Тема времени в пьесе «Вишневый сад» Чехова
Время наряду с пространством — одно из главных условий существования как художественного произведения, так и самой жизни. В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» время является ключевым символом, создающим сюжет и образующим проблему.
Образ времени позволяет отделить истинное от ложного, связывает и одновременно разобщает персонажей пьесы и оказывается роковым на личностном, социальном и историческом уровнях.
Три формы времени — прошлое, настоящее и будущее — делят героев «Вишневого сада» на три идеологические категории. Так, Гаев и Раневская относятся к прошлому: несмотря на свое положение помещиков, они не занимаются хозяйством, а потому не могут сохранить вишневый сад. Раневская живет одними воспоминаниями и является глубоко чувствующей и любящей натурой, а Гаев — до сих пор не выросший мальчик, который ест леденцы и думает только об игре в бильярд.
250 рублей
Связаться с нами:
Заказать уникальную работу за 250 руб.
Лопахин в пьесе — представитель настоящего, который в условиях нового времени становится обладателем сада и поместья. Аня и Петя — бездействующие герои, живущие будущем. Петя обличает старую Россию, говорит о новых способах совершенствования общества, но в реальности он вечный студент и «облезлый барин».
Герои, относящиеся к разным временам, не способны понять и услышать друг друга. В конечном счете каждый говорит о своем. Формы времени имеют как свои достоинства, так недостатки, но вместе образуют единый «жизненный» сюжет «Вишневого сада».
Сам сад тоже олицетворяет собой время. Это происходит, во-первых, из-за прямого значения образа сада: весной он цветет, осень сбрасывает листья. В этом смысле сад означает годичный круговорот времени и природы. Во-вторых, сад — это время историческое: необходимо разрушать старые представления о мире, чтобы на их месте появились новые; необходимо вырубить красивый бесполезный сад, чтобы отдать землю дачникам и иметь с этого прибыль.
Наконец, перелом времени оказывается связан с исторической судьбой России и автора: пьеса написана в 1903 году, на пороге революции 1905 и следующей за ней революцией 1917. В этом контексте можно попытаться предугадать дальнейшую судьбу героев: Гаев и Раневская не примут революцию, уедут за границу, где будут забыты; Лопахина раскулачат, землю сада коллективизируют; последователями революционного движения станут Петя и Аня, бедные, «облезлые», готовые трудиться и искренне верящие в возможность построения идеального общества.
Нужно ли спасать вишневый сад. нужно ли спасать вишневый сад. Кто спасет сад
... автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Образ сада в пьесе "Вишневый сад" неоднозначен и сложен. Это не просто часть усадьбы Раневской и Гаева, ... Придуҭ ли деятельные Петя и Аня или нравственный Лопахин? Комедия окончена. Комедия продолжается, господа! Права на сочинение "Комедия Вишневый сад*" принадлежат его ...
Таким образом, можно сделать вывод, что время — не только неотъемлемая часть пьесы «Вишневый сад», но ещё и активный деятель. Благодаря многоликости времени события «Вишневого сада» стройны и логически взаимодействуют. Однако несмотря на силу времени, гораздо важнее способность героев действовать самостоятельно и самостоятельно выбирать ту реальность, в которой им предстоит жить.
Образ времени в пьесе. Конфликт комедии «Вишневый сад» и его развитие. , Образ времени в пьесе. Конфликт комедии «Вишневый сад» и его развитие.
На прошлом уроке мы с вами подробно поговорили о героях комедии Чехова, выявили их отношение друг к другу, их отношение к саду, а также дали краткие характеристики персонажей. На основании того, о чем мы поговорили, можно сделать вывод о том, что каждый персонаж пьесы относится к какому-либо времени.
- По какому принципу, как вы думаете, сгруппированы герои пьесы?
Мы можем выявить 3 группы:
- Люди уходящей « дворянской эпохи» (прошлое)- Любовь Андреевна Раневская, Гаев Леонид Андреевич.
