Методы
обучения
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Организационный момент
2 мин.
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
Самоорганизация на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя
Организация учебной деятельности. Подведение к восприятию темы; внесение эмоционального настроя.
— Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами известная картина замечательного русского художника-передвижника. (Слайд 1)
— Кто из вас знает, как называется эта картина?
Кто её автор? (Это репродукция картины «Дети, бегущие от грозы» замечательного русского художника Константина Егоровича Маковского».
— Где находится это полотно? ( В Третьяковской галерее).
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? (Описывать картину)
- Назовите части речи, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках? (Причастие и деепричастие).
- Чем интересно название картины? (В названии употреблен причастный оборот).
- Почему, по-вашему, сегодняшний урок следует за темой «Деепричастие и причастие как особые формы глагола»?
(Очевидно, эти части речи помогут ярче и выразительнее описать предложенную картину).
1. Сообщение темы урока. Постановка цели.
Словесный, познавательный, эвристический
Слушают учителя
Ученик читает
стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза».
(Слайд 3)
Мотивация учебной деятельности, целевая установка
— С чем у вас ассоциируется слово «гроза»? (ответы детей)
— Обратимся к толковому словарю Даля и узнаем, какое значение имеет слово «гроза» ( «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие»)
А какова «Весенняя гроза»
у Федора Ивановича Тютчева?
Давайте послушаем это замечательное стихотворение.
Ваше восприятие тютчевской грозы?
( В стихотворении Ф. И. Тютчева встречаются слова, обозначающие различные звуки. Причём очень часто они сопровождаются ярко окрашенными словами. показана мощь грозы в стихотворении (грохочет, как бы резвяся и играя, , гремят раскаты молодые, повисли перлы дождевые). Грозе Тютчева сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше восприятие грозы).
А сейчас давайте окунёмся в мир природы и прослушаем звуки грозы.
Когда вы смотрите на репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», вы слышите эти звуки?
2.Вводное слово учителя о художнике К.Е.Маковском.
Словесный
Слушают учителя
- Маковский Константинович (20.06.1839- 17.09.1915), русский художник. К. Маковский был старшим сыном в семье известного московского художественного деятеля и художника – любителя Егора Ивановича Маковского. Все дети в этой семье, а их было четверо, воспитаны в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», — писал на склоне лет К. Маковский.
- В Московском училище живописи и ваяния, куда Маковский поступил в 1851 году, он учился легко и успешно, получая всевозможные награды.
- В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них — «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций.
2. Аналитическая работа.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
Наблюдение, дискуссия. Просмотр слайдов, обсуждение и беседа.
Беседа по картине.
– Какое впечатление производит картина? ( И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?) ( Рассматривая это произведение, словно видишь события, предшествующие запечатленному моменту, и начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы).
– Какова композиция картины? (На первом плане – испуганные дети, на втором – мрачная, вызывающая тяжёлые впечатления природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).
– Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные?
(Девочка и её младшая сестра, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).
– Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле).
– Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? ( Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона).
– Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).
– Я рада тому, что вы так много увидели на картине. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием причастий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи называется причастием. (Дети дают формулировку правила).
- Итак, ваша задача: создать как можно больше причастий и причастных оборотов, которые помогли бы вам написать сочинение.
3. Работа с группами.
Практический, взаимоконтроля,
наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод контроля, самоконтроля
Работа с текстом, поиск ответа на вопросы по группам.
Выполненная работа озвучивается.
Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
Работаем по группам (дети озвучивают написанные словосочетания).
1 группа – описание неба (нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте).
2 группа – описание пейзажа (дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку).
3 группа – описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие домой).
4 группа — Словарная работа . Прочитайте предложенные ниже словарные материалы. Выпишите в один столбик причастия, в другой — деепричастия.
Спешащие домой девочки; надвигающаяся гроза; разбушевавшаяся природа; заволокли небо; скрыли солнце; не пробивается сквозь тучи; сгибают травы, прибивая к земле; разлито в воздухе; предчувствие грозы; заросшая осокой и кувшинками речка; тяжёлое предгрозовое небо; тревожно смотрит; нагоняет тучи; разметались от сильного ветра; сполз с головы (платок); ступает, не глядя; трудятся наравне со взрослыми; прижалась всем телом; придерживает обеими руками; обхватила за шею, переплетя пухлые пальчики; прижалась к спине, свесив босые ножки; сильно испугана, но не плачет; раскраснелась от волнения и быстрого бега; стриженые волосы; выгорели от солнца; надета поверх платьица; одета в сарафан.
4. Составление плана сочинения
Составление плана сочинения.
Примерный план сочинения:
- Сюжет картины К.Маковского «Дети, бегущие от грозы».
- Пейзаж, изображенный на картине.
- Описание главных героев.
- Чувства, которые испытывают сестры.
- Внешний вид девочек
- Мое впечатление от картины.
Вы можете составить собственный план работы и писать, опираясь на него. Если подберёте эпиграф – это будет здорово.
5. Выводы
Метод поискового обобщения
Обобщение полученных на уроке сведений, защита собственного текста
Итак, вы подобрали рабочие материалы, которые станут основой вашей домашней работы.
Теперь ваша задача — обобщить собранные впечатления и написать сочинение .
2. Рефлексия
Метод контроля,
познавательно-рефлексивный
Самоанализ.
Был ли урок интересным? Если нет, то почему?
Что понравилось? Не понравилось?
4. Домашнее задание
Словесный, наглядный
Получение домашнего задания
Домашнее задание: написать сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Приложение., Карточка№1
1.Вставить пропущенные буквы
Уд _вительное лето, ласковое, теплое солнце, пошли грибы, взяли лукошко, отправились в дальний лес.
пров_рчал, проб_рмотал
2. Определить троп (выделенные слова)
Карточка№2
Т_желые взрывы ухали за г_ризонтом, м_лькали вспышки молний, молнии яркие, осл_пительные, огнен_ые, гроза шумела, наб_рала силу.
Слова с безударными гласными:
2. Определить троп (выделенные слова)
Карточка№3
Словарная работа . Прочитайте предложенные ниже словарные материалы. Выпишите в один столбик причастия, в другой — деепричастия.
Спешащие домой девочки; надвигающаяся гроза; разбушевавшаяся природа; заволокли небо; скрыли солнце; не пробивается сквозь тучи; сгибают травы, прибивая к земле; разлито в воздухе; предчувствие грозы; заросшая осокой и кувшинками речка; тяжёлое предгрозовое небо; тревожно смотрит; нагоняет тучи; разметались от сильного ветра; сполз с головы (платок); ступает, не глядя; трудятся наравне со взрослыми; прижалась всем телом; придерживает обеими руками; обхватила за шею, переплетя пухлые пальчики; прижалась к спине, свесив босые ножки; сильно испугана, но не плачет; раскраснелась от волнения и быстрого бега; стриженые волосы; выгорели от солнца; надета поверх платьица; одета в сарафан.
Звуки грозы
- А сейчас я предлагаю окунуться в мир природы и прослушать звуки грозы