Художественные средства в поэме «Реквием» А.А. Ахматовой. : “Анна Ахматова. Поэма “Реквием” Тема сочинения-Средства художественной выразительности в поэме “Реквием”

Акемизм — это одно из течений модернизма. Представители этого направления вступили в противоречие с символистами и их мистицизмом. Для акмеистов поэзия — это ремесло, ему можно научиться, если постоянно практиковаться и совершенствоваться. Ахматова придерживалась того же мнения. У акмеистов в стихах мало образов и символов, слова отбираются тщательно, поэтому совсем не обязательно использовать их в переносном смысле. Одно из известнейших стихотворений, которые написала Ахматова, -«Мужество». Анализ стихотворения показывает, насколько значимым для поэтессы был русский язык. Атор относится к нему очень трепетно и уважительно: это проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания. практически нет, фразы короткие и емкие.

Сочинение поэма «Реквием»

0

(0)

Исследователи отмечали художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием» в жанровом, композиционном и стилевом плане. Так, произведение называли лирическим циклом, поэмой, было отмечено композиционное сходство его с романтической поэмой.

«Реквием» включал в себя элементы одного из древних жанров русского фольклора — плача. Кроме того, реквием — это траурное музыкальное произведение, а перевод этого слова — «заупокойная месса», католическое богослужение по умершим. Сквозные мотивы, их варьирование в тексте сближают ахматовский «Реквием» с музыкальным произведением, а идея его делает произведение настоящим памятником современникам поэта — и погибшим, и оставшимся в живых.

Рассмотрим композиционные особенности поэмы. Готовя произведение к печати, Ахматова снабдила его эпиграфом, а также добавила раздел «Вместо предисловия».

План «Реквиема» приобрел следующий вид: 1. Эпиграф. 2. Вместо предисловия. 3. Посвящение. 4. Вступление. 5. Основная часть (главы 1-10).

6. Эпилог.

Эпическое и лирическое начало в «Реквиеме» сложно переплетаются: личная история лирической героини (трагедия матери, потерявшей сына) растворяется здесь в общенародной трагедии. Гражданская и творческая позиция Ахматовой отражены в эпиграфе: «Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью, был».

3 стр., 1088 слов

«Пушкинские мотивы в » Реквиеме» А.Ахматовой статья (11 класс)

... проследить, как Ахматова использует творчество Пушкина, наверное в самом знаменитом ее творении – в поэме «Реквием». Задача данной работы заключается в том, чтобы выявить обращение поэта к пушкинским темам и мотивам ... доходит» до «мрачных подземелий». Ахматова подчеркивает, что её поэма, как и стихотворение Пушкина – потаённое произведение, за которое можно было угодить в места не столь отдалё ...

Тот же самый мотив звучит и в финале поэмы: «И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ … ». Таким образом, мы видим кольцевую композицию. Лирическое начало в эпиграфе переходит в широкую эпическую картину «Посвящения» и «Вступления», обозначающих характерные черты «осатанелых лет»: «И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь».

«Посвящение» и «Вступление» образуют своеобразный пролог, черты трагического, страшного, узнаваемого времени, напоминая нам о Дантовом «Аде», входят в поэтический рассказ Ахматовой: «Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат», «И ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград».

Одновременно во «Вступлении» появляется библейский образ звезды, сопровождающий лирическую героиню на протяжении всего ее пути: «звезды смерти стояли над нами», «скорой гибелью грозит огромная звезда», «звезда Полярная сияет».

В первой главе, напоминающей нам о плачах, происходит завязка действия: «Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла». И уже здесь повествование переходит в широкий исторический план: героиня предстает не современницей поэта, а человеком прошлой эпохи («в темной горнице плакали дети»).

Этот же мотив повторяемости событий, иного исторического времени вводит и сравнение: «Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть».

Во второй, третьей, четвертой главах зарождается мотив безумия, горе героини безмерно, личность ее раздваивается: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает, Я бы так не могла … » Здесь воскресает прежний облик ее — «царскосельской веселой грешницы», «любимицы всех друзей», «насмешницы». Эта антитеза духовных обликов героини вызывает к жизни новые мотивы — судьбы, крестного пути: «Как трехсотая, с передачею, Под Крестами будешь стоять».

В пятой и шестой главах чувство отчаяния, безысходности в душе лирической героини нарастает, тишина («И ни звука … «) здесь сменяется криком: «Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой. Кидалась в ноги палачу — Ты сын и ужас мой». Одновременно здесь появляются мотивы хаоса, путаницы («Все перепуталось навек…»), мотив смерти («И скорой гибелью грозит Огромная звезда»), мотив жертвы, своего креста («Ночи белые … О твоем кресте высоком И о смерти говорят»).

