Эрнест Хемингуэй в повести «Старик и море» сознательно избегает описаний природы, применяя художественный прием «потока сознания», внутренние монологи старого рыбака, которые придают произведению «эффекта присутствия» читателя.
Рыбалка наблюдает, как светятся тропические водоросли во впадине глубиной в семьсот морских саженей; как в водовороте, что образуется от столкновения стремительной глубинного течения с обрывами дна, кишит уйма всякой рыбы; как вырывается из воды летучая рыба, которую преследует крупный морской хищник. Он жалеет хрупких морских ласточек, которые залетали далеко в море за пищей и почти никогда ее не имели. Старый рыбак «мысленно называл море lа mar, как говорят на испанском те, кто его любит». Часто море было для человека соперником, иногда морогом. «И старик всегда думал о море, как о женщине, о живом существе, что может подарить великую милость, и лишить ее, а если делает что-то плохое или нерозважне, то лишь потому, что такова уж ее натура». Море для Сантьяго было понятным и родным, он читал его, как книгу: птица-фрегат указывал на скопление рыб, летучая рыба — на стаю стремительной макрели. Рыбак смотрел вниз и через толщу прозрачной поди видел «красноватый дымка планктона и причудливые блики солнечного света», «стайка крошечных рыбок», которые свободно плавали среди длинных щупалец медузы; вспоминал, как когда-то видел черепах, которые закрывали глаза и поедал медуз вместе с ядовитыми щупальцами. Он жалел тех черепах, потому что большинство людей не имели жалости к этим существам. Старик думал: «Ведь и у меня такое же сердце, да и ноги-руки подобные их».
Ночью он услышал, как возле лодки барахтаются в воде и громко сапають две морские свиньи, «хорошо различал хриплый вздох самца и тоскливые вздохи самки» и подумал о том, что эти славные животные похожи на людей: «играются себе, шалят, любят друг друга». Потом он вспомнил, как когда-то давно поймал самку марлина. И пока она неистово борсалась на крючке, самец был рядом с ней. Он ни на миг не отплывал, а когда люди затащили забитое животное в лодку, самец «высоко выпрыгнул из воды у самого борта, чтобы увидеть, где его подруга, и только тогда ушел в бездну, розпроставши бледно-лиловые крылья грудных плавников и в последний раз показав широкие фиолетовые смуты на спине и боках». То была самая грустная из всех приключений старого рыбака.
«Хорошо, что нам не приходится охотиться на заре», — думал Сантьяго. «А что если бы человеку каждый день надо было убивать месяц? — подумал старик. — И месяц бежал бы от нее. Или если бы она должна была ежедневно гнаться за солнцем, чтобы убить его? Но мы еще не такие бесталанные», — развлек он. Старый рыбак ловит рыбу, чтобы прожить. Ему не приходит мысль убивать живых существ ради развлечения. Он жалеет даже ту последнюю свою добычу, огромную меч-рыбу, которая так долго мучила его, уважает ее за ловкость, силу и благородство. Одинокий человек один на один с матерью-природой чувствует свою неотделимость от природы, ее непобедимую силу.
Реферат хемингуэй старик и море
... старик. — Ежели рыбак подносит рыбаку... Они уселись на Террасе, и многие рыбаки подсмеивались над стариком, но он не был на них в обиде. Рыбакам постарше было грустно на ... кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается. — Сантьяго, — сказал ... Я — не обыкновенный старик. А сил у тебя хватит, если попадется очень большая рыба? Думаю, что хватит. Тут главное ...
Повесть-притча «Старик и море» — это гимн единства человека и природы, любви ко всему живому.
II вариант
Величие человека — в осознании ее ответственности.
А. де Сент-Экзюпери
Эрнест Миллер Хемингуэй — крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это была неповторимая, талантливый человек, который мужественно и свободно прожила свою жизнь, не раз подтвердила сказанную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь». Создатель известных всему миру романов «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом.
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, что долго тянула лодку. Когда его нашли, рыба была об’їдена акулами, а рыбалка в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и моральные темы. Одна из них — взаимоотношения человека и природы.
Старый Сантьяго — бывший рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Шрамы на его руках «стары, как трещины в давно уже безводной пустыне». Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу с океаном в борьбе за существование. Эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям природа уступает частью своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго чувствует себя частью природы. Он разговаривает со звездами, с пойманной рыбой, с маленькой птичкой. Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними связями. Даже в старости глаза его похожи по цвету на море. «Это были веселые глаза человека, который не сдается», — пишет Хемингуэй. Трехдневный поединок с пойманной рыбой Сантьяго «выиграл». «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», — говорит старый рыбак и доказывает это своим мужеством.
Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пійманій рыбе он-говорит: «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер… Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче». Старого тяготит мысль о том, что человек требует пищи в моря, убивает своих собратьев — рыб, птиц, зверей. «Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…»
Каждый ли человек ищет смысл жизни? (итоговое декабрьское)
... в жизни. Если у человека есть смысл в жизни, то его это окрыляет и заставляет двигаться к своему смыслу, к цели. Жизнь становится более наполненной. Другими словами смысл заставляет человека идти по жизни ... так ли он мобилен в случае настоящих талантов, гениев своего ремесла? На основании вышеизложенного можно дать ответ на вопрос, стоящий в заголовке сочинения: нет, не каждый. И тема эта ...
Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за Человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах ее существования, об отношении к жизни и природы. Человек может многое, она может быть сильнее самой природы. Но она должна понимать свой вечный связь с ней и вечную вину. Пока Человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с Природой, она терпит наше сосуществование и делится своими богатствами.