Структура сочинения

Сочинение

Основная содержательная нагрузка приходится на главную часть, поскольку именно в ней с логической последовательностью и раскрывается проблема, заключённая в теме сочинения. Введение воспринимается школьниками как самая трудная часть сочинения. Нередко пишущие сидят довольно продолжительное время над чистой страницей, уверенные, что все их мучения вызваны лишь одним: очень трудно найти начало , первые несколько фраз. Это не совсем так. Хотя естественно, психологически начинать любое дело сложнее, чем продолжать.

Из литературы мы знаем, как долго писатели размышляли над первой фразой. Но у школьников сложности возникают, как правило, из-за незнания того, что введение не первый этап работы над сочинением, а второй , после того, как завершено продумывание первой части. Глубоко, последовательно проведённая работа над главной частью подсказывает , с чего начинать, то есть что писать во введении .

Например, вы выбрали тему «Нужны ли Базаровы России? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)» . Продумывая тему, вы видите, что здесь нельзя обойтись просто характеристикой образа Базарова, надо соотнести этот образ с той общественной ситуацией, которая вызвала к жизни этот образ в творчестве Тургенева. Но ведь надо учесть и то, что одну и ту же общественную ситуацию каждый писатель может увидеть и осознать по-разному. Задача ваша, как автора сочинения, и состоит в том, чтобы раскрыть «запрос» общественной жизни России второй половины девятнадцатого столетия и «ответ» на него Тургенева. Естественно, важно вспомнить и реакцию литературной критики на «Отцов и детей».

Вот теперь можно обратиться и к введению. Коль скоро вас интересует связь между созданным Тургеневым литературным героем и действительностью, общественным сознанием определённой эпохи, то и начать сочинение лучше с описания эпохи, потому что .

2 стр., 647 слов

Сочинения | Сочинения 8 класс. Проблема смысла жизни и назначения ...

... «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Понятие «счастье» в устах «феномена» звучит очень странно. Для него самого счастье недостижимо, но он верит, что другие смогут его достичь. Противоречие жизни заключается ...

Возможен и другой вариант, если автор сочинения тяготеет больше к эмоциональным оценкам и ему ближе форма повествования (рассказа) или рассуждения: можно начать с той дискуссии вокруг образа Базарова, которая началась после публикации романа.

Заключение

Есть и другой вид заключения, который можно назвать заключение-перспектива , где не только подводится итог сказанному, но и этот итог «выводится» в современность, если речь в сочинении шла о героях прошлых эпох, или в будущее, если вы работали с героем современности. Тогда, ответив на вопрос, нужны ли были Базаровы в тургеневскую эпоху, можно поразмышлять над тем, нужны ли Базаровы нам, сегодняшним.

Помня, что введение и заключение диктуются главной частью сочинения, вы сможете избежать и другой частой ошибки в сочинении, заключающейся в непропорциональном соотношении материала введения, главной части и заключения. Иногда школьники спрашивают: каким должен быть объём введения? Ответ один: объём введения (а также заключения) напрямую зависит от содержательного объёма сочинения. Введение и заключение должны вместе составлять приблизительно 1/3 всей работы .

Тренировочное задание.

Напишите введение к одной из предложенных тем сочинений, мотивируйте содержание введения содержанием главной части:

а) «Я лиру посвятил народу своему…» (По творчеству Н.А. Некрасова),

б) Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»,

в) Труд есть совесть (А. Платонов).