«Развитие творческих способностей на уроках музыки»
Развитие творческих способностей детей на уроках музыки и во внеклассной работе.
“Ребенок,
испытавший
радость
творчества
даже
в
самой
минимальной
степени,
становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.”
Б.Асафьев
Прежде всего, мы учителя музыки и изобразительного искусства основную массу времени
проводим с детьми на уроках и здесь мы должны проявить творчество и приложить всю
свою фантазию, чтобы ребенок раскрылся и проявил себя. Именно на уроках мы выявляем
одаренных детей, с которыми в дальнейшем строим свое содружество. Все начинается с
творчества. И в первую очередь с творчества самого педагога, который наталкивает к
творчеству детей.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по
природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано,
или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: “Ну
зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов — у него ведь нет никакого поэтического
дара! Зачем он рисует — из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается
сочинять какую-то музыку — ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..”
Какое
во
всех
этих
словах
огромное
педагогическое
заблуждение!
В
ребенке
надо
обязательно
поддерживать
любое
его
к
творчеству,
какими
бы
наивными
и
несовершенными ни были результаты этих стремлений.
За всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому
самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких
чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем
возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом,
Формирование эстетического вкуса на х музыки как условие развития ...
... по теме дипломной работы; 2. уточнить сущность понятий: «музыкальная культура», «музыкальные способности», «эстетический вкус» применительно к процессу развития музыкальной культуры младших школьников на уроках музыки; ... музыку в школе не как учебный предмет, а как некое явление в мире», чтобы школьники учились «слышать в музыке ... физиологические особенности детей младшего школьного возраста по вопросу ...
учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его
детские творческие увлечения.
Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе — развитие в учащихся
творческого начала.
Школьная
программа
“Музыка”
нацеливает
учителя
на
воспитание
у
школьников
музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели
музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии
Воспитание творческой личности — одна из важнейших задач, стоящих перед каждым
учителем музыки.
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности.
Белинский говорил:
“Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе,
тем лучше для них.”
Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала
школьных занятий музыкой.
Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всех занятий: и во
время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего
внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли
собственно слушателя.
Вот пример разбуженного музыкой творческого воображения.
Когда, в связи с темой урока в первом классе школы “Марш”, мне пришлось сыграть первые
такты траурного марша Шопена, почти все ребята сразу же сказали, что это “похоронный
марш” и что музыку эту они раньше уже слышали. Потом один мальчик стал рассказывать, как
под эту музыку в деревне хоронили его дедушку. Для этого мальчишки шопеновская музыка
была содержательнее, богаче, чем для тех, для кого она была просто “похоронным маршем”.
Для него это была не только музыка, но и частица его собственной жизни, поэтому волновала
больше и в сознание входила глубже.
Воображение у ребят, как правило, яркое, живое, и “музыкальные картинки” они слушают с
удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не
отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении.
Ребята по- своему воспринимают музыку.
Так, например, произошло с фрагментом из
“Утра” Эдварда Грига. Ребята по-разному называли его: “Весна”, “Восход солнца”, “Цветы
распускаются”, “Утро в лесу”. Я постепенно подвожу их к правильному названию. Нужно
осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир далеких от
музыки наивных фантазий.
Очень яркой и продуктивной формой работы на уроке являются
самостоятельные
письменные работы
классах).
Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их
мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не
стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление.
Работа над музыкальным образом на х музыки в младших классах
... восприятия музыки младшими школьниками; показать методические особенности работы над музыкальным образом на уроках музыки в начальной школе. Методы исследования: анализ научно-методической литературы по исследуемой ... (динамические и темповые оттенки, регистровые изменения, метроритмические особенности), ребята двигаются, одновременно воспринимая музыку и ее своеобразный «язык» [8]. Восприятие всегда ...
Приведу
несколько
интересных,
глубоких
рассуждений
ребят
о
“Лунной
сонате”
Л.Бетховена (1 ч.):
Я думаю, что эта музыка обладает глубокими чувствами. Она проникает в меня, задевая
каждую струну моей души. (Лыткина Анастасия)
По-моему, эта соната рассказывает о том моменте в жизни композитора, когда любовь
поступила сурово с ним. Он огорчен. Но надеется, что все пройдет, и он встретит еще
человека, с которым будет счастлив (Романенко Алексей)
Музыка переполнена грустью, печалью, несбыточными мечтами. Может быть в сонате
рассказывается
о
безответной
любви
композитора?
