Полный письменный анализ лирического стихотворения «Я вас любил» А.С. Пушкина: образы, символы, средства художественной выразительности, идея, композиция,

Стихотворение “Я вас любил” настолько известно, что большинство школьников знакомится с ним задолго до уроков литературы. Это гимн любимой женщине и в то же время упрек ей за то, что она не оценила столь сильных и трепетных чувств. Краткий анализ “Я вас любил” по плану раскроет перед учениками 9 класса все грани этого трепетного любовного признания. Разбор можно использовать для объяснения материала или как дополнительную информацию.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вас любил….

История создания, Тема стихотворения, Композиция

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер

Метафоры – “любовь в душе угасла не совсем”, “то робостью, то ревностью томим”.

Анализ лирического стихотворения «Я вас любил» А.С. Пушкин: тема и мотивы

«Я вас любил» А.С.Пушкина

Впрочем, тот факт, что Пушкин соглашается любить всегда платонически и «издали», действительно наводит на мысль, что эмоции истинны, и имеет место действительно очень сильная, непобедимая сердечная привязанность.

История создания

Историки литературы до сих пор спорят, кому посвящено произведение. Есть две версии о том, кому именно Пушкин посвятил эти гениальные строки. Долгое время считалось, что их адресат – это Каролина Собаньская. Эту потрясающую светскую львицу поэт встретит еще во впечатлительном юном возрасте, когда в 1821 году отбывал южную ссылку. Красавица потрясла романтическое воображение Александра Сергеевича. Почти десять лет он обожал ее – даже в 1830 году, уже готовясь к помолвке с будущей женой, он писал гордячке, умоляя ее о дружбе, однако она не ответила. И это несмотря на то, что Собаньская сильно постарела и стала дурна собой, что поэт не мог не отметить.

Вторая женщина, которой он также мог адресовать эти проникновенные строки – двоюродная сестра Анны Керн (в которую поэт также был одно время влюблен), Анна Оленина. Красивой и прекрасно образованной девушке посвящали стихи многие выдающиеся люди того времени. Пушкин даже сватался к ней, но после отказа оставил в ее альбоме два четверостишия.

5 стр., 2477 слов

А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России

... мы брали в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. С Пушкиным впервые появились на Руси стихи, которые писались русским поэтом и для всего русского народа, ... его характера, его взгляда на вещи, его духовного мира. Как он чувствует, любит, страдает, тоскует. Каков его быт и нравы. Каковы те социальные проблемы, которые ...

Но кто бы ни был адресатом, история создания стихотворения “Я вас любил” тесно связана с прошлым его автора – это прощание с чувствами. В 1829 году, когда оно было написано, поэт делает предложение Наталье Гончаровой.

Прекрасное произведение было представлено на читательский суд уже на следующий год, в 1830 году. Впервые его напечатал альманах “Северные цветы”.

Анализ лирического стихотворения «Я вас любил» А.С. Пушкин: средства художественной выразительности

«Я вас любил» Пушкин

«Я вас любил» А.С.Пушкина

Имеет место инверсия. Она придает напевности, проникновенности. Такое впечатление, что поэт предугадал ситуацию и был уверен в том, что спустя годы эти строки станут текстом очень красивого романса.

Пребывая в одиночестве, наедине со своими мыслями, поклонник заглядывает в самые сокровенные уголки своего сознания. Пушкин очень поэтично подмечает это состояние. Уходящая любовь у него подобна тлеющему костру.

Конечно же, он готов скрыть ненужное чувство, поскольку не хочет причинять неудобств объекту своего обожания. Он обращается к женщине на «Вы» , повторяет местоимения шесть раз в восьми строках, что безусловно, говорит о благоговении. Автор использует противительный союз «но», который говорит о том, что дисгармония не для него. И не важно, что любовь еще жива. Если она не нужна, то, в его понимании, не стоит друг друга неволить: «Но пусть она Вас больше не тревожит, я не хочу печалить Вас ничем».

