Основные мотивы и образы лирики М. Ю. Лермонтова. Нравственно-философское звучание стихотворения «Дума»

сочинение темы мотивы образы лирики поэтов 18 века

Ответы:

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века.Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее сокровенный смысл. Именно поэтому большую часть его стихотворений пронизывают философские мысли о таинственности Вселенной, о связи человеческой души с космосом.Лирику Тютчева тематически можно разделить на философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Но в каждом стихотворении эти темы тесно переплетаются, превращаясь в удивительно глубокие по смыслу произведения.К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», «Над этой темною толпой…», «Последний катаклизм» и другие. Тютчев был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других.

Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.В стихотворении «14-е декабря 1825», посвященном восстанию декабристов, поэт гневно обличает самодержавие, развратившее правящую верхушку России:Народ, чуждаясь вероломства,Поносит ваши имена —И ваша память от потомства,Как труп в земле, схоронена.Стихотворение «Над этой темною толпой…» напоминает нам пушкинскую вольнолюбивую лирику. В нем Тютчев возмущается «растленьем душ и пустотой» в государстве и выражает надежду на лучшее будущее:…Взойдешь ли ты когда, Свобода,Блеснет ли луч твой золотой?Стихотворение «Наш век» относится к философской лирике. В нем поэт размышляет над состоянием души современного ему человека. В душе много сил, но она вынуждена молчать в условиях несвободы:Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Он к свету рвется из ночной тениИ, свет обретши, ропщет и бунтует.По мнению поэта, человек потерял веру, без света которой душа «иссушена», а мучения его невыносимы. Во многих стихотворениях звучит мысль, что человек не справился с возложенной на него миссией на Земле и его должен поглотить Хаос.Пейзажная лирика Тютчева наполнена философским содержанием.

10 стр., 4760 слов

Г. Р. Державин – государственный деятель, поэт, человек

... 3 июля 1743 года, в воскресенье. По празднуемому 13 числа того месяца собору Архангела Гавриила младенец и наречен. Державины были люди не больших познаний. Фекла Андреевна и ... кажется, только умела подписывать свое имя. Ни о каких науках, либо искусствах, в доме и речи не было. По трудности этого дела, детей, может быть, не ...

Поэт говорит, что природа мудра и вечна, она существует независимо от человека. Между тем он только в ней черпает силы для жизни:Так связан, съединен от векаСоюзом кровного родстваРазумный гений человекаС творящей силой естества.Стихотворения Тютчева о весне «Вешние воды» и «Весенняя гроза» стали очень известными и популярными. Поэт описывает бурную весну, оживление и радость нарождающегося мира. Весна вызывает у него мысли о будущем. Осень поэт воспринимает как пору грусти, увядания. Она настраивает на размышления, покой и прощание с природой:Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера.Из осени поэт перемещается сразу в вечность:А там, в торжественном покоеРазоблаченная с утра,Сияет белая гора,Как откровенье неземное.Тютчев очень любил осень, недаром он говорит о ней: «Продлись, продлись, очарованье».В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами влюбленного героя. Так, в чудесном стихотворении «Я встретил вас…» читаем:Как поздней осенью пороюБывают дни, бывает час,Когда повеет вдруг весноюИ что-то встрепенется в нас.К шедеврам тютчевской любовной лирики относится «денисьевский цикл», посвященный его возлюбленной Е. А. Денисьевой, отношения с которой продолжались 14 лет до самой ее смерти. В этом цикле поэт подробно описывает этапы их знакомства и последующей жизни. Стихотворения представляют собой исповедь, как бы личный дневник поэта. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:Любила ты, и так, как ты, любить —Нет, никому еще не удавалось!О Господи!.. и это пережить…И сердце на клочки не разорвалось…Лирика Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской поэзии. Она насыщена философскими мыслями и отличается совершенством формы. Интерес к исследованию человеческой души сделал лирику Тютчева бессмертной.

