Сопоставительный анализ стихотворения Тютчева «Бессонница» и стихотворения Пушкина «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» (ЕГЭ по литературе)
Оба стихотворения написаны примерно в одно и то же время: у Тютчева – в 1829 году, у Пушкина – в 1830 году. В обоих произведениях раскрывается тема ночной бессонницы и раскрываются чувства и мысли героя в этот период. У обоих поэтов звучат сходные мотивы времени в образе движения часов: «часов однообразный бой» (Тютчев) и «ход часов лишь однозвучный» (Пушкин); мотив неумолимой судьбы: «неотразимый Рок» (Тютчев) и «Парки бабье лепетанье» (Пушкин), мотив тоски и скуки: «томительная ночи повесть», «кто без тоски внимал из нас» (Тютчев) и «сон докучный», «скучный шёпот» (Пушкин); мотив пророчества: «пророчески прощальный глас» (Тютчев) и «ты зовёшь или пророчишь» (Пушкин); мотив совести: «и внятный каждому, как совесть» (Тютчев) и «укоризна или ропот» (Пушкин).
Но при всём сходстве темы и мотивов у поэтов разный подход к освещению темы бессонницы. Лирический герой Тютчева выступает как философ, который говорит от лица всего человечества (местоимение «мы»), раскрывая проблему человека и Вселенной, проблему мироустройства и места человека в нём. Ночь чужда человеку и в то же время внятна (понятна), так как обнажившееся ночное небо (космос, Вселенная, бездна) напоминает ему о кратковременности земной жизни и о бездне, готовой его поглотить, у него возникает ощущение осиротелости («мир осиротелый»), ощущение того, что он покинут на самого себя: «И мы в борьбе с природой целой, // Покинуты на нас самих».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Жизнь представляется призраком, люди чувствуют, что стоят на краю земной жизни, прощаются с веком и друзьями, понимая, что время их «давно забвеньем занесло», а за спиной толпится «новое, младое племя». В последней строфе звучит мотив смерти: «Лишь изредка, обряд печальный // Свершая в полуночный час, // Металла голос погребальный // Порой оплакивает нас».
Стихотворение Тютчева написано четырёхстопным ямбом, звучит мерно, важно, торжественно, передавая трагическую тональность.
У Пушкина лирический герой говорит о своих ощущениях, поэтому поэт употребляет местоимения первого лица единственного числа: мне, меня (2 раза), мной, от меня, я (2 раза).
Тема россии в лирике тютчева. Анализ стихотворения Тютчева «Умом ...
... Тютчев? Какие мотивы становятся центральными в тютчевской любовной лирике? Что нового вносит поэт в звучание этой темы? Как исследователи определяют значение любовной лирики поэта? Какой предстает Россия в лирике Тютчева? Какие образы-символы передают в лирике ...
Во время бессонницы лирический герой ощущает суетность жизни («жизни мышья беготня»), пытается понять, в чём смысл его существования, какова его судьба. Испытывая томление и душевную тревогу, смуту, он пытается понять, чего от него хочет Парка-судьба (античный образ): призывает к себе или пророчит о чём-то?
Стихотворение Пушкина написано четырёхстопным хореем, который звучит живо, эмоционально, ритм подвижный, динамичный. Эмоциональную тональность усиливают риторические вопросы (5 вопросов, а у Тютчева всего один, зато у Тютчева 4 восклицательных предложения, а у Пушкина ни одного, но есть многоточие – фигура умолчания); разговорная лексика: «бабье». «мышья беготня».
Лирический герой подвергает себя нравственному анализу, разбирает, как прошёл «утраченный день», укоряет себя за напрасно прожитое время, испытывает недовольство собой.
Таким образом, Тютчев создал философской стихотворение о человеке и природе, человеке и Вселенной, а Пушкин написал лирически взволнованное стихотворение о мыслях и чувствах своего героя в бессонную ночь.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50546
источник
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/tyutchev-o-stihotvoreniivpechatlenie/
А. С. Пушкин «. Вновь я посетил. » и Ф. И. Тютчев «Бессонница» (Сравнительный анализ)
Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «. Вновь я посетил. » и Федора Ивановича Тютчева «Бессонница» объединены общей темой, но также имеют и другие общие свойства и различия. В чем они заключаются?
