Урок – описание памятника архитектуры Троицкий Собор – памятник древнерусской литературы

Сочинение – описание памятника архитектуры

Троицкий Собор – памятник древнерусской литературы.

Тема урока: «Сочинение – описание памятника архитектуры

Троицкий Собор – памятник древнерусской литературы»

Тип урока : интегрированный ( литература, русский язык, история, МХК, )

Цели урока:

Образовательная :

  • познакомить учащихся с памятником древнерусской архитектуры – Троицкий собор;
  • учить использовать ранее приобретенные знания в новом виде работы, составить план будущего сочинения, прора­ботать каждую его часть, провести лексичес­кую работу, освоить специальную архитек­турную лексику, выбрать жанр сочинения (описание или эссе), составить ассоциатив­ный ряд;

Развивающая:

  • развивать письменную и устную речь, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус учеников;
  • работать над обогащением словарного запаса школьников, совершенствовать их навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой.

Воспитывающая:

  • воспитывать у школьников патриотизм, интерес к предмету;
  • расширить знания учащихся о Родине, прививать уважение к националь­ной истории, культуре;
  • знакомить с различными видами искусства: литерату­рой, архитектурой, музыкой, живописью.

Оборудование урока

подборка книг по истории создания и архитектуре Троицкого собора, по древнерусской литературе, иллю­страции с изображением Троицко — Сергиевой лавры и Троицкого собора, Сергия Радо­нежского, Куликовской битвы; музыкальный фрагмент из «Всенощного бдения» — «Бого­родичное величание»; на доске стенд со спе­циальной архитектурной лексикой, репро­дукция иконы А.Рублева «Троица», Презентация к уроку, видеозаписи, музыка. Толковые словари.

Запись на доске:, Эпиграфы к уроку, Специальная лексика

Словарь: архитектура — искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений; архитектурный ан­самбль Троице-Сергиевой лавры, художест­венное единство сооружений, белокамен­ный Троицкий собор, храм-мавзолей, мемориальный памятник Московской Руси, поставленный над гробом преподобного Сергия Радонежского; архитектурный ше­девр, «церковь прекрасна», строгие пропор­ции, монументальный, величественный, мощный; сдержанный декор, украшение, ор­намент, фрески, стенопись, иконопись, «Троица» Андрея Рублева, древние зодчие, искусные мастера, строители, «камнесечцы мудры»; воздвигнут, построен, сооружен.

8 стр., 3788 слов

Лентулов «собор василия блаженного» описание картины, анализ,

... неприступный особняк, а собор Василия Блаженного, Россия не потеряет надежду. Описание памятника архитектуры: сочинение (8 класс). Сочинение на тему “Описание памятника архитектуры: Храм Василия Блаженного”В школе нам частенько задавали сочинения на различные темы. Например, в 8 классе – сочинение-описание памятника архитектуры. Направлений здесь ...

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

  • Добрый день, друзья!

Тема нашего сегод­няшнего урока — описание памятника архи­тектуры. И выбрали мы с вами для описания Троицкий собор — центральный памятник архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Выбор наш неслучаен. Это памятник архитек­туры Древней Руси. А об этой эпохе мы с ва­ми говорили на уроках литературы. Это эпоха, главным событием которой стала Куликовская битва. Одним из ярких литературных произведений этого вре­мени стало «Слово о полку Игореве», которое мы с вами будем изучать в 9 классе; одна из выдающихся фигур этого периода — личность преподобного Сергия Радонежского, о роли которого в истории Древней Руси мы читали в очерке Б.Зайцева.

Сегодня на уроке мы попробуем свои силы в чтении- описании памятника архитектуры. Познакомимся с живописным шедевром этой эпохи — иконой Андрея Рублева «Троица». Вспомним жанры сочинения описания и эссе. Попробуем составить ассоциативный ряд. Будем учиться выступать, свободно владеть словом, грамотно оформлять свои мысли.

Открывает тетради, записываем число, тему урока. Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя и И. Грабарь.

Как вы понимаете смысл этих высказываний? ( Мы дети 21 века знать и помнить свою историю)

(У архитектуры как у искусства свои законы, свой язык, свои средства выражения идей — это архитек­турные формы (вспомним слова Н.В.Гоголя, эпиграф).

)

2. Словарная работа.

  • Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без спе­циальной лексики, которая понадобится для описания собора. (Вы поработали над ней дома, используя словари.) давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать на уроке.

