Познакомить учащихся с биографией и творческой деятельностью А. Приставкина.
Развивающие.
- Отработка навыков определения принадлежности произведения к определенному литературному жанру.
- Развитие умений и навыков анализа художественного текста.
- Развитие умений выделять главное, составлять суждение оценочного характера.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Развитие монологической речи.
Воспитательные.
- Воспитывать такие нравственные чувства, как гуманизм, сострадание, любовь к ближнему, подвести учащихся к выводу о том, что война — «страшное дело».
- Обсудить проблему ответственности человека за ту линию, которую он выбирает, за те поступки, которые он совершает.
Оборудование урока.
- Портрет писателя. Фотографии памятных мест Татарстана, где побывал А.Приставкин.
- На парте каждого ученика текст рассказа А. Приставкина «Фотографии».
- Эпиграф.
- Выставка книг.
- Стенд с иллюстративным материалом, на котором изображены дети в военное время
Развитие речи., К уроку внеклассного чтения учащиеся получили задание.
- Три ученика занимались поиском биографии писателя, один из них готовил выступление « Приставкин в Татарстане» (национально-региональный компонент)
- Один учащийся готовил выразительное чтение рассказа.
- Желающим было предложено сочинить стихотворения на тему «Война и дети».
- Один ученик, заранее прочитав текст, сочинил стихотворение от имени главного героя рассказа.
- Один учащийся, прочитав текст, приготовил отзыв о произведении.
Эпиграф к уроку
Учитель. Нет будущего у человека, который не имеет прошлого, память, уважение к предкам. Сегодня мы познакомимся с произведением Анатолия Приставкина «Фотографии». Наша задача — проанализировать рассказ, рассмотреть художественные особенности, определить тему и идею произведения, а также ответить на ряд вопросов.
Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной ...
... работе с детьми (Д.Е.Огороднов, В.В.Емельянов, Г.П.Стулова, Л.А.Венгрус). Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение методических подходов к развитию вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы. 1. Особенности развития детского голоса на ... частые головокружения, головные боли, вялость, бывает затруднено дыхание. По вопросу о времени наступления мутации голоса у ...
Творческая экскурсионная группа рассказывает о писателе, делает обзор произведений, опираясь на выставку книг.
Учитель. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, по объёму небольшое, так как это рассказ. Запишем в тетрадях, что такое рассказ.
Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
Читаем рассказ. ( Заранее подготовленный ученик выразительно читает произведение)
Учитель.
- Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало?
- От какого лица ведется повествование? (От лица ребёнка)
- Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение?
Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне.
- Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне.
-Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографичным? (Это судьба многих детей того времени)
Показ иллюстраций, на которых изображены дети войны.
Учитель . Рассмотрев иллюстрации, мы понимаем, что война принесла горя многим детям.
- Кто попытается нарисовать мальчика устно или на листе?
Характер мальчика раскрывается в поступках.
- Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие поступки он совершил?
(Герой мог бы убежать, но не оставляет беззащитную сестру, он чувствует ответственность за Людочку).
- Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке.
- Почему он пришел к ней спустя 2 дня? Что он говорит?
Маленький человек, но у него большая сила воли.
- Что вы ещё можете добавить? (Дети войны рано взрослеют)
- Какой возраст мальчика?
- Каков язык героя произведения? ( Речь взрослого человека, который многое испытал)
Автор описывает день получения маленького листочка. «Я держал его в руках, и у меня мёрзли пальцы и коченело внутри…» Мы можем сказать, что он мудр.
— В чём его мудрость? Какое слово он нашел? ( Вместо слова «умер», он употребляет слово «затерялся»).
Затерялся — символ ( с греч. « знак»).
Он создается на основе переносного значения, его многозначности.
Находим в тексте, когда и в связи с чем он это слово употребляет.
— Какой вы представляете Людочку? ( Ей 6 лет, хлопает в крошечные синеватые ладони, у неё чистые испуганные глаза, ещё не знающие горя. Она уважает брата, повторяет его слова. Голос слабенький.)
Учащиеся, подготовившие рисунки, показывают их и комментируют.
Учитель.
Рассказы тэффи о детях анализ
... дорожила «серьезной» прозой, неотъемлемой частью которой является цикл рассказов о детях. Для Тэффи легко было писать о них, и это наглядно ... девочку, пугали бесцеремонностью: лисьи бабы “ забирались в детскую”, “шарили по углам”, грозили “корявым пальцем”, но без них было просто “ ... в себе один негатив. В этом доме всё агрессивно по отношению к девочке. Эту агрессию подчёркивают эпитеты (“злющая ...
- Кто ещё герой рассказа? (Тётя, которая отказывается взять детей)
- Можно ли её осудить? (Нет, мы не знаем причин отказа)
Найдите слова, которые произносит завуч. Понятно, что её трогает судьба воспитанников, поэтому не смотрит в глаза, не заканчивает фразу.
- Как назвать тему произведения?
Тема детей войны, сиротства.
- Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотографии»?
Фотографии — реликвия, память, связь поколений., В конце рассказа фотографии – общность судьбы.
Один из учащихся работал с толковым словарем Ожегова и сейчас познакомит с точным определением данных слов.
Ученик.
Реликвия — вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Семейная реликвия)
Память –
- Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.(Это на его памяти)
- То же, что воспоминание о ком – чём-нибудь. (Хранить память о событии)
- То, что связано с умершим. (Посвятить книгу памяти учителя)
Милосердие
Учитель.
- Для чего автор показал историю детей? (Чтобы дети не забывали о войне)
Учитель выразительно читает эпиграф.
-А теперь прозвучат стихотворения собственного сочинения учащихся, которые, не зная текста, попробовали создать произведения на тему «Война и дети».
Навсегда останется в наших сердцах!А один учащийся, прочитав текст, попробовал сочинить стихотворение от лица главного героя рассказа «Фотографии»
Учитель.
- Какова же идея произведения?
Показать доброго ответственного человека, показать человеческое милосердие.
Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.
А сейчас ваш одноклассник прочитает отзыв о произведении «Фотографии»., Заключительное слово учителя.
Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться.