Тютчев предопределение. «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

/ / / Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Будучи уже в солидном возрасте, Ф.И. Тютчев встретил Елену Денисьеву. Поэт был поражен красотой и умом этой женщины. Он понимал, что не устоит перед ее чарами, хоть и жил тогда в браке со второй женой Эрнестиной. Предчувствуя развитие отношений с Денисьевой, в 1850 г. поэт написал стихотворение «Предопределение», которое, подобно зеркалу, отобразило его смешанные чувства.

Тема анализируемого произведения – любовь. Автор утверждает, что любовь может связывать только родные души. Он считает, что их союз – не только соединение, но и борьба.

Система образов «Предопределения» оригинальная. В центре произведения лирический герой, а во втором катрене появляются образы сердец. Учитывая биографию Ф.И. Тютчева, можно утверждать, что лирическое «я» произведения – отражение внутреннего состояния автора. Лирический герой размышляет над вечным вопросом любви. К раздумьям его подтолкнуло предание, согласно которому любовь – союз родных душ. Герой соглашается, что любовь – соединение душ, но в конце первой строфы добавляет, что это роковой поединок. Последний тезис развивается во втором катрене.

Лирический герой уверен, что любовь – борьба двух сердец. То, которое нежнее, неизбежно страдает и млеет от грусти. Вскоре оно вовсе изнывается, любя. О сердце менее нежном автор не говорит ничего, не открывая тайну, триумфирует оно или сокрушается. Заканчивается произведение оборванной синтаксической конструкцией, которая подталкивает читателя обдумать все, что было сказано в «Предопределении».

Стихотворение Ф.И. Тютчева состоит из двух смысловых частей: рассказ о любви, основанный на предании и рассказ о борьбе двух сердец, ее последствий. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение поделено на два катрена с перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Чтобы передать чувства и эмоции лирического героя и показать свой взгляд на любовь, Ф.И. Тютчев использует художественные средства. Главную роль играет метафора: «союз души с душой», «роковое их слиянье» (о душах), «борьба двух сердец». Метафора – основа создания образов любви и двух сердец. Монолог-рассуждение лирического героя дополняется эпитетами: «поединок роковой», «борьба неравная», страдает «неизбежней».

13 стр., 6454 слов

Лирический герой Блока: характеристика лирического героя

... произведении заложены философские идеи, ставятся и решаются жизнеутверждающие вопросы, как-то: проблема поиска себя в этом мире, проблема любви. Для Реферата, 11 класс Лирический герой Блока: характеристика лирического ... что и обусловливает мужественное и жертвенное ее приятие. Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс А. А. Блок является одним из самых ярких представителей художественного ...

В анализируемом стихотворении заметную роль играет интонация. Ф.И. Тютчев в обоих катренах использует оборванные предложения. При помощи них передается задумчивое состояние лирического героя и автора. Кроме того, этот прием помогает поэту расставить смысловые и эмоциональные акценты.

Мысли, выраженные в «Предопределении» Ф.И. Тютчева подчеркиваются при помощи аллитерации. Например, в описании поединка сердец преобладает согласный «р»: «в борьбе неравной двух сердец». В рассказе о страдании побежденного сердца используются слова с согласными «с», «з».

Проанализированное произведение Ф.И. Тютчева выражает восприятие проблемы любви зрелым мужчиной, который не раз испытывал это чувство.

Стихотворение « Предопределение ».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Предопределение» предположительно напи­сано Ф.И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый «де­нисьевский цикл», в который вошли такие стихотворения, как «Не раз ты слышала признанье…», «Я очи знал…», «О, не тре­вожь меня укорой справедливой…», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…». Все они посвяще­ны Елене Александровне Денисьевой, возлюбленной поэта. Эта история любви была очень драматична: она осуждалась обще­ством, у Тютчева и Денисьевой родилось трое незаконнорожден­ных детей. Елена Александровна была больна чахоткой, рано умерла, а затем умерли и двое их общих детей.

Стихотворение мы можем отнести к любовной и философс­кой лирике. Здесь поэт размышляет о сущности любви. Что же такое любовь, по мысли Тютчева? Это «союз души с душой род­ной», который предопределен человеку его судьбой:

Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И…поединок роковой…

Однако любовь не заключает в себе вечной гармонии: «по­единок роковой» часто заканчивается гибелью одного из воз­любленных. И погибает нежное, любящее сердце.

