ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>
Проблемы гуманизма и насилия в литературе 20го века
Проблемы гуманизма и насилия волновали писателей и Советской России, и русского зарубежья, в чем можно увидеть проявление общности двух ветвей единой русской литературы, расколовшейся после революции.
Страницы произведений о революции и гражданской войне полны сцен боев, расправ, насилия, проявления жестокости и беспощадности с обеих сторон. С точки зрения жизни конкретного человека не столь важно, белый или красный террор предшествовали друг другу, – террор был реальностью гражданской войны. Именно литература уже в двадцатые годы формировала представление о гражданской войне как о трагедии, общей беде нации. Этот вывод делает читатель даже независимо от того, как сам автор относится к событиям, считает ли он насилие жестокой необходимостью гражданской войны. Объективное изображение всеобщего озлобления, многолетнего кровопролития, упования на силу, ставшего печальной российской традицией, и, как следствие, обесценивания жизни человека, говорят сами за себя.
«Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И чего деремся, Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся», – высказал затаенную мысль герой одного из первых романов о гражданской войне («Два мира», 1921), написанного бывшим политработником Красной Армии В. Зазубриным. «Вот вы образованный, так сказать, а скажите мне вот: почему это друг с другом воевать стали? Из чего это поднялось?» – словно бы вторит ему герой автобиографических заметок «Ледяной поход (с Корниловым)» эмигранта Р. Гуля (изданы в 1920 или
1921 г.).
С натуры написана им сцена расправы «рыцарей белой идеи» над безоружными пленными: «Люди падали друг на друга, а шагов с десяти, плотно вжавшись в винтовки и расставив ноги, по ним стреляли, торопливо щелкая затворами. Упали все. Смолкли стоны. Смолкли выстрелы. Некоторые расстреливающие отходили. Некоторые добивали штыками и прикладами еще живых». Стиль бесстрастного объективного повествования прерывается авторским комментарием: «Вот она, гражданская война; то, что мы шли цепью по полю, веселые и радостные чему- то, – это не «война» … Вот она, подлинная гражданская война», – когда русский убивает русского, и не суть важно, ради какой идеи, а многие, как видно из текста, и вовсе без всякой идеи… Страшные картины зверства колчаковцев нарисовал в романе «Два мира» В. Зазубрин, и он же в повести «Щепка», написанной в 1923 г., но опубликованной в 1989-м, покажет жуткую машину смерти – камеру губчека.
Век техники: добро и зло. 20 век человек в мире и мир человека
... ясностью показала оборотную сторону развития науки и техники для человечества. Так наука в XX веке стала слугой двух господ — добра и зла, жизни и смерти. Энергия атома была использована ... становятся дьявольскими и увеличивают раны, которые один человек наносит другом». Доминируя в европейском сознании со времен Ф. Бэкона идея господства человека над природой поставила общество XX века на грань ...
«…Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме…» – поставит слова из Библии в качестве эпиграфа к повести «Конь вороной» эмигрант В. Ропшин, оценивая конкретные исторические события с точки зрения нравственных законов.
В годину смуты и разврата
не осудите, братья, брата
- эти слова будут написаны слав янской вязью на навесе часовни, вставшей над могилой одного из шолоховских героев, а по весне самка стрепета исполнит возле нее вечную песню любви и продолжения рода (финал второй книги романа «Тихий Дон»).
«Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто… Никто», – заостряет одну из важнейших нравственных проблем эпохи М. Булгаков в романе «Белая гвардия». Но сам писатель, как и другие авторы, показывает, что расплата неминуемо приходит прежде всего как муки совести, внутренний надлом, как жажда искупления вины человеком, который переступил вечную нравственную заповедь – не убий! – и не смог «поднять» эту тяжелейшую ношу.
Вспомним бурю чувств в душе Григория Мелехова, много повидавшего за годы войн и революций, но надорвавшегося под грузом нравственной вины (эпизод убийства четырех матросов).
Суд совести настигает людей, сражающихся по разные стороны баррикад: командующего белым фронтом Хлудова («Бег» М. Булгакова) и председателя губчека Срубова («Щепка» В. Зазубрина).