Новая страница повествования открывается благодаря интонационному возвышению и необычным сравнениям: любовь была так искренна и нежна, что может быть примером для другого. Она, как солнце, высветила все лучшее, что находится в душе. В понимании Пушкина влюбленному свойственна самоотверженность, нежность и проникновенность.

Тема

Поэт рассказывает о неразделенном чувстве, с которым пришла пора попрощаться. И хотя лирический герой еще не совсем разлюбил ту, к которой он обращается, он уже готов оставить все в прошлом. Он как будто исповедуется перед жестокой женщиной, показывая ей, что она потеряла – его искренность, преданность, нежность и все то, что он готов был положить к ее ногам. Последние все строки можно даже назвать жестокими: с одной стороны лирический герой желает ей счастья с другим, но в то же время он выражает скрытую уверенность, что тот, кто бы он ни бы, никогда не будет любить столь же сильно. Именно этой мыслью завершается стихотворение.

Сочинение по анализу стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил»: 9, 10, 11 класс

«Я вас любил» Пушкин

А.С.Пушкина «Я вас любил»

Эгоизма в произведении нет. Видно, что автор не только безмерно любит, но и возвышает свою возлюбленную. Для него она подобна божеству, к которому ему никогда не будет суждено прикоснуться. Впрочем, он согласен с таким положением вещей. Воздыхатель лишь искренне желает женщине счастья и надеется, что ее будущий избранник станет любить ее так же сильно, самоотверженно, отчаянно. Но в последнем возникают сомнения. Ведь любить так, как это делают поэты, способны далеко не все мужчины.

3 стр., 1140 слов

Пушкин любовь к родине

... Пушкина любовь к родине и любовь к свободе — синонимы. Эти возвышенные и святые чувства отвечали настроениям передовой молодежи того времени, поэтому были восторженно восприняты прогрессивной читательской средой. В стихотворении ... угнетает поэта пассивность крепостного крестьянства, безропотно, как единственную форму общественных отношений, сносящего обиды. Подлинная любовь к народу для Пушкина — ...

«Я Вас любил…»

Однако именно подобные повторения делают работу музыкальной. Эти строки словно мантра, гимн любви, которые вдохновленный женской красотой, стихотворец произносит шепотом, вновь и вновь, как молитву, дающую жизненные силы.

Однако сейчас, по прошествии стольких лет, очень сложно сказать, выстраивал ли Пушкин систему рифм, распределяя их с такой периодичностью по тексту либо и вовсе не думал об этом, воспевая чувства. Подобная структура могла образоваться и совершенно интуитивно, подсознательно, без следования четким формулам. Ведь поэт – на то и поэт, что главное для него – эмоции, чувства и душевные порывы, а не бесконечные таблицы, состоящие из «правильно» расположенных и построенных звуков, ударений, интонаций и прочих стихотворных элементов.

Можно сказать, что в данной работе Пушкин открывает всего себя не только своей возлюбленной, которой оказались не нужны его трепетные порывы, но и читателю. Даже, казалось бы, по простым для восприятия строкам, можно увидеть насколько глубока была душа и натура этого, без сомнения, гениального человека.

Композиция

Александр Сергеевич использовал для своего произведения простую одночастную композицию, в то же время тематически разделив его на три составляющих с помощью рефрена.

Так, Первая честь совпадает по границам с первым четверостишием – в ней поэт признается в любви и признает сам перед собой и перед любимой женщиной, что чувство еще не совсем угасло. Однако он более не будет ей докучать своими признаниями, поскольку не хочет печалить.

Вторая часть также начинается со слов “я вас любил”, и в ней автор описывает природу своего чувства, говоря о его безнадежной природе, о ревности, которая его мучила, о робости, которая не позволила высказаться раньше.

И последняя часть – это упрек, завуалированный под пожелание счастья.

