: углубить понятие о реализме как художественном направлении в мировой , об особенностях русского реализма; развивать логическое мышление, умение сопоставлять явления литературы с явлениями жизни, выделять главное, строить заключения; воспитывать стремление к познанию, к исповедованию общечеловеческих ценностей; воспитывать интерес к литературе.
Оборудование: карта Европы XIX ст., выставка книг писателей-реалистов XIX ст.; иллюстративные исторические материалы этой поры.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
Учитель. История реализма мировой литературы чрезвычайно богатая. Представления о ней изменялись на разных этапах художественного развития, отображая настойчивое стремление художников к правдивому изображению, действительности. Реализм прошел несколько этапов своего развития, сформировавшись как метод еще в эпоху Возрождения (XVI ст.).
Сам же термин «реализм» в науке о литературе и искусстве начали употреблять с середины XIX ст. Почему с того времени и по сей день именно этот метод воспринимается как основной, наиболее принятый, попробуем разобраться сегодня на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
Актуализация опорных знаний
1. Коллективное заполнение сравнительной таблицы «скупых» героев
2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
Почему реализм в искусстве остается популярнейшим и любимейшим для многих людей и по сей день?
(Ожидаемые ответы: «Дает возможность сравнивать с реальной жизнью», «Доступный для понимания, меньше условностей», «Истины являются более очевидными», «Реализм является традиционным, обычным для многих»).
3. Проблемный вопрос
Благосклонность лишь к реализму — это хорошо или плохо? (Хорошо, так как через искусство познается действительность, утверждаются идеалы; плохо, так как ограничивается художественный мир).
4. Слово учителя
— А сейчас отправимся в Россию XIX ст. В ее жизни всегда занимала особое место, а во второй половине XIX ст. она вообще стала духовной основой нации. В центре внимания писателей — морально-философские поиски человека, его любовь и страдания, драматические коллизии, осмысление путей обновления мира. Проза этого периода отмечалась интелектуализмом, философичностью, психологизмом, социальным анализом, поисками смысла жизни.
Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»
... Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни ...
Профессиональную философию, по наблюдениям ученых, «затмил свет, который струился от больших мыслителей в области литературы, особенно французской (, Бальзак, Флобер) и русской ( Гоголь , Достоевский, Толстой )».
Заинтересованность русской литературы национальными проблемами не исключала ее интереса к общечеловеческим мировым вопросам, наоборот, ей была присуща, по словам Ф. , «всемирная чувствительность». Л. Толстой отмечал: «мы, россияне, вообще не умеем писать романы в том смысле, в котором понимают эти произведения в Европе… русская художественная мысль не вмещается в эти границы и ищет для себя нового». Достоевский, например, считал, что русский роман «пренебрегает интригой», фабульностью ради свободного выражения широчайшего содержания.
Русская литература представлена такими талантами, как Ф. Достоевский и Л. Толстой, которые во многом определили судьбу мирового литературного процесса не только XIX, но и XX ст. Выдающимися художниками этого времени признаны также И. Гончаров, И. , М. Салтыков-Щедрина, А. Чехов , Н. Лесков и др. Среди их героев — много «искателей», это литература, которая старается ответить на вопрос «Кто виноват?» и «Что делать?» ; литература символов-типов (Обломов И. Гончарова — обломовщина — символ бездействующего человека, сибарита; Базаров И. Тургенева — базаровщина — символ нигилизма и др.).
5. Обзор книжной выставки, иллюстраций к произведениям
V. Закрепление знаний, умений и навыков.
Проблемный вопрос
Допустима ли фантастика в художественной системе реализма? (Да, в виде элементов — сна, мечтания, сатиры, утопий, которые реалистически мотивированы и позволяют расширить временные и пространственные границы художественного мира).
Экспресс-тестирование (клоуз-тест)
1. реализм сформировался еще в эпоху… (Возрождение XVI ст.)
2. «реализм» как литературоведческий термин начали употреблять… (с середины ХIХ ст.).
3. Изображение естественных обстоятельств, условно правдоподобных ситуаций, характерно для реализма эпохи… (Просвещения XVIII ст.).
4. Изображение типичных условий в типичных обстоятельствах характерно… (для критического реализма).
5. Изображение украшенной действительности с позиций правящей партии, характерно… (для социалистического реализма).
6. Положительное в реализме для восприятия — … (доступность).
7. Отрицательное в реализме для восприятия — … (ограничение форм изображения).
8. Известнейший французский реалист ХIХ ст. из уже изученных нами… (Бальзак).
9. Известнейшими русскими реалистами ХIХ ст. являются … (Гоголь, Толстой, Достоевский и др.)
10. По Достоевскому, русские романы отличаются от европейских тем, что… («пренебрегают интригой»).
Исследовательский проект по литературе «Изображение русского ...
... неприкаянной души… (По Д. Рубиной) Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации ... из тех бритоголовых моих сверстников сумел, отбыв срок, каким-то могучим усилием характера противостоять инерции своей судьбы и выбраться на орбиту человеческой жизни, я ...
11. Русскую литературу ХIХ ст. можно назвать литературой… (вопросов и символов-типов).
12. Фантастика в реалистической литературе представлена в виде… (снов, мечтаний, утопий).
Домашняя задача
Повторить по конспекту урока характеристику реализма как творческого метода, его течений; особенности развития русского реализма XIX ст., его представителей; читать роман Ф. Достоевского .
Итог урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Закончите предложение: