Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которому писатель посвятил 12 лет своей жизни, по праву считается настоящей жемчужиной мировой литературы. Произведение стало вершиной творчества Булгакова, в котором он затронул извечные темы добра и зла, любви и предательства, веры и неверия, жизни и смерти. В «Мастере и Маргарите» анализ нужен наиболее полный, поскольку роман отличается особой глубиной и сложностью. Подробный план анализа произведения «Мастер и Маргарита» позволит ученикам 11 класса лучше подготовиться к уроку литературы.

Первые черновики

В 1928 году у писателя впервые появилась идея романа, который позже получил название «Мастер и Маргарита». Жанр произведения тогда еще не определился, но основной идеей было написать произведение о дьяволе. Даже первые названия книги говорили об этом: «Черный маг», «Сатана», «Консультант с копытом». Существовало большое количество черновиков и версий романа. Часть этих бумаг была уничтожена автором, а оставшиеся документы опубликованы в общем сборнике.

Булгаков приступил к работе над своим романом в очень тяжелое время. Его пьесы запрещались, самого автора считали «необуржуазным» писателем, а его творчество провозглашалось враждебным по отношению к новому строю. Первый текст произведения был уничтожен Булгаковым – он сжег свои рукописи в огне, после чего у него остались лишь наброски разрозненных глав и пара черновых тетрадей.

Позже писатель пытается вернуться к работе над романом, но плохое физическое и психологическое состояние, вызванное тяжелым переутомлением, не дают ему этого сделать.

Вечная любовь

Только в 1932 году Булгаков возвращается к работе над романом, после чего создается сначала Мастер, а затем Маргарита. Ее появление, как и возникновение идеи вечной и великой любви, связывают с женитьбой писателя на Елене Шиловской.

Булгаков уже не надеется увидеть свой роман в печати, но продолжает усиленно работать над ним. Посвятив произведению более 8 лет, писатель подготавливает шестую по счету черновую редакцию, законченную по смыслу. После этого продолжалась проработка текста, происходили поправки, окончательно складывалась структура, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Именно тогда писатель окончательно определился с названием произведения.

2 стр., 631 слов

Рассуждение «Мое любимое литературное произведение — роман «Мастер и Маргарита»

... — гений, а его произведение — целая вселенная, окунувшись в которую понимаешь навсегда, что «Все будет правильно, на этом построен мир.» Отзывом на роман Булгакова «Мастер и Маргарита» поделилась Александра (usan ... именно в этом возрасте. Моя мама, ярая поклонница литературы, и, в особенности, Михаила Афанасьевича, поэтому «Собачье сердце» и «Морфий» были у нас настольными книгами. В 2005 году на ...

Михаил Булгаков продолжал редактировать роман до самой смерти. Даже перед своей кончиной, когда писатель почти ослеп, он правил книгу с помощью своей жены.

Жанр, направление

Михаил Булгаков считается мистическим писателем, почти каждая его работа несёт в себе загадку. Изюминка этого произведения – наличие романа в романе. История, описанная Булгаковым, – мистический, модернистский роман. А вот входящий в него роман про Понтия Пилата и Иешуа, автором которого является Мастер, не содержит в себе ни капли мистики.

Направление, в русле которого творил автор, носит название «мистический реализм». Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их изящно дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности.

Жанр произведения

Булгаков называл романом свое произведение «Мастер и Маргарита», жанр которого настолько уникален, что споры литературоведов о категории книги так и не утихают. Ее определяют как роман-миф, философский роман и средневековую драму на темы Библии. Роман Булгакова соединяет почти все направления литературы, которые есть в мире. Уникальным произведение делает его жанр и композиция. «Мастер и Маргарита» – шедевр, с которым невозможно провести параллели. Ведь подобных книг не найдется ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.

Композиция романа

Композиция «Мастера и Маргариты» – это двойной роман. Рассказываются две истории – одна о Мастере, а другая — о Понтии Пилате. Несмотря на противопоставление друг другу, они создают единое целое.

Два времени переплетены в романе «Мастер и Маргарита». Жанр произведения позволяет совместить библейский период и Москву Булгакова.

Между собой связаны сразу три линии сюжета, которые порождают яркое и неповторимое повествование. Ведь это и любовь Мастера и Маргариты, философия Иешуа и Пилата, а также мистика, окружающая Воланда и его свиту.

Вопрос 116. Композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» , Вопрос № 116.

«Мастер и Маргарита». Композиция романа.

Роман «Мастер и Маргарита». Двенадцать лет труда (1928—1940), восемь редакций, шесть толстых тетрадей… Журналь­ный вариант появился в 1966-1967 годах.

«Вечные»

проблемы в романе:

  • что есть добро и зло и каково соотно­шение между ними
  • что есть истина
  • в чем за­ключается смысл человеческого бытия
  • что яв­ляется самым страшным преступлением
  • каково бывает наказание за предательство и трусость
  • человек и власть – какова диалектика их взаимо­отношений
  • что определяет выбор между свобо­дой и несвободой
  • в чем разница между мило­сердием и прощением.

На пе­рекрестке трех пространств – исторического, социально-бытового и фантастического – пред­ставил в своем романе Булгаков судьбы своих героев, соединив фантастику и реальность, сати­ру и романтику.