В седьмой главе, «Приговор», страдания матери достигают своего предела. Автор подчеркивает это контрастом между смыслом событий и способом выражения его (простой, «прозаичной» речью): «И упало каменное слово На мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь».

В восьмой главе звучит призывание смерти — жизнь лирической героини, ее страдания становятся невыносимы. В девятой главе продолжает развиваться мотив безумия как средства освобождения от страданий.

14 стр., 6765 слов

Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием. Cочинение ...

... смерти стояли нал нами..." (По поэме А.Ахматовой Реквием) Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием» Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» ...

Десятая глава, «Распятие», становится кульминацией и смысловым центром произведения. Повествование переходит здесь в общечеловеческий, нравственно-философский, библейский план. Страдания всех матерей выражаются здесь в образе матери Христа, Пресвятой Богородицы, молча переживающей потерю. сына., Темы неправедного суда и материнского горя предстают здесь вечными темами: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел. А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел».

Как отмечали исследователи, «динамика здесь создается контрастом жестов, из которых самым выразительным является молчание и неподвижность Матери. Ахматова здесь обыгрывает парадокс Библии: ни в одном из Евангелий не описано поведение Марии во время пыток и казни Христа… По Ахматовой, Мария молча стояла и смотрела, как мучают ее сына. Но ее молчание было настолько выразительно жутким, что в ее сторону все боялись взглянуть»

Исследователи отмечали, что герои в этой сцене воплощают все этапы человеческого страдания: Магдалина — мятежное страдание, Иоанн — оцепенение от горя, состояние, близкое к безумию. Но эти этапы уже пройдены лирической героиней, которая «выла под кремлевскими башнями», «кидалась в ноги палачу», призывала смерть и безумие. Теперь же молчание Матери воплощает собой высшую форму человеческого страдания, его безмолвие. Страшная звезда, сопровождавшая героиню на протяжении всего повествования, здесь исчезает: «небеса расплавились в огне». И молчание Матери разрешается здесь плачем-реквиемом не только по сыну, но и по всем безвинно погубленным жизням.

Замыкающий поэму эпилог возвращает нас в современность время, вводя темы и образы «Предисловия» и «Посвящения». Голос лирической героини становится громким и четким, повествование ри. Здесь вновь возникает мотив памяти: «Хотелось бы всех поименно назвать … » Одновременно здесь звучит мотив творческого наследия личности, мотив памятника поэту. И лирическая героиня сама определяет место этого памятника — «здесь, у тюремной стены».

В финальных строчках поэмы возникает образ голубя. Это евангельский символ чистоты и любви, олицетворение Святого Духа, «знак спасения души, ее очищения страданием». Это у Ахматовой и символ вечнойжизни (мотив воскресения), победы добра: «И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли».

Стиль поэмы разнороден. Так, в «Посвящении», написанном пятистопным хореем, звучат эпические интонации, фольклорные мотивы: «Перед эти горем гнутся горы, Не течет великая река … » Одновременно здесь присутствует аллюзия к пушкинскому посланию «В Сибирь»: «Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска». Для «Вступления», написанного трехстопным анапестом, также характерны эпические интонации. Первая глава, где также используется трехстопный анапест, напоминает нам о стиле плачей, причетов.

Вторая глава, выдержанная в жанре колыбельной («Тихо льется тихий Дон»), написана четырехстопным хореем.

Третья и четвертая главы — повествуют о безумии, духовный облик героини здесь как бы спутан, Ахматова пользуется здесь дольником.

Пятая глава представляет собой сонет, здесь выразителен контраст между формой и содержанием: содержанием у Ахматовой становится не любовное чувство, а страшная материнская трагедия.

6 стр., 2681 слов

Художественные средства в поэме «Реквием» А.А. Ахматовой

... в переносном смысле. Одно из известнейших стихотворений, которые написала Ахматова, -«Мужество». Анализ стихотворения показывает, насколько значимым для поэтессы ... горя. Поэма «Реквием» и есть тот памятник, нерукотворный и вечный. Ахматова как ... средств: экзамены не будут дублировать друг друга; выпускник, успешно сдавший ЕГЭ, как правило, без проблем поступает в вуз. Значит ли это, что сочинение ...

В шестой и седьмой главах песенный размер — хорей.

Восьмая и девятая выдержаны в классическом стиле — мы видим здесь четырехстопный ямб.

Десятая глава является кульминационной, в ней используется четырехстопный ямб.