Тема обоих произведений — сравнение человеческой жизни с природой. В стихотворениях их описания переплетаются так, что становится очевидно, как они близки и похожи. Александр Сергеевич Пушкин прямо сравнивает младую рощу с семьей, а кусты под их сенью с детьми. Описания в его произведении чередуются: сначала рассказывается о том, как изменился домик, где лирический герой жил раньше, потом — как изменился холм, волны, нивы и другая природа, а после — снова говорится о созданном человеком: о мельницах, о дороге.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Новые, молодые деревца автор называет «племя молодое», говорит о том, что поколения деревьев и человеческие поколения так же меняются: новые деревья заслоняют старые, новые люди рождаются, умершие остаются только в воспоминаниях, все уходит в забытье.
Федор Иванович Тютчев тоже сравнивает природу и жизнь, но не так очевидно, как Александр Сергеевич Пушкин. Например, в строках:
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!» — сравнение метафорическое. «Младое племя» — молодое поколение, которое забудет лирического героя и его время, а словосочетание «на солнце расцвело» показывает, что оно словно распустившийся цветок, с появлением которого забылось то, что раньше было на его месте. Таким образом, идея у Федора Ивановича Тютчева такая же, как у Александра Сергеевича Пушкина: все слова, поступки, вся жизнь лирического героя забудется, занесется забвением, потеряет исходное значение, потому что появится новое поколение с новыми мыслями и чувствами, которые затмят старые.
Лирический герой Блока: характеристика лирического героя
... это противоречие характеризует отношение лирического героя Блока к женщине. С женским образом в его лирику приходит любовь, обрекающая на ... жизни, что и обусловливает мужественное и жертвенное ее приятие. Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс А. А. Блок ... А.С. Пушкина. В этом периоде творчества Александра Блока лирический герой являет собой истинного романтика, смыслом жизни которого ...
В чем же различия стихотворений? Первым ярким отличием стихотворения Федора Ивановича Тютчева от стихотворения Александра Сергеевича Пушкина является обстановка, в которой лирический герой размышляет об этом. В произведении «. Вновь я посетил. » он находится в краю, в котором провел два года своей жизни. Он вспоминает время с грустью, а потом эта грусть отражается в главной идее произведения.
В стихотворении «Бессонница» герой встревожен, причем настолько, что мысли не дают ему уснуть. Здесь главная эмоция — тревога, а лирический герой пребывает в возбужденном и, соответственно, встревоженном состоянии.
Таким образом, у Александра Сергеевича Пушкина герой грустен, но спокоен, а у Федора Ивановича Тютчева — встревожен и возбужден.
Это подтверждает также и рифма стихотворений. В произведении «Бессонница» она перекрестная, то есть придает четкость мысли, которая терзает героя. Во «. Вновь я посетил. » рифмы нет. Таким образом герою придается некая задумчивость, рассеянность мысли. Он грустит, но без импульсивности, как у героя Федора Ивановича Тютчева.
Еще одно отличие произведений — как и кто будет вспоминать время лирического героя. У Александра Сергеевича Пушкина — внуки, то есть будущие поколения, с веселыми и приятными мыслями, а у Федора Ивановича Тютчева — «обряд печальный свершая в полуночный час, металла голос погребальный» будет его оплакивать. То есть, его будет будут печально и мрачно вспоминать только во время поминания умерших в ночной час.
Таким образом, произведения схожи главными идеями, но различаются подачей и настроением.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id57416
источник
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/tyutchev-o-stihotvoreniivpechatlenie/
Анализ стихотворения Тютчева Бессонница
Ф. И. Тютчев считал, что ночь обнажает все человеческие чувства и пробуждает страхи, спящие у нас в душе. Одним из таких страхов является страх перед неминуемой смертью. Поэт осознавал, что время течет неумолимо, и человеческая жизнь быстро обрывается.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Бессонница», увидевшее свет в 1829 году, представляет собой размышление о скоротечности жизни. На момент написания произведения автор получил высокую должность, вступил в брак и воспитывал троих детей. Поэт был счастлив, однако порой его все равно терзало чувство тревоги и беспокойства. Ему казалось, что все важные события уже в прошлом, и его жизнь уже не будет так полна новыми свершениями и испытаниями.
Центральным образом произведения являются настенные часы, бой которых отмеривает основные периоды человеческой жизни. Этот «пророчески-прощальный глас» напоминает о скоротечности времени, вынуждая задуматься об упущенных возможностях и ошибках, совершенных на жизненном пути. Также автор говорит читателю о необходимости успеть осуществить все запланированное и ничего не откладывать, поскольку потом будет слишком поздно.
