Урок русского языка по теме «Сочинение по картине К. Д. Юона «Мартовское солнце» — страница №1/1
Урок русского языка по теме «Сочинение по картине, К.Д. Юона «Мартовское солнце» по опорным словам».
Цель урока:
-
познакомить с жизнью и творчеством великого русского художника Константина Фёдоровича Юона;
-
формировать у учащихся умение наиболее точно, правдиво и ярко описывать картину, связно строить текст в определённой композиционной форме;
-
развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
-
создать условия для воспитания эстетического восприятия произведений искусства, развитию чувства прекрасного, любви к природе, к Родине .
Оборудование:, Методические приёмы:
Ход урока.
I Сообщение темы и целей урока.
(Слайд – тема урока)
(Слайд — цель урока).
Учитель: Наша задача заключается в том, чтобы научиться выражать собственные мысли и чувства при описании картины. Хочется, чтобы он стал уроком настроений, раздумий, красоты и доброты.
II Беседа о весне:
и думайте ответ на вопрос, как природа встречает приход весны?
-
Синхронное чтение стихотворения Тютчева на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март». ( читает Жума Каканова)
СЛАЙД – к стихотворению + МУЗЫКА Чайковского, Ещё земли печален вид,, А воздух уж весною дышит,, И мёртвый в поле стебль колышет,, И елей ветви шевелит., Ещё природа не проснулась,, Но сквозь редеющего сна, Весну послышала она,, И ей невольно улыбнулась…(Ф.И. Тютчев)
- Какое время года воспевает в своем стихотворении Ф.И.Тютчев? (Он воспевает весну).
—Как природа встречает приход весны? (вид земли печален, природа ещё не проснулась, но уже услышала шаги весны и невольно улыбнулась)
воспевают в своих произведениях приход весны.
3. Вопросы о весне:
- Какое ассоциации у вас возникают при слове «весна» ?
2. Чтение пословиц о весне, подготовленные детьми дома:
Презентация русского языка » «Береги родную природу» ...
... тезис? Сейчас особенно необходимо беречь и охранять родную природу Слайд 12 Работа над содержанием сочинения а) Вступление (тезис) Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме. В ... И2 И3 В Слайд 7 Какую роль играет природа в жизни человека? Что нам даёт природа для жизни? Какие писатели, художники, поэты, композиторы воспевали родную природу? В каком состоянии ...
- Какие вы знаете пословицы и поговорки о весне ? Посмотрите в свои книжечки.
-
Весна красна цветами, а осень плодами.
-
Весенний день год кормит.
-
Увидел грача – весну встречай.
-
Пришла весна – так уж не до сна.
-
Весна отмыкает ключи и воды.
-
Весна цветы рассыпает, зима снег просыпает.
-
Как ни злись метелица, всё весной повеется.
-
Осень — прикажет, а весна придет – своё скажет.
(Сообщение о весне – Емиков Стёпа) СЛАЙД — ВЕСНА
Ученик : Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны. Весна – это победа солнца, света. Весна – это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю. Весна – это победа зелени. Благодаря солнцу появятся почки, из них – зелёные листочки.
- Картина называется « Мартовское солнце». Какие основные особенности марта вы знаете?
Ученики: Тает снег, прилетают первые птицы – грачи, солнышко греет сильнее. Март — месяц перехода от зимы к весне, когда на улицах еще лежит снег, сугробы покрываются ледяной темнеющей коркой, а солнце начинает заметно пригревать.
- А какие пословицы и поговорки вы приготовили о марте ? Зачитайте.
-
Март с водой – апрель с травой.
-
В марте курица из лужицы напьётся.
-
Март – весна света, он зиму кончает, весну начинает.
-
Март у зимы шубу купил, а через три дня продал.
-
Кто в марте сеять не начинает, тот о своем добре забывает.
-
Март на порог заступает — зима за околицу убегает.
Сообщение о марте (Каширская Кристина) СЛАЙД — МАРТ
Март – это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского солнца, весело смеется – и незаметно тает. Деревья радуются приходу весны, но они пока еще не готовы обзавестись роскошной листвой. Просто все понимают, что мартовское солнце – это обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.