В
начале
он
еще
питает
какие-то
надежды,
но
ближе
к
концу
они
постепенно
угасают.
И
заканчивается
1
часть
безысходностью. (Романенко Алеша.)
Разные ребята, разные высказывания. Сразу чувствуется индивидуальность автора каждой
работы.
Как
лишить
скуки
на
уроке
себя
и
своих
учеников?
Как
заразить
их
собственным
творчеством? Все дело в атмосфере урока.
Основным моментом на уроке всегда было и есть — беседа о музыке, от этого уже никуда не
уйти, значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке
должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию
ребенка.
Прослушана музыка, задан вопрос — и нет ответа. Не торопитесь с подсказкой, вместе
детьми ищите художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью,
литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая
специфику урока музыки, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а
высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение.
Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и
склонностей
присутствует
на
моих
уроках.
Это
ведение
“Дневника
музыкальных
впечатлений”, где дети отражают свои чувства. Также я даю возможность проявить себя в
творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению
интереса
к
урокам
музыки.
Дети
очень
любят
выразить
свои
впечатления
от
музыки
в
рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б. Окуджавы:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить
И как бывает неожиданно и трогательно для семиклассников на их последнем уроке, когда я
Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной ...
... вокально-хоровых навыков на уроках музыки в общеобразовательных школах. Цель исследования: обобщение путей совершенствования процесса развития вокально-хоровых навыков на уроках музыки. ... затруднено дыхание. По ... проникновения песни в ... работе с детьми (Д.Е.Огороднов, В.В.Емельянов, Г.П.Стулова, Л.А.Венгрус). Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение методических подходов к развитию вокально ...
показываю сохранившиеся у меня их творческие работы: эскизы костюмов героев балета
И.Стравинского “Петрушка”, рисунки, в которых дети запечатлели “Рассвет на Москве-реке”,
“Тачанку”, “Монтера”, “Перепелочку”. Сколько эмоций!
Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением — песней. Или даже желая
спеть ее перед классом. Не стесняясь просолировать сочиненные на школьные темы частушки.
Большую творческую радость доставляют мне подготовки и проведения уроков-концертов
(особенно практикую это в 4-5-6 классах).
Детям нравится такая форма. Мы приглашаем
родителей, учителей стать очевидцами совместного творчества
Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, темы из
классических произведений, песни отечественных и зарубежных композиторов.
Я
подбираю
песни,
в
которых
перед
ребятами
раскрываются
современные
проблемы,
общечеловеческие темы.
“Народная
песня
в
педагогике
есть
носительница
живых
индивидуальных
основ
национального воспитания”
Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся
начальных классов могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, а
также обрядовые песни. Использую фольклорный материал нашего поселка, который мы
собираем с ребятами и обрабатываем на фольклорном кружке. Это «Духовные стихи нашего
поселка», «Русские народные и фольклорные песни нашего поселка», «Зимние обрядовые
песни
и
праздники
нашего
села».
С
детьми
мы
участвуем
в
научно
–
практических
конференциях школы, района и области, занимаем лидирующие позиции, привозим грамоты и
дипломы. Стараясь раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка, я увеличиваю
число народных песен, предложенных программой. Дети любят петь народные песни , они
дают возможность проявить себя творчески в выразительности музыкально-игрового образа.
Дети
сами
ищут
движения,
характеризующие
персонажи,
придумывают
танцевальные
постановки.
В четвертом классе мы поем колядки, заклички, веснянки, волочебные песни в которых
ребята
стараются
искать
свою
индивидуальную
манеру
исполнения.
Провожу
уроки
по
русским обрядовым праздникам: «Пасха», «Троица», «Масленица», «Рождество».
Народно-игровые формы занятий уже стали потребностью для учителя и учеников, потому
что процесс совместного творчества приносит огромные плоды и радость всем.
Практика показала, что процесс обучения с привлечением информационных технологий
на
уроках
художественно-эстетического
цикла,
в
том
числе
и
«Музыки»,
Фрагмент творческой работы на уроке русского языка в 4 классе, ...