Иными словами, это старые владельцы сада. Можно также предположить, что к этой группе примыкает также образ Вари и лакея Фирса.
- Яркий представитель настоящего Лопахин Ермолай Алексеевич, которого мы не можем отнести ни к предыдущей группе, ни к группе молодёжи.
Он энергичен и неуклонно движется к своей цели.
- «Молодое поколение» (будущее) – Аня и Петя Трофимов.
Их объединяет общая устремлённость прочь от старой жизни к некому прекрасному будущему, которое рисуется в речах Трофимова.
(дальше мы рисуем таблицу: « Герои пьесы А.П. Чехова «В. Сад». Течение времени. Прошлое, настоящее и будущее России.»)
Сделаем же краткие выводы об этих людях:
- Как вы думаете, почему герои пьесы противопоставлены друг другу?
Персонажи имеют разные ценности и понятия, каждый из них — представитель своего времени, из-за этого зачастую они не понимают друг друга. Раневская и Гаев олицетворяют собой прошедшую жизнь со старыми укладами, Лопахин представитель того времени, когда практичность и трудолюбие стоит на первом месте, а Аня и Петя – это уже новое поколение с новыми взглядами на жизнь, от них-то и зависит будущее России.
Однако, не смотря на все, эти люди искренне любят друг друга и готовы даже прийти на помощь друг другу.
- Что мы называем системой образов?
Система образов – совокупность художественных образов литературных образов.
- На какие группы делятся персонажи в системе образов?\
Главные, второстепенные, эпизодические, внесценические.
- Кто главный герой в пье
се?
У Чехова нет разделения на главных и второстепенных героев, все персонажи – не фон, они все самостоятельные герои.
- Как Чехов относится к своим героям?
Авторская позиция: жалеет своих героев и одновременно ироничен к ним. Ч. Относится ко всем героям равнозначно, все они составляют нашу Россию. Он объективен в отношении к своим героям, поэтому мы не можем разграничивать их, у Ч. Нет иерархии, как в классической драме.
Cочинение «Тема памяти в пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова»
... продавать или уничтожать память о прошлом, красоту, идеалы, традиции... Никакие деньги не могут возместить нравственные утраты, моральные потери. В пьесе Чехова продан не просто вишневый сад. Продано все ... его предостережения: «Ради собственного благосостояния люди не должны жертвовать совестью, любовью к родному дому, отчизной. Нельзя, чтобы это становилось предметом наживы. Нельзя родной дом ...
- Как же Ч. раскрывает человеческие характеры в пьесе?
Ч. Приходит к новому раскрытию человеческого характера. В классической драме герой выявлял себя в поступках, действиях, направленных для достижения цели, Ч. Же открыл новые возможности изображения характера через переживания героя, его мысли.
Как мы с вами уже знаем, у Чехова ничего не лежит на поверхности, у него нет открытой борьбы, нет страстей. Мы не видим яркого конфликта, всё, казалось бы, идёт своим чередом. Герои ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. Но все же чувствуется присутствие скрытого, внутреннего конфликта.
- А что Чехов выносит «на поверхность»? Что же мы отнесём к внешнему конфликту?
Отношение героев пьесы к вишнёвому саду.
- Конфликтуют ли герои между собой?
Нет. Происходит столкновение во взглядах на вишневый сад и имение.
- Как мы это узнаем?
С самого начала пьесы мы видим, что внимание героев сосредоточено на вишнёвом саде и родовом имении. Все хотят спасти сад и поместье. Уже в первом действии Лопахин объявляет, что выход есть, правда выход представляется хозяевам «пошлым».
- А как же мы можем проследить внутренний конфликт? Какими средствами в пьесе он выражается?
Через диалоги, монологи, ремарки автора. Именно тогда нам становятся понятны мысли героев.
- Что же скрывается за обычными разговорами? Какие настроения персонажей показывает нам автор?
