Соня Мармеладова видела, что ее отец Семен Захарович Мармеладов находится в трудном положении. Его семье нечем платить за квартиру, они не имеют средств даже на еду. Поэтому Соня идет на отчаянный шаг: она идет по «желтому билету». Делает это она из-за голода и нищеты. Однако Соня выбирает такой путь не из-за того, что сама испытывает жизненные трудности, а из-за того, что нуждаются в материальной помощи близкие ей люди: отец и мачеха Катерина Ивановна, которая имела троих детей. После смерти Семена Захаровича положение Катерины Ивановны усугубилось, и Соня Мармеладова не могла бросить эту бедную женщину, хотя могла это сделать, так как они фактически не являются кровными родственниками. Сонечка не могла оставаться равнодушной к проблемам Катерины Ивановны, а тем более к проблемам беззащитных детей. Героиня без каких-либо корыстных целей помогает семье своего отца, не жалея ни сил, ни заработанных денег.
Великодушие и вера
Другое качество человека – великодушие. Оно отрицает месть, не дает человеку ей поддаться, возвышает его и очищает. Великодушие – качество характера Сони Мармеладовой. Девушка стремится помочь Родиону. Она просит его покаяться, очиститься перед людьми и перед Богом. Соня знакомит юношу с легендой о Лазаре, его воскрешении. Возрождение жизни дает надежду на новую судьбу, построенную своими руками, силой духа. Девушка учит прощать и просить прощения. Она так великодушна, что ее плохие черты остаются для читателя далеко. Автор показывает, как душа одного оживляет душу другого. Сила великодушия неизмерима.
Другой пример великодушия – Дуня. Девушка идет на жертву ради семьи. Она верит, что сможет помочь свои поступком матери и брату. О своей жизни с Лужиным Дуня не думает. Родион не позволяет сестре погубить свою жизнь. Он не принимает такое самопожертвование и останавливает Дуню.
Лужин в романе “Преступление и наказание”
Доброта по отношению к Раскольникову
Доброта Сони («Преступление и наказание») проявилась и в ее отношении к центральному персонажу романа Ф. М. Достоевского. Когда Сонечка Мармеладова узнает о том, что Родион Раскольников является убийцей, она не отказывается от общения с ним, а, наоборот, помогает ему. Душевные разговоры Сони с Родионом помогают ему понять то, что он заблуждался в своей теории. Влияние Сонечки настолько велико, что в финале произведения Раскольников внутренне очень близок к возрождению души. Этому поспособствовала Соня, которая не отреклась от Родиона и поехала вместе с ним в Сибирь, где Раскольников находился на каторге. Соня готова идти с Родионом рука об руку, чтобы он понял истину. Девушка хочет, чтобы Раскольников самостоятельно пришел к Богу. Мармеладова готова простить убийцу, отзывчиво и сердечно героиня относится и к другим обитателям каторги, для которых Соня становится символом очищения и спасения.
Почему только у сони раскольников находит любовь и сострадание
... станет облегчением и счастьем. Кроткая и смиренная девушка помогает осознать бунтарю Раскольникову, что только через любовь и добрые поступки можно изменить общество в лучшую сторону. Ее сострадание к ... На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну. Раскольников – бедный студент, забросивший ...
Жертвенность и несправедливая месть
Девушка, способная помочь другим, становится жертвой мстительного человека. Мелочный Лужин не знает, как отомстить за то, что потерял невесту, за то, что его Раскольников выгнал из квартиры. Несостоявшийся муж выбирает жертву. Ею становится великодушная Соня. Страшно в поступке Лужина все: место и время злого деяния. Все происходит на похоронах отца. Мужчина подкладывает в карман опечаленной и погруженной в свои мысли Сони 100 рублевую бумажку. Мармеладову обвиняют в воровстве. Тема мести показана здесь как синоним безнравственности. Соню спасают. Лебезятников исправляет ситуацию. Но автор предупреждает, как легко можно стать жертвой несправедливой мести, направленной не против того, кому мстят. Важно, чтобы рядом был кто-то более честный.
