Малые формы сочинений

Малые формы сочинений

Чтобы содержание созданного текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно-значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме.

При этом соблюдать правила построения текстов различных жанров, знать способы оформления зачинов и концовок, перехода от одной части к другой, средства связи предложений и частей текста.

Эти задачи решает и работа по подготовке к различным видам сочинения. Работая над сочинением, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, развивать свою речь.

На своих уроках предлагаю школьникам следующие малые формы сочинений:

  • мини-сочинение по заданным словам – это вид работы, не только способствующий развитию умения выражаться грамотно, но и обогащающий словарный запас, формирующий орфографическую зоркость;
  • мини-сочинение по заданному началу/концу;
  • игра «кубики» (деформированный текст);
  • мини-сочинение по рисункам (комиксы, художественные работы учеников, ассоциации);
  • письменный ответ на вопрос.

Наконец, возможен смешанный вид работы – мини-сочинение по заданным предложениям.

Вариант 1

Материалы расследования (к уроку-детективу по теме «Неопределённые местоимения» в 6 классе):

детектив

расследование

дедукция

версия

досье

преступник

свидетель

правосудие

подноготная

Вариант 2

Анамнез (, проводимому в день медицинской сестры 15 мая):

амбулаторная карта

диагноз

медсестра

пациент

гигиена

процедуры

лекарство

Вариант 3

Театр (к уроку-подготовке к контрольному словарному диктанту в 6 классе):

количество

миллион

минута

секунда

инициалы

сувенир

фойе

вестибюль

откровенный

искренний

совершенство

диалог

Вариант 4

Путешествие (к уроку-подготовке к контрольному словарному диктанту в 6 классе):

2 стр., 718 слов

Мини сочинение о пословицах 4 класс

... сочинения., Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра. Прочитайте пословицу, объясните её смысл. Кто ,по-вашему , любит откладывать всё на потом: уроки ... известные писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословицам. Работа по отрывкам произведений., Худо тому, кто добра не делает ... ему имя и фамилию. Ваш рассказ должен быть о том, как однажды нужно было сделать какое-то ...

благословение

платформа

равнина

горизонт

секунда

ураган

масштаб

до свидания

патриотический

примета

долина

впечатление

тщательный

рассчитывать

Мини-сочинение по заданным предложениям:

Трон императора Японии зовётся хризантемным.

Сладкие плоды кактуса опунции зовут колючей грушей.

Золотистая хризантема — символ солнца.

Хризантема украшает герб и печать Японии.

Плоды опунции едят.

Из сока плодов этого кактуса готовят сиропы, напитки, кисели.

Один император имел право носить одежду с изображением этого цветка.

Некоторые виды кактуса нужны для приготовления мармелада.

Никто другой не смел носить такую одежду.

Ослушнику грозила смерть.

Одни кактусы напоминают по вкусу голубику, другие — малину, третьи — душистые персики.

Из предложений предлагается составить два текста. Первый на тему: «Символический цветок», второй – на тему «Вкусный цветок». Дополнить тексты своими соображениями по заданной теме.