Трагизм мироощущения, больная психика, раздвоение сознания героев переданы через символику образов и деталей. Хлудову постоянно являются столбы с повешенными и казненный вестовой Крапилин, с которым, как с живым, он ведет разговоры, пытаясь оправдаться. Срубова после массовых расстрелов врагов революции преследует ощущение несмываемой грязи и запах крови, и уже непонятно, на самом деле или только в больном мозгу чекиста возникают кровавые пятна на полу его кабинета… Здесь авторы несомненно следуют традиции Ф.М. Достоевского, его принципам изображения своеволия личности и последствий попыток переступить нравственные законы, словно бы в разных вариантах ставят вопрос о возможности построения светлого будущего на крови, о соотношении теории и жизни, о «слезинке ребенка» как метафоре цены, которую платит человечество за исторические эксперименты. В повести В. Зазубрина «Щепка» есть прямая отсылка к этим мыслям Достоевского – в письме отца Срубова к сыну: «Ты думаешь на миллионах замученных, расстрелянных, уничтоженных воздвигнуть здание человеческого счастья… Ошибаешься… Откажется будущее человечество от «счастья», на крови людской созданного…»
Как соединить Маркса (портрет постоянно висит на стене кабинета Срубова) и Достоевского, убеждение в своей нужности революции именно здесь, в ЧК, и непредвиденную болезнь души, расцениваемую героем, да и, по всей видимости, самим автором как слабость? Ведь выше человека для Срубова – Она, революция, которой он преданно служит, ради которой готов на все, даже на принятие расстрела собственного отца, не смирившегося с большевизмом. Она, революция (это центральный образ – символ произведения) вдруг обнаруживает, по верному наблюдению А. Панкова, черты оборотня. Ранее представлявшаяся
Трудом а не войной человек проявляет свое мужество трудом больше чем
... действующей правоприменительной практики в сфере труда. И, несмотря на все главной потребностью людей является труд. Труд нужен для нормальной жизни ... профсоюзов, а также собственников - всех субъектов трудового права Украины. Вместе с тем, учитывая, что организационно-управленческое ... частью этого статуса. Другие расширяют эту категорию еще больше и включают в нее еще и юридическую ответственность, ...
Срубову в виде русской бабы в лохмотьях, беременной мечтой о светлом будущем, она начинает казаться «то русалкой, то ведьмой среди кровавой реки…». Так символически выражает автор мысль
о внутреннем конфликте личности как расплате за пролитую кровь, тревогу о превращении средства (насилие) в цель, о полном подавлении личности во имя идеи. О пословице «лес рубят – щепки летят» напоминает и название повести В. Зазубрина «Щепка». Только «рубят» здесь конкретных людей, каждый из которых неповторим (даже в том, как он встречает свою смерть)…
Здесь искали:
- проблемы века сочинение по литературе
Война проверка на мужество и человечность
Тема : Война проверка на мужество и человечность
Ведение : Почему в нашем современном мире, в разных уголках планеты вспыхивают войны? К сожалению, на всем протяжении человеческой истории люди не обходились без вооруженных конфликтов из-за экономических, межнациональных, религиозных причин, или претензий на территорию. Стирались с лица земли государства, на их месте образовывались новые. Человек придумывал все более и более изощренные орудия убийства: танки, самолеты, ядерные бомбы.
Войны планируются в тиши кабинетов людьми, чьи имена попадают на скрижали истории. Но гибнут на войне обычные люди: солдаты и офицеры, чей долг исполнять приказ, защищать свою Родину. Война – это не картинки в цветном журнале и не голливудский зрелищный фильм. Война – это боль, кровь, отчаяние и всегда огромный риск. Человеческая жизнь здесь обесценивается. Философия и взгляд на жизнь сужается до простой истины: выжить.
Война обнажает человеческую натуру. Здесь, в военных действиях переплетаются характеры и судьбы. Суровая окопная правда окатывает, будто ледяной водой, ломает жизненную философию и разрушает психику. Можно ли на войне сохранить человеческое лицо, не сломаться под внешним сопротивлением, не сделаться «бездушным оружием», проявить свое мужество, стойкость, героизм? В первую очередь это зависит от личности человека, от его воспитания, душевных порывов и силы человеческого духа. Достоинства человека, так же, как и его пороки всегда выявляются на крутых поворотах судьбы. И на войне в первую очередь раскрывается вся сущность личности.
Аргумент : На войне облетает вся наносная шелуха в мировоззрение человека, оголяются чувства. Все достоинства человеческой личности, как и все ее недостатки могут проявиться в первом бою. Мужество и героизм – это синонимы. Но только человек твердого духа готов пожертвовать собой ради товарищей в бою. Историки писали, что в войнах всегда первым погибал лучший генофонд человечества – мужественные и храбрые люди. Томас Карлейль выразил: « Высшее счастье есть самопожертвование».
На войне всегда есть место отваге и подвигу. Может ли человек не зачерстветь душой, сохранить в душе светлые чувства на войне? Таких примеров сколько угодно. Человек, если он действительно Человек с большой буквы, никогда не опускается до низменного состояния: мародерства, убийства мирных жителей и военнопленных. И тут дело даже не в христианских заповедях. Доброта, сострадание и справедливость – вот что несет в себе цельная человеческая личность, в каких условиях не приходилось бы жить. Бытует мнение, что доброта и милосердие на войне – это аспект слабости. Нет, доброта и человечность – скорее удел сильного человека, осознающего свое место в этом мире.
«Человек на войне. «Человек на войне» Жестокие реалии и романтика
... свободу, мир и любовь. Другие сочинения: ← Великая Отечественная война↑ ВойнаДень победы 9 мая → Сочинение на тему Человек на войне Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире ... стрельбы. Выяснилось, что в тех видах боев, где противник воспринимается как человек и личность (пехотные бои, авиационные дуэли истребителей), практически весь урон, причиняемый противнику, совершают ...