Королева Татьяна Юрьевна, ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»,
г. Серпухов, преподаватель русского языка и литературы
Цели:
1) подготовить учащихся к сочинению в жанре репортажа;
2) дать понятие о жанре публицистики — репортаже;
3) закрепить умение описывать внешность человека;
4) способствовать осознанному выбору профиля обучения в старшей школе через знакомство с деятельностью журналиста-репортера.
Оборудование:
Ход урока
Постановка целей
(Слайд «Тема урока»)
(Слайд «Картина»)
Беседа по картине
Нравится ли вам картина?
— Расскажите, что вы видите на картине . Постарайтесь сделать это таким образом, чтобы человек, не знакомый с картиной, мог составить представление о ней. (Художник изобразил пасмурный осенний день. Мы словно стоим рядом со спортивной площадкой. На переднем плане – мальчик-вратарь. За ним – мальчик в красной одежде. Его задача – приносить мяч, если он улетит за пределы поля. На заднем плане – зрители: здесь и мальчик с маленьким братом или сестрой на коленях, и девочка-школьница, и взрослый мужчина. Все они сосредоточенно следят за игрой. Их внимание обращено на ту часть поля, которую мы не видим. Наверное, так художник хотел заинтересовать нас. За спинами болельщиков виднеются очертания высоких домов. Видимо, ребята играют на пустыре на окраине города. )
Какое настроение вызы вает у вас эта картина?
Предположите, как называется картина?
Художник назвал картину «Вратарь». Что он хотел подчеркнуть?
Рассмотрим его., Что мы видим в правом нижнем углу картины?, Как вы думаете, что происходит на второй половине поля?, Мы уже отметили, что на картине изображена осень. Уточните, пожалуйста, как вы это определили? (
Опишите зрителей.
Словарно-стилистическая работа
Назовите словосочетания, с помощью которых передается состояние людей, изображённых на картине.
(притихшие зрители; сосредоточенно всматриваются; внимательный взгляд; напряжённо следит за игрой; увлечённые игрой болельщики; спокойный, уверенный в себе вратарь; застыл в ожидании).
Разработка по русскому языку по картине С.А.Григорьева Вратарь (7 класс)
... по-другому назвали картину? («Интересная игра», «Футбол – увлекательная игра», «Футбольный матч», «Интересный момент игры»). Ваши названия правильные. Они отражают тему картины. Художник же назвал свою картину «Вратарь» потому, что для него главное – образ мальчика, ... фильм; далеко (не) решенный вопрос; (не) написанное сочинение по английскому языку; (не) останавливающийся (ни) перед какой ...
Какие части речи помогут вам передать действие?, Какими предложениями можно заменить простое предложение с причастным оборотом?
Работа над репортажем
Вспомните, что такое репортаж и в каком стиле речи он создается., С каким публицистическим жанром вы познакомились на прошлом уроке развития речи?, О каких событиях обычно рассказывается в репортаже?, В какой форме может вестись репортаж?
Как называется профессия чело века, ведущего репортаж?
— Постарайтесь вспомнить репорта жи, переданные в прямом эфире. Все гда ли журналист, ведущий репортаж по телевидению, является участником события? (Нет, не всегда. Если журна лист рассказывает о каком-то значимом государственном событии, то его появ ление в кадре не предусмотрено, так как он является наблюдателем, комментатором, а не участником. Если же это спе циально организованная передача об ис торических местах, знаменитых людях, к которым телевидение «приходит» домой, то тогда репортер может стать од ним из действующих лиц.)
Каковы задачи журналиста, созда ющего репортаж?
— Е сть некоторые особенности, позволяющие автору выполнить свои задачи. Очень важно продумать начало. Какой должна быть вступительная часть? (Главное — сразу заинтересовать читателя или слушателя. Можно дать описание мес та действия, погодных условий и др.)
Как бы вы начали репортаж о футбольном матче ?
Какой тип речи будет основным в центральной части репортажа?
— Какую временную форму предпочтительнее использовать в центральной части репортажа, чтобы создать впечатление «сиюминутности» происходящего? (Глаголы в настоящем времени: находимся, подходим, проходим, видим, наблюдаем, любуемся, знакомимся. Используются также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени: расположились, подошли, напряжены, сосредоточен. )
Какую мысль вы будете утверждать в своем репортаже вслед за автором картины?, Какие синтаксические конструкции помогут выразить отношение к происходящему?, Чем обычно завершается репортаж?, Обратимся к сочинению ученика. Постараемся выявить достоинства и недостатки написанного.