Вопросы и ответы к теме «Лирика М. Ю. Лермонтова»

Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии?

Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы.

Лермонтов преимущественно поэт одной темы. О чем бы он ни писал, поэт думает о свободе человеческой личности, об одиночестве передового человека во враждебном мире. Трагедия одиночества раскрывается и через олицетворение природы , и через судьбы реальных людей , и через глубокие философские раздумья о смысле жизни ,

Стихотворения Лермонтова словно

насыщены электричеством, они «написаны кровью сердца». Поражают его оценочные, часто контрастные эпитеты, ярчайшие сравнения и метафоры.

Мне кажется, что лирика Пушкина спокойнее, «старше» как-то, а поэзия Лермонтова — неудержимый порыв, каждое стихотворение — сгусток энергии и эмоций.

Сумел ли Лермонтов сказать свое слово в поэзии?

Безусловно. Он как никто отразил свое время, эпоху 30-х годов, мрачный после-декабристский период, когда рушились иллюзии, не оправдывались надежды и тоска, уныние, безверие овладели умами и сердцами даже лучших, передовых людей.

Поэт показал, что его поколение

не ведает «ни любви, ни дружбы славной», не может найти применения своим силам, знаниям. После светлого пушкинского восприятия жизни, гимна преданной дружбе, пропетого гениальным поэтом, лирика Лермонтова воспринимается как выражение трагической судьбы его поколения.

4 стр., 1764 слов

Презентация «Роль поэзии и поэта в жизни общества»

... проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова ... люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип – «все должно быть в меру». Н. А. Некрасов о роли и назначении поэта Примерный текст сочинения ... приглядитесь, ведь поэзия на самом ...

И как Художник Лермонтов всегда узнаваем. Жажда активного действия, глубокие раздумья поэта над смыслом жизни находят неповторимое, совершенное воплощение в его лирике. В изумительных аллегорических образах, картинах природы, созданных им, проявился талант художника. У поэта свой мир, свое видение жизни, своя лексика, своя «живопись словом». Не с чем сравнить такие его шедевры, как «Парус», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу», «Валерик».

А «Смерть Поэта» навсегда останется величественным памятником гению и приговором его палачам.

Как в лирике Лермонтова противопоставляются прошлое и настоящее и каково идейное значение этого противопоставления? Как понимает Лермонтов роль поэта и назначение поэзии в общественной жизни? В чем проявилась «странная» любовь поэта к своей родине?

Как раскрывается в лирике Лермонтова его протест против войны? Каким вы представляете себе лирического героя Лермонтова? В чем художественное своеобразие лирики Лермонтова?

Чем волнуют вас стихотворения Лермонтова? На какие этапы можно разделить творческий путь М. Ю. Лермонтова?

Два этапа: романтический — 1828-1836 гг. и реалистический — 1837-1841 гг.

Чем определено и в чем заключается различие пафоса творчества А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова?

Поэтическое сознание А. С. Пушкина складывалось в условиях относительно большего либерализма правительства до восстания декабристов, М. Ю. Лермонтов формировался как поэт в условиях реакции после подавления декабристов. Это во многом обусловило различие пафоса творчества поэтов. У А. С. Пушкина — жизнеутверждающий пафос, доминирование гармонии, уравновешенности, оптимизма.

В поэзии М. Ю. Лермонтова господствует пессимизм, мрачность, сомнения, противоречивое отношение ко многим ценностям.

Каков герой байронической поэзии М. Ю. Лермонтова? Назовите стихи, в которых создается этот образ.

Герой байронической поэзии М. Ю. Лермонтова одинок, разочарован, не удовлетворен жизнью.

Это романтическая мятущаяся натура, жаждущая свободы.

Почему любовь М. Ю. Лермонтова к Отчизне «странная»?

«Странная «любовь» к Родине возникает от двойственности чувства поэта, который любит красоту родной природы, песни и обычаи простого народа, но не может превозмочь ненависть к России крепостнической, самодержавной, «стране рабов, стране господ».

