Рассуждение Как в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» раскрывается тема времени?

Тема времени в пьесе «Вишневый сад» Чехова

Время наряду с пространством — одно из главных условий существования как художественного произведения, так и самой жизни. В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» время является ключевым символом, создающим сюжет и образующим проблему.

Образ времени позволяет отделить истинное от ложного, связывает и одновременно разобщает персонажей пьесы и оказывается роковым на личностном, социальном и историческом уровнях.

Три формы времени — прошлое, настоящее и будущее — делят героев «Вишневого сада» на три идеологические категории. Так, Гаев и Раневская относятся к прошлому: несмотря на свое положение помещиков, они не занимаются хозяйством, а потому не могут сохранить вишневый сад. Раневская живет одними воспоминаниями и является глубоко чувствующей и любящей натурой, а Гаев — до сих пор не выросший мальчик, который ест леденцы и думает только об игре в бильярд.

250 рублей

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Лопахин в пьесе — представитель настоящего, который в условиях нового времени становится обладателем сада и поместья. Аня и Петя — бездействующие герои, живущие будущем. Петя обличает старую Россию, говорит о новых способах совершенствования общества, но в реальности он вечный студент и «облезлый барин».

Герои, относящиеся к разным временам, не способны понять и услышать друг друга. В конечном счете каждый говорит о своем. Формы времени имеют как свои достоинства, так недостатки, но вместе образуют единый «жизненный» сюжет «Вишневого сада».

Сам сад тоже олицетворяет собой время. Это происходит, во-первых, из-за прямого значения образа сада: весной он цветет, осень сбрасывает листья. В этом смысле сад означает годичный круговорот времени и природы. Во-вторых, сад — это время историческое: необходимо разрушать старые представления о мире, чтобы на их месте появились новые; необходимо вырубить красивый бесполезный сад, чтобы отдать землю дачникам и иметь с этого прибыль.

Наконец, перелом времени оказывается связан с исторической судьбой России и автора: пьеса написана в 1903 году, на пороге революции 1905 и следующей за ней революцией 1917. В этом контексте можно попытаться предугадать дальнейшую судьбу героев: Гаев и Раневская не примут революцию, уедут за границу, где будут забыты; Лопахина раскулачат, землю сада коллективизируют; последователями революционного движения станут Петя и Аня, бедные, «облезлые», готовые трудиться и искренне верящие в возможность построения идеального общества.

7 стр., 3077 слов

Нужно ли спасать вишневый сад. нужно ли спасать вишневый сад. Кто спасет сад

... автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Образ сада в пьесе "Вишневый сад" неоднозначен и сложен. Это не просто часть усадьбы Раневской и Гаева, ... Придуҭ ли деятельные Петя и Аня или нравственный Лопахин? Комедия окончена. Комедия продолжается, господа! Права на сочинение "Комедия Вишневый сад*" принадлежат его ...

Таким образом, можно сделать вывод, что время — не только неотъемлемая часть пьесы «Вишневый сад», но ещё и активный деятель. Благодаря многоликости времени события «Вишневого сада» стройны и логически взаимодействуют. Однако несмотря на силу времени, гораздо важнее способность героев действовать самостоятельно и самостоятельно выбирать ту реальность, в которой им предстоит жить.

Образ времени в пьесе. Конфликт комедии «Вишневый сад» и его развитие. , Образ времени в пьесе. Конфликт комедии «Вишневый сад» и его развитие.

На прошлом уроке мы с вами подробно поговорили о героях комедии Чехова, выявили их отношение друг к другу, их отношение к саду, а также дали краткие характеристики персонажей. На основании того, о чем мы поговорили, можно сделать вывод о том, что каждый персонаж пьесы относится к какому-либо времени.

  • По какому принципу, как вы думаете, сгруппированы герои пьесы?

Мы можем выявить 3 группы:

  1. Люди уходящей « дворянской эпохи» (прошлое)- Любовь Андреевна Раневская, Гаев Леонид Андреевич.

