История создания стихотворения Ф. И. Тютчева , Федор Иванович написал данное произведение 28 ноября (10 декабря) 1866 года.
К тому моменту автор уже покинул пост в дипломатической миссии Российской Империи на территории раздробленных германских государств.
Федор Иванович вышел в отставку в чине тайного советника, одного из самых высоких для гражданского чиновника.
Он имел богатый опыт жизни в европейских странах, что особым образом сказалось на философском мировоззрении поэта, при этом ни у кого не вызывало сомнение чувство убежденного патриотизма Тютчева. С этих позиций и стоит анализировать его творчество.
Сочинение-рассуждение на тему: «Умом Россию не понять…»
Среди мировых цивилизаций, Россия отличается противоречивыми особенностями двух пересекающих ветвей – Запада и Востока. Такое географическое положение способствовало созданию новой, не на кого не схожей, державы.
Уровень жизни европейских стран, безусловно, является привлекательным для россиян. Сами же западники открыто поддерживают идею просвещения России европейским направлениям. Однако, путь к своеобразности славянского общества невозможно вычеркнуть из истории. Так же как игнорировать «особенную стать» страны.
Западная логика далека от понимания русской самобытности. Иностранцы не прекращают удивляться необычным традициям россиян и необъяснимым крайностям. Быт русского противоположен сытому и размеренному укладу жизни европейцев. И, по всем правилам, такое положение должно привести к разрушению страны, однако происходит всё наоборот. Низшие сословия дарят миру тысячи гениальных умов, которые служат рычагом прогресса. Стремление жить лучше заставляет людей находить самые верные решения, принимая самые нелогические действия.
Тютчев Федор Иванович: жизнь и творчество
... этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается. На чужбине Тютчев проведет двадцать два года, из них ... как стихия, -, Сольются в бездной роковой!.. «От жизни той, что бушевала здесь…». Тютчев – мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней ... всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!.. Тютчев очень тяжело пережил утрату: Жизнь, как подстреленная птица,, Подняться хочет – и ...
Секрет уникальности народа прячется в загадочной русской душе, понять которую не под силу самим славянам. Невозможно найти ответ там, где условия задачи постоянно меняются. Тесные переплетения рассудка и чувств порождают сумасшедшие поступки, граничащие с безумием, создают патриотизм и национальное чувство преданности высшей идее. Высокая амплитуда смены настроения, от необычайной энергии до глубокой апатии, раскрывает образ русского человека. Этот народ стремится к духовному развитию, постоянно пребывая в поисках «священного Грааля».
Замечательное представление про русского мужика, можно получить из народных сказок. Он грубый, добродушный, немного наивный и невероятно сильный. Совершая подвиги во имя справедливости, герой спасает обиженных персонажей и в финальном поединке наказывает зло. В конце сказки бескорыстный герой получает награду в виде прекрасной девы и полцарства бонусом. Таким образом, награждается милосердие и жалость.
(Читать: Стихотворение Ф. И. Тютчева «Умом Россию не понять…»)
Очевидно, что русский народ никогда не увязнет в рутинности жизни. Благодаря врожденному любопытству и стремлению к познанию, нация заставит страну развиваться даже в сложных условиях.
Умом не понять Россию, в страну можно только верить. Ее сила заключена в вере своего народа. С ней мы неуязвимы для внешних врагов, не сломится дух русский под давлением моральным и физическим. Оставаясь голодными и безрассудными, принимая удары судьбы с иронией и юмором, мы приспособимся жить там, где не сможет бороться любой другой!
Тема стихотворения
Полностью установить главную мысль стихотворения достаточно сложно. Именно по этой причине четверостишие неоднократно служило поводом для злоупотреблений со стороны лиц, зачастую придерживающихся диаметрально противоположных взглядов.
характеристика вектора национального развития России.
«Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
патриотическую тему
Философская миниатюра – плод размышлений Тютчева, попытка понять феномен собственной страны. Поэт, имея богатый опыт дипломатической деятельности в европейских странах, оценивал русскую культуру и политику в сравнении с европейским опытом. В строке «Аршином общим не измерить» автор подчеркивает самобытность русского народа и русского менталитета, загадочность и непредсказуемость русской души, не укладывающиеся в общеевропейские представления и стереотипы поведения.