С чем связан часто повторяющийся символический образ тюрьмы в лирике М. Ю. Лермонтова?

Образ носит символический характер — вся Россия представлялась поэту тюрьмой, где мыслящий человек — узник.

Какие образы в поэзии М. Ю. Лермонтова являются поэтическими символами одиночества?

Образы-символы одиночества в поэтической системе М. Ю. Лермонтова: одинокий парус, одинокая сосна, одинокий утес, листок, оторвавшийся от ветки родимой, узник.

Назовите мотивы лирики М. Ю. Лермонтова, приведите примеры стихотворений и проанализируйте одно из них.

Мотив одиночества — «Парус», «Утес», «На севере диком», «Узник»;

  • Любви к родине — «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива»;
  • Назначения поэта и поэзии — «Смерть поэта», «Поэт», «Кинжал», «Пророк»;
  • Разочарованности в своем поколении — «Дума», «И скучно, и грустно»;
  • Неприятия света — «Как часто пестрою толпою окружен», «Смерть поэта», «1-е января»;
  • Любви — «Я не унижусь пред тобою», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет»;
  • Философские мотивы — «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу», «Кавказ».

Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века

Свою первую книгу стихотворений, который назывался «Сборник стихотворений», Бальмонт издал в 1890 г. Всё издание было проникнуто меланхолическим настроением, основные темы лирики этого начального периода – природа и любовь.

7 стр., 3478 слов

Поэзия К. Бальмонта

... окруженным тишиной «всемирного молчания». Действительно, жизнь для Бальмонта по-прежнему — «кошмар», «царство льдов» (названия разделов), где поэт — «дух бесстрастный, дух бесприютный» — хочет ... Венгерова, 1915) читаем: «Вся поэзия Бальмонта — неперестающая весна». После «скорбной школы русской поэзии, привязывавшей поэзию к невзгодам общественности»... поэзия Бальмонта «послала на землю отрадную ...

В 1894 г. появляется стихотворный сборник «Под северным небом». Характерные мотивы двух этих книг – гуманизм, гражданская скорбь, самоотречение. Поэт отрицает «красоту богов Эллады» и противопоставляет ей единственную подлинную красоту «любви, печали, отреченья и добровольного мученья за нас распятого Христа».

Важнейший мотив всей лирики Бальмонта – сон. В сборнике «В безбрежности» поэт впервые пробует отодвинуть реальный мир на задний план и позволить сновидению восторжествовать над призрачностью бытия. Мотив упоения «загадочными снами» «на алмазном покрове снегов, // под холодным сияньем луны», встретившийся в «Под северным небом», стал господствующим в этом сборнике. В 90-е годы отличительными чертами бальмонтовской поэзии являются субъективизм, культ мимолетности, прихотливая изменчивость настроений. Мимолетность, быстрое течение мгновения, мига, вообще становится центральной темой лирики этого периода. Бальмонт утверждает бесстрастие как первую ступень выделения и самоутверждения самоценной личности. Его душа «холодна», мечты – «безмолвны», он – «дух бесстрастный», его сердце «только в себя невозвратно влюблено». Он зовет «за пределы предельного», «от грани тесной в мир чудесный, к неизвестной красоте».

После встречи с Брюсовым поэт примыкает к кружку символистов. В этот период Бальмонт зачитывается Бодлером и Эдгаром По, что оказало сильнейшее влияние на все его последующее творчество.

Новым этапом в творчестве поэта стал сборник «Горящие здания». На смену уныло-сумрачному настроению первых книг приходит радостное, жизнеутверждающее мироощущение, на смену тоскливой жалобе – гимн бытию. Сам поэт в одном из предисловий так охарактеризовал этот резкий поворот в своем творчестве: «Оно началось с печали, угнетения и сумерек. Оно началось под Северным небом, но силою внутренней неизбежности, через жажду безграничного, Безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины подошло к Радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу».