Эпилог состоит у Ахматовой из двух частей. Первая часть написана пятистопным ямбом, вторая — четырехстопным амфибрахием.

В поэме использованы различные художественные средства. Точные, эмоциональные эпитеты способствуют созданию мрачной, тягостной а: «кровавые сапоги», «тоска смертельная», «Русь безвинная», «каменное слово», «окаменелое страданье». Поэт использует выразительные метафоры и олицетворения («Перед этим горем гнутся горы», «короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «Желтый месяц входит в дом», «безвинная корчилась Русь»), сравнения («За тобой, как на выносе, шла»), Также мы находим антитезу («и в лютый холод и в июльский зной», «кто зверь, кто человек»), оксюморон («ты сын и ужас мой»), Все эти средства художественной выразительности создают в поэме удивительный синтез, яркую и мощную симфонию звуков и чувств.

«Реквием» стал единым целым, хотя там слышатся и народная песня, и Лермонтов, и Тютчев, и Блок, и Некрасов, и — особенно в финале — Пушкин: «И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли». Вся лирическая классика волшебно соединилась в этой, может, самой крошечной на свете великой поэме», — писал Е. Евтушенко.

0 / 5. 0

Размер, рифма, риторика и строфика

Анализ стиха «Мужество» Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них — полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова — «навеки». Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.

«Мужество», Ахматова: анализ средств выразительности

В любом стиха обязательно есть пункт «средства выразительности». Причем недостаточно просто выписать их, нужно еще и определить функцию каждого из средств в тексте. Как отмечалось выше, акмеисты использовали мало изобразительных средств в своих стихах, того же принципа придерживалась и Ахматова.» Мужество», анализ которого непременно требует рассмотрения лексических и синтаксических фигур речи, представляет большой интерес. Начинается стихотворение с «Наши часы» — это мрачная современность. На долю Ахматовой выпали тяжелые времена: Первая мировая война, революция, гражданская война… И вот Вторая мировая… Ахматова не покинула страну, когда отхлынула первая волна эмиграции, не покинула она ее и в годы гитлеровского нашествия. Ахматова олицетворяет русскую речь и русское слово, обращаясь к нему, как к другу, на «ты». В связи с этим олицетворением возникает метафора — спасем от плена. Эта метафора означает, что в случае победы гитлеровской Германии над Россией русский язык отошел бы на второй план, ему бы не обучали детей, он перестал бы развиваться. А упадок русского языка означает полнейший упадок русской культуры и разрушение многовековых традиций и нации в целом.

7 стр., 3476 слов

«Родная земля» Ахматовой: анализ, особенности. «Родная ...

... в своём сердце! Помимо анализа «Родной земли» прочитайте другие сочинения: «Реквием», анализ поэмы Ахматовой «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой «Песня последней ...

В стихотворении используется автор акентирует внимание на некоторых смыслах: час-часах, мужество-мужество (в первой строфе).

Также поэтесса использовала снинтаксический параллелизм во второй строфе, которы усиливает эффект от высказанной мысли о том, что русский народ будет биться отчаянно, до последней капли крови, не жалея себя, проявляя мужество. Ахматова (анализ доказал это) не изменяет канонам акмеизма, но говорит о злободневной проблеме.

В поэме «Реквием», принадлежащей перу А.Ахматовой, описаны все ужасы большого «красного» террора. Чтобы показать великое горе народа, в том числе и свое, личное, автор в поэме использует ряд тропов, исключая разве что гиперболу. Поэтесса считала, что людское горе настолько велико, что большего и быть не может. В главе «Посвящение», написанное от лица поэтессы, степень страдания, непереносимое для человека горе метафорично выражаются уже в первой строке: «Перед этим горем гнутся горы». Метафоры «…короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «безвинная корчилась Русь» показывают то жестокое время, когда по доносу могли арестовать любого. Тупиковую ситуацию, жестокую реальность А.Ахматова показывает с помощью ёмких эпитетов. Это «тюремные затворы», «каторжные норы», «постылый скрежет», «шаги тяжелые» и другие. Эпитет «смертельная тоска», раскрывающий общее состояние человека, представлен конкретным примером: «Приговор… И сразу слезы хлынут,// Ото всех уже отделена…»,- то есть от тех, кто еще верит и надеется. Основным действующим лицом поэмы является женщина-мать. Главное событие – арест сына. Ахматова старается показать не столько события, сколько внутренний мир героини. Со «стрелецкими женами» сравнивает себя героиня, а чтобы показать всю материнскую боль, поэтесса использует следующее сравнение: «словно с болью жизнь из сердца вынут». Для того, чтобы ярче представить ситуацию раздвоения героини: то она страдает, то как бы наблюдает со стороны, поэтесса использует единоначатие, или анафору: Эта женщина больна,// Эта женщина одна». Глядя на себя со стороны, героиня не может поверить, что в состоянии пережить все то горе, которое навалилось на нее: смерть мужа, арест сына. Назывное предложение «Ночь.» — это конечная цель героини. Только в забытьи она может быть спокойна. Глава «Приговор» усиливает тему «окаменелости», смерти души. Поэтесса метафорически описывает процесс потери надежды, которая помогала еще жить, состояние окаменелости. «И упало каменное слово// На мою еще живую грудь». Тема раздвоенности здесь выражается антитезой «каменное» и «живая». И хотя героиня еще способна на живое восприятие действительности, ее душа полностью окаменело. Метафора «Уже безумие крылом// Души накрыло половину» только усиливает это. умерла, но осталась жить поэтесса. В «Эпилоге» явно чувствуется индивидуальный голос поэта, его «я». Ахматова создает реквием не тем, кто находится в лагерях, а тем, кто остался жить. Только поэт сохранил чувственность. Это подчеркивает лексический повтор: «Я вижу, я слышу, я чувствую вас». Пока кто-то помнит об умерших, они продолжают жить. В подтверждение этого поэтесса использует в заключительной главе «Эпилога» большое количество анафор.

