Пушкинские слова эти пронзительной глубиной своей

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(2)На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека —

Залог величия его.

(3)Пушкинские слова эти пронзительной глубиной своей обращают память и чувства к отчему дому. (4)Куда ни относила бы житейская волна, какое бы разнообразие ни предлагала, всё бытие твоё останется суетой без памяти об отчем крове, без тех нитей, которые протягивает сердце к Отчизне, без частицы души, может, наиглавнейшей, обращённой таинственным зеркальцем к матери, к отцу, к городу или деревне, где ты рос. (5)Поразительная категория — «самостоянье человека». (6)Нет, не примитивно-утилитарная самостоятельность, а именно самостоянье, ведь в этом слове заключено особое определение души, ума и сердца, в самостоянье человека заключено очень многое, и помечено оно — верно! — любовью к родному.

(7)Без любви человек пуст; нет и не может быть любви между двумя людьми, если каждый из них не любит чего-то своего, отдельного, необъяснимого, порой трудно называемого; если не любит своей памяти — прозрачной речки, пескарей на золотистой отмели, тихого кружения берёзового листа в осенний листопад, трепета молодой осинки на весеннем ветру, дымкá из трубы и ледяной дорожки, по которой так здóрово было прокатиться, разбежавшись что есть мóчи, в дальнем и близком детстве… (8)«С чего начинается Родина?» (9)Песенный вопрос этот кажется неточным и риторическим; Родина не начинается — она была, она есть, она будет вечно, если говорить о ней применительно ко всем и ко всякому; в отдельном же человеке она не начинается тоже — сам человек и есть Родина. (10)Любовь к ней — естественное чувство. (11)Самостоянье и величие человека зависят от этой естественной любви, а растоптавший любовь эту жалок и ничтожен. (12)Он изгой в отчем доме. (13)Ему всё равно, где жить и что видеть окрест. (14)Такой живёт страстями мелкими — он сам себя отрёк от самостоянья. (15)Родины в нём нет. (16)Неважно, какой он, отчий дом, где он стоит или, может, не стоит вовсе, снесённый беспощадным лезвием бульдозера. (17)Даже несуществующий, он есть вечно в твоём сознании и будет, пока будешь ты.

(По А.Лиханову*)

Лиханов Альберт Анатольевич

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста(избегайте чрезмерного цитирования).

3 стр., 1137 слов

«С малой родины моей начинается Россия»

... человек, в какой бы уголок земли он не забрел, он всегда будет вспоминать свой родной край, такой любимый и красивый. С родного края, с малой родины начинается ... своя история, свои красивейшие и исторически-значимые места. С раннего детства мои родители прививают нам, детям любовь к ... чудится море, а крыши, кажутся волнами, изумительные храмы напоминают корабли, зачерпнувшими в паруса свежий ветер. ...

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или несогласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первуюочередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), неоценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких быто ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком., Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя.

(3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество.

(4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности — не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого — гениями от себя.

(7)Гении от природы — это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное — вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути.

(10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, который стал величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог… (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель — неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность.

(14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, — это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы — своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя — вершины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться,способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.

7 стр., 3068 слов

Текст книги «Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы»

... текстов. В книгу намеренно не включены сочинения на свободную тему. Исходя из большого опыта работы, ... Желаю успехов! Древнерусская литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/elektronnaya-kniga-sbornik ... переживал пору расцвета. Выдающийся человек своей эпохи, В. А. ... класс. Что касается темы, советую отвечать прямо на поставленный вопрос. Например, если тема сочинения ...

(По В.Пекелису*)

Пекелис Виктор Давыдович

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте однуиз проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком., Прочитайте текст и выполните задание.

(1)В казарму привезли раненого. (2)Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. (3)Поссорились они или, подвыпивши, не поделили чего-нибудь — этого я не помню. (4)У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. (5)Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. (6)Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению. (7)Рана была не опасна. (8)Температура немного повысилась, но больной, хотя лежал,- ел с аппетитом и даже играл в «шестьдесят шесть». (9)Вечером раздался слух: «Доктор приехал, говорить будет». (10)Доктор? (11)Говорить? (12)Я направился к койке раненого. (13)Доктор, пожилой человек, по-видимому лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. (14)Больной, лёжа, смотрел в сторону и слушал. (15)Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика.(16) Он послан им, пришёл по его просьбе.

(17)У него жена, дети, сам он — военный матрос, откомандированный на частный пароход (это практиковалось).

(18)Он полон раскаяния. (19)Его ожидают каторжные работы.

(20) — Вы видите, что от вас зависит, как поступить — «по закону» или «по человечеству». (21)Если«по человечеству», то мы замнём дело. (22)Если же «позакону», то мы обязаны начать следствие, и тогда этот человек погиб, потому что он виноват, — сказал доктор в заключение.

6 стр., 2569 слов

Отрывок сочинения текста 8 букв

... значения слова СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, ... гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. ин_тенсивный препод_вание к_сательная к_нспектировать заг_релый 9. Определите ... это влияние на молекулярном уровне. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая ...

