Разработка по русскому языку по картине С.А.Григорьева Вратарь (7 класс)

Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь»

Цели урока: подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на

картине; дать понятие о композиции картины как одном из средств

выражения замысла художника; ввести в активный словарь уч-ся слово

«композиция» и слова на тему «Спорт».

Ход урока

1.Рассказ о художнике.

Сергей Алексеевич Григорьев родился 5 июля 1910 г. в Луганске (Украина) в многодетной семье железнодорожника. Большое место в творчестве художника занимает тема молодости, физического и духовного здоровья человека, особенно привлекает его детская и школьная тематика. Лучшие полотна художника посвящены детям. Среди них широко известны картины: «Пионерский галстук», «Обсуждение дойки», «Рыбачок», «Первые слова», «Юные натуралисты». Заслуженную славу принесли художнику картины: «Прием в комсомол», «Вратарь» (1949 г.).

Автору за них была присуждена Государственная премия.

2. Беседа по картине.

1) Вопросы, подготавливающие к восприятию картины «Вратарь».

  • Нравится ли вам игра в футбол?
  • Что вы знаете об этой игре (состав игроков, правила игры, форма футболистов)?
  • Каковы обязанности и задачи вратаря?

2) Рассматривание репродукции картины и беседа по вопросам.

  • Что изображено на картине «Вратарь»?
  • Как ребята играют в футбол? (возвращаясь из школы, ученики соорудили из портфелей, сумок и фуражек ворота и начали игру.

Завязалась борьба за мяч, которую с большим вниманием наблюдают зрители, сидящие на штабеле свежих досок).

— Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили? (Осень. Листья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день. Вероятно, полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце).

  • Где происходит действие, изображенное на картине? (на окраине большого города, на пустыре за домом).

  • Кто является главным действующим лицом картины? (мальчик-вратарь).

  • Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(Вратарь оперся о колени, стоит согнувшись, в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защитить свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, у него хватка заправского футболиста. Видно, он очень любит играть в футбол, часто наблюдал игру взрослых футболистов и старается им подражать даже в одежде. На нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах опущенные чулки, калоши, подвязанные тесемкой; коленка перевязана, наверное, ему часто приходится падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь – смелый, бесстрашный мальчик, увлеченный своим делом. Он высокого роста, белокурый. Выражение лица серьезное, внимательное).

3 стр., 1130 слов

Конспект по русскому языку : -отзыв по репродукции картины художника ...

... бесплатные классы Академии художеств. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и на академической выставке его картина «Мальчик, ... Понравилась ли вам картина? Какое настроение она создаёт? 5. Составление плана сочинения (О красках, которые использовал художник.) (Саму кружевницу.) ... какую картину мы будем сегодня описывать. Какие знания и умения нам понадобятся? V . Работа по теме ...

  • Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря. (За вратарем в невозмутимой позе стоит, заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).

— Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их. (Взгляды всех зрителей устремлены на поле, где идет борьба за мяч. Молодой мужчина в шляпе всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди, сам «ринется в бой». Видно, что он настоящий болельщик, а может быть, и сам хорошо играет в футбол. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом костюме, с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Девочки с куклой и в красной шапочке более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).

  • Кто равнодушно относится к происходящему на поле? (Малышка, укутанная в теплый платок, и свернувшаяся у ее ног собачонка).

  • Почему картина называется «Вратарь»? (Вратарь – главное действующее лицо картины. Художник показал храброго, увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии).

  • А как бы вы по-другому назвали картину? («Интересная игра», «Футбол – увлекательная игра», «Футбольный матч», «Интересный момент игры»).

  • Ваши названия правильные.

Они отражают тему картины. Художник же назвал свою картину «Вратарь» потому, что для него главное – образ мальчика, который стоит на страже своих ворот.

  • Как вы думаете, что хотел выразить художник своей картиной, какова ее основная мысль? (Футбол интересен всем, взрослым и детям. Футбол – любимый вид спорта. Бесстрашный вратарь на страже своих ворот).

3) Композиция картины, изобразительно-выразительные средства.

