Образовательный материал

Региональный экзамен по русскому языку в 8 классе

ФИО обучающегося ______________________________________________

Наименование организации _______________________________________

Класс ___________________

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 2-х частей.

Часть 1 включает 16 заданий (1-16).

Ответами на эти задания являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

Ответ на задание 2: таким же, в начале

Ответ на задание 3: успели заиндеветь

Ответ на задание 4: 45

Ответ на задание 7:

А

Б

В

Г

2

3

1

5

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 2 состоит из 1 задания (17), требующего развернутого ответа и представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на отдельном листке (бланке).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1

Ответами на задания 1-16 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

1 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1) кУхонный

2) черпАть

3) поднятА

4) экспЕрт

Ответ: ________________________________________

2 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

5 стр., 2019 слов

Сборник заданий «Работа с антонимами на х русского языка»

... антоним – «новый». И таких примеров достаточное множество, поэтому и объяснить в двух словах что это такое не получится (равно как и про синонимы, паронимы и ... работа сказка статья существо творение утка фантазия фельетон фикция фраза небывальщина Гиперонимы слова сочинение творчество созидание Гипонимы слова сочинение ... ки — с пято­го на деся­тое. Определение антонимов , Антонимы — это слова одной ...

Вы тогда обиделись на меня, а (ПО)НАПРАСНУ: книжка хороша, (ОТ)ЧЕГО и не почитать.

  • Что случилось? – изумилась учительница, дав волю своей живой мимике, и ТУТ(ЖЕ) устыдившись её, (ПО)ТОМУ что о таких делах надо говорить вкрадчиво и тихо.

Наездник (С)ЛЕГКА пришпорил коня, и он ТУТ(ЖЕ) побежал трусцой.

Ответ: ________________________________________

3 Выпишите составное глагольное сказуемое из указанных ниже предложений.

Навстречу несло дождем и мглою.

Целительная сила природы хорошо известна.

Во всём мне хочется дойти до самой сути.

Ответ: ________________________________________

4 Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.

1) Судно единственное человеческое творение, которое удостаивается чести получить при рождении имя собственное.

2) Песня как птица, выпусти её — она и летит!

3) Любое движение в пространстве есть беспрерывная смена обстоятельств и свойств среды вокруг.

4) Вернейший способ узнать человека прислушаться к тому, как он говорит.

Ответ: ________________________________________

5 Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Они свернули в одно из бесчисленных ответвлений русла оврага и вскоре увидали дымок костра и деловито хозяйничавшего возле огня Дергача.

2) Летом мы с ребятами либо ходили на рыбалку либо запускали бумажного змея во дворе.

3) Ни зима ни весна ни лето ни осень не оказывали ни малейшего видимого влияния ни на него ни на образ его жизни.

4) Бибиков сомневался не только в армии и офицерах но даже и в церкви.

5) Забытая охотничья тропа заросла более светлым пустырником и папоротником и резко выделялась.

Ответ: ________________________________________

6 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Вскоре после окончания школы он заболел (1) кажется (2) сыпным тифом. Такое утверждение (3) кажется (4) нам очень странным.

Ответ: ________________________________________

7 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Между церквами виднелось множество кровель, выкрашенное по большей части в зеленую краску.

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

2) Логика повествования, мастерски обрисованные фигуры российских промышленников убеждает в том, что «дело Артамоновых» в его конечной цели – дело накопительства.

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) В романе «Хождении по мукам» слияние эпического и лирического определило все стилевые особенности произведения.

6 стр., 2973 слов

Сложноподчинённые предложения

... знаки препинания. Именно для того, чтобы допускать меньше ошибок в родном языке и разобраться в тонкостях построения сложных предложений, ... препинание сложноподчинённый предложение Схема Сложноподчинённые предложения, их виды Сложноподчиненным называется предложение , части которого ... предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Сюда относятся: сочинение и подчинение; сочинение ...

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4) Ветки лавра, срезанные в субтропиках, время от времени букетами продают на наших улицах.

5) Лучшие воины служат и защищают рубежи нашей Родины.

6) Всеобщий переход пишущих людей на компьютеры и распространённое пользование Интернетом не могут не изменять стиль нашего мышления.

Ответ:

А

Б

В

Г

Прочитайте текст и выполните задания 8-17.

(1)Сергей Львович терпеть не мог жить зимой в деревне. (2)Предпочитал Петербург. (3)Перед отъездом сообщил опочецкому предводителю дворянства Пещурову, что лишён возможности неотлучно находиться при старшем сыне, а следовательно, и надзирать за ним.