«Признание» А.Пушкин

«Признание» Александр Пушкин

Я вас люблю, хоть и бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь! Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей: Без вас мне скучно,- я зеваю; При вас мне грустно,- я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю! Когда я слышу из гостиной Ваш легкий шаг, иль платья сум, Иль голос девственный, невинный, Я вдруг теряю весь свой ум. Вы улыбнетесь — мне отрада; Вы отвернетесь — мне тоска; За день мучения — награда Мне ваша бледная рука. Когда за пяльцами прилежно Сидите вы, склонясь небрежно, Глаза и кудри опустя,- Я в умиленьи, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя. Сказать ли вам мое несчастье, Мою ревнивую печаль, Когда гулять, порой в ненастье, Вы собираетеся в даль? И ваши слезы в одиночку, И речи в уголку вдвоем, И путешествия в Опочку, И фортепьяно вечерком. Алина! сжальтесь надо мною. Не смею требовать любви. Быть может, за грехи мои, Мой ангел, я любви не стою! Но притворитесь! Этот взгляд Все может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно!… Я сам обманываться рад!

6 стр., 2907 слов

Стихотворение А. Пушкина Я вас любил любовь еще, быть может восприятие, ...

... ароматами счастья, теплом и любовью! «Я вас любил» Пушкин: история создания Каролиной Собаньской «Я Вас любил…» Анализ стихотворения «Я вас любил» А.С. Пушкин — кратко, для презентации: жанр, размер, направление «Я вас любил» Пушкин А.С.Пушкина Без сомнения, данное творение Пушкина можно причислить к любовной ...

Анализ стихотворения Пушкина «Признание»

Не секрет, что Александр Пушкин был человеком страстным, и влюбчивым. Он постоянно находил новые и новые объекты для обожания, и каждой из женщин посвящал огромное количество стихов. С некоторыми из своих муз, как ласково называл Пушкин многочисленных возлюбленных, ему приходилось встречаться довольно часто, с другими же судьба сводила его лишь на короткое время, которое становилось для поэта самым счастливым и, одновременно, несчастным. Ведь в большинстве случаев чувства Пушкина так и оставались без ответа, а коварные красавицы специально дразнили поэта, заставляя его ревновать, страдать и — осыпать их стихотворными признаниями в любви.

В 1824 году из-за своего вольнодумства и довольно резких высказываний в адрес царского режима поэт был отстранен от государственной службы и сослан в родовое поместье Михайловское, где ему предстояло провести два долгих года. Покидать имение Пушкину было строжайше запрещено, друзья наведывались к нему в гости нечасто, поэтому очень скоро поэт сошелся с немногочисленными соседями-помещиками, среди которых оказалась 19-летняя Александра Осипова. Она была приемной дочерью овдовевшей помещицы, поэтому в ее доме чувствовала себя несколько стесненно и неуверенно. Тогда как Пушкин с азартом играл с родными детьми помещицы и даже организовывал с их участием шуточные театрализованные представления, Александра предпочитала гулять по саду в одиночестве или же читать французские романы.

стихотворение «Признание», которое так никогда и не было прочитано его избранницей

Что касается «Признания», то уже в первой строчке Пушкин раскрывает перед избранницей свои истинные чувства, о. Столь противоречивые слова связаны с тем, что поэт не может добиться расположения девушки, и понимает, что она никогда не ответит ему взаимностью. Пушкин восклицает: «Пора, пора мне быть умней!». Однако ничего не может с собой поделать, чувствуя характерные симптомы болезни, именуемой любовью . Любое мимолетное свидание с предметом своей страсти поэт воспринимает, как дар небес, считая для себя наградой услышать звонкий голос девушки или же поймать украдкой ее взгляд. Ее появление для Пушкина сродни восходу солнца, и автор честно признается – при виде Александры «я вдруг теряю весь свой ум».

«Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!», — восклицает автор

Спустя 10 лет, собираясь вновь в Михайловское, Пушкин вдруг узнает, что совсем недавно в гостях у мачехи побывала Александра, к тому времени успешно вышедшая замуж. Он отправляет ей послание с просьбой задержаться еще на несколько дней, чтобы иметь возможность увидеть ту, которой когда-то принадлежало его сердце. В коротком письме Пушкин сообщил, что хочет передать свои стихи, которые когда-то посвятил ей, но ответа так и не получает. Им не суждено больше встретиться, однако в истории русской литературы Александра Осипова остается одной из муз поэта.

