По технологии «Лоскутная сказка»

Издавна рукоделие было традиционным занятием женщин, которые с детства учились шить, вышивать, вязать и сами изготавливали одежду для себя и детей, предметы интерьера, украшения и аксессуары.

В настоящее время различные направления рукоделия пользуются не меньшей популярностью, хотя чисто практическая их направленность отошла на второй план. Многим нравится своими руками создавать прекрасные вещицы, способные украсить дом, дополнить имидж.

Каждая модница или мастерица мечтает о том, чтобы в ее гардеробе, украшениях или предметах быта были неповторимые, красивые вещи, сделанные в единственном варианте. А как этого достичь? Если, идя в магазин или на рынок, мы видим там много красивых, нужных и ненужных вещей, но они все не эксклюзивны. Вещи, которые мы купили где–то в магазине, можно встретить на каждой второй. И я задумалась, как же быть неповторимой и не затрачивать много денежных средств. И, конечно же, здесь на помощь придут наши руки, которые могут сделать все. Кроме того, исключительность и неповторимость вещей, сделанных своими руками, придает им особенное очарование.

В современных условиях жизни особую актуальность приобретает умение людей сделать что-то своими руками, предметы одежды, украшения или украсить свой быт.

Квартира, в которой мы живем, работаем и отдыхаем, должна быть удобной, уютной и красивой. Современный интерьер, сложившийся во многом из стандартных вещей, потребовал поиск новых оригинальных решений в убранстве дома. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Увлекаясь рукоделием можно создать красивый и неповторимый интерьер.

Хенд мейд нынче в моде. Одно лишь словосочетание «ручная работа» делает любую вещицу эксклюзивной, желанной и модной. А потому многие из нас начинают в срочном порядке осваивать различные рукоделия, чтобы быть «в теме» и иметь возможность при случае похвастаться своим рукотворным шедевром.

Мне хочется остановиться на технике лоскутного шитья, которое на иностранный манер называется мудреным словом «пэчворк». Вы никогда не замечали, что если в обычной современной квартире есть какое-нибудь изделие лоскутного творчества, то оно постоянно притягивает взгляд – столько радостной энергетики оно излучает.

12 стр., 5564 слов

Декоративное панно «Красно солнышко» в технике лоскутного шитья

... работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Так или иначе, современное лоскутное ... приблизительно теми же годами старинная одежда, украшенная узорами из разных лоскутов. В ... лоскутного изделия (19). Из лоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, ... вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. ...

Считаю актуальной данную тему. Чтобы быть всесторонне развитым, культурным человеком, воспринимать мир прекрасного, каждый учащийся должен знать народные художественные промыслы, национальные традиции, культурное наследие нашей страны, основы композиции, технологии изготовления ручных изделий. Уметь реализовывать полученные знания и умения на практике, владеть разными технологиями изготовления изделий, строить свое уютное «семейное гнездышко».

Начиная работу над данной темой, я поставила перед собой цели и задачи:

— изучить историю возникновения лоскутного шитья;

— познакомиться с видами и техниками лоскутного шитья;

— использовать свои знания и умения при изготовлении красивых, очаровательных, неповторимых вещиц.

Творчество начинается с желания что-либо сделать своими руками, сделать – значит создать. Творение, создание – это выход из обыденного течения жизни, подъем на ступеньку выше, открытие в себе новых возможностей. Тот, кто становится на путь творчества, движется к вершинам искусства. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но творческий процесс возвышает и совершенствует человека.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ

Принято считать, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам. В одном из национальных музеев Каира выставлен образец орнамента, сшитый из кусочков кожи газели, датируемый 980 годом до нашей эры, а в Токийском музее хранится датируемая приблизительно теми же годами старинная одежда, украшенная узорами из разных лоскутов. В 1920 году английский археолог сэр Артур Штейн обнаружил удивительный ковер, хранившийся в пещере тысячи будд и приблизительно датируемый IX веком, который был сшит монахами из многочисленных кусочков одежды паломников.

В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского . Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой , считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

В стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 20-х годах XVII века. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Обыкновенно американские хозяйки шили верхнюю часть квилта зимой. На простёжку квилта собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины. Практически все американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике пэчворка. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»); ассоциациями с историями из Библии («Лестница Иакова »).

20 стр., 9524 слов

«Теоретические основы развития творческих способностей младших ...

... технику работы с тканью на уроках технологии ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ 1.1 Психолого- педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с тканью Осуществление психолого-педагогических основ развития творческих возможностей младшего школьника требуют ...

Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Сохранилось очень мало старинных одеял в технике пэчворка, так как они были предметами повседневного обихода в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев.

В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде — увлечение фольклорным романтизмом.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды . Известно, что в XVII веке в среде старообрядцев использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов .

Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились . В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма. В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга).

9 стр., 4383 слов

Использование технологий росписи по ткани в педагогической работе

... по данной проблеме. Структуры курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, 3 вопроса, заключение, список литературы, приложение. 1. История «росписи по ткани» Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления ... набойки. Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды. Позднее, в ...

Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.

Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.

В начале XX века лоскутное шитьё вместе с привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов , занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.

АЗЫ ЛОСКУТНОЙ ТЕХНИКИ

На первый взгляд ничего сложного в этом виде рукоделия нет: собирай лоскутки, сшивай их в целые полотна и получай готовые изделия. Что же, в чем-то такое мнение верно. Технология на самом деле не сложная. Вот только реализовать подобное не так уж и просто. Техника лоскутного шитья включает три основных этапа.

  1. Подбор лоскутов ткани. Можно собрать то, что имеется в виде всевозможных остатков и обрезков, рассортировать все это богатство по цвету и фактуре, а затем приступить к следующему этапу – созданию схемы. Но можно сначала задумать узор для своего изделия, а уже затем приобрести для него подходящие ткани, из которых и нарезать шаблоны для узора. Тогда у вас первый и второй этап поменяются местами.

  2. Создание эскиза или схемы будущего рисунка – второй этап лоскутного шитья. Для опытных мастериц этот этап не представляет особенной сложности. В зависимости от выбранного рисунка они используют различные способы (техники) сшивания лоскутов. Начинающим мастерицам лучше всего воспользоваться готовыми схемами, которые можно найти в специальной литературе или же в Интернете.

  3. Соединение отдельных лоскутов в целое полотно. Кстати, существует такой вид лоскутного рукоделия как вязаный пэчворк. В этом случае лоскуты не сшиваются, а связываются с помощью контрастной нити и вязального крючка. А сам процесс соединения лоскутов состоит также из нескольких этапов: сшивание (связывание) отдельных фрагментов (это могут быть треугольники, квадраты, ромбы, уголки и прочие геометрические или произвольные фигуры), соединение блоков в полотно, пришивание к полотну подкладки.

    43 стр., 21256 слов

    Художественная роспись на ткани

    ... декоративно-прикладном творчестве. Актуальность Тема моей дипломной работы - "Художественная роспись ткани". Она содержит две части: теоретическую, ... методическую разработку проведения системы уроков по изучению особенностей художественной росписи ткани. Объект исследования: уроки технологии ... цветов в рисунке. Последний цвет, как правило, черный или темно-коричневый. После окончания крашения ткань ...

Это рукоделие помимо материалов (ткани и ниток) требует и определенного набора инструментов:

  • ножницы или специальный роликовый нож;

  • швейные иглы и булавки;

  • мел или карандаш для нанесения рисунка на ткань;

  • бумага, картон или мягкий пластик для шаблонов;

  • швейная машинка или вязальный крючок.

Довольно незамысловатый набор, который, кстати, можно приобрести в готовом виде (кроме швейной машинки) в специальных магазинах для рукоделия. Как правило, такие наборы включают и схемы узоров. Эти инструменты вкупе с материалами позволят вам работать в любом виде лоскутного шитья и изготавливать простые и сложные изделия, выполненные в любой из его техник.

Азы лоскутной техники 1

Азы лоскутной техники 2

Азы лоскутной техники 3 Азы лоскутной техники 4

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТКАНЕЙ

Самым подходящим материалом для лоскутного шитья для начинающих, конечно, являются различные хлопчатобумажные ткани. Основной их недостаток (имеются в виду наши российские ткани) – то, что они дают сильную усадку и нуждаются в обязательном замачивании. Но они прекрасно гладятся, шьются, не сыпятся, а главное – красивы, экологичны и долговечны.

К счастью, сейчас в продаже огромный выбор замечательно красивых хлопчатобумажных тканей, как однотонных, так и с рисунком. Конечно, все эти ситцы, сатины, штапель довольно дорогие, но тем и хорошо лоскутное шитье, что можно покупать по небольшому отрезу ткани (просто для удовольствия!), а потом «сочинять» из них композиции.

