Сочинение — одна из форм письменного монолога в школьной практике, результат продуктивной деятельности ученика, средство достижения конечной цели — умения грамотно, ясно и чётко излагать свои мысли, высказывать суждения, выдвигать личностную позицию, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
Тексты различных жанров — будь то дневниковые записи, рецензия, очерк или эссе — не только расширяют диапазон разнообразных тем, круг поднимаемых авторами проблем, но и позволяют наблюдать за языком, вслушиваться в звучащее слово, развивать образное мышление и творческое воображение. Постижение законов языка и творчества, которые лежат в основе создания самостоятельного высказывания, воспитывает грамотного читателя, формирует художественный вкус и читательские пристрастия.
Пособие призвано повысить уровень владения языком, совершенствовать навыки связной речи, умения раскрывать основную мысль собственного высказывания, отбирать и структурировать материал, строить сочинение в определённом жанре, редактировать написанное.
Принцип построения материала и логика системы заданий предельно просты: от чтения текстов-фрагментов мастеров различных жанров, наблюдения за своеобразием языка и стиля писателя, анализа способов и средств выразительности до пробы пера — попытки создания своего собственного сочинения в заданном жанре. Включённые в пособие памятки-советы помогут организовать самостоятельную работу над сочинением, определить её последовательность, продумать оригинальный замысел, упорядочить мысли и не упустить ничего значимого и важного.
Пособие «Учимся писать сочинение. 8 класс» — начало серьёзного разговора о создании собственных сочинений в жанре заметки, репортажа, интервью и портретного очерка. В двух других пособиях, ориентированных на учащихся 9-х и 10-11-х классов, детально отрабатываются технологии
написания творческих работ в жанрах путевого и проблемного очерка, рецензии, дневника, статьи и эссе, столь востребованных в ежегодно проводимом Всероссийском конкурсе сочинений. Поэтому логично и целесообразно использовать серию пособий как для подготовки к конкурсным испытаниям, так и для развития коммуникативного творчества.Задание 1
Сочинение жанр басни
... французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век). В России развитие жанра басни относится к середине XVIII - началу XIX веков и ... социальные слои - от царя до пастуха. Герои и высказывания басен И.А.Крылова органично вплелись в ткань современности. Крылатыми выражениями стали ... в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль - мораль. Герои басни не только люди, но и животные, растения, ...
Прочитайте информационный материал, отмечая по ходу чтения главную информацию о публицистическом стиле таким образом, чтобы сделать обобщённый вывод после прочтения:
- какой стиль называется публицистическим?
- в каких сферах жизни применяется?
- каковы его признаки, главные функции и основные черты?
- какие лексические и грамматические особенности присущи стилю?
- каковы жанры публицистического стиля и их специфические черты?
- оформите обобщённый вывод тезисно.
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Публицистический стиль используется в письменном и устном общении для передачи информации по актуальным вопросам общественной жизни: в общественно-политической литературе, периодической печати, на радио и телевидении. Это стиль современных средств массовой информации (СМИ), ораторской и парламентской речи.
Цель публицистического стиля речи — информирование, освещение текущей, повседневной жизни, передача общественно значимой информации, воздействие на читателя, слушателя, побуждение его к определённым поступкам, действиям.
Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.
Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.
С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение, эмоции, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.