Жанр

Это классическая любовная лирика, облеченная в совершенную форму – Пушкин устами лирического героя открыто заявляет о своем чувстве, он не стесняется его и не собирается скрывать. Он относится к женщине, которой пишет, с трепетной нежностью, но в то же время не скрывает свою грустную иронию.

Написано стихотворение пятистопным ямбом, ритмика в нем сложная, но четкая. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифмы как идеальную форму для передачи своей идеи.

4 стр., 1933 слов

А. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения. В чём суть конфликта ...

... и путь русского поэта “эпохи безвременья”. Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта”, написанное на смерть Пушкина. Автор ... чувства он излагал в довольно резких и местами грубых, но искренних стихотворениях. И как многие поэты он много рассуждал о конфликте поэта и толпы. Но его своеобразие в том, ...

«Я вас любил»: анализ по плану

Анализ произведения школьник может провести по следующему плану:

  1. Автор и название произведения.
  2. История создания, кому посвящено.
  3. Основная тема произведения (в данном случае – тема любви).

  4. Ритм, размер.
  5. Средства художественной выразительности.
  6. Особенности поэтической лексики.
  7. Образ лирического героя. Каким образом он соотносится с образом самого поэта.
  8. Есть ли в стихотворении перебои ритма.
  9. Мнение школьника о произведении.

«Я вас любил…»: идеал любовного признания из-под пушкинского пера

Меню статьи:

  • Текст стиха
  • История создания
  • Образ Каролины
  • Образ Анны
  • 1829 год в жизни писателя
  • Тематика стиха
  • Мотивы и настроения поэзии
  • Стих как исповедь
  • Композиция
  • Образы стиха
  • Жанр произведения
  • Особенности стиха
  • Идея поэзии
  • Христианская подоплека стиха
  • Средства художественной выразительности

Текст стиха

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

История создания

Александр Сергеевич – признанный мэтр любовной поэзии XIX века. Произведение под названием «Я вас любил…» поражает чувственностью, легкостью слога, точностью рифмы, глубоким эмоциональным накалом. Эти черты привлекают внимание читателей. Русский поэт использовал свой талант, чтобы признаваться в своих чувствах, открываться Дамам Сердца.

Анализируемая поэзия считается одним из сильнейших творений, посвященных любви. Отличительная черта произведения – лаконичность формы и насыщенность смыслом. Пушкинское творение сегодня изучается в школьной программе. При жизни поэта стих пленял разумы современников, критиков и композиторов. Музыкальность пушкинских текстов привела к тому, что многие из них превратились в романсы.

Александр Сергеевич искал вдохновение в прекрасном и опасном чувстве – в любви. Поэт отличался влюбчивостью. Пушкин создал массу текстов, которые посвятил женщинам-музам.

«Я вас любил…» относится к таким произведениям-посвящениям. Дата рождения пушкинского шедевра – 1829 год. Поэзия связана с тайной: литературоведы не знают, кому точно автор посвятил свои строки. В истории литературы прижились два варианта истории о рождении этого стиха:

10 стр., 4656 слов

«ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ» (образ родины в поэзии М. Лермонтова)

... писателей, пил чай с ней на кухне в квартире на втором этаже… Русский язык 11 из 24 (1)« Люблю отчизну я, но странною любовью ... произведений М.Ю. Лермонтова мы узнаем, что виною тому, что общество равнодушно, бессердечно автор ... на жизнь в раю. В поэзии А.А. Ахматовой образ Родины непривлекателен ... чувством ответственности. Некоторые из позднейших стихов Казаковой повествовательны, менее насыщены. ...

  • Муза – К. Сабаньская.
  • Муза – А. Андро-Оленина (де Ланжерон).

Образ Каролины

Первая вероятная муза поэта – госпожа Каролина Сабаньская. Красавица, светская львица встретилась писателю юной девушкой. Их встреча произошла в 1821 году. Это был период южной ссылки опального гения. Пушкин приезжает в Киев.