Льняные ткани

Вискозные ткани (штапель)

Чисто шерстяные ткани

Ткани с добавлением

На Западе сейчас особое внимание обращают на экологичность материала и шьют изделия только из хлопчатобумажных тканей. Впрочем, американцы традиционно использовали для работы (особенно одеял и одежды) только 100-процентные хлопчатобумажные ткани. Помимо того что с ними легче работать, эти ткани поглощают влагу, сохраняют тепло, хорошо стираются, и от них веет домашним теплом и уютом.

31 стр., 15004 слов

«Художественная роспись ткани в рамках внеурочной деятельности ...

... курсы, издаются пособия по росписи тканей. Художественная роспись тканей, как жанр ... по курсу «роспись ткани» во внеурочной деятельности. Основные задачи курса занятий по росписи тканей направлены на развитие творческих способностей обучаемых. У детей развивается воображение и фантазия. Учащиеся приобретают практические навыки работы росписи по ткани. ... смело экспериментировать с цветом и формой. ...

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Когда ткань подготовлена, следует приступить к исполнению замысла. Одна из основных ошибок – это стремление использовать в одной работе все собранные вами лоскутки. Часто разноцветье лоскута, красивое в куче, разложенное в плоскости теряется: отдельные лоскутки «убивают» друг друга. Чем больше цветов и рисунков, тем сложнее сочетать ткани между собой. Да и не нужно. Хотя искусство XX века и доказало, что возможны самые неожиданные сочетания цветов, фактур и изображений, но для утилитарных целей больше подходят гармоничные, не раздражающие сочетания. Но и это мнение субъективно, потому что каждая мастерица вольна творить, исходя только из своих собственных пристрастий и вкусов.

Сочетанию цветов можно научиться у природы. Попробуйте в работе повторить цветовую гамму крыла бабочки или краски поздней осени, когда оранжевые, красные и коричневые цвета листвы сочетаются с черными стволами деревьев и серым небом. Можно для своих композиций «позаимствовать» и цветовые находки у мастеров живописи. Работы таких замечательных художников XX века, как Густав Климт, Пауль Клее, Виктор Вазарели, Пит Мондриан и других, могут дать много идей при работе с цветом и формой.

Определенное пристрастие к цветовой гамме свойственно и разным народам, и частям света. Это видно, в частности, по вышивке и лоскутному творчеству на народном костюме. У нас на Севере всегда преобладали белый, красный и зеленый – цвета, восполнявшие нехватку солнца в долгие зимние дни. Восток любил светлые охры, синюю и зеленую бирюзу, что выражало слепящий песок, очень яркое небо и бледную растительность. Китай – это зеленое, золотое и, конечно, насыщенное розовое – цвет роскошного лотоса среди зеленых листьев и блеска солнца в воде. Юг – это фиолетовый пурпур, красные охры и черный – цвета, приглушавшие неистовость солнца.

Старинные работы из лоскутного шитья всегда удивляют своей цветовой гармонией. Но до XX века для окраски тканей использовались только натуральные красители, дававшие приглушенные тона изделиям. Да и «пыль веков» нанесла свою благородную «патину» на старинные изделия из лоскута. Кто сейчас скажет, какими они были при рождении… Технический прогресс подарил человечеству новые цветовые возможности. Благодаря химии возникли новые краски, и возможно, что ядовитые анилиновые цвета по– своему отражают веяния нового XXI века, его ритмы и разрушительное безумие.

Начиная работу, раскладывайте цветные лоскутки при одном и том же освещении, лучше дневном. Электрический свет придает более теплый оттенок цвету, неоновые лампы – холодный.

Если вы используете и однотонные ткани, и ткани с разным рисунком, то следите, чтобы обязательно во всех лоскутах был один общий объединяющий цвет. Удачно смотрятся работы, где цвет глад– коокрашенных (однотонных) тканей повторяет какую-нибудь краску в разноцветных и рисунчатых тканях. «Растяжка» цвета (например, от бордового к бледно-розовому) лучше смотрится в изделиях из однотонных тканей или тканей с мелким рисунком. Да и работать с такими тканями легче. Лоскутки с крупным и, особенно, ярким рисунком требуют очень тщательного подбора «партнеров», иначе они могут разрушить общее полотно.

16 стр., 7740 слов

Роспись по ткани батик

... ткани. Цель работы, Основные задачи: изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно- прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани; освоить основные приемы росписи ткани; выполнить. Глава 1. История росписи тканей. Слово батик, ... хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие ...

Белые лоскутки часто окрашивают в слабой чайной заварке, чтобы приглушить цвет, так как белый имеет тенденцию «рваться» из общего фона. Можно использовать и вино, луковую шелуху, кофе, марганцовку (в зависимости от общего колорита).