архитектура —

фасад – передняя сторона здания;

  • алтарь – главная часть христианского храма в православной церкви;
  • абсида- выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом;
  • портал- архитектурно – оформленный вход в здание;
  • паперть – широкое крыльцо перед входом в церковь;
  • пилястра — лопатка в фор­ме четырехгранного столба-колонны;
  • капи­тель — вершина колонны;
  • пилоны (столбы по бокам портала), массивный столб, служащий опорой для перекрытий;
  • киот – застекленный ящик для икон.

барабан (башнеобразный),часть зданий на который опускается купол

купол (шлемовидный) — крыша.

2. Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание ( Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира ; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ? )

общее впечатление, детальное описание

План сочинения

1) История создания, общие впечатления.

  1. Подробное описание архитектурных форм, особенности интерьера.

    12 стр., 5575 слов

    Реферат храм и икона 4 класс орэкс

    ... иконоборца Константине VI и его матери царице Ирине, в 787 году, в городе Никее был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором утверждено почитание икон. Через 25 лет ... с церковным знанием. Мы видим перед собой, в соответствии с архитектурными линиями храма, человеческие фигуры, иногда чересчур прямолинейные, иногда, напротив,- неестественно изогнутые соответственно линиям свода; ...

  2. Роль памятника в истории, культуре народа. Мое отношение к шедевру древне -русской архитектуры.

3. О чем бы вы сказали во вступлении? История создания. Это задание готовила 1 гр.

(примерный ответ уч-ся)

Поставленный «в похвалу» выдающихся заслуг Сергия Радонежского перед Отечест­вом, Троицкий собор стал одним из первых мемориальных памятников (то есть служа­щих для увековечения памяти) Московской Руси. Этот храм-мавзолей призван был слу­жить и постоянным напоминанием совре­менникам о славной победе на Куликовом поле, вдохновлять на продолжение борьбы за национальную независимость, вселяя ве­ру в ее близкий и окончательный успех.

История не сохранила имен искусных зодчих, возводивших Троицкий собор, мы только знаем, что Никон, ставший после смерти Сергия игуменом монастыря, «соби­рает отвсюду зодчиа и камнесечцы мудры», которые «скоро церковь прекрасну воздви-же». Также известно, что руководил украше­нием, росписью храма древнерусский живо­писец Андрей Рублев, который начинал свой монашеский путь иноком Троицкого мона­стыря и был учеником преподобного Сергия Радонежского. А совместная работа с зодчи­ми была свойственна этому мастеру — неда­ром летописи отметили, что он «помогающи создаста церковь камену зело красну» в Мо­сковском Андрониковом монастыре, прежде чем стал расписывать ее стены.)

Какое общее впечатление производит на вас Троицкий собор?)

а) мощность, монументальность, величие; ( большой, красивый)

б) устремлен­ность ввысь и в то же время устойчивость, храм будто вырастает из зе­мли;

  • в) простота и строгость, ничего лишнего в украшении;
  • г) ощущение тепла, до­бра, единства, гармонии, согласия.

5. УЧ: Какими же средствами древнерус­ские зодчие достигли этого впечатления та­кого воздействия храма на человека? При­смотримся повнимательнее к архитектуре храма и его интерьеру.

  • Применяя специальную лексику, попробуем описать собор. каждая группа получает свое задание( 1 гр. цвет, абсиды 2.гр наклон стен, фасад, паперть;
  • 3гр. барабан, купол, украшение.
  • 1 гр. Стены собора выложены из массив­ных блоков бело-кремового камня, теплого, матового оттенка, ощущение света и тепла усиливает золотой солнечный цвет купола и сводов;

  • Мощность сооружению придают три полукруглых апсиды в восточной (алтарной) части храма с узкими окнами, напоминаю­щими бойницы крепости

  • 2 гр. Необычен эффектный наклон стен к центру здания, придающий ему особую зна­чительную устойчивость и вместе с тем уст­ремленность ввысь. Это впечатление усили­вается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента;

  • при­менение подобного приема едва заметного сужения кверху мы замечаем и в построении порталов, окон, киота — всех архитектурных деталей.
  • Узкие, редко расположенные на фаса­де щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Это же впе­чатление усиливает ряд пилонов по бокам килевидного портала, постепенно сужающих вход в храм.

  • Низкая широкая паперть у входа в храм со стороны северного фасада создает впечатление укорененности строения.