Федор Тютчев — Лирика. Т1. Стихотворения
... случайных салфетках и тетрадях. Единственным сформированным полноценным циклом исследователи считают стихотворения, посвященные возлюбленной Тютчева, Е. А. Денисьевой. И хотя цикл называется «денисьевским», литературоведы еще ... Гражданские мотивы в лирике Некрасова ярко и правдоподобно отображают повседневную жизнь русского народа. Поэт сравнивает себя с крестьянами, его мучают угрызения совести ...
По мнению Тютчева, именно удивительный образ мышления русского народа – залог того, что русский народ не погрязнет подобно европейцам в мещанских устремлениях, а всегда будет развиваться в любых, даже самых сложных условиях.
двухчастную композицию
Стихотворение, являющееся монострофой по форме, написано характерным для Тютчева четырехстопным ямбом, придающим произведению возвышенные, одические интонации. Внутреннее движение в стихотворении создается с помощью глаголов: понять, измерить, верить .
Стихотворение «Умом Россию не понять», образно и метко характеризуя Россию, не только выразило духовное кредо поэта, всей душой любившего свою страну, но и продолжает нести глубокий духовно-нравственный смысл для потомков.
Жанр, направление и композиция
философская миниатюра
(как и большинство произведений Тютчева).
Федор Михайлович на протяжении всего своего творческого пути оставался верен романтическому направлению, что к середине 60-х годов позапрошлого века стало нетипичным, большинство произведений отечественной литературы в то время писалось по лекалам критического реализма.
Романтическим героем в четверостишии выступает образ родной страны. Композиция стихотворения — монострофа, преисполненная глубоким смыслом.
Анализ Стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять…»
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Умом Россию не понять…» было опубликовано в 1868 году. Тютчев написал его на клочке бумаге. Оригинал хранится в Пушкинском Доме.
Произведение относится к философской и гражданской лирике. Жанр его — стихотворный афоризм.
Стихотворение состоит из одного четверостишия, одной строфы, заключающей в себе философское обобщение поэта о России:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Известны различные трактовки этого произведения в литературоведении и философии. Так, расхожим является мнение о том, что у Тютчева здесь идет речь об иррациональности сознания русского человека, о самобытности русского народа, его культуры. Другая мысль — Россия существует благодаря вере, крепости ее в душах русских людей. Исследователи даже видели в этом произведении уподобление России Ноеву ковчегу, спасшемуся во время всеобщего крушения.
Композиционно стихотворение состоит из трех частей, типичных для рассуждения: тезис — аргумент — вывод. Первая часть включает в себя первые две строки. Здесь говорится об особой роли России, особом ее характере. Вторая часть (третья строка) содержит в себе аргумент, объяснение, доказательство. Третья часть (последняя строка) — это вывод и утверждение поэта. По мысли Г.Э. Голышевой, все произведение построено на глаголах, которые «создают внутреннее движение образа». Дважды повторяется здесь частица «не», усиливая авторское утверждение, подчеркивая противостояние веры как необходимой составляющей души русского человека и ума как рациональности, рассудочности.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифмовка — перекрестная. Поэт использует здесь прием олицетворения.
Тема россии в лирике тютчева. Анализ стихотворения Тютчева «Умом ...
... Ф.И. Тютчева В чем исследователи видят открытие Тютчева-поэта? В чем своеобразие темы природы в лирике Тютчева? Какой предстает природа в лирике поэта? В чем особенность пейзажной лирики Тютчева? Почему А.Белый назвал Ф.И.Тютчева «древним эллином»? Каким предстает человек в лирике Тютчева? ...
История создания , В них он описывал:
- русский характер;
- природу;
- особенности мировоззрения.
Интересно то, что за годы разлуки с родиной Тютчев так и не смог проникнуться любовью к Европе. Ему был противен сытый и пресный образ жизни европейцев. Иногда кажется, что действия русских лишены смысла, но потом оказывалось — они оправданны.
Россия была нищей и дикой для европейцев страной, но именно она смогла породить множество гениев.
Почему «Умом Россию не понять»?