Иными словами, это старые владельцы сада. Можно также предположить, что к этой группе примыкает также образ Вари и лакея Фирса.

  1. Яркий представитель настоящего Лопахин Ермолай Алексеевич, которого мы не можем отнести ни к предыдущей группе, ни к группе молодёжи.

Он энергичен и неуклонно движется к своей цели.

  1. «Молодое поколение» (будущее) – Аня и Петя Трофимов.

Их объединяет общая устремлённость прочь от старой жизни к некому прекрасному будущему, которое рисуется в речах Трофимова.

(дальше мы рисуем таблицу: « Герои пьесы А.П. Чехова «В. Сад». Течение времени. Прошлое, настоящее и будущее России.»)

Сделаем же краткие выводы об этих людях:

  • Как вы думаете, почему герои пьесы противопоставлены друг другу?

Персонажи имеют разные ценности и понятия, каждый из них — представитель своего времени, из-за этого зачастую они не понимают друг друга. Раневская и Гаев олицетворяют собой прошедшую жизнь со старыми укладами, Лопахин представитель того времени, когда практичность и трудолюбие стоит на первом месте, а Аня и Петя – это уже новое поколение с новыми взглядами на жизнь, от них-то и зависит будущее России.

Однако, не смотря на все, эти люди искренне любят друг друга и готовы даже прийти на помощь друг другу.

  • Что мы называем системой образов?

Система образов – совокупность художественных образов литературных образов.

  • На какие группы делятся персонажи в системе образов?\

Главные, второстепенные, эпизодические, внесценические.

  • Кто главный герой в пье

    се?

У Чехова нет разделения на главных и второстепенных героев, все персонажи – не фон, они все самостоятельные герои.

  • Как Чехов относится к своим героям?

Авторская позиция: жалеет своих героев и одновременно ироничен к ним. Ч. Относится ко всем героям равнозначно, все они составляют нашу Россию. Он объективен в отношении к своим героям, поэтому мы не можем разграничивать их, у Ч. Нет иерархии, как в классической драме.

2 стр., 558 слов

Cочинение «Тема памяти в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова»

... продавать или уничтожать память о прошлом, кра­соту, идеалы, традиции... Никакие деньги не могут возместить нравственные утраты, моральные потери. В пьесе Чехова продан не просто вишневый сад. Продано все ... его предостережения: «Ради собственного благосостояния люди не должны жерт­вовать совестью, любовью к родному дому, отчизной. Нельзя, чтобы это становилось предметом наживы. Нельзя родной дом ...

  • Как же Ч. раскрывает человеческие характеры в пьесе?

Ч. Приходит к новому раскрытию человеческого характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках, действиях, направленных для достижения цели, Ч. Же открыл новые возможности изображения характера через переживания героя, его мысли.

Как мы с вами уже знаем, у Чехова ничего не лежит на поверхности, у него нет открытой борьбы, нет страстей. Мы не видим яркого конфликта, всё, казалось бы, идёт своим чередом. Герои ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. Но все же чувствуется присутствие скрытого, внутреннего конфликта.

  • А что Чехов выносит «на поверхность»? Что же мы отнесём к внешнему конфликту?

Отношение героев пьесы к вишнёвому саду.

  • Конфликтуют ли герои между собой?

Нет. Происходит столкновение во взглядах на вишневый сад и имение.

  • Как мы это узнаем?

С самого начала пьесы мы видим, что внимание героев сосредоточено на вишнёвом саде и родовом имении. Все хотят спасти сад и поместье. Уже в первом действии Лопахин объявляет, что выход есть, правда выход представляется хозяевам «пошлым».

  • А как же мы можем проследить внутренний конфликт? Какими средствами в пьесе он выражается?

Через диалоги, монологи, ремарки автора. Именно тогда нам становятся понятны мысли героев.

  • Что же скрывается за обычными разговорами? Какие настроения персонажей показывает нам автор?

Непонимание друг друга, одиночество героев, растерянность – основной мотив пьесы.