Романтик-поэт быстро увлекся красавицей Каролиной – женщиной статной, взрослой. Страсть сохранилась вплоть до 1830-го года. Писатель готовился вступить в брак и сделал попытку примириться с гордой Каролиной. Поэт надеялся сохранить дружеские отношения. Сабаньская оставила письмо Александра без ответа. Литератор заметил, что женщина подурнела и постарела, однако все равно хотел взаимности.

Образ Анны

Анна – увлечение петербургского периода литератора. Душу поэта пленяло несколько Анн: супруга генерала Керна и госпожа Оленина. Последняя приходилась Керн двоюродной сестрой. Оленина служила музой не только Александру, но и многим другим интеллектуалам того времени. Например, Анне посвятил свои строки Лермонтов. Красавица отличалась незаурядностью ума, находчивостью натуры. Девушка так сильно увлекла писателя, что тот посватался к ней. Оленина отказала. Вопреки отказу поэт оставил для красавицы несколько строф.

Светская красавица держала в Северной столице салон. В этих стенах собиралась вся петербургская элита. Оленинский салон посещался Крыловым, Жуковским, Грибоедовым, Брюлловым, Щедриным. Здесь гостили и представители движения декабристов.

Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год, а его написанию предшествовала кропотливая работа над исследованием исторических фактов. Предлагаем читателям ознакомиться с историей создания этого произведения

Итак, женщины сумели завоевать внимание поэта, но сами оставались к писателю холодны. Музы проявляли равнодушие к ухаживаниям Пушкина. Текст увидел свет на следующий год, в 1830-м. Публикация состоялась в «Северных цветах» – издании, которое курировал друг поэта, Дельвиг.

1829 год в жизни писателя

1829-й – символический, знаковый год в жизни поэта. Александр Сергеевич готовится распрощаться с холостяцкой жизнью. В жизни писателя появляется Наталья Гончарова, которая скоро станет его невестой. Текст, который пишет поэт, в итоге оборачивается посвящением прошлым увлеченьям и влюбленностям.

Тематика стиха

Пушкинский шедевр – пример литературного образа невзаимной любви. Произведение посвящается прошлому, воспоминаниям. Проходят годы, но время не убивает восторженные, сильные эмоции. Чувства приходят к поэту в форме воспоминаний о любви, которая до сих пор теплится в сердце. Писатель использует образ углей, которые тлеют, но не гаснут. Пришло время распрощаться с болью прошлых чувств.

Чувства представляются литератору источником тепла, боли, страданий и счастья. Любовь – калейдоскоп эмоций: от ревности до робости. Поэту совестно за свою излишнюю настойчивость в любви.

4 стр., 1957 слов

Автор и его герои (По роману Н. С. Лескова «Соборяне»)

... евангельской проповедью любви и добрых дел — вот позитивная программа любимых героев Лескова и его самого, прошедшего мучительные духовные искания. В теме нашего сочинения сближены Автор и его герои не случайно ... о русской земле". Его назвали "еретиком" и революционно-демократические круги, потому что писатель не принял революционной нови, и церковная элита, так как он шел своим ...

Пушкин просит прощение за обиды или оскорбления, которые могли нанести его действия. Время прошло, опасность миновала. Писатель говорит: ныне любимая может чувствовать себя спокойно. Страсть и мания постепенно перерастает в дружбу. Александр Сергеевич искренне надеется, что бывшая Дама Сердца найдет свою настоящую любовь – сильную и нежную, свой идеал.

Мотивы и настроения поэзии

  • Неразделенные чувства, безнадежная любовь;
  • Муки ревности;
  • Страдания от невозможности высказаться, признаться в чувствах;
  • Романтическая идеализация возлюбленной женщины, Дамы Сердца;
  • Фатальная и мучительная привязанность в любимой женщине;
  • Христианское смирение;
  • Подчинение необходимости отдалиться от возлюбленной, убить в своем сердце остатки любви;
  • Умение вовремя уйти, оставить прошлое в прошлом;
  • Обреченность, гордость и тоска.

Стих как исповедь

Пушкинский шедевр можно назвать исповедью. В роли исповедника – жестокая женщина, отказавшая поэту во взаимности. Автор грустных строк желает донести красавице: она утратила искренние, преданные, нежные отношения. Писатель так сильно любил свою музу, что бросал к ее ногам абсолютно всё.