III Знакомство с биографией и творчеством К.Ф. Юона.
- Весну воспевали не только музыканты, но и художники.
- С произведениями каких великих русских художников вы познакомились на уроке «В мире интересного»?
(Слайд – портрет)
К.Ф.Юон родился в 1875 году и умер в 1958г.
СЛАЙД — АВТОПОРТРЕТ, Слайд — ЛЕФОРТОВО
Ему было присвоено звание народный художник СССР.
СЛАЙД — ЕГО КАРТИНЫ
Юон был безгранично влюблен в Россию, он умел раскрыть ее неповторимую красоту в скромных пейзажах Подмосковья . Юон любил радость и красоту в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, полную света весну, а также ослепительную зиму и яркое лето. Он совершенно не боялся белого цвета . Его зимние пейзажи утопают в искрящемся на солнце снеге. Ведь с именем художника связаны такие понятия как «юоновский пейзаж», «юоновская зима», «юоновская весна» — т.е. картины природы, которые сумел по – своему увидеть и запечатлеть художник Константин Фёдорович Юон.
Слайд слова ЮОНА
И до конца жизни он жил с желанием дарить это счастье людям, дарить счастье своими великолепными, эмоциональными пейзажами.
IV Рассматривание картины.
- Сегодня мы будем писать сочинение по его картине, которая называется «Мартовское солнце».
- Перед вами сейчас предстанет репродукция картины, давайте сначала вспомним, что такое репродукция ?
Репродукция –
Слайд —Третьяковская галерея.
- Рассмотрите молча картину. Звучит музыка П.И.Чайковского « Времена года».
—Написанная в 1915 году картина К. Ф. Юона «Мартовское солнце» — известнейший пейзаж выдающегося русского художника. К. Ф. Юон написал эту картину после бури и сильного снегопада, которые длились девять суток.
Юон писал: «Я начинаю терять надежду на то, что мой март принесет плоды» но он дождался мига, когда можно было выйти на улицу с холстом и красками: «Сегодня был тихий солнечный день, — я так его ждал; и устал безумно…»
V Беседа по содержанию картины.
первые впечатления
- Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?
Какое настроение
- Как вы думаете, почему художник назвал картину «Мартовское солнце»?
- Давайте попутешествуем внутри картины и исследуем, что же поразило художника ранней весной и каким открытием он хочет с нами поделиться?
жанровая сценка:
- А ещё кого видите
- Какое у них настроение? (радостное, весёлое, счастливое)
— — Предлагаю вам воспользоваться таблицей и выбрать 2 – 3 слова, которые помогут вам передать настроение детей.
ЧУВСТВА |
НАСТРОЕНИЕ |
удивление |
грустное |
испуг |
праздничное |
очарование |
счастливое |
восторг |
весёлое |
восхищение |
бодрое |
волнение |
ликующее |
радость |
спокойное |
вдохновение |
радостное |
- С какой целью в пейзаж включена жанровая сценка? (они приносят в картину жизнь, движение)
- Давайте мысленно уберём их из картины. Что изменилось?
Пейзаж не существует сам по себе, он тесно связан с жизнью человека, его трудом, и не случайно художник изображает на переднем плане двух деревенских ребятишек на лошадях. Эти ребятишки сразу наполняют картину жизнью, движением – и пейзаж весь преображается.
- Что ещё изобразил художник в центре? — деревья (Стройные белоствольные березы, величавые тополя, от деревьев падают длинные синеватые тени).
- Опишите деревья. (Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви, тянутся к солнцу).
- Что можете сказать о снеге? (синеватый, осевший, потемнел, подтаял)
Большое место в картине отведено изображению снега. Но снег у художника не просто белый, он переливается всеми цветами: то ослепительно сверкает на солнце, поражая белизной, то переходит в густые сине — фиолетовые тона.
- Как художник изобразил небо? (Ясное, голубое, высокое, чистое, оно большое-большое, без конца и без края ).
- Изображено ли на картине само солнце? (Нет).
- Каким образом автор показал его присутствие? Его на картине нет, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг .
- Как думаете, какой воздух ? (Прозрачный, легкий, чистый, свежий, морозный).
