Подготовка к сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.
Цели: — обобщить накопленный материал по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;
— учить размышлять, высказывать своё мнение, строить развёрнутые высказывания;
— повторить технологию написания сочинения, составления плана;
— совершенствовать навыки работы с текстом произведения, доказывая свои убеждения цитатами из текста;
— осуществлять связь с жизнью;
— воспитывать доброту, милосердие, человечность.
Оборудование:
Тип урока:
Ход урока
I . Организационный момент.
II . C ообщение темы и цели урока.
В течение нескольких уроков мы находимся во власти пушкинского произведения «Капитанская дочка». Вместе с героями огорчались, попадая в трудные ситуации, переживали и радовались. Мы анализировали характер и поступки героев и тем самым готовились к написанию сочинения.
Сегодня мы с вами обобщим весь накопленный опыт и отберём всё необходимое. Ведь очень важно уметь размышлять и записывать свои мысли и впечатления.
III . Вступительное слово учителя.
«Капитанская дочка» Пушкина – классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено до внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Ребята, сочинение нельзя писать равнодушно. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои мысли, взгляды, давать оценку и защищать своё мнение доказательствами, а для этого вы должны в первую очередь выбрать тему сочинения, определить о чём вы будете писать. Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться простым приёмом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно чёткий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.
Смысл названия романа “капитанская дочка” пушкина (почему произведение ...
... дал этому произведению такое название. Раскрытия смысла названия повести «Капитанская дочка» Сочинения › Пушкин А.С. › Капитанская дочка Готовые Домашние Задания Повесть «Капитанская дочка» положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности. ...
IV . Работа над выбором темы.
Учитель: Я предлагаю вам следующие темы сочинений:
-
Становление личности Петра Гринева.
-
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».
-
«Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.
-
Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
-
Тема дороги в повести «Капитанская дочка».
-
Образ Савельича в повести «Капитанская дочка.
-
Образ Марьи Мироновой в повести «Капитанская дочка».
Ребята, посмотрите внимательно и определитесь с выбором темы.
V . Работа со словарём.
Долг- это…
Честь- это…
Совесть- это…
Благородство- это…
— А как вы думаете добрый человек- это какой человек?
( Ответы детей: это тот человек, который делает добро другим, он искренен в своих поступках, бескорыстен).
— А кому из героев повести присущи такие черты характера?
— Какое время отражено в повести? (Восстание под предводительством Е.Пугачёва, 1773 – 1775гг).
— Только ли об этом идёт речь в произведении? (Тема любви, семейная тема, нравственность).
— Ребята, а что такое нравственность? ( на партах карточки с определением).
— Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к своей Родине.
Вступление не должно быть небольшим, 5-6 предложений.
Основная часть- это тема вашего сочинения, которая раскрывается несколькими подпунктами.
— Что хорошего дала Петру семья? ( Ответы детей: отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Провожая сына на службу, даёт ему наказ. От матери Пётр перенял мягкость, доброту, ласку).
— А каким офицером был Гринёв? (Не стал присягать Пугачёву).
Образ и характеристика Петра Гринева в повести Капитанска дочка Пушкина
... чести, присущей немногим людям. История персонажа Действующее лицо повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев — молодой человек семнадцати лет, которого ... вождя покровительство и прощение. Сочинение Характеристика и образ Петра Гринева «Капитанская дочка» — одно из самых известных произведений ... последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу ...
А почему? (Не способен на предательство, для него долг чести превыше всего).
— А как Гринёв относился к Маше Мироновой? ( Защищал её честь, способен на большую любовь).
— Как Гринёв относился к Швабрину? (очень плохо, он считает его изменником)
Учитель? Ответив на все эти вопросы, вы раскроете основную часть вашего сочинения.
А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог, высказать свою точку зрения и своё отношение к герою.
VI . Составление планов и комментарии к темам.
Тема 1. Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».
План
-
Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
-
Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
-
Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.
-
История любви к Маше.
-
История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяется взгляды на жизнь).
-
Основные черты героя, типичность образа.
Петр Гринев особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории его жизни, в поступках, и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и рассказывающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале XIX века) угадывается личность подменного автора «записок» — Пушкина.
Тема 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
План
-
История в творчестве А.С. Пушкина.
-
Рассказчик повести. Совпадают ли позиции автора и рассказчика?
-
Портретная характеристика Пугачева.
-
Противоречивость натуры Пугачева. Какие черты выделяет в Пугачеве автор?
-
Пугачев и народ.
-
Взгляды Пушкина на восстание.
Пугачев на страницах повести впервые появляется во второй главе в образе «вожатого», на фоне «мутного кружения метели». Образ мелькнул и скрылся, но набросан уже первый портрет и сказано несколько слов, отмечающих черты личности героя. Одновременно с первыми набросками портрета возникла и тема народных восстаний: в разговоре вожатого с хозяином постоялого двора иносказательно обсуждаются возможности возобновления только что усмиренного… бунта казачьего Яицкого войска.
Художественное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
... материалы с сайта https://sochok.by.ru/ Информация о работе «Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы» Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с ... содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство. Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой ...
Тема 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин
План
-
Что общего у Гринева и Швабрина?
-
Как каждый из героев относится к людям?
-
Как поступают герои в ситуациях выбора?
-
Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?
-
Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести?
Тема 4. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
План
-
Каким было первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?
-
Какие черты проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева) Швабрину, Гриневу?
-
Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?
-
Как относятся к Маше другие герои повести?
-
Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Петербург, к Екатерине II ?
-
Основная идея повести. Ее воплощение в образе Маши Мироновой.
Тема 5. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»
План
-
Положение Савельича в семье помещиков Гриневых.
-
Как проявляется характер Савельича, его качества?
-
Попадает ли Савельич в ситуации выбора?
-
Как относится к Савельичу Гринев, другие герои повести, автор?
-
Как характеризует Савельича его речь.
-
Кто Савельич: преданный холоп или бескорыстно любящий человек?
-
Мое отношение к Савельичу.
VII . Домашнее задание
Написать сочинение по одной из тем.
Тема: Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 7 класс.
Обучающее по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Тема сочинения: ...
... сочинения. Ваши предложения (слайд № 5). Учитель: сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно со статьей, которая лежит у вас на партах (предварительно раздать учащимся) «О поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». ... рассказ о Мцыри по предложенному плану (слайд № 2). (Спросить 2-3 человек). III этап. Актуализация знаний. Время: 3 минуты. Цель: развивать навыки и приемы работы с художественным текстом. ...
Цели: способствовать формированию понятий «историческая поэма», «художественное время», «художественное пространство», выявить взаимосвязь художественного мира поэмы с эпохой 30-х годов 19 века и с мировосприятием автора; сделать вывод, можно ли поэму «Песня…» назвать «исторической поэмой»?
Оборудование:
Ход урока
Слайд №1
I . Организационный момент (2 мин)
II . Вступительное слово учителя.
Ребята, тема сегодняшнего урока – «Отражение русского уклада жизни и русского национального характера в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…»
К сегодняшнему уроку мы уже прочитали поэму.
Цель нашего урока состоит в том, чтобы разобраться, как же отражены в ней русский уклад жизни того времени и русский национальный характер. Также в конце урока мы должны ответить на вопрос – «Можно ли это произведение назвать исторической поэмой?» И почему же в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» обратим свой взор на это смутное время? –Откройте тетради, запишите число, тему.
В литературоведении есть такие понятия: «художественное время» и «художественное пространство». На доске вы видите таблицу, состоящую из 2 колонок.
-
– «художественное время», то есть каково же художественное время, изображённое в поэме?
-
– «художественное пространство», то есть каково же художественное пространство поэмы? Где, вообще, происходят действия, что изображается в поэме.
— Эту таблицу вы должны заполнить в течении урока и в конце мы проверим. Ребята, вспомните уроки истории.