Стихотворение построено в форме постепенного развертыва­ния темы: роковая встреча — отношения — кульминация этих отношений («поединок роковой») — печальная развязка (гибель одного из любящих).

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и клаузулами. Поэт использует различные средства художественной выразительности — метафору, анафо­ру, ряд однородных членов, лексический повтор (в первой стро­фе).

Во второй строфе присутствует метафора, инверсия и ряд однородных членов:

И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

На фонетическом уровне находим аллитерацию («В борьбе неравной двух сердец») и ассонанс («Союз души с душой род­ной»).

Таким образом, в этом произведении поэт выразил свои взгляды на любовь, судьбу, жизнь человека в целом. «Денисьев­ский цикл» оказал большое влияние на развитие всей русской поэзии.

«О любви немало песен сложено…» Эти слова по праву могут быть отнесены к творчеству поэта второй половины XIX века Федора Ивановича Тютчева . Действительно, его жизнь, как и жизнь, пожалуй, любого поэта, озарена светом великой любви. В жизни Тютчева было много увлечений. Еще в юности, будучи чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене, увлекается Амалией Лерненфельд (в замужестве баронесса Крюденер), к которой обращено знаменитое стихотворение «Я помню время золотое…» (1836) и другое, более позднее — «Я встретил вас — и все былое…» (1870), ставшее популярным романсом.

5 стр., 2481 слов

Мое любимое стихотворение Тютчева

... Федора Ивановича – Эрнестине Федоровне Тютчевой. И именно в это время в душе поэта зарождалась сильнейшая любовь к Елене Александровне Денисьевой. Все стихотворение является выражением неукротимого желания, ... Возможно, поэтому так много трагичных ноток в его стихотворениях. Среди замечательных поэтических текстов поэта моим любимым является стихотворение «Не знаю я, коснется ль благодать…» Его ...

Тютчев был уже дважды женат, когда в 1850 году в Петербурге познакомился с Еленой Денисьевой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. 24-летняя Елена, очарованная личностью и творчеством Федора Ивановича, глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил длительной и страстной привязанностью. Однако в высшем петербургском обществе их связь, которую невозможно было скрыть, вызвала скандал. К тому же за эти 14 лет у них родилось трое детей. Вся тяжесть осуждения и отвержения при этом легла на плечи Денисьевой: отец от нее отрекся, тетка была вынуждена уйти из Смольного института, на ее детях лежало клеймо «незаконности», а перед ней самой закрылись двери лучших петербургских гостиных.

Кроме того, Тютчев сохранил привязанность к законной семье, к детям и к жене, которую назвал своим «земным провидением». Находясь в таком двусмысленном положении в свете, Елена Денисьева постоянно находилась во взвинченном состоянии, была раздражительной, что в итоге ускорило развитие у нее чахотки, а 4 августа 1864 года она умерла. Следом умерли их общие сын и дочь. Тютчев был потрясен смертью близких и до конца жизни считал себя виновником такой трагической развязки. Переживаемые им чувства нашли отражение в стихотворениях о любви, ставших вершиной не только русской, но и мировой любовной поэзии. Позднее эти стихи объединились в цикл, получивший название «денисьевского».

«Предопределение»

, «Я очи знал – о, эти очи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др. Все стихи «денисьевского цикла» драматичны и напоминают в какой-то мере исповедь. Сходство усиливается формой диалога, в котором лирический герой кается, просит прощения у той, кто теперь не с ним.

Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» — «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь — предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви.

Конечно, лирический герой страдает не меньше, но страдает, когда случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Он будто понимает, что причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ничего не может, ведь результат поединка с высшими силами, с судьбой заранее известен: сердце «любя, страдая, грустно млея… изноет наконец».

Сам Тютчев с покаянием писал впоследствии: «Гноится рана, не заживает…» Поэтому основные стихотворения этого цикла появились спустя несколько лет после смерти Елены Александровны.

В заключение хотелось бы отметить, что написанное традиционным для XIX века четырехстопным ямбом, это стихотворение звучало слишком бравурно и жизнеутверждающе. Поэтому использование пиррихиев и клаузул позволило поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения и вызвать ощущение поединка человека с роком. В дальнейшем «денисьевский цикл» окажет огромное влияние на развитие русской лирики двадцатого столетия.

9 стр., 4394 слов

Тема россии в лирике тютчева. Анализ стихотворения Тютчева «Умом ...