16 стр., 7662 слов

Анализ поэмы ахматовой реквием

... печатать. Сильная духом поэтесса выдержала все удары судьбы. В поэме «Реквием» выражено безмерное народное горе, беззащитность людей, потеря нравственных ориентиров: Ахматова, как никто другой, ... — отождествление со страданиями всех матерей. Сочинение на тему «Анализ стихотворения Ахматовой «Реквием»» Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой «Реквием» была написана с 1935 по 1940 ...

Художественные средства в поэме «Реквием» А.А. Ахматовой.

Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын, жутким ударом, «каменным словом» прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями, затем почти двадцать лет ожидания сына. Погиб в лагере ближайший друг Осип Мандельштам. В 1946 году выходит постановление Жданова, которое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери журналов, только с 1965 года начали печатать ее стихи.

В предисловии к «Реквиему», который Анна Андреевна сочиняла с 1935 по 1040 годы, и который был опубликован в 80-е годы, она вспоминает: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде». Стихи, включенные в «Реквием», автобиографичны. «Реквием» оплакивает скорбящих: мать, потерявшую сына, жену, потерявшую мужа. Ахматова пережила обе драмы, однако, за ее личной судьбой трагедия всего народа.

Нет, и не под чужим небосводом, И не под защитой чужих крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.

Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают при чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. «Мы все время слышим разные голоса,- говорит о «Реквиеме» Бродский,- то просто бабий, то вдруг поэтессы, то перед нами Мария». Вот «бабий» голос, пришедший из горестных русских песен: Эта женщина больна, Эта женщина одна, Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.

Вот — «поэтесса»: Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей… Вот дева Мария, ведь жертвенные тюремные очереди приравнивают каждую мученицу-мать к Марии: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.

В поэме Ахматова практически не использует гиперболы, видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска «смертельная», шаги солдат «тяжелые», Русь «безвинная», «черные маруси» (арестантские машины).

Часто используется эпитет «каменный»: «каменное слово», «окаменелое страдание». Многие эпитеты близки к народным: «горячая слеза», «великая река». Народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая: И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною И в лютый голод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеною.

Читая последнюю строку, видишь перед собой стену, красную от крови и ослепшую от слез, пролитых жертвами и их близкими.

Много в поэме Ахматовой метафор, позволяющих удивительно кратко и выразительно донести до нас мысли и чувства: «И короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «Звезды смерти стояли над нами/ И безвинная корчилась Русь», «И своей слезою горячей новогодний лед прожигать».

12 стр., 5586 слов

Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.Ахматовой ...

... в поэме Анны Ахматовой « Реквием ». Между 1935 и 1940 годами создавался « Реквием », опубликованный лишь спустя полвека - в 1987 году и отражающий личную трагедию Анны Ахматовой ... опубликованные в свое время в « Русской старине ». Инна Эразмовна, мать будущей поэтессы ... народом все выпавшие на его долю тяготы и беды. Время входило сперва в душу поэта, а потом в его стихи. Оно наполнило поэзию Ахматовой ...

В поэме много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений. Все вместе они создают глубокие чувства и переживания.

Анна Андреевна Ахматова с достоинством выдержала все удары судьбы, прожила долгую жизнь и подарила людям чудесные произведения.