Поэзия серебряного века (9-11 класс)

Серебряный век – это определенный период в истории русской поэзии, автором данного термина хотели стать многие кандидатуры. Этот век проходил с 1890 до 1930 годов. Хронология до сих пор остается спорным вопросом.

Литературные течения были разнообразные: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Разберем стили конкретнее:

Символизм – это течения явилось в следствии кризиса, который охватил европейскую культуру. Авторы данного течения: Бальмонт, Брюсов, Блок. Они утверждали, что с помощью предмета можно изучать окружающий нас мир. Автор ассоциирует различные вещи и делает акцент на нем. В символизме были такие понятия как младшие символисты и старшие.

Футуризм был неким прообразом культурного будущего, его главной целью было разрушение стереотипов. Яркие лидеры: Маяковский, Есенин. Футуристы были сторонниками того, чтобы свергнуть старую школу и больше выделяли живопись. В футуризме выделяются такие же отдельные категории как русский футуризм, кубофутуризм, эгофутуризм, новокрестьянская поэзия.

В имажинизме главной целью являлось создание образа. Представители считали, что все нуждается в образности.

Также поэтами серебряного века были знаменитые: Марина Цветаева, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Саша Черный, Николай Рерих.

Именно в этом веке появляется различное кинематографическое искусство. Это время можно охарактеризовать совершенно новым, непонятным.

Этот период было одновременно трагическим и насыщенным. Это совершенно другой мир, открывается всё тайное, неизведанное, совершаются различные кругосветные путешествия, появляется возможность учиться, развиваться.

Были авторы старой закалки, люди реализма, но были и новые авторы, которые пытались свергнуть тех, совершить переворот. Так новое течение авторов все-таки победило.

Это время подарило нам очень глубоких, интересных и сложных авторов, которых мы помним и любим до сих пор.

Доклад 2

Серебряный век (конец XIX — начало XX века) — по праву считается вторым рождением поэзии. Однако, достоверно о его завершении никому не известно.

В этот период такие знаменитые поэты, как: Ахматова, Бальмонт, Сологуб, Блок, Брюсов, Гумилев, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Маяковский и Есенин создали свои мировые шедевры, которые по истине считаются классикой литературы.

В его состав входит большое количество литературных течений и объединений.

10 стр., 4869 слов

Влияние событий в стране на творчество поэтов серебряного века

... серебряного века отразила в себе сложный и неоднозначный период социально-политического, духовного и культурного развития России во время революций и войн. Происходящие в стране события не могли не оказать влияния на творчество поэтов ...

Одним из главных течений является символизм. Он зародился в эпоху культурного кризиса. В литературе процветала утрата веры моральных ценностей и в идеалистическую философию. Поэзия ставила перед собой глобальные философские вопросы. Символизм — это вовсе не однородный механизм.

Амеизм вышел из более крупного направления — символизм, однако, полностью противоречил ему. Здесь в центре находились материальные ценности, предметность, точность слова. Была основана группа «Цех поэтов».

Футуризм — авангардное течение русской литературы. Его роль заключалась в образе искусства в будущем. Футуризм стремился разрушать культурные стереотипы, предлагая взамен слово в защиту техники, как грядущего механизма.

Кубофутуризм — также считается авангардным направлением в литературном искусстве, однако, не первооткрывателем. Направление характеризовалось отречением от идеалов прошлого, провокационных выходок. В рамках этого направления зародился литературный прием под названием «заумная поэзия».

Эгофутуризм предпочитал очищенные ощущения, без каких-либо примесей. Также он выступал за использование новых иноязычных слов, демонстрируя самолюбие. Однако, данное направление было кратковременным, а вызвано это тем, что многие поэты попросту изживали все свои творческие ресурсы, переходя в другие жанры, либо вовсе покидали литературный мир.

Завершающим направлением поэзии серебряного века считается имажинизм, целью которого было создание образа, основанного на выразительном средстве под названием метафора, соединяя тем самым прямые и переносные элементы двух образов. Здесь как раз таки можно было встретить провокационные выходки, мотивы отсутствия власти.

Сочинение Поэзия серебряного века (9-11 класс)

  • Город Смоленск

    Впервые Смоленск упоминается в летописи (Повесть временных лет) в 862 году как главный город племенного союза кривичей. С той поры до настоящего времени он был центром разнообразных сражений

  • Липа

    Из всех известных науке лиственных деревьев липа является одним из древнейших растений.

