Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (2)

Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

Цели: — обобщить накопленный материал по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

— учить размышлять, высказывать своё мнение, строить развёрнутые высказывания;

— повторить технологию написания сочинения, составления плана;

— совершенствовать навыки работы с текстом произведения, доказывая свои убеждения цитатами из текста;

— осуществлять связь с жизнью;

— воспитывать доброту, милосердие, человечность.

Оборудование:

Тип урока:

Ход урока

I . Организационный момент.

II . C ообщение темы и цели урока.

В течение нескольких уроков мы находимся во власти пушкинского произведения «Капитанская дочка». Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, переживали и радовались. Мы анализировали характер и поступки героев и тем самым готовились к написанию сочинения.

Сегодня мы с вами обобщим весь накопленный опыт и отберём всё необходимое. Ведь очень важно уметь размышлять и записывать свои мысли и впечатления.

III . Вступительное слово учителя.

«Капитанская дочка» Пушкина – классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено до внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

Ребята, сочинение нельзя писать равнодушно. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои мысли, взгляды, давать оценку и защищать своё мнение доказательствами, а для этого вы должны в первую очередь выбрать тему сочинения, определить о чём вы будете писать. Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приёмом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно чёткий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

5 стр., 2405 слов

Смысл названия романа “капитанская дочка” пушкина (почему произведение ...

... дал этому произведению такое название. Раскрытия смысла названия повести «Капитанская дочка» Сочинения › Пушкин А.С. › Капитанская дочка Готовые Домашние Задания Повесть «Капитанская дочка» положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности. ...

IV . Работа над выбором темы.

Учитель: Я предлагаю вам следующие темы сочинений:

  1. Становление личности Петра Гринева.

  2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».

  3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

  4. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

  6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка.

  7. Образ Марьи Мироновой в повести «Капитанская дочка».

Ребята, посмотрите внимательно и определитесь с выбором темы.

V . Работа со словарём.

Долг- это…

Честь- это…

Совесть- это…

Благородство- это…

— А как вы думаете добрый человек- это какой человек?

( Ответы детей: это тот человек, который делает добро другим, он искренен в своих поступках, бескорыстен).

— А кому из героев повести присущи такие черты характера?

— Какое время отражено в повести? (Восстание под предводительством Е.Пугачёва, 1773 – 1775гг).

— Только ли об этом идёт речь в произведении? (Тема любви, семейная тема, нравственность).

— Ребята, а что такое нравственность? ( на партах карточки с определением).

— Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к своей Родине.

Вступление не должно быть небольшим, 5-6 предложений.

Основная часть- это тема вашего сочинения, которая раскрывается несколькими подпунктами.

— Что хорошего дала Петру семья? ( Ответы детей: отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Провожая сына на службу, даёт ему наказ. От матери Пётр перенял мягкость, доброту, ласку).

— А каким офицером был Гринёв? (Не стал присягать Пугачёву).

6 стр., 2651 слов

Образ и характеристика Петра Гринева в повести Капитанска дочка Пушкина

... чести, присущей немногим людям. История персонажа Действующее лицо повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев — молодой человек семнадцати лет, которого ... вождя покровительство и прощение. Сочинение Характеристика и образ Петра Гринева «Капитанская дочка» — одно из самых известных произведений ... последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу ...

А почему? (Не способен на предательство, для него долг чести превыше всего).

— А как Гринёв относился к Маше Мироновой? ( Защищал её честь, способен на большую любовь).

— Как Гринёв относился к Швабрину? (очень плохо, он считает его изменником)

Учитель? Ответив на все эти вопросы, вы раскроете основную часть вашего сочинения.

А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог, высказать свою точку зрения и своё отношение к герою.

VI . Составление планов и комментарии к темам.

Тема 1. Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

План

  1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

  2. Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

  3. Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

  4. История любви к Маше.

  5. История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяется взгляды на жизнь).

  6. Основные черты героя, типичность образа.

Петр Гринев особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории его жизни, в поступках, и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и рассказывающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX века) угадывается личность подменного автора «записок» — Пушкина.

Тема 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»

План

  1. История в творчестве А.С. Пушкина.

  2. Рассказчик повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика?

  3. Портретная характеристика Пугачева.

  4. Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?

  5. Пугачев и народ.

  6. Взгляды Пушкина на восстание.

Пугачев на страницах повести впервые появляется во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре вожатого с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления только что усмиренного… бунта казачьего Яицкого войска.

2 стр., 979 слов

Художественное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

... материалы с сайта https://sochok.by.ru/ Информация о работе «Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы» Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с ... содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство. Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой ...

Тема 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин

План

  1. Что общего у Гринева и Швабрина?

  2. Как каждый из героев относится к людям?

  3. Как поступают герои в ситуациях выбора?

  4. Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?

  5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?

Тема 4. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

План

  1. Каким было первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?

  2. Какие черты проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева) Швабрину, Гриневу?

  3. Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?

  4. Как относятся к Маше другие герои повести?

  5. Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Петербург, к Екатерине II ?

  6. Основная идея повести. Ее воплощение в образе Маши Мироновой.

Тема 5. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

План

  1. Положение Савельича в семье помещиков Гриневых.

  2. Как проявляется характер Савельича, его качества?

  3. Попадает ли Савельич в ситуации выбора?

  4. Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор?

  5. Как характеризует Савельича его речь.

  6. Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?

  7. Мое отношение к Савельичу.

VII . Домашнее задание

Написать сочинение по одной из тем.

Тема: Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 7 класс.

2 стр., 908 слов

Обучающее по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Тема сочинения: ...