  • В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то определенный момент. Для раскрытия своего замысла он использует изобразительно-выразительные средства живописи.
  • Посмотрите, как построена картина.

Где – на переднем или на заднем плане – изобразил С.А.Григорьев главного героя, вратаря? (Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины. Он хорошо виден).

  • Кто изображен на втором плане картины? (Дети и молодой мужчина).

    4 стр., 1846 слов

    По картине А. Пластова «Первый снег» план-конспект по русскому языку (3 класс)

    ... родной Прислонихе. Художник написал много картин о жизни деревенских ребят: «По грибы», «Пастушок», «Первый снег». Сегодня мы познакомимся с картиной «Первый снег», рассмотрим ее и напишем по ней сочинение. Работа по картине Посмотрите на картину, что вы ...

  • Что вы видите на заднем плане? (Город, огромные здания, жилые дома).

— Мы рассмотрели построение произведения живописи, иными словами, его композицию. Главный герой расположен на переднем плане, близко к центру картины. Он хорошо виден и сразу привлекает наше внимание. На заднем плане находятся второстепенные лица и предметы, они расположены так, что все хорошо видны.

Запись слова «композиция» на доске и в тетрадях.

Композиция дает возможность наиболее четко выразить мысль художника. Еще полнее раскрыть основную мысль произведения живописи помогают детали. Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря), выясним их роль в раскрытии замысла художника.

— Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события? (Темные цвета и оттенки: желтый, светло-коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит сзади вратаря, шапочка на девочке, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки одновременно помогают передать напряженность изображенного действия и создают бодрое, хорошее настроение).

3. План сочинения.

Коллективно составляется план описания картины.

Замысел художника.

Композиция картины.

На пустыре.

Вратарь.

Болельщики.

Мое отношение к картине.

— Описывая картину, можно рассказать о том, как дети готовились к игре в футбол, как проходил матч, о действиях вратаря и болельщиков, домыслить, что предшествовало моменту, изображенному на картине, предположить, чем закончится матч и будут ли мальчики играть на следующий день. Такое событийное изложение в тексте происходящего называется повествованием.

В сочинении-повествовании преимущественно употребляются глаголы. Так, глаголы прошедшего времени позволяют называть последовательные действия, а глаголы настоящего времени помогают представить действие как бы происходящим на глазах зрителя.

4. Словарно-стилистическая работа.

— Назовите глаголы, которые можно употребить для обозначения позы и действий играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания. (Слегка согнуться, отставить ногу назад, рвануться с места, начать длинный разбег, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, бросить мяч, забить гол, атаковать ворота, прикрывать ворота, кинуться к воротам).

5. Написание черновика сочинения.

Задание на дом: написать сочинение.

Карточки по теме «Причастие»

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы.

Передавамая научная информация; аппарат, управлямый на расстоянии; автоматическая станция, запущнная на Луну; посадка станции, произведеая автоматически; возвращамый аппарат; фотографии, получеые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установлеые на аппарате, посыламом на Луну; выполне..ая программа исследования.

Карточка №2

Вставить пропущенные знаки препинания.

Листья блистающие золотом; тронутый утренником осенний лист; возле полянок усеянных брусникой; деревья одетые в нарядный убор; пылающие золотом вершины берез; осины трепещущие на ветру; листва опаленная дыханием осени; расшитый золотом ковер.

9 стр., 4103 слов

Прочитайте текст П.Васильева «Уродина». В предложенные ниже фрагменты ...

... К Тексту «Уродина» П.В асильева На Тему Совесть — это. …. Вот текст: Уродина (1) Я живу на новостройке. ( ... готовит им не только образец сочинения 9.3 по тексту В.Н. Крупина о красоте, ... только дать ответы на заданные вопросы, но ещё и раскрыть их в ... по тротуару. (24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер. (25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я ...

Карточка №3

Раскрыть скобки.

(Не)замеченная ошибка; (не)застеленная одеялом; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ; решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; еще (не)прочитанная книга; еще (не)обжитый край; (не)обозримая равнина; (ни)кем (не)нарушаемая тишина; (не)устрашимый боец; (не)пролазная чаща.

