Родился в Москве в 1932. Происходит из музыкальной семьи. Отец — хоровой дирижер. Закончил училище Свешникова. Поступил потом в консерваторию как композитор и пианист. Учителя — Шапорин и Флиер. Он был композитор, рано проявивший себя. Первый фортепианный концерт он написал еще в консерваторские годы. И за этот концерт был принят в Союз композиторов даже без заявления. Балет «Конек-горбунок» (1956) был поставлен Большим театром в 1960. Это большое событие в жизни молодого композитора. Сразу
заявил о себе как о композиторе-изобретателе.
!
«Конек-горбунок» — сочинение достаточно традиционное. Дальнейшее развитие его творчества в духе национального колорита было более оригинальным.
«Озорные частушке» (1963) — сочинение, в котором Щедрин обращается к жанру, чрезвычайно актуальному в России. Опера «Не только любовь» содержит целый пласт частушек. Времена, когда Щедрин творил, частушка переживала расцвет. 1961 — год первой
редакции оперы «Не только любовь».
!
Щедрин часто представлял свои сочинения с фортепиано сам.
!
1958 — женился на Плисецкой.
!
В 1962 был избран секретарем Союза композиторов РФССР. С 1973 был председателем. Добровольно ушел с этого поста в начале 90-х.
Никогда не был членом КПСС.
!
Поселился в Мюнхене, где живет до сих пор.
!
1965-1969 — работал на кафедре композиции. Но не подружился с кафедрой и ушел. Галахов — председатель Союза композиторов,
ученик Щедрина.
!
На Щедрина оказали большое влияние Стравинский и Прокофьев.
!
Фольклоризм, неоклассицизм, полистилистикатри главных
направления творчества Щедрина.
!
«Кармен-сюита» — аранжировка, которая позволяет говорить и о стилистических контрапунктах по отношению к Бизе. «Анна Каренина» содержит очень много цитат (например, цитата из второго квартета Чайковского является характеристикой Анны, или из оперы
Беллини есть цитаты).
!
Использовал также додекафонию. Влияние Пендерецкого: сонористическое начало. Использовал ограниченную алеаторику в духе Лютославского. Атональность также присутствует в его в творчестве, в частности в фольклорных опусах. Впоследствии отошел от авангарда, а также от явных фольклорных элементов. Однако
Реферат композитор щедрин
... Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора. Творчество Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он обращается к опере и балету, симфонической и камерно ... задорная частушка. 3. Отражение тенденций «новой фольклорной волны» в творчестве Родиона Щедрина В творчестве Родиона Щедрина, как и В. Гаврилина, тенденция нового понимания фольклорности находит свое ...
последнее так или иначе осталось в виде фундаментального явления.
!
Балеты «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» — по Чехову. Чисто лирические коллизии, историческая подоплека не важна. Балет
«Лолита» (1994).
!
Щедрин — художник объективного типа, в творчестве которого рациональное начало играет большую роль. Композиторское умение
очень высокого уровня.
!
Вознесенский был любимым поэтом Щедрина, стихи которого композитор много использовал в своем творчестве. У поэта и композитора всегда был драматический пафос — жесткий, безличностный.
Щедрин к концу 60-х стал композитором заметным. Некоторые черты
авангардного толка Щедрин воплощал.
!
О ранних произведениях.
!
Из опусов 60-70-х заметна Вторая симфония (1965) — 25 прелюдий в пяти частях (!).
Это сочинение идет час. Сочинению предшествует эпиграф (Твардовский).
Много полифонии. Используется алеаторика. В начале 7-й прелюдии используется прием «настройка оркестра».
Форма — сквозная. Есть серийность.
!
Портативность + Монтажность = форма Щедрина по Щедрину.
!
Второй фортепианный концерт (1966); посвящен жене. Концерт, который представляет вершину новаторства Щедрина 60-х годов.
Концерт имеет обычную трехчастную структуру и заголовки к ним — «Диалоги», «Импровизации», «Контрасты». Есть черты сонатности. В ц.2 начинается основной раздел в характере инвенций. Музыка опирается на принципы серийной методы. Форма опирается на монтажный принцип. Ц.14 — срединная каденция. Ц.29 — реприза. Вторая часть — скерцо. После ц.37 идет алеаторический квадрат. В 32ц. двенадцатитоновая серия. Третья часть — финал. Полистилистика в ц.68 — джаз, Щедрин подражает стилистике кул-джаза; тоже — в ц.71.
Ц.74 — этот раздел станет основным в коде. Кода начинается в ц.84.
!
В 67-м пишет Концерт для оркестра «Звоны». Это был заказ Бернстайна. Щедрин остановился на идее энциклопедии православных звонов. Высокая степень диссонантности. Есть также двенадцатитоновость. Финал-катастрофа. Одно из лучших сочинений
Щедрина.
!
Музыкальный язык Щедрина.
!
Щедрин — создатель оригинального варианта стиля — сплав серийности, додекафонии, алеаторики, коллажей, атональности, фольклоризма. Мелодика, как правило, связана с какими-то уже существующими стилями — фольклор, барокко, например. Его «собственная» мелодика — жесткая, угловатая (24 Прелюдии и фуги).