Осторожно нужно работать и с чисто черными лоскутками, особенно бархатными: они могут, не имея поддержки в других кусочках, «проваливаться» на общем фоне.

Цветовую гамму изделия стоит подбирать исходя из его дальнейшего назначения. Яркие цвета, крупные фигуры, пестрота композиции возбуждают и вряд ли подойдут для спальни. Холодные синие и изумрудные цвета не прибавят вам аппетита на кухне. Слишком вялая и бледная композиция, особенно если она плохо подобрана по цвету к мебели в гостиной, будет угнетающе действовать на ваших гостей. Это общие советы. В принципе же ощущения цвета и гармонии для каждого – свои, и они очень субъективны.

Вот несколько конкретных рекомендаций, которые помогут вам достигнуть гармонии цвета в композиции.

— Старайтесь подобрать для композиции как можно больше оттенков одного и того же цвета.

— Немаловажную роль играет контраст света и тени, потому что иногда тщательно подобранные цвета одного тона на расстоянии могут слиться в единое цветовое пятно и испортить ваш труд. Для того чтобы этого не произошло, необходимо в работе соблюдать градацию цвета: не совмещать рядом два одинаковых – слишком светлых или темных по тону – кусочка ткани. Например, бледно-розовый и светло-бежевый с расстояния могут смотреться одним светлым пятном.

— Подбирая лоскутки для работы, используйте цвета, которые находятся рядом на цветном круге, например красный, оранжевый, желтый и промежуточные сочетания между ними – оранжево-красный, желто-оранжевый

— Старайтесь, чтобы ваша композиция была выдержана либо в холодной, либо в теплой гамме. Теплая гамма всегда приятнее для глаза (и домашнего интерьера тоже).

— Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) в сочетании с холодными цветами (синий, зеленый, голубой) в одной работе всегда будут «рваться» на первый план. Поэтому если у вас задумана композиция с равнозначными фигурами холодного и теплого цвета, то зрительно теплые будут казаться больше и интенсивнее по цвету. Для гармоничного восприятия композиции фигуры теплых цветов следует сделать чуть меньше по объему.

— Комбинации контрастно-дополнительных цветов составляются из цветов, расположенных в противоположных цветовых секторах. Например, основной цвет – фиолетовый, дополнительные – желто-зеленый и желто-оранжевый.

— Соседствуя рядом, цвета воздействуют друг на друга: иногда дополняют (желтый и зеленый), а иногда мешают (оранжево– красный и фиолетовый).

37 стр., 18368 слов

Дипломная работа хохломская роспись

... методики работы с детьми дошкольного возраста (хохломская роспись). 4. Спроектировать и реализовать план работы по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством (хохломская роспись) и ... красочностью, яркостью, смелыми контрастными цветовыми сочетаниями, особым насыщенным цветам характерны для большинства народных росписей. Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В ...

Если применить нейтральную (серую, черную или белую) разделительную полосу, то цвета перестают агрессивно взаимодействовать и мешать друг другу.

— Интересные возможности дает и использование в работе изнаночной стороны ткани вместе с лицевой. Очень часто изнаночная сторона ткани с более светлым и «смазанным» рисунком, но той же цветовой тональности придает работе дополнительную цветовую игру.

— Не существует «правильных» цветов и сочетаний. Поэтому не надо бояться работать с тканями самых неожиданных, авангардных расцветок.

Весьма важную роль в общем цветовом восприятии играет и окантовка работы. Гармоничная окантовка способна «собрать» композицию и придать ей дополнительное очарование. Тогда как слишком яркая или не попадающая в общий тон (или один из цветов) может исказить и разрушить гармонию изделия. Например, слишком светлая кайма, не имеющая цветовой поддержки в работе, может привнести в композицию дополнительную анемичность и вялость. Некоторые мастерицы не любят черного цвета и избегают использовать его в окантовке, считая, что он придает траурность и угрюмость работе. Но в то же время черный цвет способен «собрать» самую «завальную» композицию и придать ей графичность.

Помимо цветовой гармонии очень важно для каждой работы из лоскута подбирать определенные ткани более-менее одинаковой структуры, рисунка и «чувствовать» плоскость полотна. Представьте себе композицию, где красиво сочетаются цветовые куски в горизонтальном рисунке. И вдруг один из лоскутов какой-нибудь шотландки подходящего цвета располагается по диагонали. Он сразу будет разрушать единство полотна. То же часто происходит и с ярким или агрессивным рисунком, даже если он органичен по цвету.

