Новые критерии ВШЭ поданы, или С декабрьским м!

4 декабря ученики 11-ых классов России столкнутся с одним из выпускных испытаний – итоговым сочинением. Некоторые вузы засчитывают сочинение как индивидуальное достижение и могут добавить до 10 баллов к результатам ЕГЭ. Однако теперь абитуриенты НИУ ВШЭ смогут «заработать» на нем не более 5 баллов – в октябре университет обновил критерии оценивания.

По статистике около 97% школьников пишут итоговое с первого раза – в ту самую первую среду декабря. Почему же абитуриенты так суетятся? Все дело в дополнительных баллах к ЕГЭ, которые ИС может принести. Работа отправляется на перепроверку в университет и оценивается по внутренним критериям, после чего за нее добавляются заветные баллы.

Сегодня около 20 вузов учитывают итоговое сочинение как индивидуальное достижение. Среди них НИУ ВШЭ, который не так давно вывесил новые критерии оценивания.

как

— Как формировали критерии НИУ ВШЭ для оценки итогового сочинения?

— Критерии изначально были созданы на базе государственных критериев, выработанных Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) и не противоречат им. Над их созданием трудился коллектив экспертов, привлеченных Вышкой — как из числа сотрудников НИУ ВШЭ, так и тех внешних экспертов, кто участвует в перепроверке итоговых сочинений.

— Чем были вызваны изменения в критериях? Как они изменились?

— По закону число дополнительных баллов, которые могут быть начислены абитуриенту сверх баллов ЕГЭ, — не более 10. И когда абитуриент 4-7 баллов «зарабатывал» итоговым сочинением, а остальные баллы — благодаря своим спортивным достижениям, участием в олимпиадах, аттестатом с отличием и т.п., в результате оказывалось, что 10 баллов получала большая часть поступающих — и дополнительные баллы просто теряли свою силу. Поэтому руководство Вышки приняло решение снизить максимальное количество баллов за итоговое сочинение до 5. Остальные 5 баллов до максимальных 10 надо теперь пытаться зарабатывать другим способом.

При этом есть всего 3 варианта оценивания итогового сочинения: 0 баллов (они соответствуют прежним 0-3 баллам, на которые писали абсолютное меньшинство абитуриентов); 2 балла (они соответствуют 4-7 баллам — их получало около 90 % всех сдающих); 5 баллов — ими поощряются действительно замечательные работы (и они соответствуют 8-10 прежним баллам).

31 стр., 15401 слов

Тесты по русскому языку и литературе (текущие и итоговые) тест по литературе

... ответ частей А оценивается в 1 балл, частей В – в 2 балла, максимальное количество 13 баллов. Часть С1: точный ответ на поставленный вопрос (2 балла), указание конкретных примеров (2 балла) № Критерии оценивания ответа на задание С2 баллы ... произведение из курса литературы 7 класса является актуальным и по сей день. Обоснуйте свой ответ в небольшом сочинении (не менее 50 слов) Спецификация ...

— Сложнее ли стало написать сочинение на максимальное количество баллов?

С одной стороны, легче, так как раньше максимальным баллом считалось 10, а теперь — нынешним 5 баллам соответствует и 8, и 9 прежних баллов, и яркие, интересные ребята вполне могут претендовать на них. С другой стороны, несколько ужесточились требования к грамотности: у всех факультетов есть запрос на грамотных абитуриентов, и максимальные 5 баллов теперь можно получить только если допустишь не более 2 серьезных ошибок любого типа.

— Изменится ли процесс подготовки к итоговому сочинению после изменения критериев, как Вам кажется?

— Не думаю. По большому счету, для хорошо подготовленного и эрудированного выпускника не должно быть проблемой написать интересное и яркое итоговое сочинение, оно вовсе не требует какой-то особой подготовки — так как в хороших школах ребята постоянно чего-то пишут — и не только по литературе (скажем, в Лицее НИУ ВШЭ коллега математик рассказывал, что и у него на математике ребята пишут математическое эссе!).

И все же, такие кардинальные изменения наверняка не оставили равнодушными абитуриентов этого года. Еще в сентябре они готовились к ИС по одним критериям, а сейчас появились новые. Пугает ли это будущих выпускников? Что перед ИС ощущал прошлогодний выпуск?

На эти вопросы, пожалуй, могут ответить лишь те, кому пришлось испытать всю палитру чувств от события на собственном опыте.

Алина Конюшева, ученица 11 класса социально-экономического направления Лицея ВШЭ

«Я собираюсь поступать в Вышку на иностранные языки и межкультурные коммуникации. Но

сочинение мне не кажется очень страшным событием, по крайней мере, я представляю, как его писать, и от меня не требуется здесь ничего сверхъестественного.

Новые критерии оценивания меня немного расстроили: возможностей получить баллы стало намного меньше, но я стараюсь быть оптимисткой и верю, что хотя бы 2 балла получу.

Безусловно, все невозможно пройти на парах, но мы подробно разбираем важные произведения, которые точно пригодятся в одной из тем. Я стараюсь сама читать что-то помимо классики, чтобы разнообразить банк аргументов, иногда смотрю фильмы, которые могли бы подойти»

Екатерина Михальченко, студентка 1 курса факультета экономических наук НИУ ВШЭ

«Сложно было определиться с темой: я потратила порядка 40 минут на то, чтобы набросать потенциальные примеры и понять, какую лучше выбрать. При этом потом все равно додумывала на ходу. Но в целом не могу сказать, что было сложно. Мне повезло, потому что наша преподавательница по словесности очень много времени уделяла подготовке к ИС на парах и задавала писать много сочинений. Еще я сама прочитала несколько рассказов и кратких содержаний книг и фильмов, которые теоретически могли пригодиться. Мне кажется, я готовилась не слишком мало и не слишком много. Не думаю, что делала бы это по-другому сейчас.

