Томас гоббс сочинения т 1 2 м

Сочинение

(Hobbes) Томас (5 апреля 1588, Малмсбери – 4 декабря 1679, Хардуик) – английский философ-номиналист, материалист, теоретик общества и государства. Родился в семье сельского священника. Окончил Оксфордский университет (1608).

Бакалавр искусств. Работал воспитателем в аристократическом семействе У.Кавендиша. Значительную роль в философском развитии Гоббса сыграло изучение античной и средневековой философии и науки, а также его сотрудничество (1621–26) с Ф.Бэконом. Совершил несколько путешествий во Францию и Италию, где познакомился с Галилеем, произведение которого «Диалог о двух системах мира, Птолемеевой и Коперниковой» оказало большое влияние на Гоббса. В начале английской революции в составе роялистской эмиграции прибыл в Париж, где прожил одиннадцать лет. Здесь Гоббс опубликовал сочинение «О гражданине» – третью часть своих «Основ философии» , написал «Возражения» (наряду с другими критиками) на произведение Декарта «Размышления о первой философии». В 1651 неожиданно для роялистов переехал в Лондон, где в том же году с одобрения Кромвеля опубликовал свой обширный труд «Левиафан» . В дальнейшем здесь же опубликовал «О теле» (1655) – первую часть «Основ философии» и «О человеке» (1658) – их вторую часть. В 1668 издал свой латинский перевод «Левиафана».

номинализма

Свое учение о бытии Гоббс именует по-аристотелевски – первой философией (избегая термина «метафизика» как схоластического) или просто физикой. Универсум – только колоссальная совокупность единичных тел. Вместе с тем номинализм Гоббса исключает реальность универсальных внечувственных субстанций, материи и тем более духа, на которых настаивала метафизика Декарта. Механицизм онтологии-физики Гоббса выражается в его учении, что тело обладает неотъемлемыми от него акциденциями или свойствами – протяженностью и внешней фигурой. Движение и покой составляют уже акциденции, присущие не всем телам, ибо одни из них движутся, а другие покоятся (общее представление доньютоновской механики).

Акциденции, еще менее связанные с телом, – осязательные, слуховые, цветовые и другие качества, появление и исчезновение которых зависит не столько от тела, сколько от воспринимающего его субъекта.

Понятие абстрактной материи – только универсальное имя, выражающее нашу способность мыслить любое тело независимо от всех его акциденций, за исключением количества. За этими пределами понятие материи столь же бессмысленно, как и понятие духа. Аналогично и пространство, по Гоббсу, – всегда конкретная протяженность конечного тела. Бессмысленно и понятие абстрактного времени, которое всегда конкретно, определяясь для нас движением светил. Субъективизация пространства и времени Гоббсом была во многом порождена его стремлением разрушить чрезмерную онтологизацию высших категорий бытия, характерную для теоцентрической схоластики, а в определенной мере и для метафизики Декарта. Вместе с тем идея Гоббса о зависимости пространства и времени от движения тел предвосхищала идеи современной физики.

21 стр., 10268 слов

Философия Декарта

... трем главным: медицине, механике и этике". Глава I. Творчество Рене Декарта В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) ... важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что многие стороны книжной науки ... активистская позиция гуманистической философии, которая в противоположность теологии и схоластической философии, усматривавшим смысл человеческой жизни в осуществлении ...

Механицизм присущ и трактовке Гоббсом причинности. Он радикально отвергал понятия целевой и формальной причин, признавая только материальные и действующие «ближайшие причины», фиксируемые в опыте. Действующая причина – активное тело, материальная – тело, подвергающееся воздействию.

Большую роль в системе философских воззрений Гоббса играет проблема человека не как физического, но как разумного существа. Как таковой он – субъект морали и одновременно политики. Если физика изучает природные, естественные тела, то моральная, или гражданская, философия, пользуясь дедуктивно-синтетическим методом, трактует искусственные тела, создаваемые человеком, важнейшим из которых является государство. Исходное понятие здесь – человеческая природа.