... огней ночного города. LiveInternetLiveInternet Цитата сообщения Elena_ARVIK Огни больших городов. Это — царство ночных теней, Это — море ночных огней. Ночные города, горящие ... ветер мне метет — путь, И где-то музыка в окне — чуть. Ах, нынче ветру до ... городе огромное количество, можно поразиться невероятно яркому отблеску двух цветов: красного и жёлтого. Самые красивые пешеходные мосты мира: описание ...
имеет
большие
возможности и широкие перспективы среди большого количества разнообразных методик.
Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов
русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества,
слушают музыку в качественной записи, просматривают фрагменты произведений видеозаписи,
имеют доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка,
литература, народные промыслы.
На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов
и рефератов, Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет
учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке.
Для
подготовки
же
презентации
ученик
должен
провести
определенную
исследовательскую
работу,
использовать
большое
количество
информации,
что
позволяет
избежать
шаблонов
и
превратить
каждую
работу
в
продукт
индивидуального
творчества.
Созданные
учителем
и
учениками
презентации
позволяют
создать
информационную
поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во внеклассной работе.
Современные
программы
дают
возможность
использовать
на
уроке
карты,
рисунки,
портреты музыкантов, видеофрагменты, диаграммы
Итак, применение информационных технологий отличается высокой результативностью и
способствует личностному развитию учащихся; повышению интереса школьников к учебным
занятиям в целом; росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; изменению
самооценки учащихся; воспитанию активности и самостоятельности; развитию музыкального
восприятия.
Как я выявляю одаренных детей на уроках музыки?
Один из основных методов – наблюдение.
Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может и с перерывами. Например,
занимаясь с учащимися вокальном кружке, я обратила внимание на девочку, которая очень
активно участвовала во всех видах деятельности на уроке – это Сутурина Влада. После занятия
я пригласила её на беседу, где провела диагностику её музыкальных способностей. Оказалось,
что она не совсем чисто интонировала мелодию. Однако, пока я с ней работала, то обратила
внимание на то, что она выполняет мои задания очень увлечённо, в её глазах сиял такой огонёк
радости во время пения, что я решила пригласить ребенка заниматься в ансамбле. Вскоре я
убедилась, что ребенок действительно обладает определенными музыкальными способностями,
которые впоследствии у неё проявились в умении держать строй всей партии хора. Не обладая
первоначально не только ярким тембром голоса, но и ярко выраженными способностями к
пению, девочка сумела реализовать себя в хоровом и вокальном исполнении, где постепенно
развивала свои музыкальные задатки. Теперь она солирует в ансамбле «Чарочки», который
Развитие умений у младших школьников слушать и слышать музыку
... развитию умений у младших школьников слушать и слышать музыку. В основу нашего исследования была положена гипотеза : мы предполагаем, что музыкальные занятия способствуют повышению уровня умений у младших школьников слушать и слышать музыку, если учитель музыки: использует ...
На что же
должен обратить внимание педагога при работе с детьми?
Конечно – же на стимулирование ребенка. В своей работе я использую школьную звезду.
Ребенок получает эту звезду за отличные достижения в области музыки в рамках школьных,
районных, областных, научно – практических олимпиадах, творческих отчетах, праздниках.
Звезда – эта «пятерка», которую ребенок может использовать на любом предмете только один
раз. Например, исправить положение по математике или русскому языку. Этот стимул очень
хорошо действует.
Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на
уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе.
Частью жизни моих ребят стал хор. В хоре мы не только разучиваем новые произведения,
продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки
Включение фольклора в традиционный урок дает мне возможность готовить различные
фольклорные
праздники.
Ярким,
образным,
поэтичным
получился
праздник
“Русские
посиделки» (зачитать отрывки из статьи из газеты «Мое село».
Музыка
пронизывает
всю
жизнь
нашей
школы:
концерты,
фестивали,
утренники,
конкурсы, КВНы и т.д. Традиционными стали праздники: «Две звезды», «Музыкальное фольк –
лото», Музыкально – интеллектуальные игры «Что, Где, Когда?», музыкальный фестиваль «
Нам песня строить и жить помогает», «Неделя театра»,
вечера посвященные русским и
советским и современным композиторам (Бориса Мокроусова, Владимира Высоцкого и др.).
Очень любят ребята праздники русского романса, праздники русской гармони…
В.А.Сухомлинский
говорил:
«Только
эмоциональное
пробуждение
разума
дает
положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто
не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать
способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь
п о л о ж и т е л ь н ы е
э м о ц и и .