Значение творчества Шиллера на мировую литературу

Напряженные идейные искания вели Шиллера к серьезному изучению истории. На примерах исторического прошлого он хотел познать законы развития общества, чтобы ответить на вопросы современности. Результатом этих занятий явились книги по истории революции в Нидерландах (XVI в.), борьбы между католиками и гугенотами во Франции (XVI в.), Тридцатилетней войны в Европе (XVII в.).

Шиллер издавал серию книг под примечательным названием “История знаменитых восстаний и заговоров”, читал лекции по истории в Иенском университете.

Опыт истории убеждал

его в том, что человечество, пусть медленно и трудно, должно все-таки пробиться сквозь хаос к свободе.

Этим же убеждением проникнуты и статьи Шиллера по эстетике. Между его историческими штудиями и размышлениями по вопросам эстетики существует глубокая внутренняя связь. Искусство всегда было в его глазах прежде всего средством воспитательного воздействия. В самом начале своего творческого пути Шиллер выступил со статьей “Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение”.

В ней говорилось, что благодаря театру “по всем жилам народа растекаются более верные понятия, более высокие правила

поведения, более чистые чувства”, исчезает “туман варварства и мрачного суеверия, рассеивается мрак, уступая место победоносному свету”.

В зрелые годы Шиллер стал думать, что искусство способно активно влиять на общественные отношения, видел в нем средство политических преобразований. Свои мысли он высказал в “Письмах об эстетическом воспитании человека”. Этот трактат обнаруживает близость Шиллера к идеям родоначальника немецкой философии Иммануила Канта, но Шиллер и полемизирует с Кантом. Кант видел в человеке нравственно неполноценное существо, естественные, влечения которого эгоистичны и находятся в противоречии с моральным долгом.

Философ полагал, что человек должен обуздывать свою природу посредством внутреннего диктата, который он назвал “категорическим императивом”. Шиллер тоже писал о противоречиях между физическим и нравственным началами в человеке. Но он считал нравственное начало органичным для человека, а не чуждым его природе. Идеал Шиллера – гармоничная личность, стремления и поступки которой свободны и осознаны; в ней естественно сочетаются грация и достоинство.

Такую личность Шиллер называет прекрасной душой.

6 стр., 2575 слов

Конспект русского языка: « -рассуждение на морально-этическую ...

... на уроке. Тема: Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Что такое нравственный выбор человека?» Тип урока: урок развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку. Цель: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему ...

“Невысоко мое мнение о человеке, раз он так мало может доверять голосу внутреннего побуждения, что вынужден всякий раз сопоставлять его с правилами морали, – писал Шиллер.- Напротив, он внушает уважение, когда без опасения оказаться на ложном пути, с известной уверенностью следует своей склонности. Ибо это доказывает, что оба начала в нем возвысились уже до того согласия, которое есть печать совершенной человеческой природы и называется прекрасной душой”.

Кантовское Толкование вопроса представлялось Шиллеру “слишком монашеским”, он предлагал другое: пробудить лучшее в человеке, привести его при помощи искусства к свободе нравственной – и он придет к свободе политической. “Путь к свободе ведет только через красоту”, – писал Шиллер. Иллюзорность этой мысли очевидна. Но ошибки и заблуждения Шиллера были ошибками трудных исканий дороги к лучшему будущему человечества. В них по-своему сказывалось и неприятие Шиллером практики революционного террора, и его разочарование в итогах Французской революции.

Вначале Шиллер радостно приветствовал революцию, но вскоре стал относиться к ней критически (хотя и не поддерживал ее врагов).

Когда, в 1792 г. Конвент революционной Франции наградил автора “Разбойников” и “Заговора Фиеско в Генуе” званием Почетного гражданина Французской Республики, Шиллер не принял этого звания.

Одним из первых Шиллер ощутил разрыв между предреволюционными надеждами и результатами революции, которая в силу своего буржуазного характера не могла дать народу обещанной просветителями свободы. Социально-политическое убожество Германии, с одной стороны, и общая ситуация в послереволюционной Европе – с другой, углубили в Шиллере чувство разлада между мечтой и действительностью, отразившееся в таких его философских стихотворениях, как “Идеал и жизнь”, “Мечта”, “Власть песнопения”. В них Шиллер утверждает благотворную силу красоты и противопоставляет ее пошлой прозаической действительности, губительной для всего прекрасного.

В период “веймарского классицизма” одновременно с Гете Шиллер пережил горячее увлечение античным искусством. В молодости, в пору штюрмерских бунтарских настроений, Шиллер видел в античности образец республиканской гражданственности. Теперь же его влечет гармония между человеком и природой, личностью и обществом, воплотившаяся в светлом и гуманном искусстве Древней Греции. В стихотворении “Боги Греции” Шиллер скорбит о невозвратной красоте античности, в “Художниках” призывает, обращаясь к поэтам своего времени:

К иным пространствам и пределам За грань эпохи правьте бег.

Энгельс отмечал его наклонность помечтать о неосуществим мых идеалах. Эту наклонность пробуждала в поэте не только слабость демократических сил Германии, но и послереволюционная европейская реальность, слишком далекая от идеала, от которого он не желал и не мог отказаться.

Значение творчества Шиллера на мировую литературу 1Значение творчества Шиллера на мировую литературу 2Значение творчества Шиллера на мировую литературу 3Значение творчества Шиллера на мировую литературу 4Значение творчества Шиллера на мировую литературу 5 1

8 стр., 3663 слов

Мыслители Древней Греции и Рима о культуре

... показано в этой главе и в следующей. Культура Древней Греции Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до сер. II в. ... власть, позволила грекам в полной мере наслаждаться духом свободы, которая для них была высшей ценностью. Большое место ... как и сами боги, о которых рассказывается в греческих мифах. В греческой мифологии практически отсутствует мистика, не слишком большое ...

votes, average:

5.00

out of 5)