Гоббс с большой силой подчеркнул эгоистическую природу человека, определяемую как его стремлением к самосохранению, так и тем более самыми различными интересами, углубляющимися и усложняющимися в условиях цивилизации. Многообразная игра интересов, говорит Гоббс в «Левиафане» (гл. 11), приводит к оспариванию, казалось бы, самых незыблемых геометрических истин.

Натуралистическое понятие человека положено Гоббсом и в основу его концепции происхождения и сущности государства, самого важного из «искусственных тел». Человеческое общество проходит две стадии. Первая из них – это естественное состояние. Здесь люди живут, подчиняясь в основном своим чувственным влечениям и руководствуясь естественным правом. Оно в принципе дает каждому человеку право на все, чего ему хочется, но интересы и право одного наталкиваются на аналогичное право другого. Здесь люди живут по правилу «человек человеку волк», а в обществе царит «война всех против всех», грозящая людям всеобщим истреблением.

Возможность выхода из этого состояния заложена в разумности человека, естественных законах, простых правилах морального благоразумия. Все они сводятся к древнему «золотому правилу» (зафиксированному и в Евангелии): не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. Это правило самоограничения эгоизма с необходимостью толкает людей на путь заключения общественного договора, в результате которого и возникает государство. Суть договора в том, что его участники, обладая великим даром речевого общения, вступают благодаря ему в гражданское состояние, отказываются от значительной части своих естественных прав, отчуждая их в пользу верховного главы государства и подчиненных ему служителей. Естественные законы, которые в природном состоянии выступают лишь как тенденции, непрерывно перебиваемые чувственными страстями, в гражданском состоянии получают наибольшие возможности для своего проявления. Государственность становится, т.о., главным морально воспитующим фактором цивилизации. Право и мораль сближаются, различие между ними сохраняется в том, что гражданские законы – писаные, а естественные – неписаные. Верховная государственная власть – абсолютна, ее носитель (не обязательно король) не разделяет ее ни с кем. Его действия, однако, не произвол, ибо действию законов «суверен подчинен так же, как последний из его подданных» (Левиафан. – Соч., т. 2, гл. 30).

3 стр., 1348 слов

Имеет ли человек право на месть

... был убит Печориным на дуэли. Имеет ли человек право на месть? Личность рождается одновременно с деятельностью: на добро или на зло. Поэтому бывают ... этот, по мнению М. М. Ковалевского, явился естественным результатом ограничения М. одним лишь виновником преступления. ... аргумент Еще одной иллюстрацией, которая поможет написать сочинение на тему «Месть» по литературе, является поступок Грушницкого из ...

Граждане сохраняют многие из естественных прав (гарантию на жизнь, экономические и семейные отношения, воспитание и др.) и в меру этого свободны.

Религию Гоббс считал необходимой духовной пищей масс, к сожалению отягченной множеством суеверий. Последовательный антиклерикал, Гоббс решительно высказывался за подчинение церковных институтов светской, государственной власти.

Сочинения:

1. The English Works of Thomas Hobbes of Malmesbury; now first collected and edited by W.Mollesworth. L., 1839–45, v. 1–11;

2. Opera philosophica. L., 1839–45, v. 1–5;

3. в рус. пер.: Соч., т. 1–2. M., 1989, 1991.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/tomas-gobbs-sochineniya-t-m/

1. Ческис А.А. Томас Гоббс. М., 1929;

2. Деборин А.М. Томас Гоббс – Он же. Очерки по истории материализма 17–18 вв. М. – Л., 1930;

3. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975;

4. Соколов В.В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Т.Гоббса. – В кн.: Гоббс. Соч., т. I. M., 1989;

5. Tönnies F. Th. Hobbes. Leben und Lehre. Stuttg., 1925;

6. Polin R. Politique et philosophie chez Thomas Hobbes. P., 1952;

7. Peters R. Hobbes. L., 1967;

8. Strauss Z. The Political Philosophy of Thomas Hobbes. Its Basis and its Genesis. Chi., 1963. 1.

В.В.Соколов