Жизнь этого человека и биография изучаются до сих пор: начиная от начальных и заканчивая старшими классами.
Сочинение на тему «Пушкин-лицеист» входит в школьную программу.
Раннее детство поэта
Родился в 1799 году, в семье обедневших дворян. Отец Сергей Пушкин был в чине майора, состоял в Военном Комиссариате, на пенсию ушел в должности статского советника. Мама была внучкой крестного Петра I Ганнибала Абрама, своему супругу, отцу Александра Пушкина, приходилась внучатой племянницей. Всего в семье было 8 детей, но выжили только Александр, его сестра Ольга и младший брат Лева.
С раннего детства в кругу общения будущего поэта были самые образованные и знатные люди: Фонвизин Денис Иванович, Карамзин Николай Михайлович, .
В детстве был неразговорчивым и ленивым мальчиком
Учился плохо, с больши́м трудом, преподавателей совсем не слушал. Но постепенно ребенка заинтересовало чтение, тайком ночью пробирался в отцовский кабинет и читал книги одну за другой до самого утра.
Слова бабушки о своем внуке: «Не знаю, что выйдет из него. Мальчик умен и охотник до книг, а учится очень плохо, бросается из одной крайности в другую, нет у него середины».
Начало творчества
Глава семьи каждый день читал своим детям книги Вольтера. Но, конечно же, самую большую роль в становлении Александра как личности и поэта сыграла его любимая няня Арина Родионовна, которая все детство рассказывала мальчику народные сказки и придания.
Свои первые мини-произведения будущий маленький поэт сумел написать в 7 лет
Поддерживал всячески деятельность революционеров, за что отправлялся неоднократно в ссылки. Начинал с написания маленьких комедий на французском языке, затем приступил к написанию басней. Все книги, которые он прочитал, каждый раз вдохновляли на что-то новое, благодаря им начало развиваться творчество.
Периоды творческой деятельности , Всю писательскую деятельность условно можно разделить на этапы:
- 1813 г. — май 1817 г. — время обучения в лицее.
- 1817 год — май 1820 г. — петербургское время.
- Май 1820 года — конец августа 1824 года — южная ссылка.
- 1824 г. — сентябрь 1826 год — отбывание ссылки в селе Михайловское.
- 1826 г. — сентябрь 1830 года — всё творчество до середины Болдинской осени.
- Середина сентября — конец ноября 1830 года — Болдинский осенний период.
- 1831 г. — 1835 г. — творческий период 1830 -х г.
Решение поступить в лицей
При достижении мальчиком 11-летия, родители приняли решение отдать сына на обучение в лицей. К тому времени у него уже было хорошее образование, полученное дома после лучших преподавателей, поэтому попасть на обучение особого труда не составило. Он прошёл обучение и неплохо разбирался в литературе Франции, ознакомился с поэтическими работами М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, разговаривал на нескольких иностранных языках, старался постоянно быть в курсе новинок в литературе. Как признались в будущем товарищи по лицею, он был впереди во всём, знал то, о чём ещё и не слышали.
Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта
... Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в ... учебное заведение для небольшого количества мальчиков дворянского сословия, с университетским уровнем обучения. По замыслу Сперанского, здесь должны вырасти люди новой породы, будущие государственные ...
Лицей в Царском Селе
В заведение было вложено всё лучшее, что было в культурном развитии России того времени. В нём сначала планировали обучаться даже младшие братья царя.
Создал проект лицея М. М. Сперанский, который хотел, чтобы это была не только хорошая школа с качественным образованием для детей чиновников, но и место, откуда могли выпуститься люди, способные преобразовать Российское государство. Директором назначили члена коллегии Василия Фёдоровича Малиновского.
Царскосельский Лицей собрал руководство из умнейших людей страны, это были не просто обычные преподаватели, а просветители, такие как В. Ф. Малиновский, А. А. Энгельгардт. Каждый преподаватель читал ученикам не просто дисциплину, а профессорскую науку. Под влиянием А. П. Куницина у молодого поэта сформируются вольнолюбивые и в какой-то степени тираноборческие взгляды. Состав библиотеки постоянно пополнялся литературой, средств на это не жалели.
Для каждого учащегося давалась отдельная комната, не применялись в заведении и физические воздействия в виде наказаний.
Отвёз Александра на учёбу его дядя, известнейший писатель того времени, Василий Львович Пушкин. Мальчик сильно волновался перед сдачей экзамена, но всё прошло хорошо и его приняли в заведение. 19 октября 1811 года будущий поэт официально стал лицеистом. На празднике в честь открытия заведения присутствовала и царская семья, но больше всего в памяти ученика отложились слова и встреча с профессором Кунициным, которая повлияла на дальнейшее нравственное развитие писателя, на его становление как личности. Профессор давал наставление молодым дворянам чтить и знать законы, любить отечество, жизнь и свободу.
Жизнь и условия в заведении
К каждому учащемуся был приставлен надзиратель, следивший за его поведением и предоставляющий доклад об ученике руководству. Запрещено было бегать, сильно шуметь и играть в самом лицее. Приглядывали за ними даже ночью, для этого в дверях комнаты были специальные окна.
Комната учащегося
обстановка у всей была одинаковой и скромной:
- Ученический стол.
- Кровать.
- Одно кресло.
- Небольшой шкаф.
- Умывальник.
Позже воспоминание у поэта о комнате было как о келье.
