Чтобы содержание созданного текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно-значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме.
При этом соблюдать правила построения текстов различных жанров, знать способы оформления зачинов и концовок, перехода от одной части к другой, средства связи предложений и частей текста.
Эти задачи решает и работа по подготовке к различным видам сочинения. Работая над сочинением, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, развивать свою речь.
На своих уроках предлагаю школьникам следующие малые формы сочинений:
- мини-сочинение по заданным словам – это вид работы, не только способствующий развитию умения выражаться грамотно, но и обогащающий словарный запас, формирующий орфографическую зоркость;
- мини-сочинение по заданному началу/концу;
- игра «кубики» (деформированный текст);
- мини-сочинение по рисункам (комиксы, художественные работы учеников, ассоциации);
- письменный ответ на вопрос.
Наконец, возможен смешанный вид работы – мини-сочинение по заданным предложениям.
Вариант 1
Материалы расследования (к уроку-детективу по теме «Неопределённые местоимения» в 6 классе):
детектив
расследование
дедукция
версия
досье
преступник
свидетель
правосудие
подноготная
Вариант 2
Анамнез (, проводимому в день медицинской сестры 15 мая):
амбулаторная карта
диагноз
медсестра
пациент
гигиена
процедуры
лекарство
Вариант 3
Театр (к уроку-подготовке к контрольному словарному диктанту в 6 классе):
количество
миллион
минута
секунда
инициалы
сувенир
фойе
вестибюль
откровенный
искренний
совершенство
диалог
Вариант 4
Путешествие (к уроку-подготовке к контрольному словарному диктанту в 6 классе):
Мини сочинение о пословицах 4 класс
... сочинения., Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра. Прочитайте пословицу, объясните её смысл. Кто ,по-вашему , любит откладывать всё на потом: уроки ... известные писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословицам. Работа по отрывкам произведений., Худо тому, кто добра не делает ... ему имя и фамилию. Ваш рассказ должен быть о том, как однажды нужно было сделать какое-то ...
благословение
платформа
равнина
горизонт
секунда
ураган
масштаб
до свидания
патриотический
примета
долина
впечатление
тщательный
рассчитывать
Мини-сочинение по заданным предложениям:
Трон императора Японии зовётся хризантемным.
Сладкие плоды кактуса опунции зовут колючей грушей.
Золотистая хризантема — символ солнца.
Хризантема украшает герб и печать Японии.
Плоды опунции едят.
Из сока плодов этого кактуса готовят сиропы, напитки, кисели.
Один император имел право носить одежду с изображением этого цветка.
Некоторые виды кактуса нужны для приготовления мармелада.
Никто другой не смел носить такую одежду.
Ослушнику грозила смерть.
Одни кактусы напоминают по вкусу голубику, другие — малину, третьи — душистые персики.
Из предложений предлагается составить два текста. Первый на тему: «Символический цветок», второй – на тему «Вкусный цветок». Дополнить тексты своими соображениями по заданной теме.