Шарлотта:

« кто я? Зачем я? Неизвестно…»

Епиходов:

« Никак не могу понять жить мне, или застрелиться»

  • Что мы можем сказать про чеховский диалог? Какую функцию он выполняет в раскрытии внутреннего конфликта?

Диалога нет, реплики случайны, настоящее кажется зыбким, а будущее – тревожным. Таких случайных реплик у Ч. Много, они всюду. Диалог рвётся, ломается. Путается в каких-то мелочах. Через такой диалог мы с лёгкостью можем окунуться в мысли героев, через ненужные мелочи мы узнаем жизненное самочувствие персонажа.

Внутренний конфликт мы также можем назвать «подводным течением».

  • Как вы думаете, что такое «п. т.»?

«П.т»-

это некий подтекст. Основная мысль пьесы лежит не «на поверхности», а скрыта в подтексте.

  • Откройте 1 действие, сцена со шкафом (начинаем читать от ремарки «входят Варя и Яша», заканчиваем на словах Гаева « Режу в среднюю!») Чтение по ролям.
  • Как вы думаете, почему герои так ведут себя?

Раневская получила телеграмму из Парижа, брат, родной человек, понимая, что сестра до сих пор переживает после разрыва с любовником, начинает разыгрывать сцену со шкафом, сам оказывается в нелепом положении, но, однако, ему удаётся отвлечь сестру.

  • Что же оказывается «под водой»?

«Под водой» оказалась следующая жизненная правда. Любовь Андреевна по-прежнему сильно любит того человека, который «обобрал её и бросил». Сейчас Любовь Андреевна рвёт её, не читая, т.к. все знают её печальную историю и надо «работать на публику» — показать, что она человек с чувством собственного достоинства.

2 стр., 753 слов

Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

... в пьесе представлена в образах Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, ... снова присосаться к этой жизни”. Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила господство в настоящем людей типа Лопахина. Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание ...

  • Из какого разговора мы узнаем о неостывшей любви Раневской к любовнику?

(С ремарки «Вынимает платок, на пол падает телеграмма». Действие 3, стр.71)

  • А как вы думаете, каков внутренний конфликт у других героев? У Лопахина, Гаева, Ани, Пети? Найдите и прочитайте в пьесе эпизоды с подводным течением.
  • Лопахин.

    Как нам известно, его с Варей сватают на протяжении всей пьесы. Но, почему он не делает предложение Варе в решающей сцене

    ( действие 4 со слов Любови Андреевны «Теперь можно и ехать…», заканчивая ремаркой «Быстро уходит»)

    + вспоминаем начало пьесы (ожидание приезда Раневской и детские воспоминания Лопахина).

Делаем вывод о том, что Лопахин не делает предложение Варе, не потому что робеет перед ней, или занят какими-либо делами, а в том, что он влюблён в другую женщину – в Раневскую, так поразившую его в юности. Внутренний конфликт Лопахина в том, что он так и не смог признаться ей в своих чувствах.

  • Петя Трофимов.

    Слишком увлечён своими мыслями о лучшем будущем, считает себя «выше любви», поэтому не замечает чувств со стороны Ани. Его проблема в том, что он только говорит, строит планы о том, что поведёт за собой людей.

    (Эпизод разговора с Лопахиным с ремарки Лопахин «обнимает его» до « слышно, как вдали стучат топором по дереву»)

    Обратить внимание на то, почему он не берёт денег у Лопахина.

  • Гаев.

    Почему прячет свои настоящие чувства за биллиардными высказываниями? Очень ранимый человек, любит свою семью, но, увы, не может ничего сделать для их счастья. Всё держит в себе, и это его внутренний конфликт. Прячется за словечками типа «Кого?» или разрывает диалог с другими персонажами с помощью известных ему фраз, заимствованных из биллиарда, тем самым (по его мнению) разряжая обстановку.

