Только вошли во вкус сочинительства, только разобрались с карточками, привыкли к вопросам взрослого-слушателя, а тут вдруг появился Конкурент! Разве можно уступить ему такое важное и интересное дело – сочинение волшебной сказки!
Конечно, большинство дошкольников негодуют. Кто вслух, а кто про себя. Вырывают из рук «соперника» красивые карточки, дерутся, даже плачут от бессилия: меня «задвинули».
Явно не хотят сочинять вместе: «Моя сказка!». Не хотят уступить роль рассказчика-сочинителя и удовольствоваться ролью просто слушателя. Ведь раньше слушателем был взрослый, а он, ребенок-рассказчик, был в центре внимания.
«А теперь ты будешь задавать вопросы рассказчику, как взрослый, — утешаю я. – И двое помощников у тебя есть – Добрый и Злой волшебники, помнишь? Ты теперь будешь Повелитель волшебников». Слезы высыхают. Повелителем волшебников, в принципе, тоже быть неплохо.
И вот один дошкольник выбирает картинки (уже из нового набора) и начинает рассказывать свою историю. Другой ребенок… а другой ребенок в это время ведет себя по-разному: может демонстративно отвернуться («Подумаешь, я лучше сочиняю!»), может молча слушать, а может и критически реагировать на чужую сказку, даже сбивать рассказчика.
Маша: Катя, ты что смотришь журнал? Взрослый: Она не хочет быть помощницей, а всегда хочет быть главной. Катя: Нет. Маша: Я смотрю, когда ты сочинишь. Взрослый: Наша сказка остановилась. Катюша, помоги нам! Маша: Давай, помогай! Взрослый: Сказка остановилась. Маша: Да! Взрослый: Придумай что-нибудь. Катя /Маше/: Сама придумай! Маша: Конец, все.
Катя ревнует. Катя переживает.
Такого не было, когда первоначально в паре работали ребенок и взрослый. Взрослый тогда выступал в роли слушателя, задающего сочинителю-рассказчику различные вопросы (а мы помним, что, по Сократу, роль вопрошающего наиболее сложна – это роль ведущего, помогающего родиться чужой мысли).
Во многом именно вопросы такого заинтересованного партнера-адресата способствовали продвижению юного сочинителя по событийной канве — выстраивали сказку. Это были вопросы 1) помогающие продолжить текст: «А что было потом?» и т.п.; 2) уточняющие мотивы героя, место действия, позицию других персонажей и пр.: «Почему он так сделал?», «Где это происходило?», «А чем в это время занимались остальные?» и т.д.; 3) вопросы, показывающие альтернативу, заставляющие сделать выбор между разными возможностями развития сюжета: «А, может быть, он пошел в лес? Или остался?».
В чем проявляется жестокость взрослых по отношению к ребенку
... здоровье. Самое жестокое время для любого народа, любого человека, в том числе и ребенка – это ... к немцам. Он разведчик. Один, без помощи взрослых не в первый уже раз он должен ... жестокость способна не просто наложить отпечаток на будущее ребенка, а исковеркать, сломать саму жизнь. Психологическая, ... меры воспитания были античеловеческими: мальчиков с семилетнего возраста держали в черном ...
В случае же затруднения сочинителя взрослый переходил на позицию соавтора (сам давал ответ на вопрос или начинал инициировать новый кусочек текста: «И вдруг…»), то есть происходила смена ролей «рассказчик – слушатель». (Предпочтительней, все же, подсказка сочинителю в вопросительной форме: «А, может быть, она превратилась в мышку?»)
Теперь в роли такого «умного» (рефлексивного) слушателя и соавтора выступает второй ребенок. В паре «автор – адресат», таким образом, уже работают сверстники-дошкольники, а взрослый только наблюдает за ходом взаимодействия и помогает в случае необходимости.
Здесь важна задача согласования замыслов двух детей-соавторов (или автора и слушателя-редактора).
Как придти к подлинному диалогу, сотрудничеству, как преодолеть неизбежные поначалу конфронтацию, конфликт между детьми (ведь каждый из дошкольников хочет быть главным – то есть сочинителем, а не слушателем)?
Приемов организации культурной дискуссии между детьми много (иногда их подсказывает сам сказочный сюжет).
Очень помогают карточки с волшебниками: можно ведь вести «воспитание» не впрямую капризного ребенка, но Злого волшебника (по принципу: «Маша хорошая, а это Злой волшебник вредничает»).
Выдержка из протокола одного из последующих парных занятий: «Теперь девочки впрямую не жалуются на поведение «соперницы» друг другу и взрослому. Соперничество опосредовано работой над текстом и обращением к взрослому по поводу своих инициатив, а не по поводу запрещения действий другого ребенка. Катя Т. не прямо, а в образе Злого Волшебника сбивает рассказчицу, разрывает текст, не дает развернуть сюжет. (Зато в роли помощника-редактора она работает старательно и без подвоха, который углядывает в ней рассказчица.)
