Поэма Анны Ахматовой «Реквием» — это боль и слезы матерей, пострадавших от гнета сталинских репрессий. Поэма создана на основе личных переживаний и воспоминаний поэтессы, на собственном опыте пережившей страх и ужас тех лет.
Когда был арестован сын Ахматовой, поэтесса написала вступление и первую часть поэмы. Ахматова испытывала тяжелое потрясение, и Михаил Булгаков помог ей составить письмо лично вождю народов, это принесло успех, и сына освободили. Но зоркое око НКВД не бездействовало, и вскоре Лев был арестован вторично, и приговорен к каторге в Сибирь. Ахматова и на этот раз обратилась к Сталину, но просьба ее не была услышана. Сын Ахматовой отбывал наказание, а переживания и страдания матери выливались в строки поэмы, которую даже нельзя было записывать. Ахматова держала сложившиеся стихи в голове, доверяя их только самым надежным и близким людям.
Около двух лет Анна Ахматова провела в тюремных очередях, рядом с такими же женами и матерями, носящих клеймо изгоев за несуществующие преступления своих мужей и сыновей. И это унизительное ожидание в тюремных очередях легло в основу сюжета поэмы.
Анна Ахматова вспоминает, что однажды в очереди к ней обратилась женщина, и попросила описать весь ужас происходящего, что поэтесса и пообещала сделать. Общее людское горе, тяжелым камнем придавившее судьбы народа, нашло свое выражение в горьких строках трагичной поэмы.
Поэма создавалась долго и трудно, отдельными эпизодами без хронологической последовательности, но в целом являет собой грандиозное произведение, выражающее трагедию всего народа.
В своем произведении поэтесса касается и религии, проводя параллель между горем Богородицы и горем всех матерей, одинаково страдающих и терпеливых, мужественно выносящих на своих плечах боль и горе.
В эпилоге поэмы Ахматова обращается к тысячам женщин, стоявших с ней рядом, что поэтесса помнит всех и не забудет, что уже написана поэма, которая навсегда увековечит это тяжелое время. Она обращается ко всем, чтобы не забыли и ее, а если когда-нибудь решат поставить ей памятник, то лучшим признанием ее таланта послужит памятник, который должен стоят у тюрьмы, где «стояла я триста часов И где для меня не открыли засов». Памятник, который всем живущим будет напоминать о том жестоком и безжалостном времени всенародного горя.
Поэма «Реквием» и есть тот памятник, нерукотворный и вечный.
Ахматова как поэт-акмеист
Акемизм — это одно из течений модернизма. Представители этого направления вступили в противоречие с символистами и их мистицизмом. Для акмеистов поэзия — это ремесло, ему можно научиться, если постоянно практиковаться и совершенствоваться. Ахматова придерживалась того же мнения. У акмеистов в стихах мало образов и символов, слова отбираются тщательно, поэтому совсем не обязательно использовать их в переносном смысле. Одно из известнейших стихотворений, которые написала Ахматова, -«Мужество». Анализ стихотворения показывает, насколько значимым для поэтессы был русский язык. Атор относится к нему очень трепетно и уважительно: это проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания. практически нет, фразы короткие и емкие.
Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием. Cочинение ...
... поэме А.Ахматовой Реквием) Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием» Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием» Тема: «Реквием». Цели ...
РЕКВИЕМ СОЧИНЕНИЮ , НЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО ЛИ ОН ПРОЗВУЧАЛ В ШКОЛЕ?