14 стр., 6678 слов

Мастер и маргарита — верность и измена в романе булгакова

... образ стал символом преданности и верности своим чувствам. И он прошел сквозь века, он перенесся и в неше время. Маргарита входит в роман не сразу. Булгаков описывает мытарства Мастера и его тоску по настоящей ...

Жанр романа

— Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на слова автора: «Я — мистический писатель». Другие исследователи называют это произведение сатирическим, третьи считают роман М. Булгакова фантастическим, а четвертые — философским.

Композиция «Мастера и Марга­рита» – «роман в романе»: один — о судьбе Мастера, другой о Понтии Пилате.

С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой — как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаим, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.

Читая произведение, мы

находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры.

Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.

Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь.

Любовь — вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит из любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты. Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону. На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.

Роман в романе М. Булгакова – это не механическое чередование разделов.

Сожженное в печи произведение Мастера (так называемый «внутренний» роман) возрождается, будто Феникс из пепла, так как он связан с персонажами романа «внешнего». С «внешним» романом его соединяет образ Алоизия Могарыча, предателя, которого Мастеру изображать «неинтересно», поэтому что уже был в его творчестве Иуда. И есть редактор, который спрашивал Мастера, кто ему подсказал написать роман на такую тему, — тому редактору, наверное, были очень знакомы чувства Пилата. И литераторы, которые травили нового коллегу, — из тех самых соображений что и Каифа. Воланд прав: изменились времена, а люди остались такие же: они легкомысленные и любят деньги, и хотя их и испортил квартирный вопрос, они милосердные. И так же, как во времена Иуды и Пилата, каждый день вынуждены выбирать: донести «куда следует» или нет, рискнуть или не следует? И идти ли ночью куда-то за город – ради любви? Роман кажется простым на первый взгляд – это простота совершенства. В главном произведении всей жизни

Булгаков поставил диагноз советской России и назначил лечение: культура и милосердие., Какой композиционный приём использует автор в своём произведении?

Особый композиц. прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую. Примеры из текста: Все просто: в белом плаще… (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I).

3 стр., 1139 слов

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – роман о жизни и о человеке

... жизни за все надо платить. Пилат обрек себя на вечную иллюзорность существования. Эта истина распространяется и на земное существование. Справедливы слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми, ... что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является романом о жизни. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

три сюжетные линии:

философская

  • Иешуа и Понтии Пилат,

любовная

  • Мастер и Маргарита,

мистическая и сатирическая

  • Воланд, вся его свита и москвичи.

Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени. Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, “кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле”, если Бога нет, Иван Бездомный отвечает: “Сам человек и управляет”. Автор раскрывает относительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу.

Поэтому в сюжете

произведения тесно перепле­таются два временных пласта:

московские главы,

излагающие со­бытия 30-х годов, и

ершалаимские,

воссоздаю­щие случившееся в далеком I веке нашей эры. Соединяет эти пласты сложная система ли­тературных перекличек, получившая в науке название системы соответствий:

  1. наличие «двойников»

    главных героев (Мастер — Иешуа, Иуда — Алоизий Могарыч, Левий Матвей – Иван Бездом­ный и т.д.),

  2. наличие календарно-временных

    совпадений (главные события в жизни центральных героев происходят в среду и в воскресенье),

  3. наличие простран­ственно-географических

    соответствий (Нижний Город Ершалаим — Арбат, дворец Иуды Вели­кого — ресторан «Грибоедов») и т.д.

Таким об­разом, система соответствий призвана помочь чи­тателю осознать случившееся во времена Иешуа и московские события XX века в единстве и по­чувствовать сходство эпох, живущих в преддве­рии Великого Судного дня.

Худ. пространство романа, его композиция представляют собой три мира, зер­кально отражающиеся один в другом

и связан­ные «скрепами» — Воландом, вневременным персонажем, грозой и тьмой, которые, придя из космоса, накрыли Ершалаим, а потом проли­лись дождем в Москве 30-х гг.

Самый нижний ярус трехмерного «здания» —

земной мир

, где раз­ворачивается трагический конфликт Мастера, названного «воинствующим старообрядцем» за то, что дерзнул описать жизнь, страдания и уче­ние Христа как исторический факт и противо­борство палача и жертвы (Иешуа и Пилата) как непреходящее, могущее повториться в любую эпоху, и председателя Моссолита Берлиоза и его свиты, безжалостно расправлявшихся с тем, кто писал не в духе господствующей идеологии. Мастер как бы говорил своим романом: «Бог жил», а Берлиоз безапелляционно считал: «Управляет земными делами человек. Бога нет!»

Средний ярус – библейский

мир

, который представляет собой в романе четыре рассказа («четыре евангелия» — от Пи­лата, Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного) о жизни Иешуа и конфликте государственной власти с инакомыслием бродячего философа.

2 стр., 851 слов

Почему Мастер в романе «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а ...

... психиатрической больнице, за что и заслужил не света, а всего лишь покоя. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... с Иешуа, который смог бы излечить его от головной боли. Но эта встреча никогда не состоится. Следующий персонаж, которого автор испытывает на совесть, – это Мастер. Он написал свой роман ...