Исходя из всего этого, мы можем сказать, почему чеховский диалог не выстроен:

Каждый герой в силу своих душевных переживаний думает о своём, отсюда, ясно, что герои глухи к переживаниям друг друга и просто напросто друг друга не слышат, поэтому каждый из них одинок и несчастлив.

  • Кто из героев в состоянии преодолеть свой эгоизм?

( Конец 3 действия)

Она милосердна к матери.

  • Аня. ( В конце 2 действия

    , увлеченная словами Пети, решает, что уйдёт из дома. Издали слышен голос Вари, которая ищет Аню. Однако ответом на крик Вари становится тишина, Аня убегает с Петей к реке. Тем самым драматург подчеркивает решимость молодой героини порвать со своей прежней жизнью и идти навстречу новой, неизвестной, но заманчивой.

    17 стр., 8264 слов

    Сочинение мечта чехова о будущем в вишневом саде

    ... совершит путешествие во времени. Сочинение на тему Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» читать бесплатно Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Пьеса «Вишневый сад» вышла в свет в самом начале XX века ... реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они ...

Я писала, что этот эпизод не является примером подводного течения. Про Аню вообще можно сказать, что это единственный персонаж в пьесе, который не терзаем внутренним конфликтом. Она цельная, светлая натура, ей нечего скрывать. Вот почему она единственный человек, кто способен быть милосердным. Поэтому об Ане лучше говорить в последнюю очередь.

  • Способен ли кто-нибудь из героев еще проявить милосердие. Почему?

(эпизод покупки сада Лопахиным со слов Л.А.: «кто купил?» до «…нескладная несчастливая жизнь»)

МОЖНО ПОГОВОРИТЬ, КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА В ЭТОЙ СЦЕНЕ УВИДЕЛИ ДЕТИ И ПРАВ ЛИ ПЕТЯ ТРОФИМОВ. КОГДА НАЗВАЛ ЛОПАХИНА ХИЩНИКОМ.

  • Обратим внимание на фразу Фирса «эх, ты….недотёпа!» К кому её можно отнести?

Эта фраза повторяется на протяжении всей пьесы: действие 1 сцена, когда Дуняша забыла взять сливки (стр.33); действие 3, когда Яша говорит ему «Хоть бы ты поскорее подох.» (стр.73); Конец 4 действия.

Фразу можно отнести ко всем героям пьесы даже во фразе «Да….(с усмешкой) Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом» и то звучит «Эх, ты….недотёпа».

О значимости внутреннего конфликта и наличии подводного течения говорят многочисленные паузы в тексте пьесы.

В последнем действии комедии 10 обозначенных автором пауз. Это не считая многочисленные паузы, обозначенные многоточиями в репликах персонажей. Это придает пьесе необычайную психологическую глубину.

основой действия

: для понимания сути происходящего важно не то, что говорится, а то, что умалчивается.

Домашнее задание:

1. Почему Чехов назвал пьесу комедией?

Обоснуйте авторский выбор с опорой на текст

(Можно предложить сделать рефератом: один ученик будет отвечать на этот вопрос, а другой может кратко изложить мнения критиков на жанр пьесы, тогда вместе с классом, сопоставив эти 2 реферата, можно сделать выводы о своеобразии жанра –

для такого задания необходимо дать соответствующую литературу, работа над рефератом требует времени, а такового нет)

Найдите и запишите определение символа

  • Выявите символы в пьесе «Вишнёвый сад». ( Можно разделить задание: кто-то ищет символы в 1 действии, кто-то во втором и т.д. комментировать будем вместе с классом) Как вы на это смотрите?

Символов в пьесе не так много: пусть поработают со всем текстом. Задание выполнять письменно (символ – его значение).

Ход времени в пьесе Чехова «Вишневый сад» , Ход времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

«Вишневый сад» называют поэмой о прошлом, настоящем и будущем России. Прошлое представляют старые хозяева вишневого сада — Раневская, Гаев, живут они прошлым и в прошлом. При первом же знакомстве с Раневской мы видим барыню, уми­ленную видом детской комнаты. Она кажется простой, оба­ятельной, внешне доброй.

