сергеевич Соловьев. Соловьев В.С. (1853 — 1900) русский религиозный, христианский философ и поэт, основоположник учения о всеединстве и цельном знании. Он родился в Москве 16 января 1853г. в семье известного русского историка. Среднее образование получил в 5-ой московской гимназии (1864-1869), окончив ее с золотой медалью. В 1869г. Соловьев поступает в Московский университет на историко-философский факультет, экстерном сдает дисциплины историко-философского курса и в 1873г. заканчивает обучение.
Жизнь без целей или жизнь ради целей?
Жизнь без целей или жизнь ради целей? Стивен М. Шапиро ( S ephe M. Shapiro),руководитель проектов по реинжинирингу и реорганизации бизнес-процессов международной консалтинговой компании Acce ure Наши устремления могут вдохнуть жизнь во все, что мы делаем. Эти устремления не что-то конкретное, не точка назначения. Нет, это то самое поле, которое делает яркой и насыщенной нашу сегодняшнюю жизнь. И очень хорошо, если вы дополняете свои устремления еще и целями в небольших дозах. Иногда вам надо переключаться из одного режима существования в другой — от жизни без целей к жизни ради целей. Главное, живя в режиме «жизнь ради целей», не наносить при этом ущерб своему душевному здоровью. Часто мы ставим перед собой цели, которые не являются нашими собственными. Согласно данным моего исследования об отношении к целям, более 50% населения считают, что они живут так, как этого хотят от них другие (друзья, семья, коллеги), а не так, как им самим хотелось бы жить, чтобы получать удовлетворение от жизни. А еще больше людей не осознают, что они тоже находятся именно в такой ситуации. Подсознательно мы впитываем те стимулы, которые навязывают нам средства массовой информации, друзья, семья, и неосознанно подстраиваем свою жизнь под эти навязанные нам чужие нормы.
Ревность — болезнь или образ жизни
При этом все остаются в проигрыше, просто какая-то игра в собственные ворота. Но мы играем в эту чудовищную игру, не имея сил признать свое поражение в борьбе с собственным темными инстинктами. Ревность сопровождается хроническим стрессом, от которого рукой подать до самых разнообразных болезней. Головная боль, разбитость, бессонница, язва желудка, сердечные болезни, инфаркт, гипертония, бронхиальная астма, расстройства пищеварения, а также невроз и депрессия, снижение сексуальности, отчуждение от людей, в том числе и самых близких. Иной раз, едва увидев человека, открывающего дверь в мой кабинет, я угадываю, что речь пойдет о предполагаемой измене жены и о крушении всех жизненных взглядов, о таком несчастье, что жить не хочется. Ревнивец выглядит изможденным, волосы всклокочены, взгляд блуждает, руки нервно трут друг друга. Речь его чаще бессвязна, выдает затаенные страдания и неверие в лучшее будущее. Подается ревность, в зависимости от свойств характера, под разными соусами. Могут быть предьявлены «документы» — чуть не поминутные записи передвижений жены, ее разговоров с посторонними, а также мелочи, на которых она путается в своих «показаниях».
Загадка происхождения жизни: эволюция или сотворение?
Еще одна проблема эволюционной концепции – крайне редкая встречаемость в «геологической летописи» претендентов на звание переходных форм между крупными таксонами организмов (беспозвоночными и хордовыми, рыбами и амфибиями, рептилиями и птицами, и т.д.), которые должны были бы существовать, если бы одни виды организмов последовательно возникали из других. Вокруг имеющихся редких находок до сих пор ведутся научные дебаты. Рассмотрим один из проблемных моментов эволюционной концепции – так называемый «кембрийский взрыв»: в слоях, датируемых возрастом 545 миллионов лет, вдруг неожиданно появляются многочисленные организмы, которых не было в нижележащих отложениях. В учебнике палеонтологии (Немцов и др., 1978, с.215) мы читаем: «Установлено, что простейшие одноклеточные организмы существовали еще в архее, а в конце протерозоя появились представители почти всех типов животных. Это свидетельствует о длительном и сложном докембрийском процессе эволюции, который, к сожалению, еще не удалось проследить». Такая логика напоминает доказательство того, что в Древнем Риме существовал беспроволочный телеграф – ведь никаких проводов при раскопках до сих пор не найдено! Рассмотрим эту ситуацию внимательнее.
