Проблемы гуманизма в произведениях русской литературы XX века

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

Проблемы гуманизма и насилия в литературе 20го века

Проблемы гуманизма и насилия волновали писателей и Со­ветской России, и русского зарубежья, в чем можно увидеть проявление общности двух ветвей единой русской литературы, расколовшейся после революции.

Страницы произведений о революции и гражданской вой­не полны сцен боев, расправ, насилия, проявления жестоко­сти и беспощадности с обеих сторон. С точки зрения жизни конкретного человека не столь важно, белый или красный террор предшествовали друг другу, – террор был реальностью гражданской войны. Именно литература уже в двадцатые годы формировала представление о гражданской войне как о траге­дии, общей беде нации. Этот вывод делает читатель даже неза­висимо от того, как сам автор относится к событиям, считает ли он насилие жестокой необходимостью гражданской войны. Объективное изображение всеобщего озлобления, многолет­него кровопролития, упования на силу, ставшего печальной российской традицией, и, как следствие, обесценивания жиз­ни человека, говорят сами за себя.

«Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И чего деремся, Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и де­рутся», – высказал затаенную мысль герой одного из первых романов о гражданской войне («Два мира», 1921), написанного бывшим политработником Красной Армии В. Зазубриным. «Вот вы образованный, так сказать, а скажите мне вот: почему это друг с другом воевать стали? Из чего это поднялось?» – словно бы вторит ему герой автобиографических заметок «Ледяной по­ход (с Корниловым)» эмигранта Р. Гуля (изданы в 1920 или

1921 г.).

С натуры написана им сцена расправы «рыцарей белой идеи» над безоружными пленными: «Люди падали друг на дру­га, а шагов с десяти, плотно вжавшись в винтовки и расставив ноги, по ним стреляли, торопливо щелкая затворами. Упали все. Смолкли стоны. Смолкли выстрелы. Некоторые расстреливаю­щие отходили. Некоторые добивали штыками и прикладами еще живых». Стиль бесстрастного объективного повествования пре­рывается авторским комментарием: «Вот она, гражданская вой­на; то, что мы шли цепью по полю, веселые и радостные чему- то, – это не «война» … Вот она, подлинная гражданская вой­на», – когда русский убивает русского, и не суть важно, ради какой идеи, а многие, как видно из текста, и вовсе без всякой идеи… Страшные картины зверства колчаковцев нарисовал в романе «Два мира» В. Зазубрин, и он же в повести «Щепка», написанной в 1923 г., но опубликованной в 1989-м, покажет жуткую машину смерти – камеру губчека.

6 стр., 2829 слов

Век техники: добро и зло. 20 век человек в мире и мир человека

... ясностью показала оборотную сторону развития науки и техники для человечества. Так наука в XX веке стала слугой двух господ — добра и зла, жизни и смерти. Энергия атома была использована ... становятся дьявольскими и увеличивают раны, которые один человек наносит другом». Доминируя в европейском сознании со времен Ф. Бэкона идея господства человека над природой поставила общество XX века на грань ...

«…Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме…» – поставит слова из Библии в качестве эпиграфа к повести «Конь вороной» эмигрант В. Ропшин, оценивая конкретные истори­ческие события с точки зрения нравственных законов.

В годину смуты и разврата

не осудите, братья, брата

  • эти слова будут написаны слав янской вязью на навесе ча­совни, вставшей над могилой одного из шолоховских героев, а по весне самка стрепета исполнит возле нее вечную песню любви и продолжения рода (финал второй книги романа «Ти­хий Дон»).

«Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто… Никто», – заостряет одну из важнейших нравственных проблем эпохи М. Булгаков в романе «Белая гвардия». Но сам писатель, как и другие авторы, показывает, что расплата неминуемо приходит прежде всего как муки совести, внутренний надлом, как жаж­да искупления вины человеком, который переступил вечную нравственную заповедь – не убий! – и не смог «поднять» эту тяжелейшую ношу.

Вспомним бурю чувств в душе Григория Мелехова, много повидавшего за годы войн и революций, но надорвавшегося под грузом нравственной вины (эпизод убийства четырех матросов).

Суд совести настигает людей, сражающихся по разные стороны баррикад: командующего белым фронтом Хлудова («Бег» М. Бул­гакова) и председателя губчека Срубова («Щепка» В. Зазубрина).

Трагизм мироощущения, больная психика, раздвоение сознания героев переданы через символику образов и деталей. Хлудову по­стоянно являются столбы с повешенными и казненный вестовой Крапилин, с которым, как с живым, он ведет разговоры, пыта­ясь оправдаться. Срубова после массовых расстрелов врагов рево­люции преследует ощущение несмываемой грязи и запах крови, и уже непонятно, на самом деле или только в больном мозгу че­киста возникают кровавые пятна на полу его кабинета… Здесь ав­торы несомненно следуют традиции Ф.М. Достоевского, его принципам изображения своеволия личности и последствий по­пыток переступить нравственные законы, словно бы в разных вариантах ставят вопрос о возможности построения светлого бу­дущего на крови, о соотношении теории и жизни, о «слезинке ребенка» как метафоре цены, которую платит человечество за исторические эксперименты. В повести В. Зазубрина «Щепка» есть прямая отсылка к этим мыслям Достоевского – в письме отца Срубова к сыну: «Ты думаешь на миллионах замученных, рас­стрелянных, уничтоженных воздвигнуть здание человеческого счастья… Ошибаешься… Откажется будущее человечество от «сча­стья», на крови людской созданного…»

