Сочинение как средство развития связной речи учащихся
Развитие связной речи является важнейшим аспектом обучения русскому языку. В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию коммуникативной культуры школьников, так как она способствует успешному формированию социально активной личности. Под «коммуникативной культурой» понимается устная и письменная речь, которая характеризуется точностью, образностью и выразительностью. Обучающийся должен понимать и раскрывать тему своего высказывания, уметь выделять основную мысль текста, собирать и систематизировать материал для сочинения, строить высказывания (сочинения) в определенной композиционной форме, ясно и точно выражать свои мысли, уметь совершенствовать текст.
Лингвистическая основа обучения и ознакомление обучающихся с речеведческими понятиями позволит повысить эффективность работы по развитию речи школьников. Каждое понятие является базой для формирования определенных речевых умений. Упражнения по развитию речи помогут обучающимся освоить речеведческие понятия. Важное место занимает анализ готового текста, конструирование фрагментов текста из заданных элементов, редактирование высказываний, продолжение заданного начала, воспроизведение готового текста, написание различных видов сочинений.
Развитию обучающихся, становлению личности, усвоению знаний способствует и самостоятельная деятельность. Школьное сочинение, написанное по репродукции картины, – уникальное средство развития, воспитания, обучения школьника. Это своеобразная форма самовыражения ребенка. В сочинении проявляется и воспитывается чувство прекрасного.
Обучаясь написанию сочинений, школьники учатся решать ряд задач: выбор стиля речи и, следовательно, соблюдение требований к создаваемому тексту, выбор типа речи и отбор языковых средств.
Исследованию речи всегда уделялось большое внимание. Наиболее известные труды о проблемах развития речи принадлежат А.Д. Дейкиной, Н.А. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львову, С.И. Львовой,А.К. Михальской, Т.М. Пахновой, Ю.В. Рождественскому, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой, Н.М. Шанскому. Исследования вышеуказанных авторов были использованы в методике преподавания русского языка как основы формирования речевых умений и навыков учащихся.
По предмету «Культура речи» : «Текст. Средства связи предложения в тексте»
... тему текста. Примером параллельной связи между предложениями в художественном произведении является монолог Печорина: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на ... речевых стандартов - клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как ... сохранении насыщенности содержания. Разговорная речь - функциональный стиль речи, который служит для неформального ...
Т.И.Ладыженская, В.И.Капинос, М.Т.Львов научно обосновали и разработали систему обучения связной речи. Несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития. Многие школьники не способны воспринимать большой объем новой информации; трудно усваивают новый материал из-за его тематической разобщенности; использование аудио-видео-компьютерных технологий, способствуют получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам, поэтому снижают интерес к русскому языку. А качество знаний учащихся по русскому языку и литературе – главное условие успешногообучения по всем предметам. Учитель в процессе работы над сочинением учит развивать связную речь, т.е. умение целесообразно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации. Поэтому необходимо погружать ученика в стихию разговорной, научной, художественной речи и, опираясь на память, на фонематический слух, учить осваивать и создавать тексты различных жанров и стилей.
актуальной