Непонимание друг друга, одиночество героев, растерянность – основной мотив пьесы.
Шарлотта:
« кто я? Зачем я? Неизвестно…»
Епиходов:
« Никак не могу понять жить мне, или застрелиться»
- Что мы можем сказать про чеховский диалог? Какую функцию он выполняет в раскрытии внутреннего конфликта?
Диалога нет, реплики случайны, настоящее кажется зыбким, а будущее – тревожным. Таких случайных реплик у Ч. Много, они всюду. Диалог рвётся, ломается. Путается в каких-то мелочах. Через такой диалог мы с лёгкостью можем окунуться в мысли героев, через ненужные мелочи мы узнаем жизненное самочувствие персонажа.
Внутренний конфликт мы также можем назвать «подводным течением».
- Как вы думаете, что такое «п. т.»?
«П.т»-
это некий подтекст. Основная мысль пьесы лежит не «на поверхности», а скрыта в подтексте.
- Откройте 1 действие, сцена со шкафом (начинаем читать от ремарки «входят Варя и Яша», заканчиваем на словах Гаева « Режу в среднюю!») Чтение по ролям.
- Как вы думаете, почему герои так ведут себя?
Раневская получила телеграмму из Парижа, брат, родной человек, понимая, что сестра до сих пор переживает после разрыва с любовником, начинает разыгрывать сцену со шкафом, сам оказывается в нелепом положении, но, однако, ему удаётся отвлечь сестру.
- Что же оказывается «под водой»?
«Под водой» оказалась следующая жизненная правда. Любовь Андреевна по-прежнему сильно любит того человека, который «обобрал её и бросил». Сейчас Любовь Андреевна рвёт её, не читая, т.к. все знают её печальную историю и надо «работать на публику» — показать, что она человек с чувством собственного достоинства.
Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
... в пьесе представлена в образах Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, ... снова присосаться к этой жизни”. Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила господство в настоящем людей типа Лопахина. Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание ...
- Из какого разговора мы узнаем о неостывшей любви Раневской к любовнику?
(С ремарки «Вынимает платок, на пол падает телеграмма». Действие 3, стр.71)
- А как вы думаете, каков внутренний конфликт у других героев? У Лопахина, Гаева, Ани, Пети? Найдите и прочитайте в пьесе эпизоды с подводным течением.
- Лопахин.
Как нам известно, его с Варей сватают на протяжении всей пьесы. Но, почему он не делает предложение Варе в решающей сцене
( действие 4 со слов Любови Андреевны «Теперь можно и ехать…», заканчивая ремаркой «Быстро уходит»)
+ вспоминаем начало пьесы (ожидание приезда Раневской и детские воспоминания Лопахина).
Делаем вывод о том, что Лопахин не делает предложение Варе, не потому что робеет перед ней, или занят какими-либо делами, а в том, что он влюблён в другую женщину – в Раневскую, так поразившую его в юности. Внутренний конфликт Лопахина в том, что он так и не смог признаться ей в своих чувствах.
- Петя Трофимов.
Слишком увлечён своими мыслями о лучшем будущем, считает себя «выше любви», поэтому не замечает чувств со стороны Ани. Его проблема в том, что он только говорит, строит планы о том, что поведёт за собой людей.
(Эпизод разговора с Лопахиным с ремарки Лопахин «обнимает его» до « слышно, как вдали стучат топором по дереву»)
Обратить внимание на то, почему он не берёт денег у Лопахина.
- Гаев.
Почему прячет свои настоящие чувства за биллиардными высказываниями? Очень ранимый человек, любит свою семью, но, увы, не может ничего сделать для их счастья. Всё держит в себе, и это его внутренний конфликт. Прячется за словечками типа «Кого?» или разрывает диалог с другими персонажами с помощью известных ему фраз, заимствованных из биллиарда, тем самым (по его мнению) разряжая обстановку.