Биография Тютчева, Жизнь и творчество Тютчева
... Федора Тютчева Личная жизнь Тютчева По своей натуре Федор Тютчев был многолюбом. За годы своей биографии он ... 1810—1820 гг. были написаны первые стихотворения Федора Ивановича. Как и следовало ожидать, ... кругах, и даже было одобрено Пушкиным. В Германии Тютчев женился на молодой вдове Элеоноре ... из-за смерти Денисьевой. Именно Елене Александровне посвящена большая часть произведений Тютчева, относящихся к ...
Лирический герой ощущает безысходность положения и сожалеет, что его поколение вскоре будет позабыто, а на смену ему придет «младое племя». Однако, если в творчестве других поэтов «младое племя» является продолжением жизни, то для Ф. И. Тютчева — это просто очередное поколение, обреченное на исчезновение.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Автор использует характерную для него перекрестную рифмовку. В первом катрене благодаря аллитерации создается звуковой образ, иллюстрирующий бой часов. Композиция произведения циклична, поскольку и в начале, и в завершении стихотворения делается акцент на метафоричный образ времени.
Анализ стихотворения Бессонница Тютчева
В данном стихотворении автор рассказывает о неких божествах, которые управляют жизнями людей. В первой строфе идёт повествование о таких близнецах, как Смерть и Сон. Они очень близкие между собой, но в тот же момент враждующие. Ведь Сон дарит энергию для продолжения жизни, или случаются такие моменты, когда смерть используя сон, забирает к себе жизни людей. Но все же, Тютчев, назвал их близнецами, значит, что-то есть между ними настолько общее, что объединяет их. Это их тёмная энергия. Смерть — олицетворение конца, конца развития, конца радости, конца горя, конца жизни. А Сон — это всё-таки одна из разновидностей коротких смертей. Ведь пока человек спит, он не развивается, не радуется, не горюет, не живёт. То есть можно сказать, что он умер, но только на время, с рассветом он снова оживет.
В следующей строфе, автор знакомит читателя с двумя другими божествами: Любовью и Самоубийством. О том, как близко они ходят друг от друга по человеческим жизням. О том, что любовь — это не только радость, но и тяжёлое и горькое горе. Но без этого, любовь не была б так дорога в нашей жизни. Мы не боялись бы потерять её, поэтому не ценили б.
Поэтому Любовь и Самоубийство, имеют «кровный союз», и своими чарами они окружают людей лишь несколько раз в жизни, и на очень короткое время. И как велика их власть, что только не совершали люди во имя любви. Сколько подвигов было совершено, но и сколько крови было пролито. И их порядок — неизменный. Всегда первой идёт Любовь, а после Самоубийство. Но и как в первом сравнении, Сна и Смерти, смерть не всегда выигрывает сражение со сном. Так и здесь, Любовь чаще всего побеждает смерть, в обличии Самоубийства. Но все же, случаются исключения из правил, и тогда Смерть торжествует.
Стихотворение » Близнецы» Федора Тютчева показывает сражение жизни и смерти, в разных вариациях.
10 класс, Средство выразительности, кратко по плану
Картинка к стихотворению Бессонница
Популярные темы анализов
В этом простом на первый взгляд стихотворении Бунина затронуты две важные и довольно глубокие темы. Это – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.
Произведение Б. Л. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…», написанное в 1931 г, адресовано З. Н. Нейгауз – второй жене поэта. В своей возлюбленной он ценил простоту нрава, искренность и бескорыстность. По мнению Б. Л. Пастернака,
Философская лирика тютчева 9 класс (2)
... Пушкина поэзия – способ познания мира, то для Тютчева – возможность прислушаться к непознаваемому через познание мира. Он продолжает традиции русской философской поэзии 18 века. Но возвышенным у Тютчева оказывается само содержание жизни, ...
Стихотворение «Ангел» М. Лермонтова является романтическим произведением. Оно относится к раннему периоду творчества поэта, и было создано в 1831 г. В основу легла колыбельная, которую часто напевала ему мать.
Жуковский был другом Пушкина. Они оба были гениями, великими поэтами, признанными при жизни. Может показаться, что раз два человека, наделённых колоссальным поэтическим даром, встретились и общаются, то они обязательно станут если
Это знаменитое стихотворение, можно с огромной долей вероятности, отнести к патриотической лирике, так как главная тема, это тема родного края, любимого места поэта, его деревни. Всем поклонникам творчества Есенина, нужно помнить одну особенность,
источник
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/tyutchev-o-stihotvoreniivpechatlenie/
Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Бессонница» и Ф.И. Тютчева «Бессонница» (Сравнительный анализ)
В истории русской духовной культуры не такая уж редкость, когда философ и поэт соединяются в одном лице. Творчество таких поэтов характеризует гармония между чувством и мыслью, вдохновением и осознанием, поэтому самое незначительное впечатление сейчас же переходит в размышление, дает им умственное отвлеченное отражение, порождая своеобразное эмоциональное состояние – «импрессионизм мысли», говоря словами Владимира Соловьева.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Именно это высказывание правомерно в отношении предложенных для анализа стихотворений – Ф. И. Тютчева и А.С. Пушкина.