Третий ярус –

Вечность

  • Он не персонифициро­ван, не представлен столкновением Света и Тьмы, Бога и Дьявола, но эпиграф к роману, взятый из «Фауста», напоминает читателю «Пролог на небесах» и спор Сатаны и Господа о человеке.

Меф-ль. Я вижу лишь одни мученья человека. Смешной божок земли, всегда, во всех веках Чудак такой же, как он был в начале века!..

Господь. Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен…, Меф-ль. Бьюсь об заклад: он будет мой! Прошу я только позволенья, — Пойдет немедля он за мной.

Господь. Пока живет он на груди земной, Тебе на то не будет запрещенья… Тебе позволено: иди И завладей его душой.

И Булгаков, дав Мефистофелю новое имя — Воланд, предоставляет ему большие полномо­чия, вплоть до суда над грешниками (Преиспод­ня, Великий бал у Сатаны накануне Христова Воскресения).

Однако судьбу Мастера и Марга­риты в Вечности устраивает сам Господь.

«Повторяемость», похожесть конфликтов в трех художественных мирах Булгакова позво­ляет увидеть в романе главную проблему — нравственно-философскую, противостояние Добра и Зла, духовности и бездуховности. В обще­ственных отношениях и в каждом отдельном че­ловеке.

Роман «Мастер и Маргарита» раздвинул рам­ки земного существования человека и поставил его перед Вечностью с вытекающей отсюда от­ветственностью каждого за спасение своей ду­ши.

Что является правдой, автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе. Ход современной жизни заключается в повествовании Мастера о Понтии Пилате. Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты — его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну. Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями. Сюжетные линии завершаются, соединяясь в одной точке — в Вечности.

Такая своеобразная композиция романа делает его интересным для читателя, а главное — бессмертным произведением.

Композиция романа

  • Многоплановая (современность, мифология, фантастика)
  • Принцип зеркального отражения – «роман в романе»
  • Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий)
  • Система сюжетных двойников
  • Пейзаж (образы – символы)

Зеркальное отражение:

  • Ершалаим — Москва
    • Есть общий мотив в описании этих двух городов в двух столь непохожих романах. Почти в одних и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…);
  • Иешуа Га-Ноцри — Мастер
    • Они обретают каждый свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не имеют.
  • Каифа — Берлиоз

    — Антагонистом Иешуа в романе Мастера является «исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа», а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.

    15 стр., 7183 слов

    Булгаков по роману «Мастер и Маргарита»

    ... Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Сочинения: Булгаков М.А. №32 Сочинение по произведению на тему: Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера ... судьбы мастера и Маргариты тоже принадлежит не ему — даже если они и отправляются в подвластные ему области. Да и Пилату приносит свободу заступничество Иешуа. Отсюда, кстати, ясно, что Иешуа ...

  • Иуда из Кириафа — Алоизий Могарыч

    — Иуда ив Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч «хотел получить» и получил «комнаты» Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.

  • Левий Матвей — Иван Николаевич Понырев

    — Протагонисты обоих романов имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри — Левия Матвея, Мастер — Ивана Николаевича Понырева. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был «сборщиком податей», Понырев — антирелигиозным поэтом.

  • Толпа в мире античном и современном

    — Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане «Грибоедов» и бала у Сатаны.

  • Дом Грибоедова — бал у Сатаны
    • Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.

Сюжет.

В отличие от всемирно известных семейных хроник почти никто из персонажей романа не связан между собой узами родства или брака. В «Мастере и Маргарите» основой развития сюжета служит социальная канва. Римская империя и Иудея в 1 веке новой эры были обществами в высшей мере иерархичными, и вполне закономерным выглядит то, что в ершалаимских сценах отношения персонажей определяются их положением в общественной иерархии. Вне ее стоит лишь Иешуа, выдвигая на первый план качества обыкновенного человека. Но уже Матвей жестко делит всех на врагов и друзей, а это основание для новой иерархии. Точно по такой схеме устроен потусторонний мир и московский мир, какую бы подразделенческую структуру мы не взяли: театр Варьете, клиника Стравинского, МАССОЛИТ.

Только отношениями Мастера и Маргариты правит не иерархия, а любовь.

Идея.

Идейный пафос романа явно просматривается в диалоге Воланда с Бездомным: «Если бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»

«Сам человек и управляет!» — ответил на это Бездомный.

XX век — время революций, мировых войн и невиданных перемен в образе жизни и в образе мыслей людей. Он стал временем распада прежнего устоя жизни, освобождения от традиционных человеческих связей и прежних способов управления человеческим поведением.

Старый тип управления авторитетом Бога, царя, морали оказывается в эпоху распада малоэффективным: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». А вот управлять-то собой и другими не очень легко. Основная масса освобожденных переживает часто то, что А. Блок в «Двенадцати» выразительно назвал «свободой без креста».

Освободившись от прежней зависимости, человек попадает в подчинение своему «шкурному интересу», поставив целью жизни утоление потребностей телесного существования. К окружающему миру такой Присыпкин относится хищнически. Происходит это потому, что старые духовные ориентиры скомпрометированы, а новые кому-то нужно вырабатывать заново. Задача безмерно сложная.

