Гимн человеку (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)

«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Э. Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй — человек удивительной судьбы, автор ряда прекрасных книг, среди которых особое место принадлежит повести «Старик и море», созданной в середине XX века, в 1952 году, повести, за которую писателю была присуждена Нобелевская премия.

Почему именно это небольшое произведение, рассказывающее о рыбаках острова Кубы, так высоко оценила мировая общественность? Почему и сегодня, когда читаешь её, то сжимается сердце от боли за человека, то охватывает гордость за него, обессиленного, едва живого, но непобеждённого?

Я думаю, дело в том, что «Старик и море» не бытовая повесть, а повесть-притча, прославляющая Человека, воспевающая его мужество и стойкость.

Сюжет произведения очень прост. Старый кубинский рыбак Сантьяго отправляется в море на рыбную ловлю. После восьмидесяти четырёх дней безуспешных поисков добычи ему попадается огромная меч-рыба. Она так велика и сильна, что, заглотнув крючок, плывёт далеко в море, увлекая за собой лодку старика. Три дня и три ночи длится единоборство между рыбаком и гигантской рыбой. В конце концов, Сантьяго одерживает победу, но хищные акулы пожирают его добычу. Вместо прекрасной рыбы, которая могла бы накормить многих людей (об этом всё время думает старый рыбак), он привозит к берегу только её скелет.

Казалось бы, герой должен быть унижен, сломлен своим поражением, зол на весь мир. Но нет! Старый рыбак — человек большого мужества — не отчаивает­ся: он уверен, что не сегодня, так завтра, собравшись с силами, снова уйдёт в море за большой рыбой и постарается одержать победу.

Это повествование, наверное, волнует так потому, что Хемингуэй очень точен и конкретен в описании жизни и борьбы старого рыбака. Спокойно, размеренно, избегая высоких слов, рассказывает писатель о всех деталях единоборства Сантьяго с огромной рыбой, передаёт его размышления о смысле человеческой жизни, о единении человека с природой, о том, что мы, люди, не хозяева природы, а её часть, и подвержены тем же законам, которым подчинены закаты, и восходы, и морская волна, и чудесная рыба, и саблезубые хищницы акулы.

Писателю веришь, потому что, любя своего героя, восхищаясь им, автор не стремится его приукрасить. Он, автор, убеждён, что такой человек, как Сантьяго, не нуждается в красивых словах: старый рыбак, обессиленный, с покраснев­шими от бессонницы глазами, с изъеденными солёной водой непослушными руками, с запёкшимся от жажды ртом, по-настоящему прекрасен и неустрашим, его ничто не может заставить сдаться, подчиниться злой воле судьбы.

3 стр., 1172 слов

Анализ произведения Э. Хемингуэя «Старик и море»

... Нобелевская (1954 год) и Пулитцеровская (1953 год) премии. В повести писателя Хемингуэя «Старик и море» два главных героя. Это старый рыбак Сантьяго, живущий в небольшом кубинском поселке, и его помощник — ... произведение очень проникновенным, заставляет задуматься о том, что жизнь каждого — это борьба с обстоятельствами. Многогранное сочинение еще раз показывает, что человека можно уничтожить, но ...

Образ этого конкретного простого человека-труженика вырастает до символа Человека, «большая рыба» — это символ большой цели, в которой заключён смысл человеческой жизни, а акулы воплощают хищническое, злое начало. В борьбе с этим злом Человек отстаивает своё право на самоуважение, на достойную жизнь.

Писатель не внушает нам, что это легко. Сила его героя в том, что, потерпев поражение, он не отчаивается, не теряет веры в себя и, что ещё важнее, продолжает верить в конечное торжество доброго начала.

Сантьяго собирается продолжать своё дело вместе с Мальчиком. Образ Маль­чики в повести очень важен: в нём воплощена вера в будущее, мысль о том, что человек не одинок в жизненной борьбе.

Да, Сантьяго преследуют неудачи. Символом невезения, преследующего ста­рика, становится парус его лодки, «весь в заплатах из мешковины», напоминаю­щий «знамя наголову разбитого полка». Но писатель, подчёркивая старость рыбака, замечает, что у него «весёлые глаза человека, который не сдаётся».

Незабываемо и описание поединка старика с большой рыбой, когда, до пре­дела напрягая силы, Сантьяго продолжает единоборство с нею, уверенный, что не отступит. «Рыба, — позвал он тихонько, — я с тобой не расстанусь, пока не умру».

Он убеждён: человек не для того создан, «чтобы терпеть поражения». Вот почему старик не остаётся в бездействии, когда на его рыбу нападают акулы. Хотя он стар и измождён, хотя руки его изранены, он продолжает бороться. Материал с сайта

После того как ломается нож, привязанный к веслу, Сантьяго не удаётся спасти свою рыбу от хищных акул, но он принимает крушение своих надежд спокойно, с достоинством. «Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя. — Никто, — ответил он. — Просто я слишком далеко ушёл в море».

В произведении нет трагической концовки. Измученный, обессиленный, но непобеждённый старик всё-таки добирается до порта.

И мы закрываем повесть с верой в творческие возможности человека, в неист­ребимую силу его жизнелюбия и стойкости.

Драма, разыгравшаяся в далёком море, не оставляет чувства безысходности и отчаяния. Пока человек жив, в нём не может умереть героическое начало, и в этом его величие. Перед стойкостью Сантьяго преклоняется Мальчик, преклоня­емся и мы, читатели. Огромное уважение вызывает этот человек, сражавшийся даже после того, когда понял, что борьба бесполезна. Многому научила его жизнь, но отступать он так и не научился.

Да, «человек — это звучит гордо!» — с такой мыслью закрываем мы незабываемую повесть — одну из самых прекрасных книг нашего столетия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

16 стр., 7938 слов

Беликов в рассказе человек в футляре (образ и характеристика) 9 класс

... — собирательный образ. В 1939 году на студии «Беларусьфильм» вышел фильм «Человек в футляре» режиссера Исидора Анненского. Роль Беликова там исполнил актер Николай Хмелев. Рассказ «Человек в футляре» Беликов — ... продолжала иронизировать над жизнью. Тема и проблема чтобы читатель в первую очередь задумался с жизни, о её светлой и тёмной стороне Обособленный человек, отгородившийся от происходящего в ...