Произведение завершается мыслью, что новая любовь этой женщины не сравнится с той, которую она потеряла с поэтом.

Композиция

Структура произведения – это монолог. Читатель заметит автобиографический характер текста. Эта черта пушкинских творений объясняет, почему автор здесь сливается с героем. Писатель без стеснения выставляет на обозрение самые сокровенные тайны своего внутреннего мира.

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама» – одно из самых известных произведений в прозе, яркое явление в литературе XIX века. Предлагаем читателям ознакомиться с её описанием

Литературоведы отмечают, что автор выбирает одночастную структуру текста. Рефрен делит поэзию на три фрагмента – условных, разделенных по темам:

  • Признание поэта в чувствах. Автор исповедуется в своем отношении Даме Сердца и себе самому. Писатель констатирует: чувства еще живы. Это закат любви: пора закончить признания, печаль и напоминание о себе.
  • Описание автором природы своих чувств. Читатель узнает, что любовь – многогранна. Любовь включает радость и робость, ревность и боль, нежность и страсть.
  • Финал в форме упрека, представленного под маской желания счастья бывшей музе.

Образы стиха

Отдельную роль в произведении играет прошедшее время. Александр Сергеевич пишет о былом, о прошлой любви. Закат чувства приносит спокойствие и боль – ведь надежды на счастье и взаимность не сбылись.

Пушкин постоянно делает акцент на местоимении «я». Такой прием придает произведению интимности, камерности. Автор не боится обнажить свою душу перед публикой.

18 стр., 8724 слов

Главные герои рассказа «темные аллеи» бунина: краткая характеристика (таблица)

... его женой. Главная мысль рассказа Бунина Темные аллеи Рассказ учит, что надо ценить чистую любовь больше всего на свете и ... от себя молодую девушку крестьянку. Краткое содержание Бунин Темные аллеи для читательского дневника Рассказ повествует нам о том, ... не подходящее для немецкого оборудования. Краткое содержание Тургенев Свидание Автор рассказа уснул в березовой роще под деревом с густыми, ...

Читатель не узнает из этого текста о достоинствах (телесных и духовных) Дамы Сердца писателя. Поэт намеренно обращается к бесплотному образу, недоступному для восприятия простыми смертными. Бесплотность образа женщины отделяет ее от других людей, делает небожительницей.

Жанр произведения

Пушкинское творение принадлежит к тонким образцам любовной поэзии. Критики называют анализируемое произведение посланием, признанием, даже исповедью. Автор поступает очень смело: не боится открыться в чувствах – обществу и самой возлюбленной. Писатель лишен робости, стеснения, желания таить свое отношение к женщине.

Муза занимает все мысли поэта. Текст наполняется чувством трепетной нежности вперемешку с иронией и грустью.

Особенности стиха

  • Простой ритм;
  • Пятистопный ямб в качестве размера поэзии. Здесь автор слегка изменяет себе, ведь зачастую пушкинские тексты писались двустопным ямбом.
  • Чередование рифм (мужской с женской);
  • Лаконичность, сжатость;
  • Содержательная емкость;
  • Романтическое направление. Это делает произведение особенным, так как в этот период автор, в основном, работает в рамках реализма;
  • Контраст. Писатель изображает два противоположных мира. В первом мире правит бал любовь, вера в лучшее будущее. Во втором царит грусть, чувство беды и разочарования. Герой отчаянно ищет идеал. Автор наделяет героя (себя) томными, искренними, фатальными чертами романтика.

Идея поэзии

Писатель надеется, что женщина, которой адресован текст, увидит его. Автор больше не собирается встречаться с призраком из прошлого – с бывшей возлюбленной. Поэт знает, что женщина к нему холодна, равнодушна, что не станет жалеть. Любовь не состоялась, но жизнь продолжается.

Автор начинает новую страницу своей жизни, и желает такого же счастья бывшей музе. В центре произведения – желание писателя показать истинную любовь. Такая любовь никогда не превращается в ненависть и злобу. Пушкин пишет о бескорыстной, настоящей, возвышенной любви. Поэт ценит свободу, умение отпустить человека, не держать любимую женщину пленницей.