12 стр., 5969 слов

О чем заставляет задуматься роман Мастер и Маргарита

... меня задуматься… Над чем же? О чем? Во-первых, о религии. Как все зыбко, субъективно и относительно в вопросах веры! То, что люди, усердно. / Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Что я узнал нового о жизни и о ...

Чтобы уметь вести себя в новых обстоятельствах, выбрать и проложить путь в светлое будущее, необходимо научиться управлять собою и окружающим миром.

Воланд говорит: «Виноват… ведь для того, чтобы управлять нужно иметь какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу!» Заявлено слово «план», которое становится ключевым в романе, помогая автору раскрыть идею произведения.

В «Мастере и Маргарите» исследуется степень нравственного мышления людей XX века, когда видна мощь науки, производительных сил и движения масс, которые могут стать и силой творческой, и разрушительной, если не управлять ею на основании долгосрочного гуманистического плана. Он противостоит хаосу, стихии, эгоизму.

Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих силы, не поддающиеся никаким законам логики, была новаторской. Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой просвечивает изнанку берлиозов, латунских, никаноров Ивановичей и прочих.

Проблематика.

Отсюда вытекает острейшая и актуальнейшая в XX веке проблема человеческого самоуправления, которая включает в себя, как в мозаичное полотно, цветные фрагменты предательства и преданности, добра и зла, свободы и несвободы творчества.

Композиция

трехплановая: действие и диалог. сопоставления переносятся 1 — с земли на 2 — Олимп и 3 — в преисподнюю. Сатирическая коллизия романа также основана на соотнесении событий, происходящих в разных смысловых системах, трех планах: древнего, фантастического и современного, Но есть в романе еще и четвертый, мнимый мир, и соответствующий ему ряд второстепенных персонажей. Например, Пилата в этом мире пародирует финдиректор Варьете Римский, Афрания — администратор Варьете Варенуха и т.д. Мнимый мир не имеет самост. значения. В нем пародийно отражаются три основных мира романа, а герои совершают мнимые действия (Римский подчинен воле Воланда, армавирский кот в руках подвыпившего гражданина кажется Бегемотом), но как он похож на наш порочный московский мир!

Получается, что Троица может быть без четвертой ипостаси, тогда как четвертая — самостоятельности не может иметь. Таков общий смысл троичного числа.

Группировка образов.

Три мира «Мастера и Маргариты» соответствуют трем рядам персонажей, причем представители различных миров формируют своеобразие триады.

I. Наиболее значимая: Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, — «Князь тьмы» Воланд — директор психиатрической клиники профессор Стравинский. В ершалаимских сценах события развиваются благодаря действию Пилата, в московской части руководит Воланд, Стравинский определяет судьбу персонажей современного мира, которые попадают в клинику, пообщавшись с сатаной.

Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой: Пилат не в силах остановить ход событий, Воланд предсказывает будущее людей, но оно определяется исключительно земными обстоятельствами, Стравинский не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате, не может предотвратить смерть Мастера и его переход с Маргаритой в потусторонний мир и бессмертие.

II триада: Афраний, первый помощник Пилата, — Фагот-Коровьев, первый помощник Воланда, — врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского.

7 стр., 3319 слов

Роман «Мастер и Маргарита»

... сюжета романа «Мастер и Маргарита» можно сделать вывод, что М. Булгаков развивал основные идеи Евангелия от Луки, в котором Христос изображается как Сын Человеческий. Но Иешуа в романе уже ... духовного возрождения мира. «Мастер и Маргарита» — это «роман в романе». Главы о жизни Москвы 30-х годов соседствуют с рассказами на библейские темы (роман, который пишет Мастер, интерпретирует известную историю ...

III триада: кентурион Марк Крысобой — Азазелло, демон безводной пустыни, Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана дома Грибоедова.

IV триада: пес Банга — кот Бегемот — милицейская собака Тузбубен.

V триада: Низа, агент Афрания, — Гелла, служанка Фагота-Коровьева — Наташа, служанка Маргариты.

VI триада: председатель Синедриона Каифа — председатель МАССОЛИТА Берлиоз — неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца,

VII триада: Иуда из Кариота, работающий в меняльной лавке, — барон Майгель, служащий зрительной комиссии «в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы», — журналист Алоизий Могарыч.

VIII триада: Левий Матвей, вывший сборщик податей и единственный последователь Иешуа, поэт Иван Бездомный, единственный ученик Мастера, поэт Александр Рюхин.

Из главных персонажей романа лишь три не входят в состав триад. Это прежде всего Иешуа Га-Ноцри и безымянный Мастер, образующие пару (диаду).

Понтий Пилат.

Пилат одинок среди людей, он привязан только к собаке. Пилат принудил себя примириться со злом и расплачивается за это. Сильный ум Пилата разошелся с его совестью. И головная боль — наказание за то, что его разум поддерживает несправедливое устройство мира. Это — символическая головная боль, очень обнадеживающая. Это тоска по душевной гармонии.