Агония экзаменационного сочинения в средней школе началась не сегодня и закончилась не вчера. Сочинение как творческий школьный жанр скончалось в тот день, когда было принято решение предложить выпускникам выбор: либо изложение, либо сочинение, и в итоге жанр-долгожитель приказал долго жить. Закономерен ли такой его конец? В некоторой степени – да, потому что сама концепция ЕГЭ родилась в заметном противоречии с принципом творческой работы для выпускника. На первое место среди критериев знаний учащихся выдвинулась не их глубина и основательность, а умение осмыслить частности изучаемой науки и быстро применить их на практике. Вне всякого сомнения, такой подход насущно необходим в отношении русского языка: этого требует компьютеризация школ, позволяющая за короткое время выявить реальные знания большой группы учеников по тем или иным правилам в ходе тестирования; этого требует расширение контингента учащихся, для которых русский язык не является родным. Ну и, наконец, вопрос экономии средств: экзамены не будут дублировать друг друга; выпускник, успешно сдавший ЕГЭ, как правило, без проблем поступает в вуз.
Значит ли это, что сочинение нужно сохранить лишь в форме, предусмотренной Единым государственным экзаменом? Конечно же, нет, потому что сочинение по русскому языку преследует цель — проверить уровень развития речи учащихся, грамотность их и почти не выявляет знания по литературе. Если провести Единый государственный экзамен по литературе в форме тестирования и сочинения-миниатюры, то такой экзамен оставит где-то в стороне саму сущность этого предмета, а именно: исследование писателем человеческой души. Это будет означать умерщвление литературы как школьного урока, реквием по сочинению –и непременно коснется предмета в целом, причем самой трагической своей стороной. Дело в том, что у нас литература всегда играла особую роль в школе: мало того, что она развивала логическое мышление учащихся, способствуя тем самым более быстрому осмыслению условий задач и по математике, и по физике – она раскрывала глубину человеческих взаимоотношений и кровную связь русского народного сознания с устным народным творчеством и литературой. Все механическое, все быстрое (тесты), все компьютерное чуждо нашей литературе, ибо оно неизбежно перечеркивает нравственную сторону ее. Следовательно, единственный плодотворный путь в будущее для важнейшего школьного предмета – не изложение, не тестирование, а поиски новых форм творческих работ, которые должны отвечать духу времени.
Урок литературы в 11-м классе. Тема любви в русской литературе ...
... урока: “… не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность. Но в любви…” А.И. Куприн ... формулу любви И.С. Шмелева. Примерный ответ учащихся: Любовь в этом произведении ... . Выразительное чтение рассуждения генерала Аносова о любви (8 глава) со ... не причинить боль любимому человеку. 12. Домашнее задание. Написать мини – сочинение о любви. Изменилось ли ваше представление о любви ...
Давайте задумаемся над причинами, погубившими традиционное школьное сочинение. Самая главная – темы, почти каждая из которых требовала от школьника небольшого трактата. Не зря песенка появилась: «…Сочиненье снова. Лев Толстой в мои года не писал такого». Действительно, Лев Толстой не писал такого ни в детстве, ни в зрелом возрасте, не требовал ничего подобного от своих яснополянских учеников. Темы заранее нацеливали учащихся либо на высказывание расхожих литературоведческих истин, либо на примитивное списывание со всевозможных шпаргалок. Вот в качестве примера ряд тем экзаменационных сочинений за курс средней школы: « «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»», «Сестры Ларины в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»», «Борис и Тихон в пьесе А.Н.Островского «Гроза»», «Обломов и Штольц в романе И.А.Гончарова «Обломов»», «Жанровое своеобразие пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума»», «Образы «футлярных» людей в рассказах А.П.Чехова», «Тема революции в поэзии В.В.Маяковского» и т.д. Каждая из перечисленных тем с рождения неживая, поскольку не дает ученику возможности «свое суждение иметь», не привязывает его к теме, не становится близкой ему. Ориентир на сравнительную характеристику персонажей превращается в шаблон и неукоснительно требует следования шаблону от того, кто пишет сочинение.