- Можете представить, чем пахнет весна на картине? (свежестью, талым снегом, первой водой, лошадками)
Деревенская улица
—Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику? (Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек).
—Какие краски использовал мастер кисти, чтобы показать своё отношение к весне? Он использовал розовато – голубой, сиреневый, золотистый, бело – розовый цвета на картине. Такой колорит , т.е. сочетание различных цветов, цветовая гамма, цветовое решение помогает художнику передать настроение весеннего дня).
—Какие чувства, желания у вас вызывает картина? Можете использовать эту же таблицу
ЧУВСТВА |
НАСТРОЕНИЕ |
- Итак, какова тема картины , а соответственно и нашего сочинения? (приход весны)
- А что такое тема текста? (тема текста – это то, о чём говорится в тексте)
- А что такое главная мысль? (Главная мысль – это то, что хотел сказать автор своим произведением)
- Какова же главная мысль? ( красота, весеннее пробуждение природы)
- Каков, по-вашему, замысел картины? Что хотел сказать художник своей картиной? Эта картина о том своеобразном настроении, о радостном предчувствии, которое испытывает человек в конце зимы — всё истомилось, всё ждёт тепла и света.
- Как вы думаете, как Юон относился к своей Родине?
Ученики: То, как он сильно любил свою Родину, её прекрасные уголки, необозримость её просторов, и хотел этим поделиться с нами, чтобы мы тоже любили свою Родину так, как К.Ф.ЮОН.
Рассказ учителя по содержанию картины.
Великий художник К.Ф.Юон запечатлел на полотне тот радостный момент, когда наступает первая весна, названная М. М. Пришвиным «весною света». Мартовское солнце на восходе зажигает стволы и ветви деревьев ярким пламенем. На снегу — длинные тени от деревьев, от коней, которых оседлали сельские ребятишки. Протоптанной тропой отправились они куда-то за село, обращает внимание гряда высоких берез. Позолоченные солнцем деревья, будто исполинские сторожа, застыли возле домов крестьян. Может, посажены они дедами-прадедами жителей этого села.
Внимание зрителей привлекает забавная сценка: ярко-красный в солнечных лучах жеребенок только что принял снежную ванну и еще не успел отряхнуться. Черная собака с негодованием облаивает «снежное чудовище». Смотришь на картину и ощущаешь удивительное состояние покоя и умиротворения, которым буквально дышит полотно. Хочется надолго сохранить в памяти этот удивительный сельский пейзаж, ощутить себя всадником и проскакать заснеженной улицей на окраину села, взглянуть в голубую даль, откуда неторопливо идет весна…
VІ Физминутка.
VІІ Эпиграф.
эпиграф
- Используем его и мы: прочитаем его вслух (хором).
«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года».
А.С. Пушкин
- Что названо утром года?
- Запишите число, тему урока, эпиграф.
VІІІ Составление плана.
- А сейчас мы с вами составим план нашего сочинения. Чтобы составить план, надо подумать, какой тип текста мы будем писать. ( Слайд с таблицей «Типы текстов»).
Ученики: это тип текста описание, потому что мы будем описывать картину, к тексту можно задать вопрос КАКОЙ?
- Сколько частей будет в нашем плане?
Ученики: В нашем тексте будет 3 части.
- Какие?
Ученики: Вступление, основная часть и заключительная.
- О чём будем писать во вступительной части? С чего начнём наше сочинение?
Ученики: Слово о художнике. К.Ф.Юон – мастер пейзажа. Его картины природы жизнерадостны, праздничны.
- О чем будем писать в основной части?
Ученики: Будем описывать картину.
- С чего надо начать описание пейзажа?
Ученики: Надо сказать, что на картине художник изобразил время года – раннюю весну, а затем описывать то, что на переднем плане, затем в центре, а затем на заднем плане.
- А в заключении?
Ученики: Моё отношение к картине или какое настроение вызывает картина.
План.
І К.Ф. Юон — мастер пейзажа.
ІІ Описание картины:
-
пробуждение природы.
-
жанровая сценка;
-
деревья – великаны;
-
описание снега;
-
изображение неба, солнца, воздуха;
-
деревенская улица.
ІІІ Моё отношение к картине.