Проклятие войнам отныне и вовеки! М. Булгаков Эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет «Умом Россию не понять» россияне обрели как бы духовное кредо, не только многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека, но и помогающее защищаться и созидать новую жизнь. Это понятие делает мои, например, отношения с обществом не сугубо личными, а государственными. В других странах, как я заметил, простой человек вступает в государственные отношения
с обществом только в определенные моменты, например, решая свои проблемы с полицией или другими государственными структурами. В иное время иностранцу наплевать на свое государство. Такое государство в свою очередь само освобождает рядового человека от чересчур государственных отношений. Известно, что даже в уставе военнослужащих США нет безоговорочных требований отдавать свою жизнь за родину. В России же, даже когда не было никакого устава, вопрос жизни и смерти в бою за отечество решался однозначно — «во что бы то ни стало». От тех, кто защищал Московскую Русь от частых нападений врагов, требовалось не щадить живота своего. Уже в «Слове о полку Игореве» звучат мотивы самопожертвования во имя отечества, и образ врага вечного, только и ждущего удобного момента для нападения, довлеет над всеми остальными опасностями в жизни русича. Я думаю, такие отношения русского человека и государства сложились исконно, потому что общие беды были сильнее личных горестей, обид и распрей. Например, Александр Невский, легендарный государственный человек и полководец, остался в памяти русского народа добрым, даже смиренным руководителем, готовым отложить свою гордыню в сторону и отправиться в Орду за ярлыком на правление. Он оставил, как известно, в Орде своих сыновей и братьев, чтобы не допустить карательного набега ордынцев на Русь, который мог закончиться полной катастрофой для нашего отечества. Чуть позже Дмитрий Донской облачается в доспехи простого воина и бьется и сражается рядом со своими ополченцами в пешем строю, как бы оправдывая этим в своих глазах гибель множества плохо вооруженных крестьян, которых он вывел против Мамая. А позже Петр I издает приказ, понуждающий стрелять во всякого беглеца с поля боя и «даже убивать меня самого, если я буду столь малодушен, что стану ретироваться от неприятеля». Трудно себе представить, чтобы какой-нибудь западный король издал такой указ. Вот поэтому — «Умом Россию не понять», мне кажется, это взгляд на Россию как бы из-за границы, который нам очень пришелся по душе. Впрочем, Тютчев часто бывал за границей в качестве дипломата и вполне мог такой взгляд на Россию позаимствовать. Иностранцев удивляло, что проявляющий такие чудеса патриотизма рядовой россиянин не мог, подобно англичанину, сказать, что его дом — крепость. Еще Иван Грозный показал, что родовитость и богатство на Руси — не защита. Надеяться можно было только на свою верность власти. Только в России сложилось убеждение, что служба сама по себе честь. В. О. Ключевский по этому поводу заметил, что сословия в России различались не правами, а повинностями. В этих крайностях жизни скрыта загадка не только ума, но и души русского человека, которая вдохновляла наших гениев и пугала зарубежных мыслителей. Революция, как утверждают многие историки и политики, тоже ведь должна была произойти и победить где угодно, только не в России. Однако читаем Маяковского, и все оправдано: Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни, но и без чтения мы разбирались в том, в каком идти, в каком сражаться стане. Видимо, в марксизме есть нечто такое, что нашло отклик больше в душе, нежели в сознании нашего народа. Это учение словно околдовало россиян. Из учения оно быстро перешло в убеждение, даже в веру и подтолкнуло Россию к переделке мира. Про знаменитый «Капитал» К. Маркса крестьянский поэт небрежно сказал: Ни при какой погоде Я этих книг, конечно, не читал. То есть не потому, что некогда было, а именно — «ни при какой погоде»! Каждый русский знает: эта фраза означает, что не читал Есенин Маркса из принципиальных убеждений. Однако это не помешало ему на всю Россию продекламировать: Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — Родина, Я — большевик. Вывод можно сделать только один: в России нельзя при принятии любой теории отрывать рассудок от чувств. И последний яркий пример тютчевского пророчества я вижу в том, что разгром коммунистического строя в нашей стране возглавил не политкаторжанин, как этого следовало ожидать, а Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Сейчас, говорят, он пишет мемуары. Интересно бы узнать, нравится ли ему поэт Федор Иванович Тютчев? Сейчас наша Россия вновь балансирует на острие ножа истории, и никто не может сделать более или менее убедительных прогнозов. Значит, нам вновь осталось «только верить», что мы и делаем.
Примеры сильного человека из жизни
... детством». Готовое сочинение 15.3 «СИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК» Кого можно назвать сильным человеком? Я считаю, что сильный человек – человек, который способен преодолеть многие жизненные препятствия, например, травму, болезнь, уход близких из жизни. Также сильным можно назвать того, ...