... Тютчева следует назвать «верноподданным России». Его истинно патриотическая позиция: беспредельная любовь к Родине, гордость ее историей, надежды на возрождение ее роли в судьбах мира — все это становится темой тютчевских стихотворений ...

Кроме анализа «Предопределения» ознакомьтесь со следующими сочинениями:

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

«Предопределение» Федор Тютчев

Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их соединенье, сочетанье, И роковое их слиянье. И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец…

Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.

Наделенная природной красотой и острым умом, Елена Денисьева с первой встречи произвела на Тютчева настолько неизгладимое впечатление, что он, предчувствуя начало бурного романа, в 1850 году посвятил ей стихотворение «Предопределение», в котором фактически предсказал, как будут развиваться его взаимоотношения с этой женщиной. Любовь в понятии поэта представляет собой «союз души с душой родной». Однако это не только мир и гармония, но и «поединок роковой», который неизбежен, когда речь идет о чувствах

  • Кто-то в таком союзе всегда является лидером, а кто-то подчиняется, иначе отношениям не суждено стать долгими и счастливыми.

В этом романе, как ни странно, лидером оказалась Елена Денисьева, которая первой сделала шаг навстречу своему избраннику, а после настояла на том, чтобы Тютчев не расторгал свой брак, что могло помещать его успешной карьере дипломата. Именно эта женщина, обладающая потрясающим самообладанием и силой воли, ради возлюбленного отказалась от собственной семьи, наследства и статуса в общества, предпочтя семейному счастью жизнь в затворничестве. Однако «в борьбе неравной двух сердец» поэт увидел и обратную сторону, лишенную романтики и идеализма. Это – душевная боль, которая является неизбежным спутником любви, и из-за которой сердце «изноет наконец». Тютчев был убежден, что эта участь неизбежно постигает того, кто в любовном союзе подчиняется своему избраннику . Но поэт ошибся, так как страдать от порочной связи пришлось не столько ему, сколько Елене Денисьевой, имя которой оказалось запятнанным на всю жизнь. Она не давала своему возлюбленному поводов для ревности и не требовала ничего взамен. Но, став любовницей женатого мужчины, обрекла себя на одиночество, с чем Тютчев так и не смог смириться.

1 стр., 485 слов

Куда был сослан Лермонтов за стихотворения «Смерть поэта»?

... ,только мука, Однажды Лебедь ,Рак да Щука… 9. в одном из стихотворений древнегреческий поэт Алкей противопоставил певца и цикаду . Как отозвалось это противопоставление в поэзии Ломоносова ... По улицам Слона водили , Известно, что слоны в диковинку у нас,-- Так за слоном толпы зевак ходили ; Какой-то Повар-грамотей С поварни побежал своей, ...

Стихотворение Тютчева «Предопределение» входит в «денисьевский цикл». Произведение было написано в 1851 году и посвящено возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой. Тютчев состоял в браке, когда познакомился с ней, поэтому их чувства вызывали недоумение и непонимание в обществе. Эта беззаветная любовь, которая, несомненно, принесла много ярких и хороших моментов, тем не менее, остается одним из самых драматических периодов в жизни поэта. Данное произведение относится к любовной и философской лирике.

Предопределение — предначертание судьбы, любви человека, мысль автора состоит в том, что люди изначально предопределены на страдания, переживания и муки, вызванные любовью. Название стихотворения передает суть произведения, наталкивает нас на мысль, что финал будет несчастным. В понимании поэта любовь – «поединок роковой», «борьба неравных сердец», «страдание». Это прекрасное чувство у Тютчева лишено гармонии, просветленной пушкинской чистоты. Автор раскрывает трагическую природу любви, показывает «темную» сторону, для него любовь – это противостояние и в итоге «изноет» сердце того, кто сильнее любит.

Стихотворение представляет собой некую цепочку, которая поэтапно описывает каждый этап: первая встреча, отношения, кульминация («поединок роковой») и трагическая развязка. Произведение написано четырехстопным ямбом, автор использует различные средства выразительности: метафору, анафору, эпитеты, инверсию, лексический повтор, для лучшего изображения и передачи темы.

Данное стихотворение отображает отношение Тютчева к любви, его собственные переживания и муки, так как события, описанные в произведении, являются автобиографичными. Это чувство, которое многие поэты «превозносили» и называли истинным счастьем, Тютчев открыл с иной стороны, более глубокой. Человек не волен противостоять року, а значит, неизбежен трагичный финал.

