Для выпускников российских школ начинается один из самых важных периодов в учебном году. 5 декабря 2018 года им предстоит написать итоговое сочинение по русскому языку, которое является допуском к ЕГЭ.
С собой ученикам разрешается взять лишь письменные принадлежности. Результат данного экзамена учитывается по желанию абитуриента и вуза. Переписать итоговое сочинение можно будет 6 февраля и 8 мая 2019 года.
ДАТЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2018-2019 ГОДУ
В утвержденном регламенте указано: датой написания итогового сочинения в 2018 году выбрана первая среда декабря. Дополнительными датами выбраны первые среды февраля, мая 2019 года. Дополнительные даты — это сроки, когда сочинение могут написать школьники, по уважительной причине не участвовавшие в написании 5 декабря, получившие «незачет», нарушившие дисциплину, за что их удалили с испытания.
Так, датами написания сочинения в 2018-2019 году выбраны:
- 5 декабря — заявку нужно было подать включительно до 21 апреля;
- 6 февраля — заявку нужно подать включительно до 23 января;
- 8 мая — заявку нужно подать включительно 24 апреля.
Сочинения пишут в школах, в которых учатся испытуемые. В классы их запускают в 09:00, и в 10:00 они приступают к написанию. За одной партой может сидеть только один ученик, и всех рассаживают в шахматном порядке. Участников ознакамливают с инструкцией. Итоговое сочинения нужно написать за 3 час. 55 мин.
СКОЛЬКО НУЖНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТОВ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?
По словам методистов ФИПИ, нужно привести минимум один аргумент из какого-либо литературного произведения. Желательно, чтобы аргументов все же было два. Если не будет аргумента из художественного источника, то выпускник получит «незачет».
Аргументы приводят из любого произведения, как отечественного, так и зарубежного автора: прозы, стихов, дневника, мемуаров, эпосов, былин и прочего. Исключение — пословицы и поговорки.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2019: НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 сентября 2018 года стали известны направления тем итогового сочинения. Всего подготовлено пять направлений, как и в прошлом году. Конкретные темы будут опубликованы в день испытания, их вышлют во все образовательные учреждения, учителя должны будут распечатать их либо написать на доске.
Выпускники школ Камчатки написали итоговое
... смогут повторно написать сочинение в дополнительные сроки: 5 февраля и 6 мая 2020 года. Напомним, итоговое сочинение (изложение) было введено в 2014-2015 учебном году по поручению Президента ... позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Писать вместо сочинения изложение имеют право учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в ...
На каждое из представленных направлений будет дана одна тема, то есть можно будет выбрать любую из пяти предложенных. В прошлом году темы различались по Федеральным округам, но были общие для регионов, скорее всего, в этом году будет аналогичный порядок.
ОТЦЫ И ДЕТИ
Представители ФИПИ комментируют, что эта тематика затрагивается во многих произведениях и раскрывается разным образом: в отношениях некоторых героев мы видим гармонию и преемственность, другие персонажи конфликтуют друг с другом.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/shablon-itogovogo-sochineniya/
- «Детство», «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» У. Шекспира.
- «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
- «Географ глобус пропил» А. Иванова.
- «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
- «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.
- «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.
- «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ
Разработчики направления акцентируют внимание на том, что эти понятия вытекают одно из другого, но иногда противостоят друг другу, а также на том, что мечта может подменить реальность или жизнь может погубить мечту.
Хрестоматийные произведения по этой тематике:
- «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
- «Два капитана» В. Каверина.
- «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
- «Дон Кихот» М. Сервантеса.
- «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.
- «Американская трагедия», «Сестра Керри» Т. Драйзера.
- «Обломов» И.А. Гончарова.
- «Судьба человека» М.А. Шолохова.
- «На дне» М. Горького.
- «Алые паруса» А. Грина.
- «Три сестры» А.П. Чехова.
МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ
Педагогами ФИПИ разъясняется, что ученики могут рассуждать на тему нравственного выбора и над тем, чем он обусловлен: личностные качества персонажей или свойства, навязанные средой (извне).
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/shablon-itogovogo-sochineniya/
- «Дубровский», «Капитанская дочка» А.С, по информации на 14:48:24. Пушкина.
- «Месть» А.П. Чехова.
- «Судьба человека», «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Человек, который всегда смеется», «Собор Парижской богоматери» В. Гюго.
- «Сотников» В. Быкова.
- «Василий Теркин» А.Т. Твардовского.
- «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Бесы», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
Здесь можно как противопоставлять, так и связывать данные понятия, обращаясь к опыту литературных героев. Предлагается поразмышлять над природой таланта и важностью усердного обучения.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/shablon-itogovogo-sochineniya/
Анализ поэмы “полтава” пушкина: особенности, суть, смысл, идея
... офицеры и одержали победу в Полтавской битве. Это не слепая случайность судьбы, а долгая и упорная работа. С какой любовью и восторгом описывает Пушкин Петра Первого на поле ... с душевными переживаниями, Кочубей очень быстро переходит на темную сторону, находясь в постоянном ожидании мести Мазепы. Несмотря на это, образ Кочубея вызывает сочувствие и симпатию читателя, ...
- «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
- «Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
- «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгакова.
- «На дне» М. Горького.
- «Война и мир» Л.Н. Толстого.
- «Победитель» А. Грина.
- «Слепой музыкант» В. Короленко.
- «Последний лист» О. Генри.
- «Улыбка» Р. Брэдбери.
- «Картина» Л. Гранина.
ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ
Еще одно направление, которое затрагивает вечные проблемы двух нравственных «полюсов» – добра и гуманности, с одной стороны, агрессии и разрушения с другой стороны.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/shablon-itogovogo-sochineniya/
- «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
- «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина.
- «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
- «Гроза» Н.А. Островского.
- «Отверженные» В. Гюго.
- «Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М. Достоевского.
- «Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
- «Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
- «Тихий Дон» М.А. Шолохова.
- «Детство», «На дне» М. Горького.
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ
Комментарии специалистов ФИПИ и опыт прошлых лет позволяют предположить примерные вариации тем. Большинство из них звучит как вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты, другие основываются на противопоставлении понятий. Причем не обязательно соглашаться с предложенным тезисом – ученик может построить свою работу «от обратного», то есть доказывать противоположную точку зрения. В построении тем педагоги будут опираться на понятность и доступность тезиса для школьников.
Примерные темы итогового сочинения 2019:
- Почему возникает конфликт поколений?
- Могут ли дети учить родителей?
- «Человек без мечты, как птица без крыльев».
- Заветная мечта и жестокая реальность.
- Как вы понимаете цитату «сладчайшая месть – это прощение»?
- Месть – проявление силы или слабости?
- Что важнее – искусство или ремесло?
- Может ли творец быть ремесленником?
- Что дает людям искусство?
- Добрыми людьми рождаются или становятся?
- Бывает ли оправданная жестокость?
- Человек как воплощение доброты и жестокости.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2019: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При анализе итогового сочинения по литературе 2019 года в первую очередь будут опираться на соответствие двум требованиям, без соблюдения которых работа не будет проверяться далее и получит «незачет»:
- объем не менее 250 слов;
- самостоятельно написанный текст (при подозрении на плагиат проверяющие имеют право обратиться к программам проверки уникальности).
Если сочинение соответствует этим требованиям, далее ее оценивают по 5 критериям. Обязательно получить «зачет» по первым двум, а также по одному из трех других. То есть, чтобы работа получила общий зачет, нужно набрать не менее трех «баллов»:
- Соответствие теме – обязательно. Здесь нужно, чтобы работа строилась на раскрытии заданного тезиса, а не подменялась другим. Используйте формулировку темы во вступлении и в заключении.