25 стр., 12148 словЛирика А.С. Пушкина. Творческая эволюция поэта
... жизни поэта, но и с эволюцией его творчества. Пушкин ... начата в лицее) убедительно свидетельствуют ... Пушкина, «Памяти Одоевского», «Я вам пишу…» М. Лермонтова, «Рыцарь на час» ... по которым строятся лирические произведения, используя ритм, композицию, систему ключевых слов, понятие лирического героя, художественный вымысел и автобиографичность, совмещение личного и общественного элементов. Цель нашей работы ...
Форма была одинаковой для всех учеников, состояла из однобортного темно-синего мундира с красным воротником и такими же отворотами на рукаве. Брюки для каждого шились индивидуально, на ногах носили высокие сапоги.
Режим и распорядок дня
список с ним висел у каждого в комнате:
- В 6 утра подъём, умывание, сборы, молитва.
- С 7 до 9 часов время уроков.
- 9−10 часов завтрак.
- С 10 до 12 часов уроки.
- С 12−13 — свободное время.
- 13−14 часов — время обеда.
- 14−17 — уроки.
- С 17 до 18 часов полдник и прогулка.
- С 18 до 20 часов выполнение домашнего задания, танцы, спорт.
- С 20 часов ужин, вечерняя молитва, отход ко сну.
Учителя Пушкина в Лицее преподавали множество различных предметов:
- Русский, латинский, французский, немецкий язык.
- Логика.
- Математика.
- География.
- История.
- Чистописание.
- Нравственность.
- Фехтование.
Лучшим наставником для Александра стал Галич, который понравился своим простым обращением с учениками, хоть эта человечность иногда и вредила учёбе. Всего на курсе было 30 человек, обучение продлилось 6 лет, принцип был похожий на университетский.
Первые годы изучали программу старших классов гимназии, затем шли основные науки из университетского курса — словесные, нравственно-политические, физико-математические.
Образовался в лицее товарищеский кружок, в него входили, кроме Пушкина, Дельвиг, , Кюхельбекер, будущий русский канцлер князь Горчаков, Ильичёвский. Все юноши были одарёнными, проводили вместе много времени, гуляли, много читали повестей и стихов вслух друг другу, организовали даже свой выпуск журнала. Главой издания и самым прилежным и старательным его работником был будущий писатель.
Будни и учеба
Лицейская жизнь Пушкина была насыщенной и интересной. Со всеми преподавателями складывались дружеские и уважительные отношения. Для учеников предоставили полную свободу в своих действиях. Некоторые педагоги, такие как профессор А. Галич, даже принимали участие в посиделках по праздникам со своими учащимися.
Пушкину особенно были интересны римские прозаики, классическая мифология и другая литература, но любимый предмет был история. С интересом также изучал русскую и французскую словесность.
Александр являлся членом коллегии всех лицейских рукописных изданий
Отношения с учащимися лицея складывались по-разному, ему удалось познакомиться со многими замечательными и интересными людьми. Там его одни обожали и боготворили, другие − называли «французам», не доверяли и относились холодно и настороженно.
Поскольку Пушкин был вспыльчивым, частым заводилой ссор, многие его побаивались. Но вспыльчивость его быстро проходила, потом долго терзался в раскаяниях, надолго закрываясь у себя в комнате. Но все же многие лицеисты были его искренними и преданными друзьями, хоть иногда и не могли прощать его неуместные шутки, остроты и издевательства. Даже первая дуэль случилась в лицее с Кюхельбекером.
Не прошла бесследно для мировоззрения поэта и война 1812 года, отложилась в виде гнева и бунтарства. Патриотические чувства и настроения за державу переполняли Пушкина в то время, в то время он даже думал по-французски, начал писать послания и стихотворения о жизни народа, просторах и природе России.
А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России
... мы влюбляемся в нее, благодаря Пушкину. 1. Основная часть. А.С. Пушкин - великий поэт и писатель России Пушкин всю жизнь нуждался в новых сведениях, ... - Смотрите ж: все стоит она! Победа! Сердцу служит час! Россия! Встань и возвышайся! Русь великая. Не плетущаяся в ... вышедши из Лицея. Потом, в Петербурге, изучил английский язык в несколько месяцев, так что мог читать поэтов. Французский знал ...
Повстречал в этом учебном заведении он и свою первую любовь. Влюбился в Бакунину, девушка приезжала часто на балы в лицей к своему брату. Даже посвятил ей стихотворение под названием «К живописцу».
Одним из значимых моментов обучения стал переходный экзамен в 1815 году. Всю ночь накануне он не сомкнул глаз, так как принимать его должен сам Державин. Выступил Пушкин со стихотворением собственного сочинения «Воспоминания в Царском селе», которое до слёз растрогало старого писателя, он даже хотел обнять Александра, а тот от волнения убежал.
Значение лицея для поэта
Значение лицея в жизни Пушкина кратко описать нельзя, слишком значимым в жизни молодого поэта стал этот период. Обучение автор окончил в 1817 году и вышел оттуда совсем другим человеком, полностью сформировавшейся личностью. Кроме огромных знаний по русской литературе, математике, риторике, истории, мифологии, он обрёл и осознал свою внутреннюю силу, своё значение для Российской державы.
Время учёбы было периодом обретения новых и настоящих друзей, в стихотворении он обращается к ним со словами:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
- Отечество нам Царское Село.
Учёба Пушкина в лицее стала самым счастливым и беззаботным временем
До конца своей жизни поэт каждую годовщину Царскосельского Лицея писал стихотворение, текст которого был в первую очередь посвящён дружбе и периоде учёбы.
На всю жизнь учебное заведение стало для него источником самых дорогих и счастливых воспоминаний и оставило неизгладимый след в жизни замечательного и великого русского поэта.