В одеяле будут плохо гармонировать шерстяные, хлопчатобумажные и тем более тонкие ткани, даже если они подшиты на основу. Старайтесь брать для определенного изделия ткани одного вида, например, только хлопок или только шелк. Хотя в художественном панно допускается применение разных материалов: меха и бархата, замши, трикотажа и прочего, но наличие слишком разнородных тканей, особенно неумело собранных в одном изделии, может раздражать и выглядеть безвкусицей.

ВИДЫ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ

Лоскутное шитье – понятие довольно обширное. Это современное рукоделие представлено различными видами и техниками. Вот некоторые (наиболее популярные) виды лоскутного шитья.

Англо-американское рукоделие, цель которого – создание цельного полотна из отдельных лоскутков, сложенных в геометрические узоры. В этой технике можно сшить и большое покрывало, и маленькие прихватки для кухни. Как правило, сшитое покрывало или более мелкие изделия имеют лицевую (лоскутную) сторону и подкладку.

Виды лоскутного шитья 1

Разновидность пэчворка, в которой соблюдается технология изготовления лоскутных полотен с использованием произвольных (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций. Кроме того швы здесь маскируются тесьмой или вышивкой, а само изделие (покрывало, подушка, панно, сумка, одежда) обильно декорируются лентами, бусинами, кружевом и другой фурнитурой.

11 стр., 5439 слов

Разработка комплекта подушек в смешанной технике ‘Он и Она’

... мире изготовление декоративных тканей и подушек стало массовым производством. На Руси вышитые подушки всегда были частью приданого. Несколько позже появились декоративные подушки. Бедняки набивали подушки сеном и ... здоровый сон. Усложнение изготовления красителей и техники шитья привело к превращению подушки в предмет искусства. Богато украшенные подушки стали дорогостоящим товаром вначале в Китае, ...

Виды лоскутного шитья 2

Еще одна разновидность традиционного пэчворка, где используется несколько иная технология соединения лоскутов. Здесь отдельные фрагменты привязываются друг к другу с помощью контрастной нити и вязального крючка.

Виды лоскутного шитья 3

Технология лоскутного шитья, объединившая восточные и западные традиции. В ней активно используется стежка, а предпочтение отдается шелковым тканям, из которых можно изготовить и шикарное лоскутное покрывало, и панно, и одежду. В основе узоров лежат традиционные геометрические формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки.

Виды лоскутного шитья 4

Считается, что квилтинг – это более широкое понятие, чем пэчворк. Однако в дословном переводе «квилтинг» – стеганое полотно. Это технология создания узоров с помощью стежки, когда между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из синтепона, ваты или ватина, а узор вышивается машинной строчкой. Созданное в технике квилтинга объемное покрывало или одеяло выглядит более элегантно, чем просто собранное из лоскутов. С равным успехом возможно использовать эту технику и при изготовлении прихваток для кухни, диванных подушек или одежды для детей.

Виды лоскутного шитья 5

ТЕХНИКА ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ

Технология сшивания лоскутов на первый взгляд достаточно проста: вырезай да сшивай, создавая своими руками любое задуманное изделие: покрывало, скатерть, подушку, прихватки для кухни или озорную одежку для детей. Но это только на первый взгляд. Лоскутное шитье – рукоделие, требующее на только умения обращаться с иголкой и ниткой, но и художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости и аккуратности.

Если посмотреть на образцы изделий, то возникает только один вопрос. Как именно удается создавать столь разные узоры, используя одинаковые элементы: блоки из полос или отдельные полосы, квадраты, уголки и треугольники, ромбы? А все дело в разных техниках, с помощью которых и создаются самые невероятные узоры. Давайте рассмотрим некоторые наиболее популярные техники (способы) лоскутного шитья.

Очень удобная техника для начинающих. Этим способом изготавливаются сборные квадратные блоки (быстрые квадраты), нарезанные из заранее сшитых полос ткани. В данной технике изготовить большое покрывало можно за считанные часы.

Техника лоскутного шитья 1

Достаточно популярная техника, в которой тоже используются квадраты. Иногда квадраты сшиваются в блоки, из которых изготавливается полотно. Главное условие удачного изделия – правильно подобранная цветовая гамма.

Техника лоскутного шитья 2

Лоскутное шитье с использованием разноцветных полос ткани. Собирая рисунок из полос, их расположение и сочетание можно варьировать как угодно. Таким легко образом сшить озорной коврик или большое лоскутное покрывало в виде уложенных паркетных дощечек: лесенкой, зигзагом, ромбиками или уголками. В результате из полос получают узоры «Паркет», «Пашня», «Елочка» и «Колодец».