Значение образа
Ф. М. Достоевский изображает в романе «Преступление и наказание» жестокость общества, однако не все люди озлоблены на мир. Примером милосердного и отзывчивого отношения к людям является образ Сонечки Мармеладовой. Открывая свою тайну Соне, Раскольников впускает в свою душу светлые начала. Фактически внутренний мир центрального персонажа романа становится местом борьбы добра и зла. В финале произведения Раскольников близок к нравственному возрождению, поэтому силы добра побеждают злые начала в Родионе, олицетворенные теорией о право имеющих и тварей дрожащих. Ф. М. Достоевский показывает, что вера в Бога, свойственная Сонечке, благоприятно воздействует на остальных героев произведения.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Доброта Сони Мармеладовой», рассмотрит милосердные поступки героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», олицетворяющей божественное начало в человеке.
Месть и ее признаки
Рассмотреть понятие «мстительность» можно через положения теории главного героя романа. Раскольников мстит судьбе, он не согласен со своей нищетой. Ему кажется, что богатство изменит жизнь его близких. Оправдывая себя, он идет на преступление. Рядом начинают идти месть и убийство. Автор предупреждает мстить невозможно, не использовав жестокость. Уже само чувство вызывает низменные желания: зависть, обиду, отчаяние. Стремление добиться справедливости по отношению к себе или к другому человеку приводит к злу. Классик говорит о последствиях. Победа не всегда приносит радость. Чаще такая победа соседствует с горечью. Как отомстить, не причинив боли? Кто-то всегда будет страдать. Чаще это обе стороны. Одни понимают, что совершили. Другие переживают результат мести.
Радость в таком виде минутная. Раскольников отомстил судьбе, но не сумел даже воспользоваться добытым. Все осталось под камнем, серым и пыльным, такой же стала и душа Родиона.
Характеристика и образ Дуни в романе Достоевского Преступление и наказание
... наказание за преступление гораздо важнее публичного и судебного. Раскаяние и осознание собственной вины переживает главный герой, Родион Раскольников. Образ Дуни Раскольниковой фигурировал в работе Достоевского задолго до создания романа. ... освободить Дуню от утомительного пребывания в его доме. В финале романа писатель рассказывает читателям о счастливом замужестве героини, которая становится ...
Тема жертвенности в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»
Категория: Преступление и наказание
План 1. Действенность таких человеческих качеств, как жертвенность и сострадание. 2. Жертвы, приносимые персонажами романа. 3. Образ Сони Мармеладовой — «солнца, которое греет». Н.А. Бердяев писал о Ф. М. Достоевском: «…Достоевский был не только великий художник, он был также великий мыслитель и великий духовидец. Он — гениальный диалектик, величайший русский метафизик…». Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» принадлежит к одним из самых сложных произведений русской литературы. В нем автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга. Достоевский утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием. В романе писатель решает немало нравственных вопросов, одним из которых является вопрос сострадании и жертвенности. Следователь Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу, прежде всего надо быть солнцем». То есть нужно не только светить, но и согревать.
Однако не Раскольников становится этим согревающим светилом, а Соня Мармеладова, хотя на первый взгляд она, чье место на задворках жизни, на панели, далека от нравственной высоты. То есть жертвенность и сострадание, по Достоевскому, должны не просто присутствовать в людях, но эти качества должны быть действенными, приносящими реальную помощь людям. И таким человеком в романе выступает Сонечка Мармеладова. В «Преступлении и наказании» получается так, что сестра старухи-процентщицы Лизавета, жена Свидригайлова Марфа Петровна, мать Раскольникова, его сестра Дуня, Миколка-маляр сфокусированы на Соне. И эти люди как бы составляют содержание ее образа-солнца, воплощающего в себе сострадание, доброту, милосердие, любовь и действие. Лизавета и маляр — полярны. Они как бы представляют собой высший символ страдания в мужском и женским измерении. Здоровый и жизнерадостный молодой человек при столкновении с грубой силой, которая грозит его засудить, принимает для себя решение взять страдание на себя, сознавшись в несовершенном им преступлении. Лизавета, кроткая, неизменно обремененная то чужой похотью, то чужой злобой, бесполезно для себя сильная, безотрадно молодая, напрасно убитая, не ищет случая для страдания, она терпит.