Таблица на слайде и на листочках:
Слайд с опорными словами
І К.Ф. Юон — мастер пейзажа. |
написал много, жизнерадостны, праздничны |
ІІ Описание картины:
|
ранняя весна, время пробуждения природы, |
2) жанровая сценка; |
деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка, приносят жизнь, движение |
3) деревья; |
высокие, белоствольные красавицы — берёзы; тополя, величаво раскинувшие свои ветви, тянутся к солнцу |
4) снег; |
синеватый, подтаял, осел, видны голубые тени |
5) небо, |
голубое, ясное, высокое, чистое, большое – большое, без конца и края |
солнце, |
виден розоватый, золотистый свет, пронизано все вокруг |
воздух; |
прозрачный, чистый, свежий, |
6)деревенская улица. |
вдали на пригорке, добротные дома |
ІІІ Моё отношение к картине. |
X Словарно-орфографическая работа.
Слайд – словарная работа
бел . ствольная, б . рё . ки, т . п .ля, в . л . каны,
п . т . мнел, нрави . ся, из . бр . зил.
XІ Рассказ учащихся по плану.
К.Ф. Юон – мастер пейзажа. Он написал очень много красивых картин о природе. Его картины праздничны, жизнерадостны.
На картине «Мартовское солнце» Юон изобразил раннюю весну – время пробуждения природы. Снег лежит ещё повсюду, но уже потемнел, осел. Он переливается всеми цветами. На снегу видны голубые тени от деревьев. Белоствольные берёзки и тополя стоят, как великаны. Они тянутся своими ветвями к солнцу. Солнца на картине нет, но повсюду виден его сияющий свет. Небо голубое, высокое, чистое. Оно большое – большое, без конца и без края. Воздух чистый, прозрачный, свежий. Внимание привлекают деревенские ребятишки, скачущие на лошадях. Весело резвится жеребёнок, с ним играет собачка. Вдали на пригорке стоят большие добротные дома.
У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.
— Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске.
У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину., Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде картины ранней весны., Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первое пробуждение природы.
- Какие художественные приёмы можно применить в сочинении?
(Сравнение, олицетворение, метафора)
- Что такое сравнение?
Ученики: СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого.
- Например.
Ученики: Деревья стоят, как великаны.
- Что такое олицетворение?
Ученики: Олицетворение – это такой художественный приём, при котором мир природы отождествляется с миром людей. Когда неживые предметы выполняют действия живых. — —Например: день улыбается, природа радуется, пробуждается.
- Что такое метафора?
Ученики: Метафора – это употребление слов в переносном значении.
Например: весна – девица — красавица
—Включите фантазию. Мысленно переместитесь внутрь картины, представьте себя частью пейзажа. Посмотрите по сторонам, но изнутри, и отношение к картине сразу появится. Возможно, вам станет холодно от того, что кругом лежит снег, а может быть, вы ощутите первое тепло мартовского солнца. Вот о своих ощущениях и пишите.
Речевая подготовка.
Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов.
Задание №1
Найдите ошибку:
Снег такой весь белоснежный., Художник очень любил рисовать пейзажи. Художник изобразил на картине раннюю весну.
- Как правильно записать предложения?
Ученики: существительные заменить местоимением или синонимами.
Задание № 2
Подберите синонимы к словам.
Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует)
Картина – полотно, репродукция.
Блестит – искрится, сияет, сверкает.
Поражает – удивляет, изумляет.
XІІ Работа в тетрадях.
Помните о том, что лучшее сочинение то, которое отличается от всех. Оно оригинально, нестандартно, а этого можно добиться только описанием своих ощущений, ведь они у каждого свои.
— Наступило время для творчества. Дайте свободу своему воображению. В добрый путь! (Дети пишут, пока звучит музыка).
XlІl Итог урока. Рефлексия. Оценки.
Ребята, если вам понравился урок, и вы считаете, что работали отлично – обведите большой букет подснежников. Если вы работали хорошо. То обведите букет среднего размера, а если плохо и урок не понравился — маленький. Дома раскрасите этот букет карандашами или красками.
Сочинение дети пишут на листах с подснежниками, затем оформляется в классе стенд с сочинениями.