(23)Была полная тишина. (24)Все мы, сидевшие, как бы не слушая, по своим койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. (25)Что скажет раненый? (26)Какой приговор изречёт он?(27) Я ждал, верил, что он скажет: «По человечеству». (28)На его месте следовало простить.

(29)Он выздоравливал. (30)Он был лицом типичный моряк, а «моряк» и «рыцарь» для меня тогда звучало неразделимо. (31)Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами.(32)От него несло океаном — родиной больших душ. (33)И он был так симпатично мужествен, как умный атлет… (34)Раненый помолчал.

(35)Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. (36)Он вздохнул, поморщился, взглянул доктору в глаза и нехотя, сдавленно произнёс:

(37) — Пусть…уж…по закону.

(38) Доктор, тоже помолчав, встал.

(39) — Значит, «по закону»?-повторил он.

(40) — По закону. (41)Как сказал, — кивнул матрос и закрыл глаза.

(42)Я был так взволнован, что не вытерпел и ушёл во двор. (43)Мне казалось, будто у меня что-то отняли.

(По А.Грину*)

Александр Степанович Грин

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте однуиз проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком., Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Загулял наш конюх. (2)Поехал в райцентр вставлять зубы и по случаю завершения такого важнейшего дела загулял. (3)Рейсовый автобус ушёл, и он остался ночевать у свояка.

(4)Кони (их было семеро: два мерина, две кобылы и трое жеребят) долго бродили по лугу и, когда я шёл от реки с удочками, вскинули головы и долго смотрели мне вслед, думая, что, может, я вернусь и загоню их, но, не дождавшись никого, сами явились в деревню, ходили от дома к дому, и я решил, что они уснут на лугах или прижавшись к стене конюшни, нагретой солнцем за день.

(5)Поздней ночью я проснулся, пошёл на кухню попить квасу. (6)Что-то остановило меня, заставило посмотреть в окно. (7)Молочно-густой туман окутал деревню, далее которой вовсе ничего не было видно, и в этой туманной пелене темнели недвижные, как из камня вытесанные силуэты лошадей. (8)Мерины и кобылы стояли, обнявшись шеями, а в серёдке,между их тёплыми боками, опустив головёнки, хвосты и жёлтенькие, ещё коротенькие гривы, стояли и спали тонконогие жеребята.

1 стр., 425 слов

Сочинение текст поздравления ко дню 8 марта 4 класс

... 8 марта- невероятно светлый праздник всех милых женщин, мы всем классом поздравляем всех наших одноклассниц и учителей, дарим им живые цветы и открытки с искренними поздравлениями. ... все в доме. Так уж вышло, что самая грязная домашняя работа достается мне, но я вовсе не унываю, мне очень ... и любимых внуков. Я думаю, каждая мама достойна прожить такой день, хоть раз в год. Она отдает нам столько сил ...

(9)Я тихо приоткрыл окно, встворку хлынула прохлада, совсем близко бегал и крякал коростéль; в ложкý и за рекой Кубеной пели соловьи, и какой-то незнакомый звук, какое-то хрюканье утробное и мерное доносилось ещё. (10)Не сразу, но я догадался: хрипит у старого, надсаженного мерина в сонно распустившемся нутре.

(11)Время от времени хрип прекращался, мерин приоткрывал чуть смежённые глаза, переступал с ноги на ногу, насторожённо вслушиваясь, не разбудил ли кого, не потревожил ли, — ещё плотнее вдавливал свой бугристо вздутый живот в табуноки, сгрудив жеребяток, успокаивался, по-человечески протяжно вздыхал и снова погружался в сон.

(12)Другие лошади, сколь я ни смотрел на них, ни разу не потревожились, не пробудились и только плотнее жались друг к дружке, обнимались шеями, грели жеребят, зная, что, раз в табуне есть старшóй, он и возьмёт на себя главную заботу — сторожить их, спать в полусон, следить за порядком. (13)Коли потребуется, он разбудит всех, поведёт куда надо.

(14)Старый заезженный мерин, обречённый людьми на уединённую, бирючью жизнь, соблюдая какой-то неведомый нам закон или зов природы, взял на себя семейные и отцовские заботы, хотя не был ни отцом жеребятам, ни мужем кобылам.

(15)И думал я, глядя на этот маленький, любовью конюха сохранённый и всё ещё работающий табунок деревенских лошадей, что, сколько бы машин ни перевидал, сколько бы чудес на белом свете ни изведал, вот эта древняя картина: лошадь среди спящего села, недвижные леса вокруг, мокро поникшие а лугах цветы бледной купавы, потаённой череды, мохнатого и ядовитого гравилатника, кусты, травы, доцветающие рябины, отбелевшие черёмухи — всё это древнее, вечное для меня и во мне — нетленно.

(16)И первый раз по-настоящему жалко сделалось тех, кто уже не просто не увидит, но даже знать не будет о том, что такое спящий деревенский мир, спящие среди села смирные, терпеливые, самые добрые к человеку животные, простившие ему всё, даже живодёрни, и не утратившие […] к этому земному покою.

(По В.Астафьеву*)

Астафьев Виктор Петрович

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.