  • Скелет человека

    Скелет – совокупность костей, которые отличаются между собой по форме, размеру и прочности. Он является важной частью человеческого организма. В его состав также входят суставы и сухожилия.

  • Детские крестовые походы

    История человечества знает немало темных моментов, к которым можно отнести и крестовый поход детей. Все началось в 1212 году, когда к королю Филиппу-Августу явился Орлеанский пастух Стефан.

  • Усталость

    Человеческой жизнью двигает энергия. Энергетический запас у каждого индивидуален. Одни люди от рожденья очень энергичны, а другим жизненных сил еле хватает на самые рядовые дела. Но даже самы

  • Животные пустыни

    Пустыня — самое засушливое место на планете. Наверное, многие подумают, что это не самая благоприятная среда обитания для животных. Но на деле здесь встречаются самые разнообразные существа.

https://doklad-i-referat.ru/soobshchenie/kultura/poehziya-serebryanogo-veka

4 стр., 1893 слов

Основоположник символизма в русской поэзии. о Бальмонте

... основном принято говорить о Бальмонте-лирике, а вместе с тем он знаменит своими сатирическими произведениями. Годы литературного успеха Бальмонта — годы, предшествовавшие первой русской революции. Всем были ... называли "Паганини русского стиха". Но аллитеративность Бальмонта подчас навязчива. В пору появления поэта, в конце прошлого века, эта стихотворная музыка казалась одкровением и высоким ...

Сочинение на тему «Поэзия Серебряного века» , Серебряным веком

переворота

Конечно, люди были поражены приближением изменений, и это не могло не отразиться на произведениях поэтов-современников.

Именно для поэзии Серебряного века характерна нераздельность писателя и его произведения, каждая строчка отражала мысли и внутреннее состояние автора. Многие деятели культуры своими трудами старались оспорить развитие человека как часть общества, социального слоя.

философские

Хоть концепция и была очень схожа, однако появились и отдельные ветви развития, со своими особенностями передачи информации: акмеизм, символизм и футуризм.

Акмеисты полностью отрицали употребление в литературе завуалированных понятий, их фантастичности. Предпочтение отдавалось словам в прямом их значении, а само творчество основывалось на предметности, жизненности с возведением в абсолют все понятий.

символизм

Футуризм – своего рода революционное направление в литературе, полностью отрицающее все ранее заложенные каноны, это вклад в будущее всего мира, его кардинальное изменение и развитие.

Не зря одним из ярчайших представителей этого направления становится Владимир Маяковский, чья личность многогранна, порой резка и противоречива. Своими трудами он призывал людей иначе взглянуть на мир, под другим углом оценить происходящее. Как и фигура поэта, литературное течение было воспринято неоднозначно.

исторический

Если вам понравилось сочинение на тему «Поэзия Серебряного века», то вы так же вы можете прочитать и следующие сочинения

Сочинение “Мой друг”

«Связь поколений: вчера, сегодня, завтра»

Школа моей мечты

https://RuMozg.ru/sochineniya/na-raznyie-temyi/sochinenie-na-temu-pojezija-serebrjanogo-veka.html

Сочинение на тем “Серебряный век русской поэзии”

Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком.

Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала ХХ века. Золотой век – это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века.

У Анны Ахматовой в «Поэме без героя» находим строки:

И серебряный месяц ярко Над серебряным веком плыл.

Хронологически Серебряный век продолжался полтора-два десятилетия, но по насыщенности его смело можно назвать веком. Он оказался возможен благодаря творческому взаимодействию людей редких дарований. Художественная картина Серебряного века многослойна и противоречива.

Возникли и переплелись различные художественные течения, творческие школы, индивидуальные нетрадиционные стили. Искусство Серебряного века парадоксально соединяло старое и новое, уходящее и нарождающееся, превращаясь в гармонию противоположностей, образуя культуру особого рода.

4 стр., 1641 слов

Индийские мотивы в творчестве русских поэтов серебряного века

... Бальмонт и Брюсов представляют отмеченные стилевые полюса модернистской поэзии – соответственно импрессионистическую музыкальность и «неоклассическую» строгость. Установка на музыкальность, в той или иной мере свойственная большинству поэтов серебряного века, означала использование ...

В то бурное время произошло уникальное наложение реалистических традиций уходящего золотого века и новых художественных направлений. А. Блок писал: «Солнце наивного реализма закатилось». Это было время религиозных исканий, фантазии и мистики. Высшим эстетическим идеалом признавался синтез искусств.

Возникли символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн». Поэты М. Кузмин и Б. Пастернак сочиняли музыку.