- Наличие аргументов – обязательно. Необходимо опираться на литературный материал – рассказывать о судьбе героев, цитировать авторов, можно дать отсылку к символике произведений (например, вспомнить горящее сердце Данко как символ любви к людям из «Старухи Изергиль» Горького).
В работе должно быть не меньше одного аргумента.
- Композиция и логика. Заявленный во вступлении тезис должен подтверждаться или опровергаться аргументами. Чтобы соблюсти композиционные требования, постарайтесь придерживаться плана.
- Качество письменной речи. Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
- Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.
КАК СЧИТАЮТСЯ БАЛЛЫ
Для поступающих на гуманитарные направления важно не только получить общий зачет, но и набрать наибольшее количество баллов. Рособрнадзор рекомендовал ВУЗам анализировать сочинения по таким требованиям:
Заголовок 1 | Заголовок 2 | Заголовок 3 | Заголовок 4 | Заголовок 5 |
---|---|---|---|---|
kjlhjk | yyuityu | adczxc zxc | sadfasedf | sdfgsdf |
mn,bnm, | gjhkghjk | vzxcvxzc | g xcvvcb | g sdf fsg |
gjhkjbnm, | nmbnmg | vaszdf asdf | dsfg sdf | xcv xcv g |
,bnm,b | hjkgyui | zxc zsdxf | sert wert | sdfg sdfg |
Практические советы
Представители ФИПИ утверждают, что некоторые абитуриенты используют выдуманные произведения. Прочитайте при подготовке по 1-2 книги к каждому направлению и опирайтесь на этот материал. Также не обязательно привлекать классику – можно обратиться к «Гарри Поттеру», «Властелину колец» и другим популярным произведениям – в них можно найти много аргументов на заданные вопросы.
При написании итогового сочинения в 2018-2019 году используйте такую методику:
- Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете подобрать аргументы из литературы.
- Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел слабых. (89.169.72.61).
Скажите об этом во вступлении, а в основной части приводите доказательства из произведений.
- Приведите один или два примера из литературы (например, поступок Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно пощадил главного героя).
- Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы.
- Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все затруднительные моменты и перепишите на чистовик.
ШАБЛОН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ
Вступление должно состоять из 60-70 слов, ключевые слова должны отвечать предложенной теме и отражать основную мысль в первой части. Необходимо наметить цель сочинения. Переход к следующей мысли должен быть плавным и логическим. Можно использовать 3 варианта для написания сочинения:
- тема-вопрос;
Как связаны между собой понятия «…» и «…»?
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Я считаю, что…
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.
На этот вопрос можно ответить по-разному, но я считаю, что…
Размышляя над поставленным вопросом нельзя дать точный ответ, … (аргументировать свою мысль).
- тема-утверждение;
«…» — утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с данной мыслью. Ведь правда, …
«…» — утверждал (имя писателя).
Это мысль, которая достойна внимания. Действительно, …
Русский писатель утверждал «…». Я считаю также, ведь…
- тема-ключевые слова.
«…» и «…». Что значит…? А к чему может привести…?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит быть … или …? Я считаю, что…
Наверное, практически перед каждым человек стоял выбор: быть … или …?
Основная часть состоит из 200-250 слов, в которой необходимо написать 1-2 аргумента. Нужно привести несколько примеров из литературных источников, которые описывают рассматриваемую проблему в сочинении (обязательно указать автора и название произведения).
Аргументы можно подтвердить своими словами или жизненными примерами:
- формулировка главной мысли;
Я считаю, что…
На мой взгляд, …
- аргумент.
Многие авторы писали об этой теме. Так, в произведении…
К теме … обращались многие русские и зарубежные писатели. В романе…
Обратимся к произведению… (ФИО автора, название).
Тема… затрагивается в романе… (ФИО автора, название).
Проблема… волновала многих писателей. Особенно яро об этом писал… (ФИО автора) в произведении…
Вспомним героя романа… (ФИО автора, название).
Идея… описана в стихотворении… (ФИО автора, название).
Поэт размышляет о…