  • 3 гр . Высокий башнеобразный барабан огромными вытянутыми щелевидными же окнами, увенчанный шлемовидным массивным куполом с крестом. Силуэт храма напоминает воина-богатыря, крепко стоя­щего на родной земле, мужественно защи­щающего ее от всех врагов. Боевое убранст­во древнерусского воина всегда отличалось строгой, сдержанной красотой.

  • Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искусно высеченного в камне орнамента, он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части. Орнамент огибает также верх алтарных абсид и верх высокого барабана главы.

  • Вывод. Так идеи единства, согласия, мо­щи, духовной чистоты, устремленности к ми­ру передаются средствами архитек­туры.

    3 стр., 1221 слов

    План русского языка в 10 классе. как жанр сочинения. Классификация

    ... обществознанию давайте сравним композицию нашего сочинения - рассуждения по русскому языку и композицию эссе по обществознанию. Рассуждение по русскому языку. Алгоритм эссе по обществознанию. 1.Определение проблемы. ... обсуждению заготовок сочинений. 11.Итог урока. Итак, что же сегодня вы нового узнали? Чем отличается сочинение - эссе по обществознанию? А чем интересно сочинение эссе? Все ...

    Слово учителя:, Об интерьере Троицкого храма – д/з 2 группы

    Украшение интерьера. Эта же строгость, сдержанность, духовная высота — и в роспи­сях, и иконах храма. Троицкий собор был расписан фресками и украшен иконами вскоре после его сооружения. Летописи от­мечают, что игумен Никон «умолил» взять на себя этот труд лучших иконописцев того вре­мени — Андрея Рублева и Даниила Черного. Иконостас Троицкого сбора — уникальный памятник московской школы живописи нача­ла XV века. Он состоит из пяти ярусов, очень высокий, устремленный к куполу храма. (Со­рок икон его трех средних ярусов полностью сохранились со времен Андрея Рублева.)

    Одна из икон нижнего яруса, располо­женная справа от Царских врат, — храмовая икона (в честь которой назван храм), знаме­нитая «Троица» Андрея Рублева. Правда, надо оговориться, что подлинник шедевра прославленного мастера находится в Треть­яковской галерее, а та икона, которая сейчас помещена справа от Царских врат, — точная копия, сделанная в советское время с отрес­таврированного оригинала, освобожденного от многих слоев покрывавшей его олифы и копоти. Язык живописи, иконописи — осо­бый язык, язык красок.

    О чем же говорит нам «Троица» Андрея Рублева на этом особом языке иконописи? Не о том ли, что и язык ар­хитектурных форм Троицкого собора? Что изображено на иконе (сюжет, композиция, краски)? Какие идеи воплотил иконописец в этом шедевре древнерусской живописи?

    Я вам предлагаю посмотреть видеоматериал. После просмотра видеоматериала мы должны ответить на поставленные вопросы, т.е. каждая группа получает свой вопрос:

    1гр: Что изображено на картине, т.е. сюжет картины. .

    2гр: Композиция картины.

    3гр: Какие идеи воплотил иконописец.

    УЧ, Вывод: Неслучайно Сергий посвятил храм и весь монастырь Троице. И «Троица» Рублева словно говорит нам из далекого далека: «Люди, любите друг друга, ищите совершенства в добре, братстве, сог­ласии, единстве, мире, свете правды».

    — Эти слова, ребята, можно взять за призыв, т.е иначе говоря мы должны относиться друг к другу с любовью, уважением, взаимопониманием жить в мире и согласии. Вспомните одну из заповедей: Не навреди ближнему своему или Возлюби своего ближнего, как самого себя.

    4 стр., 1722 слов

    Топик по английскому языку «Russian Cuisine — Русская кухня»

    ... ресторанах итальянской, французской, китайской, японской и индийской кухни. Однако, прежде всего, мне хотелось бы поделиться с вами секретами русской кухни. Русская кухня очень необычна. Её отличительная особенность заключается не ... времени, тем более что по утрам люди, как правило, куда-то спешат — на работу, в школу и т. д. Завтрак может представлять собой бутерброды, яичницу ...

    Вот о каких высоких идеях рассказывает нам язык архитектуры и живописи. А мы сумели понять этот язык, подробно описывая ар­хитектурные формы храма и важные детали его интерьера. Основная часть сочинения проработана.

    Перейдем к заключению

    — Не много ли для заключительной части сочинения? Каков выход?

    1. Выбрать что-то наиболее значимое или близкое вам.