15 стр., 7316 слов

Сочинение я бы показал наташке за эти штучки но из за мишки не стал

... бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком., Текст из ... за несколько дней, но такие вещи не дарят детям. (19)Я делаю подарки для взрослых, а ты ещё маленькая и многого не понимаешь. (20)А теперь ... 7, 8: показаны чувства и ... смысле этих слов. Я согласен ... я придумал. (13)Я подарю тебе одну интересную вещь. (14)Но только не сейчас, ...

Совет себе перед итоговым сочинением (и всем 11-ым сейчас): поменьше париться, потому что ИС — это абсолютно безобидный этап одиннадцатого класса и от него мало что зависит.

По своему опыту могу сказать, что ни мне, ни большинству моих знакомых баллы за ИС картины не сделали: те, кто поступил на бюджет, и так бы прошли, а тем, кто на платном, все равно бы не хватило. ИС не так важно, как ЕГЭ, и его критерии намного субъективнее, чем ЕГЭ-шные. Поэтому не стоит уже сейчас ставить на то, что эти 5 баллов вас спасут (в прошлом году их хотя бы было 10…)»

Готовясь к декабрьскому сочинению, очень важно разделять нагрузку.

За одну ночь перед итоговым сочинением всего не прочитаешь!

Этот вопрос мы задали Наталье Ладохиной, преподавателю словесности Лицея ВШЭ

— Как Вы считаете, смена критериев Вышки – оправданное решение?

— Критерии практически не поменялись: хорошо бы дать небанальный набор произведений и показать эрудицию. А вот то, что изменилась система бонусов, огорчает: теперь даже сверхоригинальная талантливая работа не принесет автору того мощного взлета, какой был возможен раньше. Непросто смириться и с тем, что при таком подсчете сочинение из метапредметного эссе фактически превращается в экзамен по русскому. Тем не менее бороться за эти баллы стоит, главное – выработать тактику.

— Как не переволноваться на сочинении и не наделать ошибок?

— Лучше всего не думать об этой работе как о решающем испытании (все-таки «зачет» и допуск к ЕГЭ вы почти гарантированно получите), а увидеть в ней возможность понять что-то интересное для себя. Тогда вы ощутите свободу, вспомните любимые книги и фильмы, сможете писать без шаблонов — так, чтобы в написанном звучал именно ваш голос, а не чей-то еще.

  • Лицеисты уже писали итоговое сочинение. Какие ошибки в их работах встречаются чаще всего?
  • Самое неприятное – это стремление упростить текст, чтобы подверстать его под тему. Отдельная боль – сетевые пересказы.

Когда человек пользуется банком готовых аргументов, это видно всегда, сколько бы «воды» и эмоций он ни добавил. Выглядит беспомощно, совершенно не убеждает, к тому же это почти наверняка фактические ошибки.

Из типичных недочетов по русскому — незакрытые синтаксические конструкции (например, нет запятой в конце придаточного) и канцеляризмы. Почему-то многие думают, что слова «является», «данный» и «вышесказанное» – это такие показатели научного стиля и вообще достойные обороты. Нет, это канцеляризмы.

На чем Вы бы посоветовали сделать акцент при подготовке к ИС?

Вспомните и перелистайте книги, которые действительно любите: выпишите героев, перечитайте важные эпизоды. Скорее всего, найдутся произведения, которые вы сможете упоминать сразу по нескольким направлениям, и то же самое с фильмами. Подберите примеры из современного искусства.

9 стр., 4331 слов

Топик 0903. (С). Книга, которую стоит прочитать

Some years passed, I became an English teacher and it turned out so that one day I again recollected thatname, Anne Frank. In one of the English textbooks my pupils and I read an article about that girl. I asked the pupils if they had ever heard about Anne before, at school. It turned out that not, her name was quite unfamiliar to them and none of them had read her diary. And then I made up my ...

Очень важно рассматривать проблему не абстрактно, а в актуальном контексте. Зайдите на сайт Максима Ильяхова «Главред» и почитайте, что такое канцелярит и как убирать из текста штампы. А на самом экзамене старайтесь писать по принципу «Одно предложение – одна мысль».

Не забудьте «обратную проверку»: проверять с конца сочинения отдельно орфографию, отдельно пунктуацию по одному слову и по одной фразе. Вдохновляющих тем, красивых примеров, сосредоточенности и внутренней свободы!

Что касается советов экспертов, Михаил Павловец посоветовал не концентрироваться именно на подготовке к итоговому сочинению, а потратить время на ознакомление с критериями перепроверки итогового сочинения в НИУ ВШЭ — и их сравнение с критериями ФИПИ; постараться расширить свой читательский и культурный бэкграунд, практиковаться в написании различных письменных работ, предполагающих размышление, обоснование своей позиции. Вместо произведений из специально составленных списков к итоговому сочинению лучше выбрать книги, фильмы, спектакли (да и вообще, что угодно!), которые нравятся именно вам, и проследить, как затрагиваются темы сочинения там.

И главное – продемонстрируйте свою незаурядность и будьте собой!

Анастасия Осипова