По плану кратко

Анализ стихотворения Тютчева «Последний катаклизм»

Стихотворение «Последний катаклизм» состоит всего из одного четверостишия, поэтому может рассматриваться как лирическая миниатюра. Однако именно это произведение является одним из наиболее значимых для всего творчества Ф. И. Тютчева, наиболее точно и емко отражающих своеобразие художественного мировоззрения поэта.

С одной стороны, перед нами знакомые тютчевские мотивы: «воды», гроза, всемирная катастрофа. С другой стороны, речь здесь идет именно о «последнем часе» природы — то есть о конце всего земного, в результате

чего мир, по Тютчеву, должен возвратиться к своему первоначалу, божественному истоку. Ведь и само слово «катаклизм» определяется как резкий перелом, разрушительный переворот, катастрофа и в переводе с греческого означает «наводнение», «потоп» .

Поэтому «Последний катаклизм» — это не пророчество о конце света, а символическое изображение возможности нового акта сотворения жизни. Вода — излюбленная природная стихия поэта как символ жизни, возрождения, обновления. Перед нами оригинальный вариант космогонического мифа, «культа воды», воплощенного в емкой поэтической

форме.

Вспомним также тютчевские стихотворения «Фонтан», «Волна и дума», «Поток сгустился и тускнеет…», «Безумие». Если в этих произведениях изображаются разные символические состояния воды — «поток» и «ключ», то в «Последнем катаклизме» речь идет именно о «водах». Что обозначает этот образ?

Во-первых, воды — предельно обобщенный символ постоянного движения, всепобеждающей изменчивости, власти стихии. Не случайно это слово рифмуется со словом «природа» .

Во-вторых, это символ вечности, неизменности, бессмертия природы, тайны мироустройства. Именно поэтому вселенским началом, противоположным «водам», выступает «божий лик». Именно «лик» — то, что укрощает стихию, упорядочивает ее движение, придает слепому и бесформенному необходимый конкретный образ.

Аналогичный мотив, который служит своего рода ключом к пониманию философского смысла данного четверостишия, присутствует в раннем стихотворении Тютчева «Урания»:

Безбрежное море лежит под стопами,

И в светлой лазури спокойных валов

С горящими небо пылает звездами,

Как в чистом сердце — лик богов…

Как видим, здесь органично переплетаются те же образы необозримых вод и отражающегося в них звездного неба как «лика богов». Таким образом, на примере данного стихотворения мы убеждаемся, что небо и вода, глубина и высота в тютчевском мировосприятии — гармонично дополняющие друг друга и неразрывно связанные противоположности.

«Последний катаклизм» наиболее точно и ярко раскрывает читателю тютчевское сознание таинственной основы всякой жизни, видение глубинной сути вещей, «божьего лика» под внешним «зримым» покровом бытия.

Идея этого божественного всеединства и вселенской тайны мира под внешним «златотканым покровом» находит свое дальнейшее воплощение в стихотворении «День и ночь» . Символ моря «как опрокинутого неба» развивается в стихотворениях «Восток белел. Ладья катилась…», «Лебедь», «Как океан объемлет шар земной…». А еще позднее — в 1862 году поэт назовет «инстинктом пророчески слепым» интуитивно-глубинное умение человека «чуять, слышать воды и в темной глубине земной» .

Таким образом, стихотворение «Последний катаклизм» — яркая иллюстрация мироощущения Тютчева: природа для него — необычайно емкий и универсальный символ, передающий глубинное содержание философских размышлений лирического героя.

«Предопределение» Ф.Тютчев

«Предопределение» Федор Тютчев

Любовь, любовь — гласит преданье — Союз души с душой родной — Их соединенье, сочетанье, И роковое их слиянье. И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец…

Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.

Наделенная природной красотой и острым умом, Елена Денисьева с первой встречи произвела на Тютчева настолько неизгладимое впечатление, что он, предчувствуя начало бурного романа, в 1850 году посвятил ей стихотворение «Предопределение», в котором фактически предсказал, как будут развиваться его взаимоотношения с этой женщиной. Любовь в понятии поэта представляет собой «союз души с душой родной». Однако это не только мир и гармония, но и «поединок роковой», который неизбежен, когда речь идет о чувствах

  • Кто-то в таком союзе всегда является лидером, а кто-то подчиняется, иначе отношениям не суждено стать долгими и счастливыми.