    2. Выбрать другой жанр сочинения. Ка­кой? Эссе.

    Эссе – что за жанр произведения? ( Эссе прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Эссе – жанр литературы – очерк, содержащий размышления автора по какому – либо поводу, отличающийся в тяготению к художественному стилю.)

    • Каковы особенности этого жан­ра?

    Это сочинение свободной (оригиналь­ной) композиции (например, кольцевой, ра­мочной, циклической, ассоциативной).

    • Это сочинение, выражающее индиви­дуальные впечатления автора . Какие?

    • Оригинальность.

    • Ассоциативность мышления.

    • Эмоциональность.

    • Образность речи.

    8. Ассоциативность — одна из главных особенностей жанра эссе. Поговорим подробней о ваших ассоциациях.

    • Когда мы говорим о Троицком соборе какие возникают у вас ассоциации?

    Личность преподобного Сергия Радо­нежского

    (Сообщение учащегося о роли Сер­гия Радонежского в истории русского госу­дарства, в победе дружины князя Димитрия Ивановича Донского на Куликовом поле — по очерку Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».)

    Учитель. Вывод.

    • Какие еще ассоциации у вас возникают?

    2) Победа русичей в Куликовской битве, ведь Троицкий собор построен как напоми­нание современникам и потомкам об этой трагической и славной странице русской ис­тории. Историк Л.Н.Гумилев писал о значе­нии этой битвы: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев, костромичей… А вернулась рать русских… это было началом осознания ими себя как единой целостности — России». О событиях Куликовской битвы мы читаем в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, в главе «Нашествие Мамаево»: «…8 сентября был густой туман, но скоро рассеялся: вой­ско перешло за Дон и стало на берегах Непрядвы, где Димитрий устроил все полки к битве… Димитрий в умилении преклонил ко­лена и, простирая к златому образу Спасите­ля, сиявшему вдали на знамени Великокня­жеском, молился в последний раз за христиан и Россию; сел на коня, объехал все полки и говорил речь к каждому, называя во­инов своими верными товарищами и милы­ми братьями, утверждая их в мужестве и ка­ждому из них обещая славную память в мире и венец мученический за гробом… Димит­рий, пылая ревностию служить для всех при­мером, хотел сражаться в передовом полку: «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли сказать вам: «Братья, умрем за отечество»? Слово мое да буде делом!» Он не изменил себе: первый ударил на врагов и бился му­жественно, как рядовой воин».

    9 стр., 4322 слов

    Что означает слово эссе в литературе

    ... и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора. Ориентация на разговорную речь В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, ... вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе: Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя: отличаюсь ли я ...

    УЧ: кт- то еще желает дополнить?

    О трагических событиях Куликовской бит­вы мы читаем и в очерке-эссе современного писателя В.Распутина «Вечное поле»: «…ис­ход боя повернул в свою пользу скрытый в Зе­леной дубраве засадный полк под командова­нием двоюродного брата Дмитрия князя Владимира Андреевича Серпуховского и московского воеводы Дмитрия Боброка. Народ­ная память, выделяя Боброка, называет его «решителем битвы» — и не только за отвагу, но и за полководческую мудрость. Немалого труда стоило ему сдерживать нетерпение князя Владимира и рвущихся в бой воинов, которые хорошо видели из-за деревьев, как гибнут их товарищи, и лишь когда татары, подхлестывая себя победными кликами, сме­стились вправо, когда, по преданию, ветер, дувший до того в лицо русским, повернул в обратную сторону, Боброк дал наконец ко­манду: «Час прииде, братья!» Горячая свежая сила ударила сбоку в тыл рвущимся к Непрядве и Дону татарам столь неожиданно, обру­шилась на них с такой стремительностью и яростью, что, ужаснувшись и не выдержав, «поганые борзо вспять отступиша». «…князь Владимир Андреевич стал на костях и велел трубить в трубы», сзывая живых. До немногих достали те победные звуки. С трудом отыска­ли распластанного без сознания под сруб­ленным деревом великого князя Дмитрия, от­ныне уже Донского. «Страшно и горестно, братья, было смотреть: лежат трупы христи­анские как сенные стога у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла». Только каждый десятый или девятый русский воин остался в живых».

    УЧ: Какие еще литературные ассоциации вызывает у вас это событие?

    а) Памятник древнерусской литературы «Задонщина», который явился живым откли­ком современника на Куликовскую битву («вдень субботний, на Рождество Святой Бого­родицы посекли христиане полки поганые на поле Куликовом, на речке Непрядве»).