Но доброта ее, оказывается, чи­сто внешняя: Раневская раздает милостыни, в то время как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, ког­да нечем заплатить долги. В пятьдесят лет и Раневская и Гаев остаются большими детьми, причем испорченными бар­ством. Дожив до седин, они совершенно ничему не научи­лись, кроме как произносить напыщенные речи, повелевать, проматывать состояние, нажитое чужим трудом. Бывшие владельцы вишневого сада живут в долг. Когда-то дворяне жили доходами с вишневого сада, крепостные развозили вишню по городам на телегах.

14 стр., 6799 слов

Жизнь и сад в пьесе а. п. чехова «вишневый сад»

... жизни». И я абсолютно согласна со словами писателя. Настоящее России в пьесе Чехова “Вишневый сад» пред­ставлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоре­чив. Он решителен и уступчив, расчетлив и ... и страданием искупить прошлое, чтобы жить счастливо в настоящем. (Пока оценок нет) Россия в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Коллекция сочинений: Россия в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад» Антон ...

Вишневый сад — один из атрибутов дворянской жизни. Он дорог его владельцам как воспоминание о детстве, молодости, благополучии. Герои плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдав под топор. Они не принимают нового общественного укла­да — буржуазного и не дают согласия Лопахину сдать сад под дачные участки. Сами не действуют и ему не дают.

Ос­новной конфликт пьесы — борьба за вишневый сад — раз­решается не в их пользу. Новым хозяином сада, хозяином имения, созданного ру­ками его предков, становится Ермолай Лопахин. Сад весьма своеобразно дорог Лопухину как свидетельство его жизнен­ных успехов, великолепное место для вложения капитала и энергии предпринимателя. По определению Трофимова, Ло­пахин — это «хищный зверь, который съедает все, что по­падается ему на пути». Он необходим «для обмена веществ», для выполнения короткой исторической роли — посильно помочь разрушению того, что уже отжило. Но Лопахин — не творец на земле, а потребитель: ради наживы он выруба­ет вишневый сад, а значит, разрушает красоту.

Прогресс, который не украшает землю, неполноценен, потому что главная задача — украшать землю трудом, превращать ее в цветущий сад. Временны буржуазные дельцы типа Лопахина, господство их преходяще. Вот почему Ло­пахину в пьесе противопоставляется новая общественная сила. Ему на смену приходят новые люди — Петя Трофи­мов и Аня Раневская. В них воплощается будущее. Трофимов у Чехова — воплощение устремленности в бу­дущее.

Он просветитель, ратующий за освобождение людей от спячки, Петя с негодованием говорит о безделье, о том, что дворяне живут за чужой счет, буржуа — «хищные зве­ри», «нужные лишь для обмена веществ», интеллигенты ни­чего не делают; рабочие живут скверно, хотя и трудятся. Трофимов — не революционер, не борец, не деятель. Он реформист, который видит переустройство жизни только в распространении просвещения, в сочувственном отношении интеллигенции к народу. По мнению Чехова, полезная обще­ственная роль Пети Трофимова заключается в том, чтобы бу­дить молодые силы, которые будут искать пути борьбы.

Именно беседы с Трофимовым помогают Ане Раневской понять несуразность жизни, в которой она живет. Девуш­ка прощается с вишневым садом, который символизирует в пьесе старую жизнь, прощается, чтобы начать жизнь но­вую, трудовую. Она уверовала в то, что прошлому пришел конец, хотя вишневый сад дорог ей, как один из чудесных уголков России. Аня и Петя прощаются с прошлым и всту­пают в новую жизнь: «Здравствуй, новая жизнь!» Устами молодого поколения Чехов звал к труду и пере­устройству жизни на новых, справедливых, демократичес­ких началах. Именно они, новые люди, превратят Россию в прекрасный вишневый сад и будут в первых рядах чело­вечества, идущего «к высшей правде», «к высшему счас­тью, какое только возможно на земле!»