Стихотворение Тютчева было написано в 1829 году, однако опубликовано в 1830 (в этом же году опубликовал свой текст и Пушкин), поэтому о каких бы то ни было заимствованиях поэтических клише говорить не приходится.
Общая черта обозначена уже в названиях стихотворений. «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» и «Бессонница» — слово «бессонница» предваряет состояние лирических героев: оба не спят и погружены в размышления.
Общей является и тема — философская.
Но здесь же появляется первое различие: разные аспекты! Если у Пушкина философичность сопряжена с поиском лирическим героем смысла собственной жизни, то у Тютчева это, прежде всего, осознание героем тленности человеческой жизни вообще.
Эти разные поэтические задачи обуславливают и разницу в выборе поэтических средств.
Стихотворения принципиально отличаются по виду: пушкинский текст написан монолитом, так подчеркивается состояние духовного «раздрая» героя. А вот текст Тютчева представляет собой шесть катренов, опоясанных кольцевой рифмовкой (она ломает присущую всему тексту динамику перекрестной, заставляя словно остановить свое внимание и … задуматься).
Рифмовка, выбранная Пушкиным, бесспорно, сложнее тютчевской (здесь присутствует сочетание и наложение кольцевой и смежной – своего рода сигнал присутствия доминирующей рифмы).
Это, на мой взгляд, еще раз свидетельствует о нарушении так привычной пушкинскому стиху гармонии.
И если общим является то, что каждый из текстов подчиняется внутреннему трехчастному делению, (у Пушкина: тезис — бессонница (1-4 строки), развитие тезиса – причины (5-11- строки) и антитезис – о решимости обрести гармонию(12,13) ; у Тютчева: тезис: бой часов наводит лирического героя на размышления о бренности человеческого существования (1, 2 строфы), развитие тезиса — раздумья о жизни и смерти, о смене поколений (4 строфы), и третья – финал – снова звук погребального колокола), то существенно различаются их финальные части: у Пушкина это попытка освободиться, вырваться из круга мучающих вопросов, а композиционное к о л ь ц о тютчевского текста возвращается все на круги своя, но уже с большей горечью («бой часов» сменяется… «погребальным голосом металла»)
Сочинение пушкин жизнь и смерть
... и вновь обращается Пушкин к теме жизни и смерти, но противопоставление этих форм существования, неизбежность перехода жизни в смерть ... ночью во время бессонницы», отрывистый ритм которого ... и поэтического, и поэтому стихотворение универсально, пробуждает бурю чувств и умиротворяет, воспринимается одновременно как эпитафия человечеству и как гимн его вечной юности, гармонии всего мироздания. Сочинение! ...
Расхождение «читается» и в ритме: хотя оба текста подчинены ритму двусложника, настроение они создают разное. Четырехстопный хорей у Пушкина сигнализирует о внутреннем смятении лирического героя (Вспомним «Дар напрасный, дар случайный…», «Зимнюю дорогу», «Предчувствие»…); в то время как четырехстопный, но уже ямб Тютчева – о глубине непреходящего уныния.
Как видно, эти стихотворения близки не только хронологически, но и по смыслу. Об этом красноречиво свидетельствует уже первая строчка каждого из текстов, где присутствует образ часов.
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Однако как эти похожие внешне образы принципиально различаются!. У Тютчева «бой часов», как неумолимое свидетельство быстротечной жизни, а у Пушкина – «ход часов» обнажает напряженное состояние героя (мерное тиканье часов должно звучать убаюкивающее, но только мешает заснуть ему).
Разница значений образов часов указывает на разницу «местоположения» двух героев: тютчевский словно парит над миром, а герой Пушкина хоть и находится в замкнутом пространстве «спящей комнаты», но вторгается в бездонность своего внутреннего мира.