Сборник начинается стихотворением «Крик часового», в котором очевидна смена символов поэта. «Проснитесь!» – восклицает часовой в стихотворении. Таким образом, поэт отказывается от главного символа предыдущей лирики – сна. В сборнике также происходит отказ и от других символов и особенностей поэзии : излишней возвышенности слога ( «Я устал от нежных снов, // От восторгов этих цельных // Гармонических пиров // И напевов колыбельных. // Я хочу горящих зданий, // Я хочу кричащих бурь!»), символа полночи («В сердце моем – полночи нет»).

На смену усталому, меланхоличному герою предыдущих сборников здесь приходит цельная вольнолюбивая личность, устремленная к «свету», «огню», «Солнцу». Эти слова становятся основными символами в поэзии Бальмонта. А излюбленным образом становится сильный, гордый и «вечно свободный» альбатрос.

2 стр., 753 слов

Основные настроения поэзии К.Д. Бальмонта

... что из всех многочисленных книг Бальмонта можно выбрать и скомпоновать один великолепный сборник. Поэзию Бальмонта необходимо знать, как творчество других мастеров стиха начала XX в. – Брюсова, Блока, А. ... то предчувствия будущих грозных событий и битв выразил поэт в стихотворении "Крик часового". Настроения тоски напрочь преодолены. Бальмонт в этих новых книгах упивается жизнью, стремясь ухватить ...

В новом сборнике стихотворений «Будем как Солнце» Бальмонт пытается построить такую картину мира, в центре которой находится верховное божество – Солнце. Как бы уподобляя себя первобытному человеку, поэт слагает гимны огню, воде, Луне. Главная из жизненных стихий для поэта – огонь. Лирический герой приобретает новый облик: состояние его души можно определить как горение, пожар чувств. Он уподобляет себя огню:

Вездесущий огонь, я тебе посвятил все мечты, Я такой же, как ты.

Поэт славит желание, сладострастие, «безумства несытой души». В связи с этим в сборнике появляется образ дьявола («Голос дьявола», «Inkubus»).

Образ Солнца перешел и в следующий сборник поэта – «Только Любовь. Семицветник». Вообще, в лирике Бальмонта подсознание преобладает над сознанием. Именно поэтому такую большую роль поэт отводит стихиям – ведь, в них нет сознания. Поэт упрекает современников в том, что они ушли от первооснов Бытия, от Природы и Солнца, утратившим свою изначальную цельность («Мы разорвали, расщепили живую слитность всех стихий»; «Люди Солнце разлюбили, надо к Солнцу их вернуть»).

Тема России также есть в лирике Бальмонта. Однако Россия у него – прежде всего, древняя «былинная» Русь, предания и сказы которой поэт стремился переложить на собственный лад. Увлечение поэтом русской и славянской стариной нашло отражение в сборнике «Злые чары».

О поэзии Бальмонт высказывался так: «Поэзия есть внутренняя Музыка, выраженная размеренной речью». Наподобие древних, поэт наделяет поэзию волшебно-магическим, заклинательным смыслом. На примере народных сказаний и мифов утверждается «первичность и самобытность» древней поэзии («Первичный человек всегда Поэт»).

В истории русской литературы Бальмонт навсегда останется одним из зачинателей символизма. Индивидуалистический бунт, крайний субъективизм, эстетство – вот черты, определяющие лирику Бальмонта.

Однако все творчество поэта нельзя назвать чисто символистским. Многие его произведения носят импрессионистический характер. Все творчество зрелого Бальмонта проникнуто и озарено мечтой о Солнце, о Красоте. Серой будничной современности, обездушенной цивилизации железного века поэт стремится противопоставить первозданно целостное, совершенное и прекрасное солнечное начало. И хотя свой идеал поэт неизменно искал в глубокой древности, в укладе жизни и поэзии первобытных народов, но поиски эти основывались на его представлении об идеальном человеке будущего.