(4)Михайловское, наконец, опустело, и Пушкин остался один в старом ганнибаловском доме. (5)Старый господский дом в Михайловском, который отныне неизвестно на какой срок стал его жилищем, построил в восьмидесятых годах прошедшего XVIII века дед его – Осип Абрамович Ганнибал.

(6)Одноэтажный, деревянный, обшитый и крытый тёсом, в шесть окон по фасаду, дом был невелик. (7)Из семи его комнат пять были побольше, две совсем маленькие. (8)При каждой из маленьких комнат имелись свои сени с выходом на двор, где вблизи от дома, по обе стороны фасада, справа стояла кухня, слева – банька со светёлкой. (9)Если вычесть зальце, столовую, маленькую буфетную и одну из боковушек, где, по-видимому, размещалась горничная Надежды Осиповны и лакей Сергея Львовича, для житья семьи Пушкиных оставалось три комнаты.

(10)Немногочисленная мебель из простого дерева, неказистая и ветхая, почти сплошь домашней работы, вся нехитрая утварь принадлежали ещё Осипу Абрамовичу. (11)В доме ничего не обновляли, считая своё летнее пребывание в Михайловском временным и лишние расходы ненужными.

(12)После отъезда родных Пушкин не стал перебираться в другую комнату. (13)Остался в той же детской, которую делил с Ольгой и Львом – направо от крыльца, с окнами на двор. (14)Здесь был у него и кабинет, и спальня. (15)Во время своих скитаний он не жил в роскоши, да и раньше, в Петербурге, никогда не знал её. (16)Поэтому легко мирился с простым некрашеным столом, потертой линялой холстинковой обивкой дивана и стульев, трёхногой кроватью, четвёртой ножкой которой служило простое сосновое полено. (17)Он не замечал их и, оставшись один, наслаждался тишиной и одиночеством. (18)Тем одиночеством, которое никогда не любил, но которое теперь оценил в полной мере.

(19)Все четыре месяца, проведенные в Михайловском, несмотря ни на что и наперекор всему он упорно работал. (20)Вопреки ожиданиям врагов и опасениям друзей, не замолчал, не сломался. (21)Кончил поэму «Цыганы» и отделал стихотворение «К морю», начал народную поэму «Борис Годунов», написал около тридцати стихотворений

(22)Зима в 1824 году пришла позднее обычного, но, придя, постаралась наверстать упущенное, вознаградить себя обилием снегопадов и вьюг. (23)Это была его первая деревенская зима, столь не похожая на те, что он видел раньше.

(24)Только здесь, в Михайловском, он впервые узнал ничем не стесненную и ничем не ограниченную настоящую русскую зиму, с бесконечными просторами заснеженных полей, молчаливым застывшим лесом, непролазными сугробами, воем ветра в трубе, волчьими следами под самыми окошками, сверкающим благолепием и метельным буйством.

18 стр., 8693 слов

Свобода в лирике пушкина

... В мировоззрении и творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема “вольности святой” занимает центральное место, ибо для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, ... он “в свой жестокий век восславил… свободу». Сочинение: Тема свободы в лирике Пушкина Понятие свободы нельзя ... идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ... стилю напоминающее “Путешест­вие из Петербурга в Москву» Радищева (хотя Пушкин, ...

(25)Каждый день, просыпаясь поутру, Пушкин слышал осторожные шаркающие шаги в сенях. (26)Он не один. (27)Есть у него друг – его старая няня. (28)Она с ним, как в детстве. (29)Он всегда её любил, но лишь теперь, в Михайловском, оценил её в полной мере. (30)Она хоть и не звала его больше Сашей, величала Александром Сергеевичем, но любила по-прежнему, а может быть, и больше. (31)Оставшись вдвоем с Александром Сергеевичем, комнату для себя она выбрала ту, что была напротив его кабинета.

(32)Зимой темнело рано. (33)Арина Родионовна брала веретено и спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. (34)Зимние вечера коротали вместе.

(35)Пушкин читал или ходил, слушал, как ветер шумит в трубе. (36)Свеча потрескивала на столе. (37)Смутные тени метались по стенам, и Пушкину казалось, что он один на всём белом свете. (38)Он и няня. (39)А за окном – снег, метель, бесконечные просторы безмолвных полей.

(По М.Я. Басиной*)

*Марианна Яковлевна Басина (1916 – 1994 гг.) – филолог, историк литературы, автор известных книг о великих русских писателях.

