Урок 142. Рассказ. -рассказ

, в котором подводятся итоги и делается вывод.

— Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали?

Прежде всего, рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет.

Подготовим письменный рассказ о себе – поработаем с планом:

— Как же начать свой рассказ?

Давайте обратимся к народной мудрости.

У страха глаза велики.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Семь раз отмерь – один отрежь.

— Как использовать одну из этих поговорок и пословиц?

В первую очередь, мы можем построить предложение с прямой речью.

Записываем:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», — гласит народная мудрость. В этом мне пришлось убедиться на собственном опыте. (Вписываем под ВСТУПЛЕНИЕМ)

Продолжаем:

и пишем ЗАВЯЗКУ (Где, когда происходило действие? Что вы решили сделать? Куда отправились? С кем?)

далее РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:

Затем, потом, после этого….

Используй глаголы совершенного вида!

Наступилов время для КУЛЬМИНАЦИИ

Всё закончилось РАЗВЯЗКОЙ (Вот так я …)

Можем сделать вывод в ЗАКЛЮЧЕНИИ (Теперь я …, с тех пор в нашей семье…)

В какой момент воспользуетесь словарями?

Понаблюдаем над текстом.

Прочитайте рассказ. Какова его тема, проблема, идея? Какую роль играет в тексте заглавие?

7 стр., 3321 слов

Роль труда в жизни человека (2)

... и собственно процесс труда, люди вместе с тем совершенствуют и самих себя. Важно показать роль труда в жизни семьи. Она непосредственно связана с трудом, как в своих собственных интересах, ... конечностей. Иначе говоря, возникла походка в вертикальном положении. «Этим, -- говорит Энгельс, -- был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку». Рука, полностью освободившись для выполнения ...

“Путешественники вышли из города”

Как-то писатели Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман собирались на рыбную ловлю. С ними хотел пойти соседский мальчик. Мальчик этот писал стихи, намеревался стать писателем и вёл себя весьма самоуверенно.

— Скажи мне, друг мой, – обратился к нему Гайдар, – а почему ты решил стать писателем? Любишь литературу, что ли?

— Да! – ответил мальчик. – А потом, я думаю, что в жизни легче всего быть писателем.

Выслушав это, Гайдар предложил ему написать вместе с ним рассказ.

– Только, чур, уговор: ты начнёшь, а я закончу. Ты напиши только первую фразу, а я напишу вторую.

Мальчик, не очень долго раздумывая, написал в тетрадке “Путешественники вышли из города”.

– Вот и отлично! – обрадовался Гайдар. – Первая фраза у нас уже есть, а вторую… вторую я напишу завтра. Когда выйдем из города, я и напишу. Мы с тобой пойдём обратным ходом: что напишем, то и сделаем.

Утром, закинув на плечи рюкзаки и взяв удочки, они пошли пешком через весь город. Было очень жарко, мальчик быстро устал и предложил поехать на автобусе. Гайдар отказался.

– Вот когда мы выйдем из города и в самом деле сможем сказать, что путешественники вышли из города, тогда поедем.

Но мальчик испугался, что он ещё сильнее устанет. Ему уже не хотелось писать рассказ вместе с Гайдаром, он сел в автобус и уехал домой.

— Зачем ты это сделал, Аркадий? – спросил его Фраерман.

— Зачем, ты спрашиваешь? Он виноват вдвойне: он не знал того, о чём пишет, и не захотел узнать, что будет дальше. Что если он в самом деле станет писателем? – ответил Гайдар.

“Там, где касалось правды в искусстве, – вспоминал Фраерман, – Гайдар ничего и никому не прощал, даже такому мальчику”.

    1. Что обеспечило повествованию развитие? Кто участники конфликта?
    2. Выделите в тексте элементы развития конфликта.
    3. Какой философский урок можно извлечь из этого конкретного жизненного случая?

Практическая работа

Теперь мы знаем, как должен строится текст-повествование и выполним работу по упражнению 619.

7 стр., 3356 слов

Творчество гайдара

... исследования Задачи исследования: Знакомство с творчеством Аркадия Петровича Гайдара Изучение произведений писателя Аркадия Петровича Гайдара Анализ идейного содержания произведений писателя. Выявление уровня интереса у ... Гайдар - советский писатель. В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов ...

Во-первых, очень внимательно рассмотрите иллюстрации на странице 102.

Во-вторых, определите по сюжету, где завязка, развитие действия, кульминация, развязка и заключение.

В-третьих, составьте план будущего рассказа и запишите его (в нём должно быть пять пунктов).

В-четвёртых, в черновике запишите ключевые слова и фразы каждого пункта.

Посмотрите на свой черновик! Вы уже видите сюжет рассказа? Осталось доработать?

Этим вы займётесь в своей самостоятельной работе.

ЗАДАНИЕ: напишите сочинение-рассказ по иллюстрациям упражнения 619.

Закончив работу, сфотографируйте её и отправьте на проверку учителю в личные сообщения .

Итоги урока:

Итак, я уверен, что вы легко справитесь с предстоящей работой, и мы познакомимся с веселыми и смешными, познавательными и интересными рассказами.

Домашнее задание: §108. Упражнение 619.