Христианская подоплека стиха

Идея жертвенной, высокой любви приближает пушкинский шедевр к христианской тематике. В христианстве культивируется идеал любви: человек отдает, но ничего не требует взамен. Так и поэт отдал своей возлюбленной душу, не попросив ответа.

Текст отличается скупостью на слова. Этот прием помогает изобразить глубину отчаянья героя, нехватку душевных сил, измученность. Автор бессильно, без сопротивления отдается на волю судьбы, прекращает борьбу за взаимность.

Средства художественной выразительности

Пушкинский шедевр отличается простотой речи, разговорным характером, живостью и искренностью.

2 стр., 715 слов

Тема любви в романе Герой нашего времени Лермонтова

... себе и своим возлюбленным, любовные истории заканчиваются трагически. Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» в деталях описал, какой верной может быть любовь на примере главной героини Беллы. В душе черкешенки расцвела ...

Любимое художественное средство Александра Сергеевича – метафора. Литературные критики отмечают совершенство поэтической структуры, формы. Гениальное произведение быстро нашло воплощение в музыке.

Текст перекладывался на музыку Ф. Толстым, Шереметьевым, Алябьевым, Даргомыжским, Варламовым, Метнером. Произведение очень любил Гоголь.

Литературоведы называют эту поэзию лирической миниатюрой. Текст наделен театральными чертами. Далее мы расстроим и другие приемы, примененные здесь поэтом.

  • Инверсия. Этот прием придает тексту певучести, проникновенности. Читатель верит пушкинскому слову, потому что поэт говорит естественным языком.
  • Глаголы. Такие части речи часто повторяются в тексте. Глаголы обеспечивают поэзии динамичность, ритм, насыщенность. Этот прием играет существенную роль при передаче центральной идеи произведения. Глаголы – средство выстраивания логической цепочки событий в поэзии. Автор умело представляет на суд публики откровенную историю любви.
  • Анафора. Название поэзии представляет собой анафору. Автор неоднократно повторяет эту фразу. Художники слова редко находят вдохновение в радостных событиях. Александр Сергеевич тоже пишет, страдая. Поэтому анафора нагружена пессимистичными смыслами.
  • Аллитерация. Печальное настроение передается с помощью повторения звука «л», мягкого и нежного по характеру. Чувство безысходности любви, разрыва отношений отображается звуком «р». Это резкий, громкий звук. Аллитерация связана с композицией поэзии. Текст разделяется на два фрагмента рефреном. Каждая строка содержит паузу. При четных рифмах автор повторяет слова со звуком «м», при нечетных – слова со звуком «ж». В то же время, в первых рядках автор делает акцент на звуке «п». В последних строчках звуки «р», «б» повторяются, символизируя эмоциональный шквал от расставания, разлуки.
  • Наречия. Писатель заменил традиционные, привычные эпитеты наречиями. Критики согласны: прилагательные в тексте не требуются.
  • Внутренние рифмы. Писатель применяет такой прием, чтобы сделать свое творение выразительнее. Структура произведения наделяется четкостью, строгостью. Внутренняя «дисциплина» стиха нарушается анафорой.
  • Повторы. Главная мысль, идея произведения передается с помощью периодического повтора анафоры.
  • Фразеологический оборот. Автор приближает свою речь к разговорной. Этой цели служат не только инверсии, простота слов, предложений, но и фразеологические обороты. В данном случае речь идет о фразе «Дай вам Бог». Писатель раскрывает свою чистую душу, показывает способность быть искренним.

5 / 5 ( 1 голос )

Автор: Богдана Носенок

«Признание», анализ стихотворения Александра Пушкина

История создания

Стихотворение «Признание» написано в 1826 г. и обращено к Александре Осиповой, падчерице соседки Пушкина по Михайловскому, помещицы из Тригорского Прасковьи Осиповой. Прасковья была умной и образованной женщиной, другом и собеседницей Пушкина. 27-летний Пушкин влюбился в её падчерицу, 20-летнюю Сашеньку.