Попытка свести все богатство, многоцветье художественной палитры произведения классической литературы к двум-трем образам – вот что такое типичная тема сочинения для выпускников. Особенно красноречивы в этом плане темы любви, предлагаемые на экзамене. По существу, все они похожи друг на дружку, как две капли воды; ни по одной попросту невозможно написать свежую работу: что ни напишешь о герое произведения – наверняка будет лишь перепевом давно сказанного. Шаблонный характер тем составители, видимо, и не пытались скрыть: «Тема любви в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Тема любви в прозе И.С.Тургенева (По роману «Отцы и дети»)», «Тема любви в лирике В.В.Маяковского», «Тема любви в прозе М.А.Булгакова (По роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия»).
На шаблон нацеливают повторяющиеся слова в названиях тем и семантика этих слов. Разные писатели, произведения разных жанров, а вот поди ж ты – раскрывать несхожие характеры, их чрезвычайно сложные отношения нужно лишь по стереотипу, навязчиво подсказанному словосочетанием «тема любви». Выше собственной головы не прыгнешь, и выпускнику волей-неволей приходится писать в сочинении то, что требуется, если, конечно, он хочет получить за сочинение хорошую оценку. Всякое отступление от темы карается немилосердно, цитаты из текста тоже должны строго соответствовать ей. Естественно, никто не желает себе добровольной каторги; выпускник без особых колебаний предпочел писать на экзамене изложение, что сразу же стало означать для одиннадцатиклассника: читать программные художественные произведения вовсе не обязательно, можно ознакомиться по какой-нибудь шпаргалке с кратким содержанием большого романа и этим ограничиться.
Мужество и любовь в лирике Анны Ахматовой
... любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова ... тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына). Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь ... мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Война расширяет Родину до просторов Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова ...
Реквием по сочинению не очень громко, но прозвучал. Услышали все, но не все догадались, что означает эта музыка. Старшеклассники в школе живо сообразили, что идет она откуда-то сверху и учителя должны ей внимать и делать выводы. Старшеклассники тоже стали внимать и делать выводы; лучшие из них, прочитав «Мастера и Маргариту», забывали о литературе, сосредотачивались на подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Подобная ситуация не может быть нормальной для нашей средней школы, в программу которой по литературе входят такие общепризнанные во всем мире произведения, как «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Следовательно, не исключено, что реквием по сочинению прозвучал преждевременно на волне школьного эксперимента и перестройки в ней всего педагогического процесса. Если выпускной экзамен по литературе не контролирует реальные знания учащихся по этому предмету, то это означает только одно: нужно искать такую форму экзамена, которая всесторонне и глубоко сможет выявить не только знание текстов художественных произведений, но и специфику изображенных в них характеров. А коль все говорят, что не нужно всякий раз изобретать колесо, равно как и вечный двигатель, — значит, лучшей формой контроля знаний учащихся по литературе остается сочинение, которое было загублено непродуманным подходом к составлению тем, но которое обречено на возрождение и новую жизнь.
В самом деле, давайте представим на минуту, что выпускнику предстоит выбор на экзамене из таких тем: «Владимир Ленский: можно ли встретить сейчас человека с таким характером?», «Черты Наташи Ростовой в характере моей мамы», «Чем похож Пьер Безухов на моего отца», «Смогла ли бы выжить в нынешних условиях Сонечка Мармеладова?», «Обломов внутри нас», «Мои частушки, которыми я дополнил бы поэму «Кому на Руси жить хорошо»», «Как бы я продолжил сюжет «Евгения Онегина» и др. Короче, темы, нуждающиеся не только в глубоком знании текста произведения, но и в умении обосновать свою собственную позицию, отразить в сочинении свой личный опыт. Нельзя с полной уверенностью сказать, что подобные темы пережили бы кризис творческих работ в школе: изложение могло потеснить и их, однако будущее – за темами сочинений, вовлекающих выпускника во внутрь художественного произведения, в эпицентр бушующих в нем страстей и конфликтов. Молодой человек должен будет примерить на себе одежду литературного героя, соотнести его характер со своим собственным. Пусть объем творческой работы будет небольшим, зато в ней сполна раскроются все знания и умения, полученные на уроке литературы.