Марфа Петровна стремится брать от судьбы даже больше, чем может использовать, и в то же время кажется обездоленной мученицей — в этом смысл ее жизни. С жертвенного благословения матери сестра Раскольникова Дуня решается связать свою судьбу с нелюбимым, чужим ей человеком, «денежным мерзавцем» Лужиным ради благополучия своего брата. Кажется, что Дуня слаба. «Знаю, что выстрелишь, зверок хорошенький..,» — говорит Дуне Свидригалов, когда та наводит на него пистолет. И не ошибается: та Дуня, которая видит смысл своей жизни в жертвенности и страдании стреляет в него и даже дважды. Когда Раскольников размышляет о своей сестре, о том, что же будет с ней, когда она, жертвовавшая собой ради него, узнает о всей тяжести совершенного им преступления, ему приходят в голову следующие мысли: «А выдержит эта или не выдержит?.. Нет, не выдержит; этаким не выдержать! Этакие никогда не выдерживают…» Раскольников отвергает жертву родных: «Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю!» И это далеко не единичный эпизод в романе: жертвенные поступки всех сфокусированных на Соне героев не принимаются окружающими. В конечном счете отрекается от зловещей жертвы Миколки-маляра тот же Раскольников. Распознает Миколкину жертву Порфирий Петрович и продолжает поиски настоящего убийцы.
Жизнь и творчество сестер Бронте
... годов, основоположницы критического реализма в английской литературе XIX в. [ http://ru.wikipedia.org/wiki/Сёстры_Бронте ]. Сестры Бронте родились и выросли в ... Глава 1. Истории жизни сестер Бронте и музей имени Бронте 1.1. Биографии Эмили, Шарлотты и Энн Бронте Сёстры Бро́нте ... стал местом паломничества любопытных, желающих взглянуть на знаменитых сестер, которые избегали встреч с публикой. Тем ...
Неблагодарно поступает с Марфой Петровной Свидригайлов, ради которого она «столько сдела ла». Не оцениваются те муки, которые терпела от старухи- процентщицы ее сестра Лизавета. Все эти люди излучают добро и сострадание, то есть светят. Но от них нет тепла душе. Не только осветить жизнь страждущего, но согреть его душу способна только Соня Мармеладова. И. Ф. Анненский писал: «Сердце Сони так целостно отдано чужим мукам, столько она их видит и провидит, и сострадание ее столь ненасытимо-жадно, что собственные муки и унижения не могут не казаться ей только подробностью, — места им больше в сердце не находится». Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Но после совершения ею греха «Катерина Ивановна… подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела…» За истощенных голодом детей, которые благодаря Соне получили возможность выжить, за себя, смертельно больную, которой в тяжелую минуту жизни все- таки помогли, благодарила падчерицу Катерина Ивановна. Даже за мгновение до своей смерти она искренне жалела ее: «Иссосали мы тебя, Соня…» На этом же уровне, что и Катерина Ивановна, на уровне, когда Сонина жертва теплотой проникает в души людей, находится ее отец Мармеладов.
Она «пробирает» его совесть, проявляя бесконечное сострадание, отдавая ему свои последние «греховные» гроши на непристойное пьянство в трактире. Об образе Мармеладова И. Ф. Анненский писал: «За Соней идет ее отец по плоти и дитя по духу — старый Мармеладов. И он сложнее Сони в мысли, ибо, приемля жертву, он же приемлет и страдание. Он — тоже кроткий, но не кротостью осеняющей, а кротостью падения и греха. Он — один из тех людей, ради которых именно и дал себя распять Христос; это не мученик и не жертва, это, может быть, даже изверг, только не себялюбец, — главное же, он не ропщет, напротив, он рад поношению. А любя, любви своей стыдится, и за это она, лю бовь, переживает Мармеладова в убогом и загробном его приношении». После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях… Благодарны ей не только дети, но и люди, окружавшие ее, которым такой поступок кажется воистину христианским, и даже ее грехопадение в этом случае кажется святым… Лучи тепла исходящего из Сониной души, достигают и Раскольникова, казалось бы, невосприимчивого к ее жертве… Он сопротивляется им, но все-таки в конце концов опускается перед ней на колени.