Это, как правило, атональная мелодика. Линеарно-полифоническое письмо также весьма характерно для Щедрина. Сфера колорита в широком смысле (характер звучания), фонизм, гармония — важные элементы методики творчества. Жанровая основа, природа его музыка связана с движением. Танцевальные жанры, пластика жеста — характерно для его мышления. Огромное значение имеет ритм. Правило — нерегулярная акцентность. Встречаются и свободные метры. Склонен к остинатным фигурам. Склонен также к расчлененности. В балетах использует лейтмотивы. (Вскрик —
Малые формы сочинений
... формы сочинений: мини-сочинение по заданным словам – это вид работы, не только способствующий развитию умения выражаться грамотно, но и обогащающий словарный запас, формирующий орфографическую зоркость; мини-сочинение по заданному ... началу/концу; игра "кубики" (деформированный текст); мини-сочинение по рисункам (комиксы, художественные ...
лейтмотив чайки из балета «Чайка»).
!
«Поэтория» (1968).
Сочинение, представляющее собой новый жанр (неологизм): главным лицом этого жанра является поэт, который произносит свои стихи. По сути, это — мелодекламация. Стихи Вознесенского. Особенность — в качестве исполнителя предполагается «настоящий» поэт (автор стихов), то есть сам Вознесенский. Кроме этого, это сочинение имеет «прометеевскую» традицию — светозвук.
Влияние — «Страсти по Луке» Пендерецкого. В основе лежит идея общественно значимая, но решенная без привкуса апофеоза: Первая часть — трагический лик войны (принцип концерта); Вторая часть — смерть Художника, тема истинности творчества, стилизация плачевых фольклорных интонаций — образ православной Руси, молящейся Божией Матери; Третья часть — погружение в низкую повседневность, используется принцип монтажа, есть инструментальный эпизод с кульминационны возгласом хора: помогите Ташкенту — призыв к
совести; Кода — тихое слово поэта, лирическое послесловие.
!
«Ленин в сердце народном» (1969).
В основу этого опуса положены народные тексты, которые связаны с кончиной Ленина, как бы
реакция народа. Есть в этом сочинении и авангардные техники.
!
Начало 70-х годов продолжает новаторскую линию Щедрина. Кульминация — Третий фортепианный концерт (1973); форма — тема и вариации. Начинается с каденции. Тема появляется в конце. Тематизм
почти без следов жанровых опор.
!
Дальше последовало важное создание — «Мертвые души» (1976).
Это сочинение писал 10 лет. Сам написал либретто. Манилов — флейта. Коробочка — фагот. Ноздрев — валторна. Плюшкин — гобой. Собакевич — два контрабаса. У Чичикова своего тембра нет, так как он приспосабливается к своим собеседникам. Вокальное письмо — виртуозное: стаккатная опера. Буффонность, виртуозность слегка утрированы. Использует прием «перехода звука в жест». Несколько преувеличенными оказываются финалы действий. Жанр — оперные сцены. Финалы соединяют персонажей, их материал. Финал, где собраны все народные темы в 19-й (последней) сцене. В количественном отношении перевес в сторону народных сцен. Никакой разговорности: категорически запрещается проговаривать
текст — только вокал.
!
«Музыкальное приношение» (1983).
Явная отсылка к Баху.
Используются цитаты из баховского цикла. Это произведение, которое в оригинальной версии имела длительность два часа двенадцать минут. Так она исполнялась на Московской осени. Сокращенный вариант звучит полтора часа. Состав: орган, три флейты, три фагота, три тромбона. Статика. Медитация. Материал имеет монотематическую природу. Что-то барочное. Это очень
радикальный опыт в отношении времени. Цитаты — две органные прелюдии Баха, монограмма bach, имя Берга и имя Щедрина (Shched) + дата рождения (число, год) + рост автора. В скрипичном концерте Берга сеть цитата из Баха (хорал).
Комментарий проблемы. Виды. Основные вопросы второй части сочинения
... себе представили. 10. (1)В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. (2)Хотя времена иные, но и нынче хорошо в Крыму. (3)Вдоль набережной ... присутствует)? Каково отношение автора к изображаемому, какие средства для передачи своего отношения использует в тексте? Важно помнить: ... – значит последовательно ответить на ряд вопросов: В какой части текста автор обращается к проблеме (формулирует ...
Начинается произведение с большого соло органа (30-40 минут).
Потом постепенно появляются другие инструменты по очереди. Орган — образ Христа. Флейты — три апостола. Фаготы — фарисеи. Тромбоны — Пилат с римлянами. Полюс авангардизма Щедрина, но в отношении времени. Сам материал достаточно нейтральный, в рамках прошлого. можно сказать — необарокко. «Эхо-соната» и «Музыка для города Кётена» (оба 198) —
оба цикла имеют идею приношения Баху.
!
«Автопортрет» (1984).
Посвящено Щедрину. Форма — тема и восемь вариаций. Форма второго плана с единым вектором развития со своей кульминационной вершиной. Есть образ России. Есть образ знаменного пения, птичий клик, который проводится пять раз. В ц.2, то, что играет фортепиано — монограмма Щедрина. Кроме Щедрина (Shched) есть мотив bach. Структура общая — тема до ц.3. От ц.3 — первая вариация. Вторая вариация от ц.6. Третья вариация в ц.9. Четвертая в ц.13. Пятая вариация — в ц.15 (имитация пения; соло фагота).
Шестая вариация — ц.20 — центр всей композиции. От ц.27 — седьмая вариация (реприза пятой, как бы).
Ц. 30 — восьмая вариация — имеет значение репризы-коды. Таким образом, можно говорить о
концентрической форме.
!
80-е годы — время камерных пьес. «Геометрия звука» (1987).
90-е годы — премьеры перемещаются за рубеж. Последнее время оживляются русские темы.
«Стихира для оркестра» (1987, текст Иоанна Грозного), «Запечатленный ангел» (Лесков).
«Очарованный странник», «Боярыня Морозова» — оперы.