Конспект по литературе 3 класс

Тема урока: Леонид Каминский и Ирина Пивоварова «Сочинение»

Цель урока: познакомить учащихся с произведениями Леонида Каминского и Ирины Пивоваровой «Сочинение»

Планируемые результаты:

·

·Предметные: познакомятся с произведениями «Сочинение»;

·

·Личностные: воспримут материал; оценят работу на уроке

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник литературное чтение: 3 класс: 2 часть, тетрадь для самостоятельной работы, карточки, презентация.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

1мин

Прозвенел звонок-начинается урок.

Урок необычный- урок успеха и удач.

Здравствуйте, ребята. Садитесь

Приветствовать учителя

Коммуникативные: настрой на урок, знакомство с учителем.

2. Мотивационный

3 мин

Ребята, посмотрите на экран. Сейчас каждый про себя прочтите эту скороговорку. А теперь давайте все вместе хором, выговаривая все звуки и слова, прочтем эту скороговорку. А теперь давайте по желанию индивидуально постараемся прочитать эту скороговорку с убыстрением темпа.(это умение пригодится нам при чтении стихотворения)

Утята и утка плывут и ныряют,

Умело еду со дна добывают.

Читать про себя и вслух

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

3. Постановка учебной задачи

3 мин

Прочитайте название новой темы. («Продолжаем разгадывать секреты смешного».)

Как вы понимаете название темы? Почему в ней

говорится, что мы продолжаем? (Разговор о смешном был начат при изучении басен.)Откройте учебник на с. 46 и рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

Что вы можете сказать о настроении членов клуба? (У нних веселое настроение, они смеются и приглашают нас посмеяться вместе с ними.)

(Чтение текста на с. 46.)

Что вы поняли? Вы согласны с высказыванием Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны?

О чем мы будем говорить?

Прочитайте на с. 46 фамилию автора и название произведения. (Л. Каминский «Сочинение».)

Назовите тему и сформулируйте цели на сегодняшний урок.

Отвечать на вопросы

Читать текст осмыслено

Называть тему и формулировать цели

Познавательные:

самостоятельное формулирование темы и цели урока

4. Решение частных проблем

4 стр., 1837 слов

Урок сочинения по картине русской художницы З.Е. Серебряковой ...

... сочинение. Результаты работы анализировались на следующих уроках русского языка. В 6 классе мы вновь сравнивали два портрета с изображением детей: картину В.А.Серова “Девочка с ... художницы; портрет с натюрмортом; ясность ... картин: название картины, ... сформулирована цель урока. ... уроках сочинения по картине. Надеюсь, что описанный мною опыт работы поможет учителю смоделировать современный урок сочинения ...

Знаком ли вам этот автор?

(Выставляет портрет писателя.)

Жил в городе Петербурге удивительный и замечательный человек. Его звали Леонид Давидович Каминский. Он член сразу четырех творческих союзов: писателей, художников, журналистов и театральных деятелей. Но главное, он великий специалист по детскому творчеству, вернее по одной, но весьма весомой его части: юмору. У Леонида Давидовича второе имя: «Учитель смеха» оно родилось, когда он начал вести на страницах журнала «Костер» юмористический раздел «Веселый звонок». В 1986 г. в издательстве «Детская литература» вышла книга Л. Каминского «Урок смеха». Он стал писать и рисовать для детей. Он стал постоянным автором журнала «Веселые картинки». В его жизни невероятное количество забавных историй, которые он часто любил вспоминать. Он собирал, возможно, самую необычную и самую веселую коллекцию в нашей стране детские высказывания и, прежде всего, отрывки из школьных сочинений, которые ему присылали дети.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? А кто знает значение слова «сочинение»?

Прочитаем и узнаем, как это понимают герои произведения.

(Дети по цепочке читают произведение в учебнике на с. 4649.)Объясните, какие два значения есть у глагола «сочинять» и у существительного «сочинение». (Примерный ответ. Сочинять: 1) составлять, писать какой-то текст; 2) выдумывать, придумывать, лгать. Сочинение: 1) вид письменной школьной работы изложение своих мыслей на заданную тему; 2) не литературное или музыкальное произведение, но результат выдумки, фантазии.)

Как вы считаете, можно ли при написании сочинения выдумывать? Или нужно непременно писать только правду? (Ответы детей.)

Какой же вывод можно сделать? (Сочинение должно быть основано на реальных событиях, наблюдениях, впечатлениях, но в зависимости от темы можно сочинять и фантазировать.)

Чтение диалога Михаила Потаповича и Кости Погодина на с. 49.)

Вспомните, по какой теме Лена писала сочинение. Ее сочинение основано на наблюдениях или на реальных событиях? Найдите строчки в тексте, которые показывают, что Костя прав.

А теперь подтвердите словами текста, что даже приход подруги Лена использовала в своем сочинении.

Перечитайте произведение и подчеркните строчки, из которых составлено сочинение Лены. Вам понравилось оно?

Как рос список дел по дому?