В диалоге между Иешуа и Пилатом (в ходе допроса) первый обязан подтвердить клятвой, что он никого не призывал к подстрекательству: «Чем хочешь ты, чтобы я поклялся?» — спросил, очень оживившись, развязанный. «Ну, хотя бы жизнью твоею», — ответил прокуратор…

Что такое жизнь

в понимании романиста и его героев?

Это вовсе не тело, не плоть, а духовные ценности: убеждения, взгляды, идеи, принципы, до которых человек дошел «своим умом». Иешуа не отказался от своих убеждений в момент траг. выбора, этой его жизни ничего не грозит. Человеческая жизнь равна идее. Булгаков размышляет далее; идея может быть ложной, преступной. Обычно такая навязывается человеку извне. Самое худшее — это насилие духовное. Идея же Иешуа — деятельное добро.

Как Булгаков толкует понятие добра?

Добро действительно при опред. условиях:

1. Добро в осущ-и своих целей не может опираться на насилие. Добро — величайшая доброжелательность, желание одного человека понять другого. За этим идут проницательность и искренность, понятливость, отзывчивость. Воспитать в себе эти качества — значит сделать первый шаг к добру.

2. Добро — это самобытность мысли, широта культурного кругозора, способность к труду, ни грана высокомерия. Иешуа активен в интеллект. плане, зная три языка, владея культурой своего времени, он тем не менее до всего доходит «своим умом». Он демократичен, не испытывает презрения к «простым людям».

3. Добро — это нравственная стойкость, свобода творчества, воля, твердость в защите своей идеи, величайшая самоотверженность.

Добрым быть трудно, добро легко подменить суррогатами, и это часто происходит в жизни. Но если большинство компонентов добра концентрируются в структуре одной личности, то такое добро всесильно. И мы видим это на примере диалога Иешуа и Пилата. «Бродяга» Иешуа сумел перевернуть жизнь «всемогущего правителя» Пилата. Иешуа отстаивает идею «доброго человека» в самых сложных вариантах: она проверяется его отношением к Пилату, Крысобою, Иуде, к тем, кто «испорчен обстоятельствами». Для Иешуа злых людей нет. Человек начинается там, где кончается зло. Человеческая сила — от добра, всякая иная — от лукавого. Воланд и его свита созданы из человеческих недостатков и проявляются там, где отступает человеческое. В Степане Лиходееве ничего человеческого не осталось, неудивительно, что сатана занял его жизненное пространство. Только человек может отстаивать добро, ибо если «Бога нет», то отвечать за добро больше некому.

13 стр., 6413 слов

Образ Иешуа Га-Ноцри в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... главным героем романа “Мастер и Маргарита” Булгакова. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе “Мастер и Маргарита”: описание внешности, характера героя и другие материалы для сочинения. Смотрите: Краткое содержание романа Все материалы по роману “Мастер и Маргарита” Иешуа носит прозвище ...

Таким образом Га-Ноцри совершает нравственный подвиг, перед лицом мучителей оставаясь твердым проповедником добра и свободомыслия.

Удел автора романа о Понтии Пилате -подвиг творческий. И ученик Иешуа, и произведение Мастера — это своеобразные нравственный и художественный центры, к которым направлено действие романа. Принцип снижения современных героев по сравнению с их аналогами в ершалаимских сценах действует и здесь. Мастера — в отличие от Иешуа — тяжелые испытания все-таки сломили, заставили сжечь рукопись и прятаться в клинике Стравинского, а сам роман стал ему ненавистен. Возможность творчества он обретает только в потустороннем мире.

Жанровая специфика романа.

«Мастер и Маргарита» раздвинул жанровые границы произведения, где органически соединились историко-эпические, сатирические, идеологические, психологические и философские начала.

Пожалуй, для определения жанра романа. больше других подходит концепция М. Бахтина, вытекающая от древнего литературного памятника «Менипповой сатиры», которую он сформулировал как мениппея.

Она характеризуется «исключительной» свободой сюжетного и философского вымысла»,

  • «содержанием мениппеи являются приключения ИДЕИ или ПРАВДЫ в мире: и на земле, и в преисподней, и на Олимпе»,
  • в ней появляется трехплановое построение,
  • «проявляется особый тип экспериментирующей фантастики… наблюдение с какой-нибудь необычной точки зрения, например, с высоты…»,
  • анализируются ненормальные морально-психические состояния человека — безумия всякого рода, необычных снов, страстей, граничащих с безумием…
  • для мениппеи характерны сцены скандалов, эксцентричность поведения»,
  • «мениппея наполнена резкими контрастами и оксюморонами»,
  • для нее «характерно широкое использование вставных жанров»,
  • «особенность мениппеи — ее злободневная публицистичность».

Характеристика мениппеи, целиком приложимая к «Мастеру и Маргарите», описывает жанровую специфику булгаковского романа с такой точностью, будто посвящена непосредственно его разбору. Между тем, М. Булгаков, по-видимому, не был знаком с концепцией Бахтина, так же, как и Бахтин не читал «Мастера и Маргариту». Это удивительное совпадение литературной теории с литературной практикой лучше всего подтверждает правоту ученого, который определил рождение жанра в античности, заметил его углубление в творчестве Рабле, Вольтера, Гофмана, Гоголя, Достоевского и предсказал его дальнейшее развитие.