Композиторы Скрябин, Ребиков, Станчинский упражнялись кто в философии, кто в поэзии и даже в прозе. Развитие искусства происходило ускоренно, с большим «накалом», рождая сотни новых идей.

Появляется поэтический футуризм (А. Крученых, В. Хлебников, В. Маяковский).

Но при всей пестроте и многообразии проявлений в творчестве художников той поры наблюдаются сходные тенденции. В основе перемен лежали общие истоки. Распадались остатки феодальной системы, наблюдалось «брожение умов» в предреволюционную эпоху.

Это создавало совершенно новую среду для развития культуры.

В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем была тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности. Художники стремились разгадать вечную тайну мироздания.

Одни подходили к этому с религиозных позиций, другие восторгались красотой сотворенного Богом мира. Многие художники воспринимали смерть как инобытие, как счастливое избавление от мук страдающей человеческой души.

Необычайно силен был культ любви, опьянение чувственной красотой мира, стихиями природы, радостью жизни. Понятие «любовь» было глубоко выстраданным. Поэты писали о любви к Богу, к России. В поэзии А. Блока, Вл. Соловьева, В.

Брюсова несутся скифские колесницы, языческая Русь отражена на полотнах Н. Рериха, пляшет Петрушка в балетах И. Стравинского, воссоздается русская сказка («Аленушка» В. Васнецова, «Леший» М. Врубеля).

Валерий Брюсов в начале ХХ века стал общепризнанным теоретиком и вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком.

Началом творческой деятельности Брюсова было издание трех сборников «Русские символисты».

Брюсов проявлял огромный интерес к другим культурам, к древней истории, к античности, создавал универсальные образы.

В его стихах как живые предстают ассирийский царь Ассаргадон, проходят римские легионы и великий полководец Александр Македонский, показаны средневековая Венеция, Данте и многое другое. Брюсов руководил крупным журналом символистов «Весы».

Хотя Брюсов считался признанным мэтром символизма, принципы письма этого направления более сказались на ранних стихах, таких как «Творчество», «Юному поэту».

Идеалистическое мышление скоро уступило место земным, объективно значимым темам. Брюсов первым увидел и предсказал наступление жестокого индустриального века.

Он воспевал человеческую мысль, новые открытия, интересовался авиацией, предсказывал полеты в космос. За потрясающую работоспособность Цветаева называла Брюсова «героем труда».

В стихотворении «Работа» он сформулировал свои жизненные цели:

7 стр., 3166 слов

«Золотой век» русской поэзии

... слова и выбора. «Золотой век» русской поэзии — дал толчок для развития последующим поколениям и не будь его, у нас не было бы и века «Серебряного». ... русской литературы ХIХ века, который продолжает «работать» и до сих пор, стала поэзия. Созданные в то время гениальными поэтами произведения по ... точно, и вместе с тем, с невероятной иронией отражают ... которые, принимая, возносил на небывалую высоту силой ...

  • Я хочу изведать тайны
  • Жизни мудрой и простой.
  • Все пути необычайны,
  • Путь труда, как путь иной.

Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства. Брюсов перевел произведения Данте, Петрарки, армянских поэтов.

Константин Бальмонт был широко известен как поэт, пользовался огромной популярностью последние десять лет XIX века, был кумиром молодежи.

Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние переходности рубежа веков, брожение умов того времени, желание замкнуться в мире особом, вымышленном.

Уже в первом сборнике «Под северным небом» стихи поэта приобретают изящество формы и музыкальность.

Тема солнца проходит через все творчество поэта. Образ животворящего солнца у него – символ жизни, живой природы, органическую связь с которой он всегда ощущал:

  1. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
  2. И синий кругозор.
  3. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.
  4. И выси гор.
  5. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
  6. И пышный цвет долин.
  7. Я заключил миры. В едином взоре,
  8. Я властелин…

В стихотворении «Безглагольность» Бальмонт гениально подмечает особое состояние русской природы:

  • Есть в русской природе усталая нежность,
  • Безмолвная боль затаенной печали,
  • Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
  • Холодная высь, уходящие дали.

Само название стихотворения говорит об отсутствии действия, о погружении души человека в состояние мудрой созерцательности. Поэт передает различные оттенки грусти, которая, нарастая, изливается слезами:

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

Поэты Серебряного века умели яркими мазками придать емкость и глубину содержанию стихотворений, в которых отражался поток чувств и эмоций, сложная жизнь души.

https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-tem-serebryanyj-vek-russkoj-poezii/

«Серебряный век» русской поэзии. Сочинение по литературе

С.А. Есенин.