Исходя из всего этого, мы можем сказать, почему чеховский диалог не выстроен:
Каждый герой в силу своих душевных переживаний думает о своём, отсюда, ясно, что герои глухи к переживаниям друг друга и просто напросто друг друга не слышат, поэтому каждый из них одинок и несчастлив.
- Кто из героев в состоянии преодолеть свой эгоизм?
( Конец 3 действия)
Она милосердна к матери.
- Аня. ( В конце 2 действия
, увлеченная словами Пети, решает, что уйдёт из дома. Издали слышен голос Вари, которая ищет Аню. Однако ответом на крик Вари становится тишина, Аня убегает с Петей к реке. Тем самым драматург подчеркивает решимость молодой героини порвать со своей прежней жизнью и идти навстречу новой, неизвестной, но заманчивой.
17 стр., 8264 словСочинение мечта чехова о будущем в вишневом саде
... совершит путешествие во времени. Сочинение на тему Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» читать бесплатно Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Пьеса «Вишневый сад» вышла в свет в самом начале XX века ... реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они ...
Я писала, что этот эпизод не является примером подводного течения. Про Аню вообще можно сказать, что это единственный персонаж в пьесе, который не терзаем внутренним конфликтом. Она цельная, светлая натура, ей нечего скрывать. Вот почему она единственный человек, кто способен быть милосердным. Поэтому об Ане лучше говорить в последнюю очередь.
- Способен ли кто-нибудь из героев еще проявить милосердие. Почему?
(эпизод покупки сада Лопахиным со слов Л.А.: «кто купил?» до «…нескладная несчастливая жизнь»)
МОЖНО ПОГОВОРИТЬ, КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА В ЭТОЙ СЦЕНЕ УВИДЕЛИ ДЕТИ И ПРАВ ЛИ ПЕТЯ ТРОФИМОВ. КОГДА НАЗВАЛ ЛОПАХИНА ХИЩНИКОМ.
- Обратим внимание на фразу Фирса «эх, ты….недотёпа!» К кому её можно отнести?
Эта фраза повторяется на протяжении всей пьесы: действие 1 сцена, когда Дуняша забыла взять сливки (стр.33); действие 3, когда Яша говорит ему «Хоть бы ты поскорее подох.» (стр.73); Конец 4 действия.
Фразу можно отнести ко всем героям пьесы даже во фразе «Да….(с усмешкой) Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом» и то звучит «Эх, ты….недотёпа».
О значимости внутреннего конфликта и наличии подводного течения говорят многочисленные паузы в тексте пьесы.
В последнем действии комедии 10 обозначенных автором пауз. Это не считая многочисленные паузы, обозначенные многоточиями в репликах персонажей. Это придает пьесе необычайную психологическую глубину.
основой действия
: для понимания сути происходящего важно не то, что говорится, а то, что умалчивается.
Домашнее задание:
1. Почему Чехов назвал пьесу комедией?
Обоснуйте авторский выбор с опорой на текст
(Можно предложить сделать рефератом: один ученик будет отвечать на этот вопрос, а другой может кратко изложить мнения критиков на жанр пьесы, тогда вместе с классом, сопоставив эти 2 реферата, можно сделать выводы о своеобразии жанра –
для такого задания необходимо дать соответствующую литературу, работа над рефератом требует времени, а такового нет)
Найдите и запишите определение символа
- Выявите символы в пьесе «Вишнёвый сад». ( Можно разделить задание: кто-то ищет символы в 1 действии, кто-то во втором и т.д. комментировать будем вместе с классом) Как вы на это смотрите?
Символов в пьесе не так много: пусть поработают со всем текстом. Задание выполнять письменно (символ – его значение).
Ход времени в пьесе Чехова «Вишневый сад» , Ход времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
«Вишневый сад» называют поэмой о прошлом, настоящем и будущем России. Прошлое представляют старые хозяева вишневого сада — Раневская, Гаев, живут они прошлым и в прошлом. При первом же знакомстве с Раневской мы видим барыню, умиленную видом детской комнаты. Она кажется простой, обаятельной, внешне доброй.