Жанр «Мастера и Маргариты» обусловил ту «многоступенчатую» форму, в которую писатель облекает свои «последние вопросы».

Зло.

Зло, главный предмет философских раздумий писателя, раскрывается на нижнем уровне романа — Бездомный — Берлиоз — как проявление индивидуальных человеческих пороков.

На другой философской ступени — Мастер — Воланд — оно приобретает отвлеченный смысл социальной силы. Наконец наверху — Понтий Пилат — зло претворено в символы, идея выведена в общечеловеческий план. Здесь зло трактуется как составная часть нравственного конфликта, каковым представляется Булгакову человеческая жизнь.

Философскому замыслу романа не чужды нотки смирения, но в целом роман утверждает бессмертие добра, право человека бороться со злом.

Мера добра и зла в романе — творческая личность. «Мастер и Маргарита» во всем идеологический роман. Все вопросы в нем рассматриваются через призму духовной, идеологической традиции, через пласты философии, истории, литературы. Главное в романе — это движение мысли, идеи.

Главные герои-идеологи: Иешуа — философ, Мастер и Бездомный — писатели, Воланд — «профессор» черной магии. Идеологический характер романа не раз вспоминается в различных ситуациях, идеи проявляются многообразно. Их можно толковать и как фантастические образы, созданные человеческим воображением и искусством. У Булгакова они ничуть не менее подлинны, чем материальная среда. Сошлюсь еще на одно определение жанра, известного в критике, которое популярно объясняется в работе Т. В. Торкуновой «Как писать сочинение» («Айрис», 1996, с. 164): «Мастер и Маргарита» есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру».

Оставляя без комментариев определение «лирико-философская поэма», напомню только, что сам автор всегда называл свое детище романом.

Художественное своеобразие произведения.

Сложность романа проявляется и в художественной сфере. Опасаясь выйти за рамки объема журнальной статьи, ограничусь конспектом лишь некоторых, доступных школьному восприятию, положений.

1. «Мастер и Маргарита» — один из немногих русских романов, опирающихся на литературные источники. В тексте его встречаются скрытые и явные цитаты из литературных произведений и работ историков. Можно предложить учащимся отыскать их в книгах Н. Гоголя, А. Франса, Г. Гейне, И. Гете, А. Белого, Ф. Достоевского.

2. В романе завуалированы отзвуки политической жизни России 30-х годов: выдумка о том, как Г. Ягода хотел опрыскать ядом кабинет сменившего его Н. Ежова, нашел отражение в сцене «нашептывания» Азазелло начальнику. Не случайно и то, что Коровьев не называет Маргарите имени начальника: Ягода был расстрелян, имени его называть в печати не разрешалось, бесследно исчез и всесильный Ежов. В образе «нижнего жильца» запечатлен Н.И. Бухарин (совпадение имени, портретное сходство, «ответственное положение», 12 июня 1929 г. он открывал Всесоюзный съезд безбожников, к этому дню приурочен в романе шабаш ведьм; дружил с женой Сталина и «нижний жилец» «прелюбодействовал» и проч.).

3. Сатирический анализ у Булгакова осуществляется в самых причудливых формах: комический гротеск, гротеск ужасов, гротескные эпизоды, (объективные, реалистические, романтические).

Например, перед Воландом распахнуты все ворота, опущены все мосты. Он властен быть всюду, вмешиваться во все происходящее. Но он не может быть человечным. Перед Мастером закрыты ворота, а он видит сквозь них, оценивая события очень интимно, с глубокой человечностью. Но ему не дано влиять на ход вещей.

Бесчеловечная мощь и немощная человечность сходятся в необъявленном поединке.

4. Характеры героев точные, полные жизни и движения. С Могарычем читатель не встречается вплотную, но суть негодяя передана автором в манере героя держаться перед Воландом: «Я ванну пристроил,.. — стуча зубами, кричал Могарыч и в ужасе понес какую-то околесицу, — одна побелка, купорос…»

Нижний жилец, выпросив справку о том, что был на балу у Сатаны, «в качестве перевозочного средства», в скобках «боров», за подписью Бегемот, пискнул: «А число?»

5. Стиль Булгакова органично впитал юмористическую окраску вместе с лирическими, желчно-саркастическими и спокойно-описательными тонами. Страницы, написанные так, что слышишь золотой звон латыни, чередуются с романтически приподнятой, фарсовой прозой. Иная глава по стилю может отличаться от другой, словно взяты они из разных произведений.

6. Речь героев убедительно индивидуализирована. Глухо, как из преисподней, звучит сумрачный голос Воланда, беззаботно и смешливо болтает кот, ехидно и скрипуче брюзжит Фагот. С придыханием от полноты чувств говорит Маргарита, раздумчив и печален Мастер.

7. Картины окружающего героев мира даны богатой палитрой в широкой и вольной манере. Маргарита попадает в царство волшебной сказки, здесь можно ожидать чудес, превращений. И они встречаются рядом с самыми земными вещами. Прозрачные русалки, нагие ведьмы и в два ряда «толстомордые лягушки». Рисуя бескрайние гулкие залы, «роскошные» бассейны с шампанским, оркестры, каскады света, Булгаков вдруг язвительно сравнивает:

«Хохот звенел под колоннами и гремел, как в бане». Сравнение делает картину сатанинского веселья пошлой, заурядной.