В этом романе, как ни странно, лидером оказалась Елена Денисьева, которая первой сделала шаг навстречу своему избраннику, а после настояла на том, чтобы Тютчев не расторгал свой брак, что могло помещать его успешной карьере дипломата. Именно эта женщина, обладающая потрясающим самообладанием и силой воли, ради возлюбленного отказалась от собственной семьи, наследства и статуса в общества, предпочтя семейному счастью жизнь в затворничестве. Однако «в борьбе неравной двух сердец» поэт увидел и обратную сторону, лишенную романтики и идеализма. Это – душевная боль, которая является неизбежным спутником любви, и из-за которой сердце «изноет наконец». Тютчев был убежден, что эта участь неизбежно постигает того, кто в любовном союзе подчиняется своему избраннику . Но поэт ошибся, так как страдать от порочной связи пришлось не столько ему, сколько Елене Денисьевой, имя которой оказалось запятнанным на всю жизнь. Она не давала своему возлюбленному поводов для ревности и не требовала ничего взамен. Но, став любовницей женатого мужчины, обрекла себя на одиночество, с чем Тютчев так и не смог смириться.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Предопределение»

Стих «Предопределение» принадлежит к чувственному и необычайно проникновенному «денисьевскому» циклу. Большинство стихотворений, вошедших в этот зрелый цикл поэта, являются шедевральными песнями о любви. Так тонко и точно об этом чувстве мало кто писал не только в русской, но и мировой литературе.

Анализ стихотворения Предопределение позволяет говорить о Тютчеве как о чувственном поэте, знающем из личных переживаний все коварства любви.

Федор Иванович в своем стихе сетует на роковое предопределение судьбы влюбленного человека. Каким бы сладостным ни было «слиянье душ», все равно одно сердце заставит другое «изнывать». Рок и предопределение заключаются в неминуемой трагической развязке любовного «соединенья».

Проводя анализ стихотворения Предопределение, которое было написано гениальным Ф. И. Тютчевым 1851 году, чувствуется трагизм, которым пропитаны все творения «денисьевского» цикла. Из биографии поэта известно, что создать данный цикл стихов его побудила любовь к Елене Денисьевой, которую у влюбленного забрала болезнь.

В «Предопределении», как и в остальных стихах цикла, чувствуются драматичные ноты, стих близок к исповеди.

«Предопределение» дает истинное понятие о том, что такое любовь, в чем его сущность. Автор дважды использует эпитет «роковой», подчеркивая этим предопределение чувства любви высшими силами. Предопределенными, по замыслу Тютчева, есть и страдания влюбленных, которые идут неразлучно с любовью. А вот, кто больше из двух сердец обречен страдать, так это тот, кто из них «нежнее».

Лирическому герою присущи страдания, его чувства достигают кульминации, когда он понимает неизбежность печального финала. В стихотворении можно увидеть многоточия, которые есть знаком взволнованности, они создают эмоциональное напряжение. В то же время остается место для частичной незавершенности и недосказанности.

Лирический герой становится жертвой рока. Снимая с себя, таким образом, ответственность за боль любимого человека, он с грустью говорит о предопределении.

Самое печальное, что поэт хотел донести своими стихотворениями, это невозможность вернуть что-либо назад. Потеряв в реальной жизни любимую женщину, Тютчев писал о ранах, которые еще долго не заживают после утраты. Именно поэтому лирик еще много лет после смерти Елены Денисьевой посвящал ей исполненные любви и горести стихи.

Стихотворение Тютчева Ф.И. «Пророчество»

«Пророчество»

Не гул молвы прошел в народе, Весть родилась не в нашем роде — То древний глас, то свыше глас: «Четвертый век уж на исходе,- Свершится он — и грянет час!» И своды древние Софии, В возобновленной Византии, Вновь осенят Христов алтарь. Пади пред ним, о царь России,- И встань как всеславянский царь!

Стихотворение Тютчева Ф.И. — Пророчество

См. также Федор Тютчев — стихи (Тютчев Ф. И.) : , Противникам вина

О, суд людей неправый, Что пьянствовать грешно! Велит рассудок здравы.

Пускай от зависти сердца зоилов ноют.

Пускай от зависти сердца зоилов ноют. Вольтер! Они тебе вреда не нане.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм»

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

Это стихотворение Тютчева написано в 1829 году.