Техника лоскутного шитья 3

Еще один способ шитья из полос. В этой технике полосы собирают вокруг центрального квадрата, укладывая их по спирали. Один из вариантов данной техники – смещение квадрата в угол. А для четкости узора рисунок собирают из парных одноцветных полос.

Техника лоскутного шитья 4

Треугольники – один самых распространенных элементов в лоскутном шитье. Мало того, что этой фигуре приписывали магическую силу, треугольники еще и очень удобны в работе. Из них составляют и простые квадраты, и сложные звезды. Чаще всего в лоскутном шитье используют прямоугольные равнобедренные треугольники. Сшивая их по длинной стороне, получают двуцветные квадраты, а соединяя короткими сторонами – узоры из многоцветных пестрых полос. Наиболее популярные узоры, в которых применяются треугольники: «Мельница», «Алмаз», «Звезда».

Техника лоскутного шитья 5

Русское изобретение. Техника отличается от всех предыдущих тем, что уголки не вырезаются по шаблону, а складываются из квадратов или полос ткани. Затем получившиеся уголки собираются в полосы (тесьму) из которой и сшивается полотно. При этой технике лоскутного шитья получается объемное полотно.

Техника лоскутного шитья 6

Здесь также используются квадраты, а точнее не квадраты, а квадратики, которые укладываются в шахматном порядке. Кстати, собрать шахматку можно из ромбов, просто развернув квадраты углом. Собирается узор из элементов двух контрастных расцветок.

Техника лоскутного шитья 7

Национальная русская техника, отличающаяся сложностью сборки узора, в основе которого лежит квадрат, а верхний и нижний ярусы составлены из равнобедренных треугольников. Следующие ярусы узора собирают из полос и треугольников. Ярусы делают либо одинаковыми по размеру, либо «растущими» от центра к краям.

Техника лоскутного шитья 8

Известна также под названием «Бабушкин сад». Полотно собирается из шестиугольников и узором напоминает соты. Иногда из шестиугольников собирается цветок, середина которого выделяется пуговицей, обтянутой тканью.

Техника лоскутного шитья 9

Весьма своеобразный и озорной способ лоскутного шитья, в результате которого получается объемное полотно. В этой технике необработанные цветные полосы ткани (ляпаки) настрачиваются на основу. Это, кстати, тоже национальное русское изобретение. В импортном варианте похожая техника известна под названием «йо-йо».

Техника лоскутного шитья 10

Говорить о техниках лоскутного шитья можно до бесконечности – сколько узоров возможно сложить из разных фигур, столько и техник существует в лоскутном шитье. Поэтому остановимся на том, что мы уже рассмотрели.

КИНУСАЙГА

Как и английский пэчворк, кинусайга – это результат умения экономить, это искусство из категории «голь на выдумку хитра». И если европейское лоскутное шитье появилось вследствие дороговизны индийского ситца, то возникновению кинусайги способствовала высокая стоимость шелка для кимоно. Передаваемое по наследству кимоно никогда не выбрасывали, а распарывали и изготавливали из ткани другие, более мелкие изделия, называемые комоно. Оставшиеся лоскуты тоже шли в дело – из них «писали» картины по дереву.

Сначала делался эскиз на бумаге, а затем рисунок переводился на деревянную доску-полотно. По контуру рисунка прорезались углубления, а после этого шелковыми лоскутами, как красками рисовали картины. То есть лоскуты накладывали на элементы рисунка, заправляя края ткани в прорезанные канавки. Благодаря скрупулезному подбору красок и оттенков шелка, а также объемности получавшегося изображения, картины выходили потрясающе красивыми, похожими на живописное полотно, батик и фотографию одновременно. Вот такое чудесное искусство!

В европейском варианте искусство кинусайга носит более прикладной характер. У нас его называют «пэчворк без иголки», потому что используют не только для «живописных» картин и красочных панно, но и для декорирования различных предметов обихода, а также для сувенирных поделок. Эта техника еще достаточно молода, но уже имеет своих приверженцев и даже успела получить профессиональное название «метод инкрустации в лоскутном шитье».

В основе технологии лежит аппликация. Здесь, также как и в кинусайге, лоскуты ткани накладываются на плоскую или объемную поверхность, их края заправляются в заранее сделанные прорези-канавки, а в результате получается какой-либо рисунок. В целях декорирования работы в технике «пэчворк без иглы» украшаются тесьмой, шнурами и лентами.