Слайд № 2
— Далекий 16 век… Время правления Ивана Грозного… Смутное, тёмное время.
— А сейчас учащиеся дадут характеристику этой эпохи, что именно было характерно для этой эпохи.
— Выступления учащихся.
— Учитель: Да, действительно, трудное это было время.
В поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьба людей, казнит или милует.
Образ иисуса христа в поэме а. блока «двенадцать»
... ценности христианской морали. Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. ... основу художественной структуры. «Двенадцать» вызвала многочисленную и разноречивую критику. Наверное, ни одно произведение Блока не могло сравниться с этой поэмой по популярности в России ...
— Сейчас послушайте выступления учащихся.
Кто же такой Иван Грозный?
Слайд №3
— Запишите в тетради.
— Учитель: Ребята, а давайте вспомним главных героев поэмы.
Слайд №4
-
Царь Иван Васильевич Грозный.
Почему его так прозвали? (был жесток, болезненно подозрителен, мстителен. Показан грозным, гневным, угрожал расправой).
-
Кирибеевич – молодой опричник царя Ивана Грозного.
Слайд №5
— Каким показывает его автор? ( в начале поэмы автор показывает его удалым молодцем, он любимый опричник царя).
Учитель: Действительно, Кирибеевич – молодой опричник царя Ивана Васильевича. Выступает в поэме разрушителем сложившихся норм, поведения. Автор называет его «басурманским сыном». Это разбойник, который крадёт счастье у семьи купца Калашникова. Преследует замужнюю жену. Он не сказал царю «истинной правды». Презирает народные обычаи. Искуситель и соблазнитель девичьих сердец.
Слайд № 6
-
Купец – Степан Парамонович Калашников.
— Охарактеризуйте его. (Молодой купец, статный молодец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Истинный христианин. Этот человек честный, сильный, мужественный и решительный).
Слайд № 7
Учитель: Автор восхищается им, гусляры слагали про него песни. Калашников – былинный герой, русский богатырь.
Слайд № 8
-
Алёна Дмитриевна – жена купца Калашникова.
— Что о ней говорит автор? (верная жена, любящая мать, хранительница семейного очага, истинная христианка).
Учитель: Ходит в церковь, ведёт замкнутый образ жизни, соблюдает обычаи.
Петр i в поэме “медный всадник” пушкина: образ, характеристика ...
... Образ Петра Великого в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина В поэме «Медный всадник» Александр Пушкин рассказывает и оценивает роль Петра Великого в истории, как всей страны, так и в судьбах конкретных людей. Но показан он автором ... и гонится в поэме за Евгением. Поэма оказала огромное влияние на взгляды декабристов, которые потом организовали восстание против самодержавия. По тексту поэмы грозный и ...
Слайд № 9
Учитель: Ходит в церковь, ведёт замкнутый образ жизни, соблюдает обычаи.
Слайд № 10
Учитель: Ребята, также большую роль в поэме играют гусляры. Они выступают от лица автора, рассказывают лирическую историю, слагают гимн героям – патриотам поэмы.
Учитель: Где происходит действие поэмы? (действие поэмы происходит в Москве во времена правления Ивана Грозного, т.е.во II половине 16 века).
Сейчас нам предстоит перенестись на 400 лишним лет назад и посмотреть, какой тогда была наша столица:
улочки были узкие, мощёные брёвнами. Дома в большинстве деревянные, огорожены высокими заборами.
Слайд № 11
— В центре Москвы был Кремль и площадь. На ней против главных ворот стоял крупный помост (возвышение) и называлось Лобным местом.
— И с этого места оглашались царские указы; здесь на виду у всего народа палач казнил провинившихся, отрубая им головы на плахе – на большом обрубке дерева.
Слайд № 12
— Во
А что такое опричнина и кто такие опричники нам расскажет….
Слайд № 13
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли назвать это произведение исторической поэмой?
Да, действительно, это и есть историческое произведение т.к. здесь показаны все события, которые происходят в поэме, именно во время правления Иван Грозного — это всё было в реальности.