Сочинительский запал к концу занятия у девочек не иссяк — они хотят сочинять другие сказки, но в одиночку (Катя Х.) или с другими помощниками (Катя Т.)».
Да, многое зависит и от ранее сложившихся отношений между детьми – не каждый годится в партнеры. Ильф и Петров, братья Гонкуры, братья Стругацкие, супруги Голон… Не так уж много в мире писателей-соавторов.
Дети учатся придумывать альтернативные варианты развития событий, возникает не только соревнование – кто интереснее придумает, но и взаимопомощь, сотрудничество, согласование вариантов (ведь сказка – общая).
Интересно, что некоторые «трудновоспитуемые» дошкольники, оказавшись в главной роли в паре со сверстником-ассистентом, показывают прямо-таки «образцовое» поведение.
К концу наших занятий дети начинают ориентироваться на партнера, помогают друг другу, поддерживая и развивая версии товарища.
Совместное сочинение сказки Вадиком К. (рассказчик) и Насти Г. (слушатель, Повелитель Волшебников):
Взрослый: Как эта история начинается? «Давным-давно…». Вадик: Давным-давно… Взрослый: И что? Вадик: Пошел мальчик в лес погулять. Потом… он увидел: на дереве какие-то человечки. Настя: И вдруг идет волшебник, страшный. И хочет этих человечков забрать. Вадик: Нет, мальчика! Потом еще один мальчик идет. Встретились они, повернулись назад. И говорит: «Смотри, волшебник идет!». /Настя вытаскивает карточку с Добрым Волшебником/. Вадик — Насте: Злого покажи! /Настя показывает Злого Волшебника/: Один увидел доброго волшебника, в другой — злого. Взрослый: Там шли два волшебника? Крадутся за ними /ребятами/? Вадик: Да. Настя: Они разошлись в другую сторону — волшебники. Взрослый: Мальчики увидели, что волшебники разошлись в разные стороны? Вадик: Пошли они дальше. Увидели: зайчик-поскакайчик. Настя: А на зайчиков охотники! Они еле спаслись. Вадик: Лиса побежала за зайчиком. Настя: А волк отогнал лису — добрый! Потому, что это был человек! Он переоделся — в волшебную одежду с такой маской. Взрослый: Звери подумали, что это настоящий волк? Настя: Это был папа мальчика. Вадик говорит себе, мне и Насте одновременно торжественным голосом: Мы долго будем рассказывать, да? Настя: Да. Вадик: Потом они шли долго назад, увидели потом собачья шкура… собачья кожура валяется. Взрослый: И что? Настя: А потом пришел какой-то волшебник и унес эту кожуру. Это Добрый Волшебник! Взрослый: Это волшебная кожура? Настя: Нет. Вадик: Нет, обычная. Взрослый: Зачем унес эту кожуру? Вадик: Чтобы дети не испугались. Настя: Нет, в мусорку. Вадик: Чтобы дети не испугались! Настя: Да, чтобы не испугались, выбросил в мусорку! Взрослый: Сказка закончилась? Настя: Нет! Вадик: Нет! Потом пошли дальше гулять и увидели, какая-то луна на небе висит. Потом они ее отстригли ножницами (она висела на нитке).
Анализ рассказа мальчики чехова
... делает человек. Сочинение по произведению Мальчики Рассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было ... настоящих семейных ценностей, рассуждая о взаимоотношениях детского и взрослого миров. Сюжетно-композиционные особенности рассказа Экспозиция рассказа – представление главных героев (Володи Королева и ...
И она улетела на небо. Настя: А потом она спряталась в небе. И они отстригли веревки Солнца, и стало не так жарко Взрослый: Так как Солнце улетело подальше? Настя: Да. Взрослый: И вдруг… Настя: И вдруг пошел волшебник какой-то, взял этого мальчишку и унес! В плен! Взрослый: А второй мальчик? Настя: А второй мальчик остался в лесу. Взрослый: Надо спасать мальчика! Настя: Да. Вадик: Потом приехали полицейские. Настя: И мальчик все рассказал. Вадик: И того в тюрьму посадили. Настя: А Злой Волшебник всех заколдовал — полицейских. А потом мальчик бежал. Вадик: А мальчик сам себя заколдовал, всех побил. Настя: Он нажал на Бога /показывает на свой нательный крестик/, и он превратился в невидимку. Взрослый: И Злой Волшебник не мог его увидеть? Вадик: А добрая /волшебница/? Настя: А добрая его спасла.
В сказке отчетливо выражена линия борьбы Добра и Зла; текст остросюжетен, в нем постоянно что-нибудь случается (иногда катастрофическое); но все обязательно заканчивается хорошо: помогают либо волшебники, либо сами герои справляются с трудными обстоятельствами.
И сочинять в паре со сверстником оказывается так интересно!
© Все права защищены