Мастерство критического разбора А.С. Пушкина (о жизни и сочинениях Озерова)
Если же избежать столь громких, преувеличенных сравнений, то Озерова можно показать как достойного драматурга, занявшего определенное место в развитии слога в русской литературе. На протяжении статьи автор незаметно для самого себя опровергает собственный тезис о значимости творчества Озерова. «Драматическое искусство у нас еще в колыбели», — пишет Вяземский. «Где же геркулесовский подвиг Озерова?» — замечает Пушкин. Таким образом, редактор доказывает свою правоту насчет неуместного превознесения Озерова автором статьи. Далее Вяземский делает «несчастливый, да и не нужный» переход от одной темы к другой: « Пускай доканчивают они тяжелый сон жизни своей на вековом камне под усыпительным надзором невежества и предрассудков: мы обратимся к Озерову, который писал не для их века», — пишет Вяземский, переходя от осуждения критиков к биографии Озерова. Однако Пушкин посчитал этот переход лишним и себя не оправдывающим. Темы не настолько различны меж собою, чтобы вводить такую тяжелую переходную фразу. К тому же биография занимает в статье весьма незначительное место.
Есть ли жизнь во вселенной
Жизнь во Вселенной
I. Возникновение жизни во Вселенной. Несколько поколений ученый рассматривали астрономическую картину мира, в основе которой лежат не только данные астрономических наблюдений, теории и гипотизы, но и важнейшие понятия и законы современной физики. Революционными вехами на пути развития астрономии были обоснование идеи о шарообразности Земли, открытие Коперником геолицентрической картины мира, изобретение телескопа, открытие основных законов небестной механики, применение в астрономии спектрального анализа и фотографии, изучение структуры нашей Галактики, открытие Метагалактики и ее расширение, начало радиоастрономичеких иследований и, наконец, начало космической эры и эпохи непосредственных астрономических эксперементов в космическом пространстве. Благодаря этим открытиям постепенно вырисовывалась величественная картина мироздания, по сравненияю с которой наивными сказками кажутся стариные легенды о плоской Земле, неподвижно покоящейся в центре мире, и о небесной тверде с воткнутыми в нее звездами-булавками. В наши дни астрономия находится на переднем крае современного естествознания и развивается необычайно быстрыми темпами. Астрономическая картина мира — это картина эволюционирующей Вселенной.
И пожилая дама, умиравшая три раза. 119 руб |
|
Любимцем женщин и человеком, ловко использующим своих легендарных фавориток в дворцовых интригах? Карл II. Король, хорошо известный нам по роману «Десять лет спустя» Александра Дюма. . . Но — каким он был не в книгах, а в действительности? 61 руб |
|
Пригодится путешественникам, туристам, рыболовам, охотникам, военнослужащим — всем, кто часто бывает на природе. 259 руб |
|
229 руб |
|
82 руб |
|
Почему кто-то чувствует себя весьма обеспеченным и может позволить себе рестораны, развлечения и отдых за границей, а кто-то — при таких же доходах — еле дотягивает до получки? 129 руб |
|
Только способ, которым она добивалась богатства, хотя и действовал безотказно с помощью магии, счастья не приносил. 217 руб |
|
Его «Жизнь в дикой природе» — превосходное универсальное руководство для тех, кто, отправляясь в путешествие, хочет знать, что положить в рюкзак и что на себя надеть, как организовать короткую стоянку и лагерь длительного пребывания, как овладеть искусством обращаться с огнем, добывать воду там, где нет ни одного источника, устраивать надежное укрытие и многое, многое другое. 175 руб |
|
Наталья, талантливая художница, между искусством и финансовым благополучием выбрала деньги. 111 руб |