Но доброта ее, оказывается, чисто внешняя: Раневская раздает милостыни, в то время как домашние слуги голодают; устраивает ненужный бал, когда нечем заплатить долги. В пятьдесят лет и Раневская и Гаев остаются большими детьми, причем испорченными барством. Дожив до седин, они совершенно ничему не научились, кроме как произносить напыщенные речи, повелевать, проматывать состояние, нажитое чужим трудом. Бывшие владельцы вишневого сада живут в долг. Когда-то дворяне жили доходами с вишневого сада, крепостные развозили вишню по городам на телегах.
Жизнь и сад в пьесе а. п. чехова «вишневый сад»
... жизни». И я абсолютно согласна со словами писателя. Настоящее России в пьесе Чехова “Вишневый сад» представлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоречив. Он решителен и уступчив, расчетлив и ... и страданием искупить прошлое, чтобы жить счастливо в настоящем. (Пока оценок нет) Россия в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» Коллекция сочинений: Россия в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад» Антон ...
Вишневый сад — один из атрибутов дворянской жизни. Он дорог его владельцам как воспоминание о детстве, молодости, благополучии. Герои плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдав под топор. Они не принимают нового общественного уклада — буржуазного и не дают согласия Лопахину сдать сад под дачные участки. Сами не действуют и ему не дают.
Основной конфликт пьесы — борьба за вишневый сад — разрешается не в их пользу. Новым хозяином сада, хозяином имения, созданного руками его предков, становится Ермолай Лопахин. Сад весьма своеобразно дорог Лопухину как свидетельство его жизненных успехов, великолепное место для вложения капитала и энергии предпринимателя. По определению Трофимова, Лопахин — это «хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути». Он необходим «для обмена веществ», для выполнения короткой исторической роли — посильно помочь разрушению того, что уже отжило. Но Лопахин — не творец на земле, а потребитель: ради наживы он вырубает вишневый сад, а значит, разрушает красоту.
Прогресс, который не украшает землю, неполноценен, потому что главная задача — украшать землю трудом, превращать ее в цветущий сад. Временны буржуазные дельцы типа Лопахина, господство их преходяще. Вот почему Лопахину в пьесе противопоставляется новая общественная сила. Ему на смену приходят новые люди — Петя Трофимов и Аня Раневская. В них воплощается будущее. Трофимов у Чехова — воплощение устремленности в будущее.
Он просветитель, ратующий за освобождение людей от спячки, Петя с негодованием говорит о безделье, о том, что дворяне живут за чужой счет, буржуа — «хищные звери», «нужные лишь для обмена веществ», интеллигенты ничего не делают; рабочие живут скверно, хотя и трудятся. Трофимов — не революционер, не борец, не деятель. Он реформист, который видит переустройство жизни только в распространении просвещения, в сочувственном отношении интеллигенции к народу. По мнению Чехова, полезная общественная роль Пети Трофимова заключается в том, чтобы будить молодые силы, которые будут искать пути борьбы.
Именно беседы с Трофимовым помогают Ане Раневской понять несуразность жизни, в которой она живет. Девушка прощается с вишневым садом, который символизирует в пьесе старую жизнь, прощается, чтобы начать жизнь новую, трудовую. Она уверовала в то, что прошлому пришел конец, хотя вишневый сад дорог ей, как один из чудесных уголков России. Аня и Петя прощаются с прошлым и вступают в новую жизнь: «Здравствуй, новая жизнь!» Устами молодого поколения Чехов звал к труду и переустройству жизни на новых, справедливых, демократических началах. Именно они, новые люди, превратят Россию в прекрасный вишневый сад и будут в первых рядах человечества, идущего «к высшей правде», «к высшему счастью, какое только возможно на земле!»