Жаль, что это правда. Но ведь действительно только теперь, через много лет, мы потихоньку начинаем понимать, чем была наша поэзия серебряного века — конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. И, понимая, мы заново открываем для себя страницы со словами, близкими каждому.

Художественное своеобразие поэзии того времени обусловлено многими факторами. В первую очередь — знаменитый кризис рубежа веков, переоценка ценностей, появление интереса к неведомому.

Поэзия Серебряного века в большинстве случаев не аполитична, а интуитивна.

Слово звало авторов от реального мира в неведомые дали — это направление развивали поэты-символисты, одним из которых был Александр Блок.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

писал Александр Блок в одном из своих стихотворений, уходя в неизвестность от обыденной жизни. Поэты-символисты, как и другие авторы Серебряного века, проводили эксперименты с размером стиха, с различными его формами, с рифмой и звукописью. Иллюстрацией этому могут послужить строки из стихотворения Константина Бальмонта:

13 стр., 6108 слов

ХІХ век — время расцвета русской художественной культуры

... романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на ...

Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

Многие авторы искали принципиально новые формы для выражения своих идей. В основном это были поэты-футуристы, крупнейший из которых — В.Маяковский. Возвращаясь к истокам народной поэзии, он разработал акцентный стих:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

Технические эксперименты Маяковского привели к появлению нетрадиционных форм записи (знаменитая «лесенка»).

Экспериментировали поэты и с русской пунктуацией. Огромную роль играет расстановка знаков препинания в лирике Марины Цветаевой:

Мало — тебе — дня, Солнечного огня!

В стихах Цветаевой тире словно придает строке стремительную резкость, создавая ту самую, неповторимо-цветаевскую интонацию. Мягче и, на мой взгляд, теплее лирика Анны Ахматовой — поэта школы акмеизма. В стихах Ахматовой любовь — состояние столь естественное и органичное, что само слово «любить» практически и не употребляется.

Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.» Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру»

Поэт — как творческая личность — наиболее восприимчив к переменам, проходящим в обществе. Новое и страшное, витавшее в воздухе, диктовало стихи авторам Серебряного века. «Мне на плечи кидается век-волкодав» — писал Осип Мандельштам, удивительно точно передавая чувство страха своего времени.

Наверное, то же самое ощущение было и у других — Ахматовой и Цветаевой, Блока и Бальмонта, Есенина, Пастернака… Всех их объединяло время, всех их объединяла Россия, всех их связывало pyсскoe слово. Слово, мастером которого был каждый из поэтов Серебряного века. Слово, которое они нам оставили.

Слово, которые мы, может быть, понимаем…

http://litera.su/learner/all-works/review-theme/essay-silver-age-of-russian-poetry

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: «Серебряный век русской поэзии» | Социальная сеть работников образования

  • Урок литературы в 9-м классе «Серебряный век русской поэзии»
  • Тип урока: вводное занятие
  • Форма проведения: литературное кафе
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/temyi-sochineniy-po-serebryanomu-veku-klass/

  • Цели:
  1. Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, познакомить с понятием «серебряного века», модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.
  2. Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.
  3. Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.

Оборудование:

  1. афиша,
  2. вывеска с названием кафе,
  3. скатерти,
  4. цветы,
  5. репродукции картин художников-модернистов,
  6. плакаты с высказываниями модернистов,
  7. портреты поэтов,
  8. задания для групп,
  9. опорные конспекты.
  1. Ход урока
  2. Перед началом урока учащиеся распределяются на 4 условные группы.
  3. Слайд 1

I. Орг.момент.

10 стр., 4684 слов

Русские поэты первой половины 19 века список. Русская поэзия XIX века

... Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое Слайд 1 Писатели и поэты 19 века 1. Аксаков С.Т. 2. Ершов П.П. 3. Жуковский В.А. 4. Кольцов ... группировалось вокруг немногочисленных демократических издании: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры». Если домашнее задание на тему: » Русская поэзия XIX века оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, ...

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы обратимся к серебряному веку русской поэзии. Запишите тему сегодняшнего урока в опорный конспект. (Приложение №1)

II. Актуализация новой темы.

Слово учителя.

Ребята, вспомните, имена каких поэтов вам уже знакомы?

Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. (Слайды 2-14) И это время получило название серебряный век русской поэзии.