8 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Пушкин так легко мирился с простой и устаревшей обстановкой имения?» Укажите номер этого предложения.

(10)Немногочисленная мебель из простого дерева, неказистая и ветхая, почти сплошь домашней работы, вся нехитрая утварь принадлежали еще Осипу Абрамовичу.

(11)В доме ничего не обновляли, считая своё летнее пребывание в Михайловском временным и лишние расходы ненужными.

(15)Во время своих скитаний он не жил в роскоши, да и раньше, в Петербурге, никогда не знал её.

(19)Все четыре месяца, проведённые в Михайловском, несмотря ни на что и наперекор всему он упорно работал.

Ответ: ________________________________________

9 Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 6-9? Напишите номера правильных ответов.

Стили

Типы речи

художественный стиль

публицистический стиль

научный стиль

разговорный стиль

описание

повествование

рассуждение

описание и рассуждение

повествование и описание

Ответ:

Стиль

Тип(ы) речи

10 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «отделать». Определите значение, в котором употреблено это слово в двадцать первом (21) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ОТДЕЛАТЬ,-аю, -аешь, -анный; сов.

1. что. Придать какой-нибудь определённый вид (путём обработки, доводки).

Отделать квартиру. Отделать статью (окончательно обработать).

Отделать деталь.

2. что чем. То же, что украсить. Отделать платье кружевами.

3. что. Испортить небрежным обращением, испачкать (прост.).

Отделать куртку в грязи.

4. кого (что).

Выругать, выбранить, а также избить. Отделать за озорство. || несов. отделывать, -аю, аешь. || сущ. отделка, -и, ж. (к 1 и 2 знач.).

7 стр., 3283 слов

Сочинение стиль жизни какой мне ближе

... от всех благ. Это комфортное применение идей, которые мне близки, в своей повседневной жизни. Включение их в свой собственный стиль жизни. Минимализм – это не только довольствование малым количеством ... документов нужно следовать некоторым условиям. Понятия и термины должны быть однозначными, лишенными каких-либо наслоений и синонимических связей. Отсюда возникает необходимость для делового человека ...

|| прил. отделочный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.) Отделочные работы. Отделочный материал.

Ответ: ________________________________________

11 В каком предложении средством речевой выразительности является фразеологизм? Напишите номер этого предложения.

(10)Немногочисленная мебель из простого дерева, неказистая и ветхая, почти сплошь домашней работы, вся нехитрая утварь принадлежали ещё Осипу Абрамовичу.

(25)Каждый день, просыпаясь поутру, Пушкин слышал осторожные шаркающие шаги в сенях.

(4)Михайловское, наконец, опустело, и Пушкин остался один в старом ганнибаловском доме.

(37)Смутные тени метались по стенам, и Пушкину казалось, что он один на всём белом свете.

Ответ: ________________________________________

12 Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответ: ________________________________________

13 Выпишите грамматическую основу предложения 6.

Ответ: ________________________________________

14 Среди предложений 10-15 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________

15 Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Он всегда её любил, но лишь теперь, в Михайловском, оценил её в полной мере.

1) Простое предложение, осложнённое обособленными несогласованным и согласованными определениями и однородными членами.

Б) Зима в 1824 году пришла позднее обычного, но, придя, постаралась наверстать упущенное, вознаградить себя обилием снегопадов и вьюг.

2) Простое предложение, осложнённое обособленным нераспространенным обстоятельством и однородными членами.

В) Немногочисленная мебель из простого дерева, неказистая и ветхая, почти сплошь домашней работы, вся нехитрая утварь принадлежали ещё Осипу Абрамовичу.

3) Простое предложение, осложнённое вводным словом.

4) Простое предложение, осложнённое уточняющим обстоятельством места и однородными членами.

А

Б

В

Ответ:

16 Среди предложений 12-18 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 17.1 или 17.2.

17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и искусствоведа Фёдора Ивановича Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.

5 стр., 2343 слов

(По Ю. Бондареву). А28. Какое из высказываний не соответствует ...

... бывает кессонной болезни. Прочитайте текст и выполните задания А28А30; В1В8; С1. (1)Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать трофейное оружие. (2)Гладко отшлифованный металл ... предложения текста. частица краткое прилагательное наречие краткое причастие А11. Укажите значение слова НАСУЩНЫЕ в предложении 5. трудные важные ресурсозатратные практические А12. В каком варианте ответа ...

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

17.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Вопреки ожиданиям врагов и опасениям друзей, не замолчал, не сломался».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Региональный экзамен, 2016 г. Русский язык, 8 класс

ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области»

, Знак Знак