По легенде, Пушкин так и не вручил стихотворение возлюбленной, уехав из Михайловского. При жизни Пушкина оно не было напечатано, так как раскрывало интимные подробности жизни семьи и имя возлюбленной. В мае 1837 года оно было опубликовано в «Библиотеке для чтения» с подзаголовком «Александре Ивановне О-ой». Есть мнение, что сама Александра Осипова (в те годы Беклешова) отдала его в печать.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Признание» относится к жанру интимной лирики. Это целый сердечный роман: в нём зарождение и развитие чувства, ревность, попытка избавиться от страсти и, наконец, мольба о помощи и самоутешение.

Такое развитие характера героя свойственно реализму как литературному направлению.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – признание героя в любовных переживаниях. Лирический герой сосредоточен не столько на возлюбленной, её внешности или действиях, сколько на своих ощущениях. Основная мысль – мольба о любви. Хоть лирический герой и утверждает лицемерно: «Быть может. я любви не стою», но вся его сущность кричит: «Я стою любви, я достоин Алины».

Стихотворение можно условно разделить на пять частей (восьмистиший).

Первая – это собственно признание в любви. Лирический герой не может справиться с чувством, которое не соответствует его возрасту и положению, и взбешён этим.

Следующие два восьмистишья описывают состояние лирического героя. Он – наблюдатель, не предпринимающий никаких активных действий, любующийся возлюбленной, «как дитя». Девушка занимается обычными делами: входит в гостиную, разговаривает, вышивает.

Четвёртое восьмистишье рассказывает о ревности лирического героя. Очевидно, именно ревность подтолкнула его к признанию. Лирический герой наблюдает за развитием романа Алины, который не приведёт к счастливому браку («слёзы в одиночку»).

Историки утверждают, что Александра была влюблена в сводного брата А.Н.Вульфа.

Последнее восьмистишье – обращение к Алине с просьбой притвориться влюблённой. Стихотворение заканчивается строками, которые стали афоризмом: «Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад!»

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская и женская рифмы чередуются. Рифмовка кольцевая чередуется с перекрёстной, встречается одно пятистишье с рифмовкой ААбАб. Речь динамичная и живая.

Тропы и образы

В стихотворении мало тропов. Эпитеты и метафорические эпитеты относятся к лирическому герою (глупость несчастная, ревнивая печаль ) или его возлюбленной (лёгкий шаг, голос девственный, невинный, бледная рука ).

Метафоры в стихотворении общеязыковые: я бешусь, болезнь любви, теряю ум. Сравнение передаёт беспомощность героя: «Любуюсь вами, как дитя ».

Яркие образы создаются в основном не с помощью тропов – слов в переносном значении.

Стихотворение строится на чередовании статики и динамики лирического героя и его возлюбленной, что отражается в выборе частей речи (глаголы или существительные).

Глаголы первых четырёх четверостиший обозначают движения души лирического героя: люблю, бешусь, признаюсь, узнаю, зеваю, терплю, желаю, люблю, слышу, теряю ум. В этих же четверостишьях действия Алины описываются существительными: лёгкий шаг, платья шум, голос девственный невинный .

В следующих четверостишье и пятистишье действия Алины описываются глаголами (улыбнётесь, отвернётесь, сидите, склоняясь, глаза и кудри опустя ), а лирического героя – существительными (отрада, тоска, награда – рука ).

В следующих двух четверостишьях лирический герой и Алина статичны оба. Глаголы заменяются существительными или опущены. Герой: несчастье, ревнивая печаль ; Алина: слёзы, речи, путешествия, фортепьяно .

Последние два четверостишья – мольба лирического героя: сжальтесь, притворитесь, взгляд может выразить, обмануть. Это только возможность, просьба, сама Алина пассивна. Бездействует и лирический герой: не смею требовать любви, любви не стою, обманываться рад .

Любовь лирического героя заранее обречена. Ни он, ни предмет его любви не предпринимают решительных действий, каждый по своей причине. Зачем же признание? Герой не может молчать, любовь требует выхода.