... сочинения. Ваши предложения (слайд № 5). Учитель: сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно со статьей, которая лежит у вас на партах (предварительно раздать учащимся) «О поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». ... рассказ о Мцыри по предложенному плану (слайд № 2). (Спросить 2-3 человек). III этап. Актуализация знаний. Время: 3 минуты. Цель: развивать навыки и приемы работы с художественным текстом. ...

Цели: способствовать формированию понятий «историческая поэма», «художественное время», «художественное пространство», выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 30-х годов 19 века и с мировосприятием автора; сделать вывод, можно ли поэму «Песня…» назвать «исторической поэмой»?

Оборудование:

Ход урока

Слайд №1

I . Организационный момент (2 мин)

II . Вступительное слово учителя.

Ребята, тема сегодняшнего урока – «Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…»

К сегодняшнему уроку мы уже прочитали поэму.

Цель нашего урока состоит в том, чтобы разобраться, как же отражены в ней русский уклад жизни того времени и русский национальный характер. Также в конце урока мы должны ответить на вопрос – «Можно ли это произведение назвать исторической поэмой?» И почему же в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» обратим свой взор на это смутное время? –Откройте тетради, запишите число, тему.

В литературоведении есть такие понятия: «художественное время» и «художественное пространство». На доске вы видите таблицу, состоящую из 2 колонок.

  1. «художественное время», то есть каково же художественное время, изображённое в поэме?

  2. «художественное пространство», то есть каково же художественное пространство поэмы? Где, вообще, происходят действия, что изображается в поэме.

— Эту таблицу вы должны заполнить в течении урока и в конце мы проверим. Ребята, вспомните уроки истории.

Слайд № 2

— Далекий 16 век… Время правления Ивана Грозного… Смутное, тёмное время.

— А сейчас учащиеся дадут характеристику этой эпохи, что именно было характерно для этой эпохи.

— Выступления учащихся.

Учитель: Да, действительно, трудное это было время.

В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьба людей, казнит или милует.

15 стр., 7064 слов

Образ иисуса христа в поэме а. блока «двенадцать»

... ценности христианской морали. Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. ... основу художественной структуры. «Двенадцать» вызвала многочисленную и разноречивую критику. Наверное, ни одно произведение Блока не могло сравниться с этой поэмой по популярности в России ...

— Сейчас послушайте выступления учащихся.

Кто же такой Иван Грозный?

Слайд №3

— Запишите в тетради.

Учитель: Ребята, а давайте вспомним главных героев поэмы.

Слайд №4

  1. Царь Иван Васильевич Грозный.

Почему его так прозвали? (был жесток, болезненно подозрителен, мстителен. Показан грозным, гневным, угрожал расправой).

  1. Кирибеевич – молодой опричник царя Ивана Грозного.

Слайд №5

— Каким показывает его автор? ( в начале поэмы автор показывает его удалым молодцем, он любимый опричник царя).

Учитель: Действительно, Кирибеевич – молодой опричник царя Ивана Васильевича. Выступает в поэме разрушителем сложившихся норм, поведения. Автор называет его «басурманским сыном». Это разбойник, который крадёт счастье у семьи купца Калашникова. Преследует замужнюю жену. Он не сказал царю «истинной правды». Презирает народные обычаи. Искуситель и соблазнитель девичьих сердец.

Слайд № 6

  1. Купец – Степан Парамонович Калашников.

— Охарактеризуйте его. (Молодой купец, статный молодец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Истинный христианин. Этот человек честный, сильный, мужественный и решительный).

Слайд № 7

Учитель: Автор восхищается им, гусляры слагали про него песни. Калашников – былинный герой, русский богатырь.

Слайд № 8

  1. Алёна Дмитриевна – жена купца Калашникова.

— Что о ней говорит автор? (верная жена, любящая мать, хранительница семейного очага, истинная христианка).

Учитель: Ходит в церковь, ведёт замкнутый образ жизни, соблюдает обычаи.

8 стр., 3732 слов

Петр i в поэме “медный всадник” пушкина: образ, характеристика ...

... Образ Петра Великого в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина В поэме «Медный всадник» Александр Пушкин рассказывает и оценивает роль Петра Великого в истории, как всей страны, так и в судьбах конкретных людей. Но показан он автором ... и гонится в поэме за Евгением. Поэма оказала огромное влияние на взгляды декабристов, которые потом организовали восстание против самодержавия. По тексту поэмы грозный и ...

Слайд № 9

Учитель: Ходит в церковь, ведёт замкнутый образ жизни, соблюдает обычаи.

Слайд № 10

Учитель: Ребята, также большую роль в поэме играют гусляры. Они выступают от лица автора, рассказывают лирическую историю, слагают гимн героям – патриотам поэмы.

Учитель: Где происходит действие поэмы? (действие поэмы происходит в Москве во времена правления Ивана Грозного, т.е.во II половине 16 века).

Сейчас нам предстоит перенестись на 400 лишним лет назад и посмотреть, какой тогда была наша столица:

улочки были узкие, мощёные брёвнами. Дома в большинстве деревянные, огорожены высокими заборами.

Слайд № 11

— В центре Москвы был Кремль и площадь. На ней против главных ворот стоял крупный помост (возвышение) и называлось Лобным местом.

— И с этого места оглашались царские указы; здесь на виду у всего народа палач казнил провинившихся, отрубая им головы на плахе – на большом обрубке дерева.

Слайд № 12

— Во

А что такое опричнина и кто такие опричники нам расскажет….

Слайд № 13

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли назвать это произведение исторической поэмой?

Да, действительно, это и есть историческое произведение т.к. здесь показаны все события, которые происходят в поэме, именно во время правления Иван Грозного — это всё было в реальности.