Роль общения в развитии ребенка

Почетный работник общего образования Российской Федерации

Отправляя ребенка в школу, родители в первую очередь беспокоятся о качестве образования. Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения. Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления личности.

Но прежде чем говорить о роли общения в жизни детей, давайте попробуем определить, что же такое общение?

Общение — это установление контакта, в ходе которого люди обмениваются информацией. Общение с ребёнком — неотъемлемая часть его воспитания. Оно играет решающую роль, и является необходимым условием в развитии маленького человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни базовой для всех других видов человеческой деятельности.

Общение складывается из 3-х составляющих:

  • «я хочу общаться»
  • «я знаю, как общаться»
  • «я умею общаться»

Первая составляющая, назовем ее «область желания», включает в себя потребность в общении, желание ребенка вступать в контакт с окружающими.

Общение с близкими взрослыми — это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь.

В положительных эмоциональных контактах со взрослым не только происходит удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития его личности, его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и т. д.

25 стр., 12106 слов

Развитие культуры общения ребенка, воспитывающегося в условиях детского сада

... развития и культуры общения детей дошкольного возраста. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих ЗАДАЧ: Изучить теоретический аспект развития понятия культуры общения. Определить влияние окружения ребенка на развитие культуры общения детей. Рассмотреть психолого-педагогические программы развития речи и культуры общения детей, ...

Если ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (оторванность от матери, занятость родителей), это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными и замкнутыми. Они стремятся большую часть времени проводить в одиночестве, наедине с телефоном или телевизором, в лучшем случае с книгами, а то и просто глядя в окно. А некоторые, напротив, становятся жестокими и агрессивными. Компенсировать в более позднем возрасте их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых бывает очень трудно.

Вторая составляющая общения — «область знания» определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, учителями, другими детьми.

В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Взаимодействуя, ребенок реализует свою потребность в общении и проявляет свои способности.

Отсутствие или недостаточность имеющихся представлений, а также неумение воплотить свои знания в реальном общении, ведет к затруднениям, которые могут возникнуть у вашего малыша при его адаптации в новом коллективе, при установлении и поддержании контакта со сверстниками: его конфликтность, агрессивность, замкнутость и т.п..

Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении — третья составляющая способности к общению. Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность общения, умение заинтересовать собеседника, умение слушать, эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликты и т.д.

В начале навыки общения приобретаются и развиваются в основном в семье, а затем, по мере взросления, круг общения начинает расширяться, и в него включаются друзья-одноклассники, знакомые из других учебных заведений дополнительного образования, друзья, с которыми проводится свободное время по месту жительства, а также взрослые, с которыми ребенку приходится общаться вне семьи: учителя, руководители кружков и спортивных секций, родители одноклассников и др.

Но от разнообразия общение ребенка не становится грамотным и правильным, поскольку часто отсутствует положительный пример общения, а также оказывают влияние условия, создаваемые внутри группы, и немалое значение имеют индивидуальные особенности ребенка (такие как: стеснительность, замкнутость или же показная смелость, раскованность), которые оказывают влияние на формирование навыка общения.

Отсутствие положительного примера чаще способствует усвоению грубости и хамства как единственного способа общения. Взрослый должен давать ребенку образцы общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно самому уметь общаться. При этом необходимо не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения — познавательного и личностного, а вести ребенка за собой, включать его в это общение. В целом же, сформированность навыков общения должна способствовать успешной социализации ребенка.

30 стр., 14779 слов

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного ...

... в ДОУ, независимо от доминирующей нации Задачи: 1. Прочитать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу. 2. Выбрать и обосновать методики исследования общения детей ... иногда невозможно. В России с ее многонациональным составом, злободневность изучения теоретической и практической разработки в условиях поликультурных образования и воспитания в ДОУ обусловлено ...

Чтобы общение принесло радость всем его участникам, желательно придерживаться некоторых практических советов:

Научитесь слушать и слышать ребенка.

Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

Избегайте сразу давать советы.

Дайте ребенку возможность выговориться. Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.

Не перебивайте ребенка!

Воздержитесь от поучений!

Если вы воздержитесь от поучений, выслушаете ребенка и решите, что ситуация требует вашего вмешательства, сделайте это позже, когда улягутся эмоции и ваши, и ребенка.

Научитесь хвалить и благодарить друг друга.

Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам того хотелось бы.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень способностей ребенка, его характер, его будущее.

В процессе общения развивается и формируется речь ребёнка — одна из самых важных предпосылок совместной работы в дальнейшем, отсюда развивается понятийное мышление. Из этого следует то, что овладев речью с помощью общения с родителями, взрослыми или со старшими детьми, ребёнок сможет в дальнейшем найти общий язык со сверстниками, сможет работать в группе и при помощи информационного обмена устанавливать отношения с другими детьми.

Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени — со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному.

В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. В связи с этим между детьми могут возникать конфликты.

Если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить с классным руководителем и школьным психологом, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.

17 стр., 8175 слов

Культура речи и эффективность общения

... языковым существованием русского человека. Целью написания данной работы является изучить актуальные проблемы культуры речи и эффективность общения. В процессе работы нами были выдвинуты следующие задачи: 1. изучить основные ...

В целях предотвращения конфликтных ситуаций, заранее предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.), т.к. это может стать причиной насмешек со стороны сверстников. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Но все-таки главной сферой педагогического воздействия на детей была и остается семья. В семьях, где родители находят время для общение со своим чадом, готовы поговорить с ним по душам, помочь делом и словом у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах.

Если внимания не хватает – ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему строить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, будущим супругом. Не самым лучшим является и гиперопека родителей, не оставляющих ребенку шанса проявлять самостоятельность. Бывает и так, что родители гораздо чаще и охотнее ругают детей, чем хвалят их. Если дети вместо родительской ласки получают одни упреки и наказания, они будут делать все возможное, чтобы обратить на себя внимания папы и мамы. В ход пойдут плохая учеба, драки с одноклассниками, скандалы в семье. Выход из ситуации один: задуматься о принципах родительского воспитания и постепенно постараться перестроить всю систему взаимоотношений с ребенком, если ваши отношения носят эмоционально-конфликтный характер.

При общении с ребенком родителям следует обращать внимание на взгляд, улыбку, позу, темп речи. Необходимо также следить за состоянием своего собеседника: если чувствуете, что на каком-то этапе разговора контакт утерян, его нужно восстановить и поддержать. Не следует при этом пользоваться фразами: «Ты что, не слушаешь меня?!» или «Тебе что, не интересно?!» Пользуясь такими фразами невозможно восстановить утерянный контакт.

Влияние характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие ребенка огромно. Наша с вами задача — помочь ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание, знания и умения общаться.

А сделать это лучше вам помогут следующие рекомендации:

  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не «запретителя».
  • Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.

Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

  • Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  • Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
  • Отвечайте на любые вопросы ребенка, не отмахивайтесь от своих детей. Им хочется получить ответы на все вопросы.
  • Соблюдайте культуру диалога. Помните, что Ваш малыш во всем подражает Вам.

Говоря о роли общения в жизни ребенка, нельзя не затронуть тему виртуального общения. Сегодня мы живем в мире цифровых технологий. Именно поэтому современные дети гораздо чаще предпочитают виртуальное общение живому. При таком общении нет особой вовлеченности в диалог, если хочется прервать разговор, достаточно просто выйти из своего аккаунта. Интернет общение дает чувство безопасности для современных детей: можно легко и свободно высказывать агрессию в адрес своего собеседника, максимум угрозы – это тебе нахамят в ответ. Дети чувствуют свою безнаказанность. Однако с другой стороны нарушается естественный процесс общения, а это уже влечет за собой снижение способности к сопереживанию, ребенку становится все сложнее налаживать отношения, находить друзей, решать конфликты. Он уже не ищет живого общения, ему и так хорошо.

14 стр., 6658 слов

Проблема педагогического общения

... процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно-развивающим. ... и значительные стимулы к творческому саморазвитию и самосовершенствованию. Ребенок (подросток, юноша) по своей возрастной культуре обладает особым, отличающимся от взрослого, мировосприятием и ...

В живом общении очень трудно ввести собеседника в заблуждение, у ребенка нет времени подготовиться к разговору и продумать сообщение, ведь общение совершается в реальном времени, собеседник будет видеть тебя таким, какой ты есть.

Однако нельзя однозначно утверждать, что развитие технологий несет под собой лишь негативный подтекст.

Множество детей и подростков ведут активную жизнь в интернете и вне его, они полноценно используют возможности интернета, но не забывают о живом общении. И научить этому ребенка могут родители, близкие люди, школа.

Чтобы ваш ребенок не впал в интернет-зависимость, рассказывайте ему о разнице виртуального и живого общения, о том, что публикуемые в соцсетях фотографии редко отражают правду жизни, чтобы ваш ребенок не завидовал чужой жизни, укажите на достоинства его собственной.

Не стоит забывать, что живое общение помогает ребенку развить в себе навыки хорошего слушателя, учит языку тела и жестов, помогает различать настроения собеседника, интонацию, тембр голоса, а это важнейшие навыки, которые необходимы ребенку во взрослой жизни.

От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, — зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе – ровно настолько, насколько нам нужно. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей?

Счастье – это когда тебя понимают!

Источник

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rol-obscheniya-v-razvitii-lichnosti/