Для чего используется пэчворк без иглы? Прежде всего, этот всевозможные панно и картинки, которые служат украшением интерьера. Такой аппликацией декорируют шкатулки, коробочки, обложки альбомов, блокнотов и книг. Очень широкое распространение получила эта техника в области изготовления сувенирных пасхальных яиц, елочных игрушек, валентинок. А еще пэчворк без иголки используется для декорирования абажуров и даже мебели.

Материалы и инструменты

Для работы в этой технике вам понадобятся, прежде всего, пенопластовые заготовки. Плоские листы можно нарезать из упаковочной тары, а объемные (с ровной поверхностью) приобрести в специализированных магазинах для рукоделия. Собственно пенопласт и служит основой для работы в этой технике. Именно на него наносится рисунок, на нем делаются контурные прорези, и на него накладываются разноцветные лоскуты.

Естественно, что для работы вам будут нужны разнообразные ткани. В ход может пойти все, что угодно. Подойдет шелк, бархат, ситец, велюр, сатин, шерсть (и так далее).

Размеры и расцветки лоскутов также могут быть какие угодно – все зависит от вашей задумки и от рисунка. Кроме тканей вам понадобится тесьма и ленты любой ширины, фактуры и цвета, а также шнуры и, возможно, бусины, пуговицы или стразы. Некоторые мастерицы для украшения объемных изделий используют булавки с головками в виде жемчужин и бусин.

Инструменты, необходимые для работы в этой технике:

  • ножницы для разрезания ткани,

  • клей ПВА, которым ткань будет приклеиваться к поверхности пенопласта,

  • карандаш для нанесения рисунка,

  • канцелярский нож для вырезания контуров рисунка,

  • стек (или любой похожий инструмент) для заправления краев ткани в прорези.

Техника работы

  • Подготовив материалы и инструменты, можно приступать непосредственно к процессу изготовления. Какое именно изделие вами задумано, не важно. Техника выполнения плоских картин и объемных сувениров одинакова. Например, вы собираетесь смастерить сувенирное пасхальное яйцо. Для этого рисуете эскиз, определяя рисунок и расцветку. Впрочем, рисовать не обязательно, можно экспериментировать прямо по ходу работы.

  • Итак, берете пенопластовую заготовку в форме яйца и наносите на нее карандашом границы рисунка: лучше всего разделить яйцо на сектора линиями-меридианами, расходящимися из центра острого конца яйца и соединяющимися в центре тупого конца. Затем вырезаете из ткани (желательно брать блестящий шелк или атлас) лоскуты по форме секторов, но чуть большего размера. Кстати, можно для этих целей использовать широкие атласные ленты, которые просто нарезать на кусочки нужной длины.

  • Затем накладываете первый лоскут на заготовку, закрепив его конец на вершине яйца булавкой. А после этого аккуратно заправляете края лоскута в прорези на пенопласте, слегка натягивая и расправляя ткань – один сектор «закрасили». Точно так же закрываете все остальные части. Покрыв всю форму лоскутами, декорируете прорези красивой тесьмой, сажая ее на клей, и украшаете яйцо бусинами и стразами. Вот и все!

  • Кстати, техника декорирования объемных форм может быть и несколько иной. Для этого не нужно делать прорези в заготовке, а лоскуты накладывать на нее внахлест, подворачивая края ткани и закрепляя ее булавками. Что касается картин и панно, то их выполняют, используя первый способ, то есть, прорезая контуры рисунка. Но для такого изделия требуется еще и рамка.

  • Изготавливая прямоугольную рамку, вырезают большой кусок ткани, размеры которого с каждой стороны примерно на пять сантиметров больше самой картины. Затем ткань кладут на стол лицевой стороной вниз, а на нее укладывают картину. По краю картины делают прорези границы рамки и, заворачивая свободные края ткани на картину, заправляют их в прорези. Для долговечности изображений можно «посадить» лоскуты на клей или промазать клеем только прорези. А для рельефности рисунка можно подложить под лоскуты ткани синтепон, который тоже нужно предварительно закрепить на пенопласте с помощью клея.

Вот такая на удивление простая техника и оригинальный способ изготовления сувениров. Пэчворк без иглы вполне удовлетворит ваши потребности в творчестве, даже если вы не умеете и не любите шить, но являетесь поклонницей лоскутного шитья. Творите, созидайте и получайте удовольствие от процесса и от результата!

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПО ШИТЬЮ ИЗ ЛОСКУТОВ

1. Больше внимания уделите однородности материала и его качеству. Хороший материал при стирке не сядет, не будет линять.

2. Чтобы придать яркости цветным шелковым и хлопчатобумажным лоскуткам, постирайте их, а при полоскании добавьте уксусную эссенцию из расчета на 1 ст.л. – 3 литра воды.