«Мы находимся на окраине нашего города
А сегодня здесь ответственный матч. Команды двух школ сражаются за звание чемпиона. И неважно, что вместо ворот – портфели, а вместо скамеек – брёвна и доски. Игра захватила всех. Болельщики сосредоточенно следят за действиями футболистов. Среди них есть и дети, и взрослые. Сейчас один из самых напряжённых моментов игры. Мяч в центре поля. Но наше внимание приковано к вратарю команды школы №1. Вот он, настоящий герой матча! Им только что был отражён сильнейший удар противника. Посмотрите, как он спокоен и уверен в себе! Кстати, у вратаря забинтовано колено, однако эта травма не помешала ему выйти на поле. Сейчас он застыл в ожидании, но можно не сомневаться: такой опытный голкипер отразит любую атаку. Уверен в этом и мальчик, стоящий за воротами. В его обязанности входит приносить мяч, если тот улетает за пределы поля. Он спокойно наблюдает за игрой, всем своим видом показывая: команде противника не удастся забить ни одного мяча.
Разработка развитие речи в классе подготовка к сочинению по картине ...
... воду такую Золотые обручи кладёт. Учитель: - Но вы можете сказать, что стихотворение Прокофьева не пересказывает картину живописца. Верно! Но подумайте, только ли героиней сказки может ... мы сегодня познакомимся с творчеством великого художника В.М.Васнецова, должны подготовиться к написанию сочинения по его картине «Алёнушка», узнать некоторые искусствоведческие термины. На уроке встретятся такие ...
До конца игры остались считанные минуты. Но вот опасный момент! Нападающий команды школы №2 оказывается один на один с вратарём. Удар! Вратарь бросается навстречу и ловит мяч! Он снова спасает свою команду!
Свисток судьи. Матч окончен. Счёт 0:0. Футболисты благодарят своих болельщиков за поддержку. Надо признать, игра была напряжённой. Но в схватке равных соперников побеждает дружба».
Работа с текстом сочинения
Сколько частей можно выделить в сочинении? Какие?
Рассмотрим вступительную часть. Какие недостатки вы можете отметить?
Отредактируйте вступление с уче том замечаний.
(Пасмурным осенним днём мы пришли на окраину нашего города, на пустырь, превращённый в футбольное поле. Сегодня здесь проходит ответственный матч. Команды двух школ сражаются за звание чемпиона.)
Что создает во вступлении ощуще ние присутствия на месте события?
Какие конструкции придают речи динамичность и эмоциональность?
Переделайте вступление, используя односоставные предложения.
( Пасмурный, прохладный осенний день.
В чем вы видите достоинства глав ной части сочинения?
- Найдите ошибку в основной части репортажа, связанную с неверным употреблением местоимения. Исправьте её.
— Какие синтаксические конструкции помогают автору выразить свои чув ства? (Побудительные и восклицательные предложения) Какие конструкции вы бы еще включили в основную часть репортажа? (Обращение, риторические вопросы, диа лог с героями картины.)
Считаете ли вы удачной концовку репортажа?
Домашнее задание:
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/reportaj-klass-po-russkomu-yazyiku/
1. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс. М., 1974.
2. Галкина Г.Н. Сочинение-репортаж по картине С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». // Русский язык в школе. — №5. — 2005. — с.29-35
3. Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. — № 9.- 1981.- с. 23-27.
Роль сочинений в развитии речи младших школьников методическая ...
... младших школьников приносит им много радости, а учителю – удовлетворение от познания их личностей. Работая по системе Л. В. Занкова, надо с первого класса обучать школьников написанию сочинения. Исходным при написании сочинения ... роль сочинений, а правильно проанализированное сочинение становится в свою очередь не только средством обучения, но и показывают развитие ... Жинкин.) Недостатки речи не могут ...
4. Корепина Л.Ф., Борисенко Ю.Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. — № 12. – 1997. – с. 30-35.
5. Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. Методика русского языка. М., 1982
6. Методика развития речи. / Под ред. Ладыженской Т. А. М., 1991.
7. Ходякова Л.А., Новикова Л.И., Штыкина О.П., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 5 классе. М., 2003.
8. Ходякова Л.А., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 6 классе. М., 2004.