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАВРИЛЕНКО
Размер, рифма, риторика и строфика
Анализ стиха «Мужество» Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них — полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова — «навеки». Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.
«Пушкинские мотивы в » Реквиеме» А.Ахматовой статья (11 класс)
... предпринята попытка проследить, как Ахматова использует творчество Пушкина, наверное в самом знаменитом ее творении – в поэме «Реквием». Задача данной работы заключается в том, чтобы выявить обращение поэта к пушкинским темам и мотивам и ...
«Мужество», Ахматова: анализ средств выразительности
В любом стиха обязательно есть пункт «средства выразительности». Причем недостаточно просто выписать их, нужно еще и определить функцию каждого из средств в тексте. Как отмечалось выше, акмеисты использовали мало изобразительных средств в своих стихах, того же принципа придерживалась и Ахматова.» Мужество», анализ которого непременно требует рассмотрения лексических и синтаксических фигур речи, представляет большой интерес. Начинается стихотворение с «Наши часы» — это мрачная современность. На долю Ахматовой выпали тяжелые времена: Первая мировая война, революция, гражданская война… И вот Вторая мировая… Ахматова не покинула страну, когда отхлынула первая волна эмиграции, не покинула она ее и в годы гитлеровского нашествия. Ахматова олицетворяет русскую речь и русское слово, обращаясь к нему, как к другу, на «ты». В связи с этим олицетворением возникает метафора — спасем от плена. Эта метафора означает, что в случае победы гитлеровской Германии над Россией русский язык отошел бы на второй план, ему бы не обучали детей, он перестал бы развиваться. А упадок русского языка означает полнейший упадок русской культуры и разрушение многовековых традиций и нации в целом.
В стихотворении используется автор акентирует внимание на некоторых смыслах: час-часах, мужество-мужество (в первой строфе).
Также поэтесса использовала снинтаксический параллелизм во второй строфе, которы усиливает эффект от высказанной мысли о том, что русский народ будет биться отчаянно, до последней капли крови, не жалея себя, проявляя мужество. Ахматова (анализ доказал это) не изменяет канонам акмеизма, но говорит о злободневной проблеме.
В поэме «Реквием», принадлежащей перу А.Ахматовой, описаны все ужасы большого «красного» террора. Чтобы показать великое горе народа, в том числе и свое, личное, автор в поэме использует ряд тропов, исключая разве что гиперболу. Поэтесса считала, что людское горе настолько велико, что большего и быть не может. В главе «Посвящение», написанное от лица поэтессы, степень страдания, непереносимое для человека горе метафорично выражаются уже в первой строке: «Перед этим горем гнутся горы». Метафоры «…короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «безвинная корчилась Русь» показывают то жестокое время, когда по доносу могли арестовать любого. Тупиковую ситуацию, жестокую реальность А.Ахматова показывает с помощью ёмких эпитетов. Это «тюремные затворы», «каторжные норы», «постылый скрежет», «шаги тяжелые» и другие. Эпитет «смертельная тоска», раскрывающий общее состояние человека, представлен конкретным примером: «Приговор… И сразу слезы хлынут,// Ото всех уже отделена…»,- то есть от тех, кто еще верит и надеется. Основным действующим лицом поэмы является женщина-мать. Главное событие – арест сына. Ахматова старается показать не столько события, сколько внутренний мир героини. Со «стрелецкими женами» сравнивает себя героиня, а чтобы показать всю материнскую боль, поэтесса использует следующее сравнение: «словно с болью жизнь из сердца вынут».
Художественные средства в поэме «Реквием» А.А. Ахматовой. : “Анна ...
... Сочинение поэма «Реквием» 0 (0) Исследователи отмечали художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием» в жанровом, композиционном и стилевом плане. Так, произведение называли лирическим циклом, поэмой, было отмечено композиционное сходство его с романтической поэмой. «Реквием» ... обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться. «Мужество», Ахматова: анализ средств выразительности ...