Как соединить Маркса (портрет постоянно висит на стене ка­бинета Срубова) и Достоевского, убеждение в своей нужности революции именно здесь, в ЧК, и непредвиденную болезнь души, расцениваемую героем, да и, по всей видимости, самим автором как слабость? Ведь выше человека для Срубова – Она, революция, которой он преданно служит, ради которой готов на все, даже на принятие расстрела собственного отца, не смирив­шегося с большевизмом. Она, революция (это центральный об­раз – символ произведения) вдруг обнаруживает, по верному на­блюдению А. Панкова, черты оборотня. Ранее представлявшаяся

27 стр., 13014 слов

Трудом а не войной человек проявляет свое мужество трудом больше чем

... действующей правоприменительной практики в сфере труда. И, несмотря на все главной потребностью людей является труд. Труд нужен для нормальной жизни ... профсоюзов, а также собственников - всех субъектов трудового права Украины. Вместе с тем, учитывая, что организационно-управленческое ... частью этого статуса. Другие расширяют эту категорию еще больше и включают в нее еще и юридическую ответственность, ...

Срубову в виде русской бабы в лохмотьях, беременной мечтой о светлом будущем, она начинает казаться «то русалкой, то ведьмой среди кровавой реки…». Так символически выражает автор мысль

о внутреннем конфликте личности как расплате за пролитую кровь, тревогу о превращении средства (насилие) в цель, о пол­ном подавлении личности во имя идеи. О пословице «лес рубят – щепки летят» напоминает и название повести В. Зазубрина «Щеп­ка». Только «рубят» здесь конкретных людей, каждый из которых неповторим (даже в том, как он встречает свою смерть)…

Здесь искали:

  • проблемы века сочинение по литературе

Война проверка на мужество и человечность

Тема : Война проверка на мужество и человечность

Ведение : Почему в нашем современном мире, в разных уголках планеты вспыхивают войны? К сожалению, на всем протяжении человеческой истории люди не обходились без вооруженных конфликтов из-за экономических, межнациональных, религиозных причин, или претензий на территорию. Стирались с лица земли государства, на их месте образовывались новые. Человек придумывал все более и более изощренные орудия убийства: танки, самолеты, ядерные бомбы.

Войны планируются в тиши кабинетов людьми, чьи имена попадают на скрижали истории. Но гибнут на войне обычные люди: солдаты и офицеры, чей долг исполнять приказ, защищать свою Родину. Война – это не картинки в цветном журнале и не голливудский зрелищный фильм. Война – это боль, кровь, отчаяние и всегда огромный риск. Человеческая жизнь здесь обесценивается. Философия и взгляд на жизнь сужается до простой истины: выжить.

Война обнажает человеческую натуру. Здесь, в военных действиях переплетаются характеры и судьбы. Суровая окопная правда окатывает, будто ледяной водой, ломает жизненную философию и разрушает психику. Можно ли на войне сохранить человеческое лицо, не сломаться под внешним сопротивлением, не сделаться «бездушным оружием», проявить свое мужество, стойкость, героизм? В первую очередь это зависит от личности человека, от его воспитания, душевных порывов и силы человеческого духа. Достоинства человека, так же, как и его пороки всегда выявляются на крутых поворотах судьбы. И на войне в первую очередь раскрывается вся сущность личности.

Аргумент : На войне облетает вся наносная шелуха в мировоззрение человека, оголяются чувства. Все достоинства человеческой личности, как и все ее недостатки могут проявиться в первом бою. Мужество и героизм – это синонимы. Но только человек твердого духа готов пожертвовать собой ради товарищей в бою. Историки писали, что в войнах всегда первым погибал лучший генофонд человечества – мужественные и храбрые люди. Томас Карлейль выразил: « Высшее счастье есть самопожертвование».

На войне всегда есть место отваге и подвигу. Может ли человек не зачерстветь душой, сохранить в душе светлые чувства на войне? Таких примеров сколько угодно. Человек, если он действительно Человек с большой буквы, никогда не опускается до низменного состояния: мародерства, убийства мирных жителей и военнопленных. И тут дело даже не в христианских заповедях. Доброта, сострадание и справедливость – вот что несет в себе цельная человеческая личность, в каких условиях не приходилось бы жить. Бытует мнение, что доброта и милосердие на войне – это аспект слабости. Нет, доброта и человечность – скорее удел сильного человека, осознающего свое место в этом мире.

5 стр., 2416 слов

«Человек на войне. «Человек на войне» Жестокие реалии и романтика

... свободу, мир и любовь. Другие сочинения: ← Великая Отечественная война↑ ВойнаДень победы 9 мая → Сочинение на тему Человек на войне Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире ... стрельбы. Выяснилось, что в тех видах боев, где противник воспринимается как человек и личность (пехотные бои, авиационные дуэли истребителей), практически весь урон, причиняемый противнику, совершают ...

Заключение