Решительно отличаются и строки текстов, организующие начало второй части». У Пушкина это ряд вопросов к Жизни, собственной Судьбе, к Божественным силам, проявляющимся в воле природы:
Это пренебрежение в прямом смысле ко всему: назвав голос парки «бабьим лепетаньем» лирический герой проявляет ироничное отношение к обожествляемому существу (Парка – это все-таки богиня!), а именуя мерный ход жизни «мышьей беготней», и вовсе насмехается над человеческим существованием в целом и своей жизнью в частности. От отчаянья.
А вот вторая часть Тютчева – это нечто иное. Если у Пушкина жанр можно определить как диалог с собственной Совестью, то у Тютчева – это скорее грустная сентенция о сущности миропорядка. Герой его знает, что произойдет с ним: в 3-5 катренах он словно рисует картину своего недалекого и совсем безрадостного будущего.
Нам мнится: мир осиротелый
И мы, в борьбе, природой целой
Здесь открывается главная тема тютчевской поэзии: неприятие невозможности продлить свое существование в этом мире ни на секунду больше, чем отведено «неотразимым Роком». Мысль о бренности человеческой жизни вообще заставляет Тютчева ввести местоимения «нам», «мы», «наша» вместо «я» и «моя».
Быстротечность, почти неуловимость жизни представлена в сравнении самой ее с призраком. Она «с веком и друзьями бледнеет в сумрачной дали. », дословно, все краски жизни выцвели и ушли в небытие, а друзья – олицетворение единственной радости жизни – вот-вот канут в Лету. Вместе с тем лирический герой осознает не только неумолимость времени, но и быстроту смены поколений: здесь чуть ли не впервые во всем тексте появляется положительная, «светлая» коннотация:
«Любовь в жизни Пушкина»
... остается верным и любящим другом на протяжении всей своей жизни. И, в умиленье вдохновенном, На камне, дружбой освященной, Пишу я ваши имена. Женщина в жизни Пушкина - это всегда ... душу твою я люблю более твоего лица»,- писал он в письме жене 21 августа 1833года. Не только своей жизнью, но и своей смертью Пушкин доказал, что настоящая ...
Меж тем на солнце расцвело,
…Однако она стремительно сменяется семой смерти и одиночества.
А нас, друзья, и наше время
Как тут не вспомнить строки другого пушкинского текста – «Брожу ли я», где та же мысль, те же образы:
Младенца ль милого ласкаю,
Мне время тлеть, тебе цвести.
И если пушкинский герой принимает закономерность такого исхода, всецело доверяясь новому поколению, то герой Тютчева никак не может принять грядущую смерть, не может смириться с забвением, невозможностью существовать вечно во Вселенной.
Получается, что мотив времени для героев имеет разное значение: для Пушкина ценность времени определяется насыщенностью и глубиной прожитых мгновений жизни.
(а не бездарно «утраченных дней»), а у Тютчева сущность времени иная – это напоминание о быстротечности жизни, смертности человека. ( «Глухие времени стенанья, //Пророчески-прощальный глас»).
Время у Тютчева существует как некая самостоятельная метафизическая сущность, сродни Вечности. Но они разделены с человеком, и единственное, на что он может рассчитывать, – на сочувствие:
Металла голос погребальный
так драматично заканчивается «Бессонница» Тютчева.
А «Стихи…» Пушкина имеют другой финал с точки зрения смысла и настроения:
- Мужская клаузула , смежная рифмовка, неточная рифма, единственный раз встречающаяся в тексте хочу, ищу. ( в противовес исчезающей к концу текста огня;
- близ меня. беготня меня? дня?), – Все это обнажает энергичное стремление автора преодолеть свое духовное смятение, обрести равновесие и свойственный ему оптимизм.
Оба этих текста, кроме принципиальной смысловую разницы, имеют еще одно отличие. Тютчевская «Бессонница» отражает в себе свойственную ее автору концепцию мира и человека, вспомним «День и ночь», «Святая ночь на небосклон взошла…», Как дымный столп светлеет в вышине!, где человек воспринимает как «сирота бездомный», стоящий перед пропастью, а жизнь его сравнивается не с «дымом», а с «тенью от дыма». Стихотворение Пушкина, как кажется, противоречит его привычному оптимистическому взгляду на мир. Ведь перед нами предстает иной Пушкин, автор не «Зимнего утра» и «Элегии», а хореических философских лирических текстов, самым ярким из которых является его знаменитое «Дар напрасный, дар случайный…». Но все же
это будет не совсем так: в финале текста пушкинское жизнелюбие все же берет верх.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id42903
источник
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/tyutchev-o-stihotvoreniivpechatlenie/