Я считаю, что в основе этого стихотворения лежит личное, разочарованное во всем земном, неудовлетворенное душевное состояние автора, которым частично объясняется элегический настрой стихотворения; желание предугадать страшное будущее, ждущее человечество; размышления над концом света, который когда-нибудь наступит.

Стихотворение состоит из одной строфы – катрена. (Этого оказалось для поэта достаточным, чтобы выразить свою философскую идею!) Но по смыслу эту строфу можно разделить на две части — первые два стиха и последние два. Если в первых строчках идёт речь об умирании, разрушении, то присутствие Бога во второй паре строк говорит о воскрешении вместе с Богом этого мира (ведь Бог вечен, и вечны те, кто верит в Него).

Ф.И. Тютчев – признанный поэт-философ. У него ничего не бывает лишним, каждое слово имеет какой-то определённый философский смысл.

В стихотворении две вечные стихии — земли и воды (именно они, как начало и конец жизни).

Рисуя гибель земли под водой, Тютчев обращается к библейскому мифу о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. В этом обращении к данному мифу есть указание на одновременные явления — гибель и спасение.

В стихотворении неизбежность конца света и человеческое бессилие его предотвратить гармонично сочетаются с уверенностью в такой же неизбежности возрождения, возрождения не только духовного, но и физического. В строке «Все зримое опять покроют воды» особенно привлекает внимание слово «опять»: почему именно «опять», а не другое слово? Я думаю, что словом «опять» он подчёркивает мысль о цикличности всего сущего: возникновение жизни на нашей планете, которая, выйдя из водной стихии, через некоторое время опять подчиняется ей, таким образом, происходит вечная смена, чередование небытия и бытия.

На мой взгляд, идея этого стихотворения заключается в строчке: «И божий лик изобразится в них». В ней высказывается мысль, что все устройство жизни с момента ее появления и до Апокалипсиса (или как еще его называет автор, «последнего катаклизма») происходит по воле Божьей и ничего на свете не совершается без его ведома. Истинный образ Бога непостижим для грешного народа. Но Бог и народ всегда взаимосвязаны (ведь нельзя людям жить без веры, а Бог есть вера).

Взаимосвязь между ними очевидна: Бог создает человечество, а человечество Бога. Только после «последнего катаклизма» истинный лик Бога отразится в покрывшей землю водной глади. Основным поэтическим образом этого стихотворения является Бог. Он воплощается в картину морской глади и присутствует там в виде своего отражения.

Философский характер стихотворения подчеркивается употреблением автором отвлечённой, тяготеющей к обобщению лексики («последний час природы», «все зримое», «божий лик»), совершенно не виден за строчками лирический герой со своим личным «я», чувствами и эмоциями. Но есть то, что выдаёт некоторое присутствие человеческого: слово «зримое» (устаревшее слово «зри», однокоренное – «зрачок»), которое указывает на того, кто может и должен видеть («Зри в корень!», «зорко только сердце») – человека.

Интонация этого стихотворения неспешная, спокойная, задумчивая.

В этом стихотворении есть изобразительно-выразительные средства, с помощью которых передаются мысли и чувства автора. Показанный образ Бога, отраженного на лоне сплошных вод, — совмещение несовместимых понятий, ведь Бог не имеет плоти и существующий как дух обретает образ, а волны здесь выполняют отражающую функцию, что наводит на мысль о зеркале, следовательно, здесь скрытое сравнение вод с зеркалом. Существующая в первых строчках инверсия («Состав частей разрушится земных»), подчёркивает неотвратимость и противоестественность разрушения, а правильный порядок слов в двух других строчках говорит о неизбежности созидания и вечности этого мира. Высокий пафос и патетичность стихотворению придаёт восклицание автора в последней строке, а также использование высокой книжной лексики.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с мужскими и женскими окончаниями. Рифмы в стихе точные, перекрестные, открытые и закрытые. Это придаёт стихотворению ощущение неоднозначности, присутствия двух противоположных миров.

Как любое гениальное произведения, стихотворение «Последний катаклизм» содержит в себе незримые пласты человеческого разума, мыслей и мировидения, исследовать которые может ещё долго человечество. И каждый человек увидит что-то своё, близкое ему по духу, и мысленно согласится с автором, или вступит с ним в спор. А это главное назначение философской лирики – дать человеку толчок к размышлениям, научить по-своему видеть этот мир, высказывать свою точку зрения, помочь стать личностью.