8. Борьба света и тьмы происходит и в душах людей, и в окружающем мире, даже стихии охвачены битвой, и победа никогда не достается ни одному из этих начал

Роман «Мастер и Маргарита» навсегда вошел в сокровищницу шедевров мировой литературы. Человечество всегда будет высоко ценить глубокий гуманизм М.А. Булгакова, одинаково охватывающий вниманием и заботой и незаурядного Мастера, и праведного Иешуа, и палача Марка Крысобоя.

Вопросы для закрепления материала:

1. Что лежит в основе сюжета, что служит ключом к пониманию содержания?

Противостояние Свободы и Несвободы (Добра и Зла):

— Иешуа, избитый и приговоренный к смерти, остается свободным. Не герой, не невольник чести. Когда Пилат поучает его, как отвечать на вопросы, чтобы сохранить жизнь, он не уличает его, Иешуа не слышит его. Понтий Пилат могущественный, в его руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Но он раб кесаря и карьеры. Он и хочет спасти Иешуа, но переступить рабства не может.

  • В московских главах (в свободной стране люди не свободны от инструкций, догм, параграфов):
  • Трамвайная кондукторша: когда кот платит ей за билет, она видит нарушение инструкций;
  • Конферансье вымучивает шутки, которые никого не смешат;
  • Хоровой кружок надрывает глотки «Священным Байкалом»;
  • Литературные критики «говорят не то, что хотят сказать»;
  • Чиновник, сосед Маргариты, даже во время полета на шабаш ведьм не расстается с портфелем, чтобы не растерять «важные бумаги».

Они невольники, дети времени, жильцы нехорошей квартиры, откуда люди исчезают бесследно.

2. Булгаков снисходителен к тому, кто потерял свободу не по своей воле, но беспощаден к тем, кто добровольно выбирает темницу. Примеры?

  • Буфетчик варьете обворовывает не только покупателей, но и собственную жизнь;
  • Берлиоз — начитанный, эрудированный, но догматик.

Встретился с необычным — сразу в милицию. Редактор, отучающий молодежь мыслить самостоятельно.

3. Есть ли в Москве заведение, где люди раскрепощаются, становятся самими собой?

  • Не писательская организация, не комиссия зрелищ и увеселений. Клиника Стравинского, здесь все становятся самими собой.

4. Можно ли сказать, что между Иешуа и Мастером есть духовное родство?

  • Да, их объединяет внутренняя независимость. Мастер сам, без заказа и принуждения написал роман. Он не сочиняет того, о чем рассказывает в своем романе, а «угадывает». Отсюда ярость критиков, тех, кто продал свою свободу.

5. Маргарита — вольная птица. У нее есть все для счастья: достаток, любящий муж, особняк. Была ли она счастлива?

  • Ни одной минуты. Ей нужен был Мастер, она «угадала» его среди тысяч людей. А он «угадал» ее. И в крохотной квартирке воцарилось счастье — свобода + творчество + любовь.

6. Как было разрушено счастье?

Ближние уличили Мастера в том, что он не так мыслит. Рукопись пришлось сжечь. В октябре «постучали», а в январе, когда он вернулся «в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами», в его квартире уже жил Алоизий Могарыч (провокатор, доносчик, потомок Иуды, герой социалистического времени).

7. Что оставалось делать Мастеру?

Идти в сумасшедший дом.

8. Несвобода победили свободу?

Да. Иначе в те годы не могло быть. Но несвобода не смогла уничтожить души Мастера и Маргариты. (Катерина из «Грозы» Островского: «тело ее вот, делайте с ним, что хотите, а душа ее далеко и вам уже ее не догнать»).

Мастер и Маргарита не сдались, не пошли на поклон.

9. К какому решению они пришли?

«Когда люди совершенно ограблены, они ищут спасения у потусторонней силы». В последней главе романа перед Мастером в потустороннем мире возникает панорама древнего Ершалаима, угаданного силой творческого воображения.

10. Почему, отпустив на свободу Пилата, Мастер поставил точку в своем произведении?

— Воланд не дал ему встречи в свете с Иешуа -«зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?» Нет Мастеру возврата в современный московский мир: там у него нет возможности свободно творить, любить. Жизнь теряет смысл. Блок: «Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь потеряла смысл». Возможность творить — вот подлинная награда Мастеру.

11. «Мастер и Маргарита» один из наиболее «литературных» романов. Какие явные и скрытые цитаты из литературных произведений вы встретили?

Гоголь, А. Франс, Гейне, Гете, А. Белый, Достоевский. Булгаков подчиняет их собственным целям, как бы суммируя мудрость предшественников: Мир евангельской легенды под пером Булгакова превращается в реальность и выглядит народным; Современность становится мнимостью; Потусторонний мир — действительностью. Уходит в потусторонний мир Мастер, чтобы там дождаться часа, когда современный мир обновится и станет нуждаться в его романе.

12. Современники Булгакова узнавали биографические параллели Мастера с Булгаковым, Маргариты — с Еленой Сергеевной. В критике Мстислава Лавровича спародирован Всеволод Вишневский, в Латунском — председатель главреперткома О.С. Литовский.