Для того, чтобы ярче представить ситуацию раздвоения героини: то она страдает, то как бы наблюдает со стороны, поэтесса использует единоначатие, или анафору: Эта женщина больна,// Эта женщина одна». Глядя на себя со стороны, героиня не может поверить, что в состоянии пережить все то горе, которое навалилось на нее: смерть мужа, арест сына. Назывное предложение «Ночь.» — это конечная цель героини. Только в забытьи она может быть спокойна. Глава «Приговор» усиливает тему «окаменелости», смерти души. Поэтесса метафорически описывает процесс потери надежды, которая помогала еще жить, состояние окаменелости. «И упало каменное слово// На мою еще живую грудь». Тема раздвоенности здесь выражается антитезой «каменное» и «живая». И хотя героиня еще способна на живое восприятие действительности, ее душа полностью окаменело. Метафора «Уже безумие крылом// Души накрыло половину» только усиливает это. умерла, но осталась жить поэтесса. В «Эпилоге» явно чувствуется индивидуальный голос поэта, его «я». Ахматова создает реквием не тем, кто находится в лагерях, а тем, кто остался жить. Только поэт сохранил чувственность. Это подчеркивает лексический повтор: «Я вижу, я слышу, я чувствую вас». Пока кто-то помнит об умерших, они продолжают жить. В подтверждение этого поэтесса использует в заключительной главе «Эпилога» большое количество анафор.
Анализ поэмы Реквием Анны Ахматовой
Есть люди, которые не слышали имя великой поэтессы Анны Ахматовой, но таких людей очень мало. Много женщин читали в захлеб ее стихи и рыдали над ними. Но больше вспоминается поэма «реквием» о ней мы и поговорим.
Прежде чем начать хочется сказать сведущие, что вся поэма реквием — это жизнь всей страны и одного человека в целом. Реквием создавался как личная трагедия самой А.А. Ахматовой. Многие прочитавшие ее специалисты утверждают, что поэма написана при душевных страданиях и в разное время. Арест ее собственного сына был ударом для нее. Сана звали лев Гумилев. Многочасовые очереди она выстаивала лишь бы узнать, что с ним жив ли он и здоров. Из биографии поэтессы он неоднократно был задержан и арестован властями во время репрессий. Идея создания поэмы было положено примерно в 1935году. Долгое время поэтесса не решалась рассказать о поэме. Но терпение ее лопнуло, и она решилась, его отдать в печать в 1950 году, но по неизвестным причинам под печать попало, лишь в1988году. Почему так случилась не известно до сих пор, и эта тайна не раскроется не когда.
Поэтесса задумывала по жанру как лирическое произведения, но критики назвали реквием поэмой. Это произведение очень сложное и состоит из десяти глав и частей. Здесь было задействовано зеркальное отражение самого автора и героя поэмы.
Главная идея произведения — выражение масштабов трагедии героя и всего населения того времени. Все происходящие в 30 годы запечалилась в строках ее поэмы. Страдание любовь аресты и репрессии. Все кто был, недоволен властью того времени был, наказан или отправлен, в тюрьму не возвращался оттуда. Горечь Жен, матерей, сестер и всего населения того времени. Жернова, машины репрессий набирали обороты с такой скорость, что безжалостная машина поглощала всех без разбору. Это стало одно из самых главных тем. Репрессии 30 годов остались в памяти всех жителей современной России и бывшего СССР.
Анализ поэмы ахматовой реквием
... жить. Поэма Ахматовой «Реквием», вместившая в себе боль сердец тысяч русских женщин, была опубликована в 1988 году, когда ее автора уже 22 года не было на свете. Анна Ахматова ... Во время, Краткий анализ стихотворения «Реквием» Ахматовой Краткий анализ стихотворения «Реквием» Ахматовой В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано ...
Сочинение 11 класс