    б) «Слово о житии Д.И.Донского» («И призвал великий князь Дмитрий Иванович

    вельмож своих и всех князей Русской земли и сказал им:

    — Подобает нам, братья, сложить голо­вы свои за православную веру христиан­скую, да не будут города ваши взяты поганы­ми, и не будем рассеяны по лицу всей земли. И пошел великий князь Дмитрий Иванович на злочестивого Мамая… И встретил он Ма­мая в татарских полях на Дону на реке. И со­шлись как сильные тучи, блеснуло оружие, как молния в день дождя… И помог Бог вели­кому князю Дмитрию Ивановичу, окаянный же Мамай от лица его побежал. А великий князь Дмитрий Иванович возвратился с ве­ликой победою. И была тишина в Русской зе­мле»).

    в) Стихотворение А.Блока «В ночь, когда Мамай залег с ордою…» — из цикла «На по­ле Куликовом»:

    В ночь, когда Мамай залег с ордою

    Степи и мосты, В темном поле мы с Тобою, —

    Разве знала Ты?

    И когда, наутро, тучей черной, Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный, Светел навсегда., УЧ: — Ребята, давайте немного подробнее остановимся на этом стихотворении.

    • Кого Блок называет «ТЫ»?
    • «Ты» у Блока — это и Россия, Родина; и русская женщина: мать, «голосящая» по сы­ну, жена, возлюбленная, княжна, убравшаяся траурной тафтой; и конечно же, «Ты» — это Пресвятая Богородица, потому что 8 сентяб­ря, день Куликовской битвы, — это день Рож­дества Пресвятой Богородицы, которая из­давна считается покровительницей русской земли.

    Эта вера и помогла русскому народу объединиться и выиграть битву. А. Блок назвал Куликовскую битву «символическим событи­ем русской истории, которому суждено пов­торение». Победа на поле Куликовом пока­зала русским, что сила их — в единстве и только единство спасет Россию во всех ее грядущих испытаниях.

    25 стр., 12319 слов

    Дмитрий Донской — начало княжения и знаменитая Куликовская битва

    ... название Куликовской битвы. Итогом боя на Куликовом поле стала полная победа русских. О ... Сочинение по картине Маторина Дмитрий Донской (описание) Маторин – Дмитрий Донской Изображенный на картине Виктора Маторина Князь и полководец Дмитрий ... зарождении великой страны о том как появилась настоящая Руси, освобожденная от иноземных ... пришел темник Мамай. Уже в следующем 1378 году Мамай отправил на ...

    г) О судьбоносном значении Куликов­ской битвы в истории России размышлял и

    современный поэт Николай Старшинов:

    Там, за Непрядвою, за Доном, Где нынче вызрели хлеба,, В большом бою ожесточенном Решалась и моя судьба., Не потому ли и поныне Еще хранит моя земля И этот горький дух полыни,, И скорбный шелест ковыля…

    д) Юрий Шестаков «Засадный полк». В этой поэме поэт размышляет о прошлом, настоящем и будущем.

    9. Уч: Этот ассоциативный ряд можно про­должать долго. У каждого свои ассоциации, индивидуальные, личностные, связанные с неповторимой архитектурой истинного ше­девра древнерусского зодчества — Троицкого собора. Главное, что этот памятник архитекту­ры вызывает отклик в наших сердцах, рождает высокие мысли, чувства, стремления. И преж­де всего чувство гордости за свою землю, свой народ, его историю, культуру. Об этом чувстве напоминает нам и художник, возгла­вивший в 1966 году работы по реставрации Троицкого собора, Игорь Грабарь: «Берегите их, они… наполнят ваши сердца гордостью». А вызвать такой отклик может только истин­ный шедевр,

    Итог урока:

    Вернемся к целям урока, т.е подведем итоги урока.

    мы увидели довольно разные портреты, учились составлять рассказ – описание на основе портрета, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать.

    Список использованной литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/o-hrame-svyatoy-troitsyi/

    1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 18-е изд., стереотипн.- М.: Рус.яз., 1986.

    2. Занимательные материалы по русскому языку. 6 кл. / Сост. Н.Ф.Шейнле. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

    3. Уроки развития речи: метод. рекомендации. 8кл. – М. Дрофа. 2006.

    4. Русская речь. развитие речи. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Никитина. 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2008.

    5. Л/ш № 10 2002г.