Карточка №4

Раскрыть скобки.

(Не)замерзающий на зиму залив; (не)просохшая почва; (не)затворенная дверь; (не)усиливающийся, а успокаивающийся ураган; тропинка (не)заметна; (ни)чем (не)прикрытый; еще (не)скошенный луг; (ни)кем (не)потревоженный улей; (не)спавший от боли; движение (не)прекращено.

Карточка №5

Вставить пропущенные буквы.

1)Ненавидвший, рассенный, постровший, почул;

2)увидвший, зависл, постронный, заклена;

3)зависмый, развевший, объездвший, раскался;

4)нахмурнный, отчавшийся, зател, заставв.

Карточка №6

Вставить пропущенные буквы.

1)Дремлщий, застрелнный (волк), лелел, хвалщий;

2)почувший, пил…щий, раскался, расклевший;

3)пролал, промавшийся, стелщийся, раскленный;

4)видщий, чул, просенный, затеевший.

Карточка №7

Раскрыть скобки.

(Не) красивый плащ; (не) лепое поведение; (не) кому поведать; знак (не) равенства; путь (не) близкий, а далекий; дорога (не) ровная, но короткая; далеко (не) легкая задача; (не) веселый, а грустный напев; (не) ряшливый вид; (не) кого спросить; (не) завидное положение; (не) ласковый взгляд; (не) сбыточность помыслов; вовсе (не) красавица; домашние (не) урядицы; сказал (не) правду; скрытая (не) приязнь; (не) был в школе; (не) взлюбил с первого взгляда; (не) от кого утаить; (не) с кем поговорить; перейти (не) глубокую, а широкую речку; устал с (не) привычки; всякие (не) ожиданности; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) интересный фильм.

Карточка №8

Раскрыть скобки. Графически объяснить написание НЕ.

(Не) взошедшее солнце; (не) выкрашенный скамейки; сено (не) убрано; телеграмма (не) отправлена; (не) подоспевшие вовремя люди; (не) написанная статья; (не) прочитанная отцом записка; книга (не) прочитана; книга (не) большая, а интересная; совсем (не) интересный фильм; далеко (не) решенный вопрос; (не) написанное сочинение по английскому языку; (не) останавливающийся (ни) перед какой преградой; никем (не) исследованная местность; никогда (не) знавшие страха; (не) доумевающие по поводу поведения; (не) погибшая, а возрожденная из пепла земля; посуда (не) убрана; трава (не) скошена; (не) обитаемый остров; (не) обыкновенное путешествие.

Карточки по теме «Деепричастие»

Карточка №1

Раскрыть скобки.

(Не) зная ничего; (не) чувствуя опасности; (не) думая ни о чем; идти (не) спеша; остановиться, (не) дойдя до места; (ни) чего (не) жалея; (не) говоря лишних слов; (не) мог (не) знать; смотреть, (не) отрывая глаз; (не) доумевая по поводу случившегося.

Карточка №2

Раскрыть скобки.

(Не) подготовленное выступление; (не) подготовив доклада; (не) продумав маршрута; (ни) кем (не) продуманный маршрут; маршрут (не) продуман; идти (не) говоря ни слова; (не) замеченная ошибка; (не) заметив ошибки; (не) навидя ложь.

1 стр., 443 слов

Сочинение книга прочитанная летом

... всё и странно. Несмотря на этот недостаток в лице Анны Карениной, я всем советую прочитать эту книгу. Роман, написанный гением, найдет ... общества, общественных нравов, и от этого в современном прочтении книга многое теряет. Однако обилие ярких персонажей, пронзительные сцены ... стороны, словно посмотрев на себя через вековую призму со стороны. Это большая, зрелая и хорошая книга. К сожалению, многое ...

Карточка №3

Раскрыть скобки.

Работать (не) покладая рук; (не) беспокоиться ни о чем; (не) подозревая об опасности; (не) заметив (ни) чего; (не) решаясь приблизиться; (не) спуская глаз; ответить (не) подумав; (не) веря своим ушам; (не) страшась (не) взгод; бежать (не) чувствуя под собой ног.

15