Значения творчества Чернышевского для русской литературы

Деятельность Чернышевского оказала огромное воздействие на развитие революционного движения в России. Сего именем связаны замечательные достижения в области материалистической философии и политической экономии, эстетики, литературной критики и художественной литературы. К. Маркс и Ф. Энгельс знали работы Чернышевского и с громадным уважением отзывались как о научных трудах русского мыслителя, так и о его героической личности.

В. И. Ленин исключительно высоко ценил Чернышевского как идейного вождя революционной демократии 60-х годов,

самого выдающегося из философов-материалистов до возникновения марксизма в России.

Известно, что роман “Что делать?” содействовал распространению революционных идей во всем мире. Об этом вспоминал выдающийся деятель болгарского и международного рабочего движения Г. Димитров.

Несомненно И историко-литературное значение романа, вызвавшего при своем появлении шумную полемику. Мимо творческого опыта Чернышевского не могли пройти даже такие гиганты русской литературы, как Достоевский и Л. Толстой. Роман способствовал расширению представлений о богатейших возможностях развития новых жанров,

нового подхода к художественному отображению действительности. Это выдающееся произведение предвещало новые проблемы – идейные и художественные, которые становились характерными уже для литературы советской (производственная тематика и т. д.).

“Рахметовское начало” проявилось у многих героев советской литературы, достаточно упомянуть в этой связи Павку Корчагина.

Еще при жизни Чернышевского роман “Что делать?” стал известен во всем мире. Давно уже отмечено воздействие романа на французскую литературу, в частности на творчество Эмиля Золя. Есть основание говорить о влиянии “Что делать?” на роман Э. Войнич “Овод”.

Чернышевский аккумулировал и содействовал дальнейшему развитию традиций политического и интеллектуального романа, столь популярного в современной литературе.

Чернышевский Постоянно и последовательно отстаивал мысль о необходимости совместной борьбы всех народов против самодержавия и крепостничества. В этом плане он уделял особое внимание Украине, выступая за укрепление братских связей русского и украинского народов.

Наиболее важные выступления Чернышевского по вопросам русско-украинских связей относятся к 1861 г., то есть к самому острому периоду революционной ситуации, когда казалось, что революция уже совсем близка. И в этот напряженный момент Чернышевскому было необходимо обеспечить единство действий всех демократических сил. Понятен поэтому его повышенный интерес к творчеству и личности великого украинского поэта-революционера Шевченко.

11 стр., 5171 слов

Дистанционное обучение: Творчество Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО. Роман ...

... романа. Приемы иносказания в романе «Что делать?» Определите их роль в раскрытии идеи романа? Дайте определение понятиям «тенденция», «тенденциозный роман»? В чем утопичность идей Н.Г. Чернышевского? Приведите примеры романов – утопий из зарубежной литературы, ... есть антитеза, Что делать» — философско-публицистический роман О чём роман? Дмитрий Лопухов Суть предыстории «Что делать?» такова: главная ...

Как правильно было отмечено в нашем литературоведении, содружество Чернышевского и Шевченко было взаимообусловлено. Дружба и поддержка вождя русских революционеров-демократов была очень важна для великого поэта Украины. С другой стороны, творчество поэта-революционера Т. Шевченко оказывало воздействие на русское освободительное движение, играя значительную роль в укреплении революционно-демократического движения.

Творческий опыт Шевченко окончательно убедил Чернышевского в возможности и перспективности дальнейшего развития украинской литературы. Вопрос этот, как известно, был достаточно острым и служил предметом оживленных дискуссий. Белинский в свое время решал его отрицательно; даже Добролюбов не был все же достаточно последовательным. Лишь Чернышевский четко и недвусмысленно дал на этот вопрос положительный ответ, ссылаясь прежде всего на творческий опыт Шевченко: “Малорусская литература получила уже такое развитие, что даже могла бы обойтись и без нашего великорусского одобрения, если б могли мы не иметь к ней сочувствия.

Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков: не признавать польскую литературу значило бы тогда только обнаруживать собственную дикость. Имея теперь такого поэта, как Шевченко, малорусская литература также не нуждается ни в чьей благосклонности”.

Чернышевский фактически поставил вопрос о мировом значении поэзии Шевченко. Он включал его в один ряд с выдающимися деятелями мировой культуры. Определяя характер своего собственного творчества, Чернышевский подчеркивал-. “Я пишу для читательниц и читателей Жорж Санд, Диккенса, Мицкевича, Шевченко, Некрасова. Вождь русских революционных демократов внимательно прислушивался к мнению Шевченко, считая его непререкаемым авторитетом во всех вопросах, которые были. связаны с жизнью украинского народа.

В ряде случаев он прямо ссылался на мнение великого украинского поэта, которому доверял безусловно, “потому что Шевченко чрезвычайно хорошо знал быт малорусского народа. Опираясь на этот непоколебимый авторитет, мы твердо говорим,- писал Чернышевский,- что те, которые захотели бы говорить противное, ослеплены предрассудком, и что малорусский народ ничего, кроме вреда, не может ждать себе от них.

В поле зрения Чернышевского были многие проблемы развития культуры украинского народа. Решительно выступая против реакционных идей шовинистов и националистов, он боролся за право братского народа пользоваться своим родным языком и одновременно против попыток заменить его искусственно созданным “язычием”. Резко критикуя идеи львовского журнала “Слово”, Чернышевский писал в статье “Национальная бестактность”: “Наши малороссы уже выработали себе литературный язык несравненно лучший: зачем отделяться от них?”.

5 стр., 2188 слов

Т.Г.Шевченко – художник

... спірних питань у шевченкознавстві ще багато. Тарас Григорович Шевченко, як художник займає одне із самих почесних місць в українському образотворчому мистецтві. ... гідне життя. Ніколи і ні в чому не підносив Шевченко свій народ над іншими, взагалі не шукав у ньому рис, які ... свого часу і свого народу, поділяв їхні вади у дрібному, але у великому, значному, йшов принаймні на сто років попереду. Він ...

Значения творчества Чернышевского для русской литературы 1Значения творчества Чернышевского для русской литературы 2Значения творчества Чернышевского для русской литературы 3Значения творчества Чернышевского для русской литературы 4Значения творчества Чернышевского для русской литературы 5 1

votes, average:

5.00

out of 5)