Жили-были два брата – два суффикса –ик — и –ек -. И до того были похожи друг на друга, что и не различишь. Но характеры у него были разные. –Ик — имел твердый и непреклонный характер: как слово ни изменяют, он крепко сидит в нем:
ключик – ключика
кирпичик – кирпичика
ларчик – ларчика
А у суффикса – ек — характер был другой: шаловливый, озорной. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Его кругленькая е то и дело выкатывается из слова в косвенных падежах:
орешек – орешка
дружочек – дружочка
василечек – василечка.
Этих братьев легко можно различить, если хорошо изучить их характеры. Д.Кузьмин
Подбери слова с сочетаниями чк, чн, нч так, чтобы эти слова рифмовались с данным словом:
Печка (речка, свечка, колечко…).
Птенчик (бубенчик…).
Вечный (встречный, сердечный…).
13. Запоминание с помощью приема «перевод».
Яства – от «ясти» (есть) – др.рус.
Футбол – от «foot» – нога и «boll» – мяч.
ПАлисадник – от palissa – частокол
Айсберг – заимств. из нем. Is [айс] – лед, + berg [берг] — гора.
Вокзал – заимств. из англ., где Vaux — имя владелицы увеселительного заведения около Лондона (ХVIII век), и сущ. Hall – зал.
14. Запоминание с помощью приведения исторической справки.
Колобок – от «коло» – круг.
Коричневый – от «кора».
Спасибо – от «спаси бог».
15. Запоминание проверочных слов или использование способа подстановки.
Облака – облако, обволакивать.
Будущее (пишем без ю) – проверь: я буду, а не будую.
Следующий (пишем с ю) – проверь: я следую, а не следу.
16. Запоминание путем дробления слова на значимые части.
Горизонт – гори, зонт.
Блокнот – блок, нот.
17. Запоминание с помощью алгоритмов и других способов систематизации материала., Правописание О –Ё после шипящих (систематизированы 9 правил)
Дано: в безударном положении после шипящих пишется Е
(кроме слов-исключений: шоколад, шоссе, шофер, пончо, шовинизм, жонглер, шотландка, ранчо, креп-жоржет, жокей).
Что пишется под ударением? – Применяем алгоритм:
Орфограмма находится в корне?
Да нет
Это слово – исключение? Это глагольная форма?
(имеются в виду исключения, в которых (глагол, причастие, отглаголь-
Слушание-понимание художественного текста повествовательного характера
... Для осмысления услышанного и лучшего Запоминания можно использовать следующие приёмы: запись опорных слов по ходу слушания; запись ... требуется осознание и запоминание основных смыслов высказывания. Так воспринимается текст для подробного изложения, слово учителя при объяснении ... в общих чертах, в целом, без установки на запоминание подробностей. В результате такого слушания человек обычно может ...
гласная находится под ударением; ные существительные)
см. выше список слов:
шорох, чокаться, трущоба…)
да нет
нет пиши о да
пиши е
1См.: Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (проект).
Режим доступа:
2Воителева Т.М. Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. — ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.
3Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180.Режим доступа:http://www.recoveryfiles.ru/laws.php?ds=2316
4Примеры подобных записей см. в Приложении 1.
5Примеры аттестационных рубежных и экзаменационных работ см. в Приложении 2.