Оперно-хоровое творчество В. А. МОЦАРТА (Реквием, хоры из опер «Идоменей», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта»)

2 оратории «Кающийся Давид» и «Освобожденная Бетулия»,

18 месс (среди них выделяется Большая месса c-moll ), «Magnificat», «Miserere», «Te Deum», пять мотетов (в том числе и очаровательный «Ave Verum Corpus» ),

4 немецкие кантаты

3 масонские кантаты

свыше 30 песен,

гениальный Реквием — последнее творение композитора.

«Пасхальной оратории».

редакции этих партитур

«Реквием»

Как известно, умирающий композитор писал это произведение с невероятным напряжением последних сил, но все же не успел его завершить. Закончил «Реквием» ученик Моцарта Ф.Зюсмайер. Более или менее достоверно установлено, какая часть музыки была написана Моцартом, а какая Зюсмайером. Первый номер целиком написан Моцартом в виде законченной партитуры. В следующих номерах (Dies irae, Tuba mirum, Rex Treamendae, Recordare, Confutatis, Domine Jesu, Hostias, частично Lacrymosa) Моцартом написана вокальная партия, дана гармоническая основа (фрагменты генерал-баса) и некоторые указания по оркестровке. Три последних номера целиком написаны Зюсмайером, однако следует учесть, что по указанию Моцарта, в последнюю часть «Agnus dei» была включена фуга из первого номера (с другим текстом).

контрастны

имитационной полифонии

Вокруг создания Реквиема исторически сложилась целая легенда. Таинственный заказчик, скрывший свое имя и произведший этим тягостное впечатление на смертельно больного Моцарта (не для себя ли самого он пишет это произведение?).

Тем не менее к созданию Реквиема Моцарт был подготовлен многолетней работой над мессами и другими духовными сочинениями. Изучение же музыки Баха и Генделя могло лишь углубить его интерес к традиционным вокально-инструментальным формам. Приступая к работе над Реквиемом, Моцарт был сверх обычного переутомлен, но еще не болен. Заболел же он во время работы над ним. Возможно, болезнь с новой остротой и силой заставила воспринимать образный мир Реквиема, переживая его глубоко, как откровение. Наступали редкостные мгновения, когда художественные образы как бы сливались с уходящей жизнью художника, непосредственно отвечали его личным чувствам.

16 стр., 7742 слов

Mozart W.A. «Requiem» / Моцарт В.А. «Реквием» на латинском и русском языках

... через посредника — некоего человека в сером — заказ на сочинение «Реквиема» на условиях секретности; предположительно Моцарт знал заказчика; он получил аванс, по разным сведениям, 50 или 100 дукатов; ... ём Богемии. По возвращении из Праги Моцарту сначала пришлось работать над «Волшебной флейтой», а потом над кларнетовым концертом и Масонской кантатой (KV622 и 623). По утверждению ...

Реквием – это концепция жизни и смерти, к которой Моцарт пришел в полном соответствии со своим мировосприятием: ужас перед лицом смерти – любовь к жизни и сочувствие человеку – признание гармонии мира, естественности процесса жизни и смерти.

не представляется особенно монументальным

Замечательной особенностью музыки Реквиема является опора на лучшие традиции (без подчинения им) в сочетании со смелым использованием новых лирических и драматических выразительных средств . В целом музыка лишена как мелодраматизма, внешних эффектов, сентиментальности, так и излишней строгости, сухости. Хотя Моцарт и не дописал Реквием до конца и в разной степени не завершил ряда его частей, у него, вне сомнений, сложился крупный план произведения в целом с целой системой внутренних интонационных связей между тематизмом отдельных частей.

секвенция «Dies ire

первая часть «Requiem aeternam

Оперно-хоровое творчество В. А. МОЦАРТА (Реквием, хоры из опер «Идоменей», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта») 1

Kyrie представляет собой фугу на двухголосную тему. Моцарт приближается здесь к старым мастерам в их мужественно-скорбных произведениях. Сама тема фуги близка строго-значительным темам Баха-Генделя. ( СЛУШАТЬ ).

Оперно-хоровое творчество В. А. МОЦАРТА (Реквием, хоры из опер «Идоменей», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта») 2

«Dies irae» №2

№3 «Tuba mirum

Rex tremendae» (№4

«Recordare

Сопоставление двух последних хоров, входящих в состав секвенции «Dies irae», наиболее контрастно и драматично:

«Confutatis

Оперно-хоровое творчество В. А. МОЦАРТА (Реквием, хоры из опер «Идоменей», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта») 3

Последующие номера Реквиема являются отдельными молитвами или частями обычной мессы, следующими после «Lacrimosa», то есть после окончания секвенции «Dies irae». Они дополняют и расширяют концепцию Реквиема вслед за его кульминацией, не нарушая принципов, которые легли в основу всей композиции.

«Domine Jesu

«Hostias»

«Sanctus » («свят» №10 , Adagio, D-dur) прославляет господа Саваофа (одно из имен Бога в иудаизме и христианстве, означает: Бог воинства (подразумевается солнце, луна и звезды – «все воинство небесное»).

Benedictus» («благословен» №11

«Agnus dei»

«Волшебная флейта

Хор из второго акта оперы «Идоменей»

«Волшебная флейта»

«Свадьба Фигаро»(опера буффо)

Творчество Моцарта, опираясь на традиции великих предшественников, целиком обращено вперед, к новой вершине – к революционному искусству Бетховена.