3. Для новичков лучше начинать шитье из лоскутов из хлопчатобумажной ткани – ситца, льна, сатина. Детали из них легко сшиваются, хорошо гладятся и прекрасно держат форму.

4. Не забывайте оставлять запасы на швы при раскрое, приблизительно по 1,5 см с каждой стороны.

5. Нитки и игла должны соответствовать толщине лоскутков.

6. Цвет ниток также должен сочетаться с тканью.

7. При сшиве лоскутов обратите внимание, где у них долевое направление нитей. Если на лоскуте сохранилась кромка, то нити, идущие вдоль нее – это долевые нити. Если же кромка не сохранилась, растяните лоскут в разные стороны. В том месте, где лоскут тянется меньше, проходит долевая нить.

8. После каждой строчки необходимо утюжить фрагмент работы. Только так можно оставить лоскутный слой пластичным и придать ему должный вид.

9. В изделии лучше не располагать вместе «холодные» и «теплые» тона. Следите, чтобы по краям был не яркий рисунок, иначе он затмит основной рисунок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При подготовке данной работы мне пришлось проработать много литературы и интернет ресурсов по лоскутному шитью. Я узнала много нового и интересного: историю возникновения этого вида рукоделия, его виды и техники, традиции и культурное наследие нашей страны. С увлечением работала над данной темой. Я выбрала эту тему потому, что мне очень нравится заниматься рукоделием.

Работая над своим рефератом, я сделала вывод, что своими руками с помощью разноцветных лоскутков удается создавать поистине сказочные вещи, поэтому свой реферат я назвала «Лоскутная сказка». Идеи для работы можно черпать практически из воздуха. Оглянитесь вокруг: что бы вы хотели изменить в своем доме? Традиционный или вязаный пэчворк – отличный способ обновить интерьерный текстиль: одеяла и покрывала для кровати, накидки и чехлы для дивана и кресел, скатерти, коврики, кухонные прихватки и полотенца – все это можно сшить своими руками. Ваша одежда и аксессуары к ней – тоже неисчерпаемый источник вдохновения. Из лоскутов можно изготовить любые предметы гардероба. А сколько милых вещичек можно сшить своими руками для детей, также взяв за основу лоскутную технику!

Увлекаясь настоящим рукоделием, чувствуешь себя в полной мере Мастером, способным своими руками создавать красоту вокруг себя, то есть украшать жизнь. Желание сделать что-то красивое, нежное, чтобы в доме было уютно, возникает у каждой хозяйки.

Давно известно, что лучшие игрушки, сувениры, изделия – не те, что куплены в дорогих магазинах, а те, над которыми мастерица потрудилась, терпеливо потратив на них умение, старание и время.

Вещи, сделанные своими руками — прекрасный подарок. Можно порадовать друзей, а заодно и себя, ведь делать подарки не менее приятно, чем их получать. Особенно те, в которые вложены старание и любовь.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-loskutnaya-mozaika/

  1. Алексеева Е. В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  2. Грин М. Э. Шитье из лоскутков. М.: Просвещение, 1981.

  3. Костикова И. Школа лоскутной техники. М.: Культура и традиции, 1997.

  4. М., Кузьмина М. Лоскутики. М.: Эксмо– пресс, 1998.

  5. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. М.: Эксмо, 2006.

  6. Риттер К. X. Стеганные лоскутки. М.: Эксмо-пресс, 2000.

  7. Уцеховская Л. Лоскутная пластика. М.: Легпромбытиздат, 1989.

  8. hobbi_i_remesla/ loskutnoe _ shite …p4.php

  9. Вязание Техника пэчворк

  10. Лоскутное шитьё

  11. Лоскутное шитье

  12. hobby/ shite loskutnoe .html

Литература и интернет ресурсы 1 Литература и интернет ресурсы 2

Литература и интернет ресурсы 3

Литература и интернет ресурсы 4 Литература и интернет ресурсы 5

Литература и интернет ресурсы 6 Литература и интернет ресурсы 7

Литература и интернет ресурсы 8

Литература и интернет ресурсы 9 Литература и интернет ресурсы 10

Литература и интернет ресурсы 11

Литература и интернет ресурсы 12

Литература и интернет ресурсы 13

Литература и интернет ресурсы 14 Литература и интернет ресурсы 15

Литература и интернет ресурсы 16 Литература и интернет ресурсы 17

Литература и интернет ресурсы 18 Литература и интернет ресурсы 19

Литература и интернет ресурсы 20

Литература и интернет ресурсы 21