Какие отзвуки политической жизни страны 30-х годов вы встретили?

Вспомним двух последних гостей на балу сатаны. Это начальник-отравитель и его помощник, обрызгавший ядом стены кабинета влиятельного лица.

9

Вопрос судьбы человека в романе

Завязка книги – это спор между Берлиозом, Бездомным и незнакомцем на тему существования Бога. Бездомный считает, что человек сам управляет порядком на земле и всеми судьбами, но развитие сюжета показывает неправильность его позиции. Ведь автор говорит, что знания человека относительны, а его жизненный путь предопределен заранее. Но одновременно утверждает, что человек несет ответственность за свою судьбу. На протяжении всего романа такие темы поднимает Булгаков. «Мастер и Маргарита», жанр которого вплетает в повествование даже библейские главы, пробуждает вопросы: «Что такое истина? Существуют ли вечные ценности, остающиеся неизменными?»

Современная жизнь сливается воедино с историей Понтия Пилата. Мастер не выстоял против несправедливости жизни, но смог получить бессмертие в самой Вечности. Своеобразный жанр романа «Мастер и Маргарита» сплетает обе линии сюжета в одном месте – Вечности, где Мастер и Пилат смогли обрести прощение.

Тема

главной темы

Центральной темой

проблема выбора

проблематика человеческих пороков

Основной мыслью

Вопрос личной ответственности в романе

В своем произведении Булгаков показывает судьбу как вереницу взаимосвязанных событий. По воле случая произошло знакомство Мастера и Маргариты, наступила смерть Берлиоза, а жизнь Иешуа стала зависимой от римского наместника. Автор подчеркивает смертность человека и считает, что, планируя свою жизнь, нельзя преувеличивать свои возможности.

Но писатель оставляет для героев шанс поменять свои жизни и исправить направление судьбы на более благоприятное. Для этого нужно нарушить свои моральные принципы. Так, Иешуа может солгать, и тогда он будет жить. Если Мастер начнет писать, «как все», то его примут в круг литераторов, а произведения будут печататься. Маргарита должна совершить убийство, но не может на это согласиться, пусть даже жертвой будет человек, загубивший жизнь ее возлюбленного. Одни герои меняют свои судьбы, но другие не используют предоставленные им шансы.

Проблемы

В романе поднимается множество проблем: философский, социальных и даже политических. Мы разберем только основные из них, но если вам кажется, что чего-то не хватает, напишите в комментариях, и это «что-то» появится в статье.

  1. Основная проблема – трусость. Ее автор назвал главным пороком. Пилату не хватило смелости, чтобы вступиться за невиновного, Мастеру не хватило храбрости для борьбы за свои убеждения, и только Маргарита набралась отваги и выручила любимого мужчину из беды. Наличие трусости, по Булгакову, изменило ход мировой истории. Оно же обрекло жителей СССР на прозябание под гнетом тирании. Многим не нравилось жить в ожидании черного воронка, но страх победил здравый смысл, и народ смирился. Словом, это качество мешает жить, любить и творить.
  2. Также важна проблематика любви: ее влияние на человека и сущность этого чувства. Булгаков показал, что любовь – это не сказка, в которой всё хорошо, это постоянная борьба, готовность пойти на всё ради любимого. Мастер и Маргарита после своего знакомства перевернули свои жизни с ног на голову. Маргарите пришлось бросить богатство, стабильность и уют ради Мастера, пойти на сделку с дьяволом ради его спасения, и ни разу она не усомнилась в своих поступках. За преодоления тяжёлых испытаний на пути друг к другу герои вознаграждаются вечным покоем.
  3. Проблема веры также переплетает весь роман, она заключается в посыле Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Автор наталкивает читателя на размышления, во что он верит и зачем? Отсюда вытекает всеобъемлющая проблема добра и зла. Наиболее яркое отражение она получила в описанном облике москвичей, таких алчных, жадных и меркантильных, которые получают возмездие за свои пороки от самого Сатаны.

Образ Мастера

Современные литературоведы соглашаются, что образ Мастера автобиографичен, ведь между писателем и главным героем много общего. Это частичное внешнее сходство – фигура, шапочка-ермолка. Но также это охватывающее их обоих душевное отчаяние от того, что творческая работа откладывается «в стол» безо всякого будущего.

Для писателя очень важна тема творчества, ведь он убежден, что только полная искренность и умение автора донести правду до сердца и ума способны обеспечить произведению вечную ценность. Так, Мастеру, который вкладывает в рукописи свою душу, противостоит целая толпа, такая равнодушная и слепая. Литературные критики затравливают Мастера, доводят его до сумасшествия и отказа от собственного произведения.

Судьбы Мастера и Булгакова неразрывно связаны, ведь оба они считали своей творческой обязанностью помочь людям вернуть веру в то, что справедливость и добро еще остались в мире. А также призвать читателей к поиску истины и верности своим идеалам. Ведь в романе говорится, что любовь и творчество смогут преодолеть все на своем пути.

Даже спустя много лет роман Булгакова продолжает обращаться к читателям, отстаивая тему настоящей любви – верной и вечной.