Понятие «серебряный век» появилось позже, а современники использовали термин — «модернизм».(От франц. модерн — новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.(Слайды 15-16)

Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками», это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия.

А происходили эти споры в актовом зале Политехнитеческого музея, в кабаре, в кафе.

Вот и мы с вами побываем в «Кафе поэтов» и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями. (Слайд17)

Ребята, ваша задача дополнить недостающие фразы в опорных конспектах.

А) Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ — многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо) (Слайд 18)

  • Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.
  • Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык,обогатив музыкальность стиха.
  • Поль Верлен, французский символист утверждал: «Музыка превыше всего», и символисты использовали звукопись для создания своих символов. (Слайд 19)
  • Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно бесшумно шуршат камыши. (Какие звуки передают шуршание камыша?)

Много ярких имен дал символизм. Попробуйте отгадать одно из них. (Слайд 20)

***

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века -Все будет так. Исхода нет.Умрешь — начнешь опять сначала,И повторится все, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.1912 г.

  1. Какие образы-символы вы увидели?
  2. Какие ассоциации у вас возникли?
  3. Какие звуки создают настроение стиха?

Б) Акмеизм от греч.

Акме — цвет, цветущая сила,вершина чего-либо) — литературное направление,сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову.

6 стр., 2524 слов

»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века»

... облака …»; «Неохотно и несмело …». Сочинение на тему:»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века» Русская классическая литература 19 века — это литература «вечных тем». Русские писатели стремились ответить на сложные вопросы ... главный герой «Героя нашего времени», единственного романа Лермонтова, является антигероем русского дендизма — красивым и циничным фаталистом, он несет определенные черты самого ...

Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.

  1. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту. (Слайд 21)
  2. Бесконечно любящая Пушкина, Ахматова провела свое детство и юность в Царском Селе, где все,казалось, было пропитано поэзией. (Слайд 22)
  3. В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов,И столетие мы лелеемЕле слышный шелест шагов.Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни…Здесь лежала его треуголкаИ растрепанный том Парни. 1911

  1. Кому посвящено это стихотворение?
  2. Какие детали свидетельствуют о любви Ахматовой к Пушкину?

А теперь сравним, чем отличаются символизм и акмеизм, что было главным для каждого направления? (обратиться к конспекту)

В) Имажинизм — течение в русской литературе.Имажинисты пропагандировали победу образа(имажа) над смыслом. «Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы». (Слайд 23)

Стихи следующего поэта имели отношение к имажинизму. Хотя нам он известен прежде всего своими задушевными, необычайно прекрасными,мелодичными стихотворениями, проникнутыми глубоким, беззаветным чувством любви к родине. (Слайд24)

* * *

Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрокЛучит глаза на галочью игру.

1916

  1. Какие образы-имажи помогают представить родную поэту деревню?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?

РАЗМИНКА

Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе- нарисуем лицо звуками, словами.

А поможет нам стихотворение одно замечательного поэта серебряного века. Поэт предлагает «слышать» портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.

Приготовились, начинаем:

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры,Пuээо пелись брови,Лuэээй — пелся облик,

гзu-гзu-гзэо пелась цепь.

  • Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо. (Слайды 25-26)
  • Это удивительное стихотворение написано Велимиром Хлебниковым. (Слайд 27)
  • Он открывает нам еще одно направление серебряного века: футуризм.
  • Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)

Г) Футуризм — передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу»футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности:слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.(Слайд 28)

  1. Вот вам один из примеров: (Слайд 29)
  2. А ВЫ МОГЛИ БЫ?

я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана.На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб?1913

2 стр., 531 слов

Об одном стихотворении Серебряного века «Незнакомка»

... по безднам бледной тенью бессмертной души. Стихотворение «Незнакомка» явилось своеобразной визитной карточкой Блока - символиста и времени, которое называется серебряным веком. Автор сумел емко и образно ... написана 24 апреля 1906 года в Озерках. Это стихотворение - одно из лучших стихотворений поэта. В нем создан образ его идеала, сквозь который проглядывают конкретные черты прекрасной незнакомки. ...

  • Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов, новые образы-метафоры)

3. Итак, ребята, мы познакомились с 4направлениями Серебряного века. Прослушав меня,вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов. (Слайд 30)

Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.

III. Организация групповой работы. (Слайд 31)

А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию.

Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. (Приложение №2)

(На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов,репродукции картин).

IV. Представление ответов учащихся. (Слайды32-35)

V. А теперь оцените работу друг друга в группе.

VI. Заключение. Слово учителя.

Мысленно охватывая безбрежное море поэзии»серебряного века», нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством.Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях,будут всегда находить отклик в сердцах читателей.