Какое чувство у вас вызвало это сочинение?

(Чтение текста на с. 50 до вопроса.)

Вы тоже считаете, что Лене некогда помогать маме?

А как считает Ленина мама? Найдите и прочитайте глаголы, характеризующие поведение мамы.

Над чем же смеется автор? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз прочитайте название, начало и конец текста.

Какой прием использовал автор? (Контраст между реальным положением дел и тем, что Лена написала (выдумала) в своем сочинении.)

Можете ли вы теперь ответить на вопрос? (Смешно, когда человек приписывает себе результаты чужого труда. Самое смешное, что Лена обманывает саму себя: свою ложь она стремится оправдать и представить как творческую выдумку.)

Смех у автора веселый или грустный?

Сегодня мы познакомимся не с одним произведением. Откройте стр.51. Прочитайте название и автора.

2 стр., 868 слов

Сочинение письмо маме

... и надеюсь тебе понравится мое письмо. Ведь я вложила в него всю свою любовь и душу. Сочинение 2 Мама, милая моя, хорошая, здравствуй! Пишу ... справедливой. Я всегда была слишком любопытной, и ты терпеливо отвечала на мои глупые вопросы. Ты была доброй и честной со мной, и поэтому ... между нами, полна благополучия только благодаря тебе. Ты самая замечательная мама на всем белом свете! ` Письмо маме

Какие произведения И. Пивоваровой уже читали?

Как вы думаете, о чем это произведение? Может, это та же история, что и у J1. Каминского?Работа по теме урока

Дети по цепочке читают произведение в учебнике нас. 51-54.)

О чем этот рассказ?

Кто его герои?

Какое настроение у вас вызвало это произведение?

Прочитаем разговор членов клуба «Ключ и заря» с Михаилом Потаповичем на с. 46 и узнаем, какие моменты им показались самыми смешными.

Какой отрывок отметил Миша?

Вас тоже рассмешила эта часть? Зачитайте те отрывки, которые кажутся вам самыми смешными.

Какой рассказ вспомнил Миша? Кто его автор? (Н. Носов «Мишкина каша».)

А какой фрагмент рассказа заинтересовал Машу? Найдите его и прочитайте.

Что же в нем смешного? (Люся упомянула, что стирает носовые платки, а потом увлеклась и написала, что также стирает свои и мамины вещи и даже занавески и скатерти.)

А какой отрывок понравился Косте Погодину? Найдите ответ в учебнике. Перечитайте ту часть, которая рассмешила Костю.

Вы тоже считаете, что Люсина мама хороший воспитатель?

Прочитаем по ролям разговор Люсиных родителей. Что делает его смешным? (То, что Люся ожидала услышать одно она думала, что мама рассердится и будет ее ругать, а услышала совсем другое.)

Что же услышала Люся? (Мама была очень рада тому, что Люся любит стирать занавески и их теперь не надо нести в прачечную.)

Каким же образом мама учит свою дочку отвечать за свои слова? (Мама не наказывает ее, не читает ей нотаций, относится к девочке, как ко взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова.)

Какое воспитание вы считаете действенным: когда человека ругают или когда предлагают сделать то, что он о себе наговорил?

Продолжение работы по теме урока как и мама Люси. Как вы думаете, изменится ли представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?

Главный Библиотекарь поинтересовался, доволен ли Миша. Что он имел в виду?

Как вы думаете, что ответил Миша? Если затрудняетесь, то загляните на с. 46 вступление к новой главе и найдите ответ на вопрос. (Миша доволен, потому что он прочитал рассказ, вызывающий веселый смех, а не грустный, как басни.)

Отвечать на вопросы

Слушать внимательно учителя

Отвечать на вопросы

Осмыслено читать текст

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Осмыслено читать тест

Отвечать на вопросы

Слушать внимательно учителя

Осмыслено читать тест

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: высказывать своё мнение.

Регулятивные :принимают и сохраняют задачу.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.

Регулятивные :принимают и сохраняют задачу.

Коммуникативные: высказывать своё мнение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

46 стр., 22527 слов

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ...

... и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная В коммуникативную культуру входят: - - - культура речи. Эмоциональная культура – это Культура мышления - это высокий уровень ... и др. В данной работе мы будем рассматривать коммуникативную культуру как коммуникации, т.к. отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником ...

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: высказывать своё мнение.

Регулятивные :принимают и сохраняют задачу.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; слушать другого- ученика.

Регулятивные :принимают и сохраняют задачу.

Коммуникативные: высказывать своё мнение.

5. Итоги урока

Что вы можете сказать о произведениях, которые мы прочитали? (Уних одинаковые сюжет и название, а авторы разные.)

В чем же секрет смешного? (В контрасте между реальным положением дел и тем, что представляют себе герои.)

Какое произведение ва понравилось больше? Почему?

Урок окончен! До свидания!

Оценивать свою работу на уроке

Отвечать на вопросы

Обобщать. Подводить итоги. Отвечать , наблюдать, сравнивать ,делать выводы.

15