VII. Рефлексия.

  1. А вам, ребята, близки стихи поэтов серебряного века?
  2. Какие из них нашли в вашем сердце отклик?
  3. Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку.

6. Домашнее задание. Я предлагаю написать письмо запомнившемуся поэту и выразить свое мнение о его творчестве, задать интересующие вас вопросы, поделиться своими поэтическими открытиями, чувствами. (Слайд 36)

  • Я искренне вам завидую, ребята, потому что вам еще предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда.
  • Приложение 1
  • Обучающий гид
  • Тема:___________________________________

Модернизм — (от франц.modern — новый, современный) Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

  1. Символизм — литературно-художественное направление модернизма, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является
  2. 1 _______________ (условное изображение чего-либо) — многозначное иносказание.
  3. Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха.
  4. Поль Верлен, французский символист утверждал: «Музыка превыше всего», и —
  5. 2 символисты использовали ______________ для создания своих символов.

Духовным учителем символистов был поэт и философ Вл,Соловьев. его учение основывается на поиске вечной Женственности — воплощении добра, истины и красоты. Вечная Женственность ( Душа мира, Прекрасная Дама) объект поклонения символистов.

Излюбленным источником для поэзии символистов служили греческая и римская мифология, религиозные мотивы.

Акмеизм (от греч. акме — цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) — литературное направление, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову.

Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова.

3 _______________________________________

4 Они воспевали _______________________________________________ , любовь и красоту. Их литературное объединение «Цех поэтов» стало школой поэтического профессионального мастерства.

5 Имажинизм ( от фр. image — _____________________________ ) — течение в русской литературе. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. «Мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это создали мы — имажинисты».

6 Футуризм от лат. Futurum -_________________________________) — передовое направление в

европейском искусстве начала века. В отличие от символистов футуристы воспевали «пользу», а не «тайну», отказывались от недосказанности, мистицизма. Образ города для них выражение современной культуры XX века.

  • 7 В своем манифесте _______________________________________________________
  • футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности:
  • — слово-новшество,

  • — звукоподражания,

  • — приемы плаката, лозунга, графический стих,

  • — поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм.

  • — отрицание грамматики, синтаксиса, правописания;

— презрение к славе: «нам известны чувства, не жившие до нас. Мы люди новой жизни».

  1. Они называли себя «будетляне», прямо заявляя, что они — люди будущего.
  2. Приложение 2
  3. Задание 1 группе
  4. * * *

Сжала руки под темной вуалью…

  • «Отчего ты сегодня бледна?»
  • — Оттого что я терпкой печалью
  • Напоила его допьяна.
  • Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

  1. Я сбежала, перил не касаясь,
  2. Я бежала за ним до ворот.
  3. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

  • Улыбнулся спокойно и жутко
  • И сказал мне: «Не стой на ветру».
  • 1911
  1. О чем это стихотворение?
  2. Какие изобразительно-выразительные средства позволяют понять состояние героев? Приведите примеры.
  3. Как глаголы помогают нам понять их чувства?
  1. Как вы понимаете последние слова героя?
  1. Задание 2 группе
  2. СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ
  3. Вхожу я в темныe храмы,
  4. Совершаю бедный обряд.
  5. Там жду я Прекрасной Дамы
  6. В мерцаньи красных лампад.
  7. В тени у высокой колонны
  8. Дрожу от скрипа дверей.
  9. А в лицо мне глядит, озаренный,
  10. Только образ, лишь сон о Ней.
  11. О, я привык к этим ризам
  12. Величавой Вечной Жены!
  13. Высоко бегут по карнизам
  14. Улыбки, сказки и сны.
  15. О, Святая, как ласковы свечи,
  16. Как отрадны Твои черты!
  17. Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
  18. Но я верю: Милая — Ты.
  19. 25 октября 1902
  1. О чем это стихотворение?
  2. Каково основное настроение стихотворения, интонация прочтения.
  3. Попытайтесь «прочитать» его образы.
  4. Какие слова создают образ Прекрасной Дамы?
  5. В чем тайна его музыкальности? (какие звуки создают музыку стиха)
  • Задание 3 группе
  • * * *
  • Не бродить, не мять в кустах багряных
  • Лебеды и не искать следа.
  • Со снопом волос твоих овсяных
  • Отоснилась ты мне навсегда.
  • С алым соком ягоды на коже,
  • Нежная, красивая, была