История создания, тематика и композиция
Романтичный поэт, Сергей Есенин, решается запечатлеть историю своего государства и наиболее сложный период. В 1921 году Есенин начинает исследовательскую работу и уже через год книга опубликована. Есенин любил творчество Пушкина, но изучив многие материалы и узнав факты истории, он пришел к выводу, что Александр Сергеевич искажал исходные данные, преувеличивая или приукрашивая их.
Вся поэма состоит из восьми частей. Если прослеживать развитие конфликта по главам, то сюжет — это развитие крестьянского восстания. В каждой части происходит новое действо с Пугачевым, а потом он и вовсе провозглашает себя новым Петром.
В поэме использована кольцевая композиция. Как в первой части, Пугачев был один, так одним он и остался. Поэма написана в новом литературном направлении для Есенина — имажинизм. Использованы аллегории, характерные для этого стиля. Но также неизменяемым остается слог и ритмичность поэта.
Теперь более подробно поговорим о проблематике и тематике поэмы «Пугачев» Сергея Есенина. Крестьянское восстание — это тема, которая является основной. Народ показан бесстрашным, готовым к переменам. Но, благодаря мастерскому слогу поэта, еще с первых страниц становится понятно, что бунт не закончится хорошо. Есенин сделал поэму динамичной. В каждой сцене появлялся новый герой, но Пугачев был неизменяем и присутствовал во всех действиях.
Пугачев: каким он был показан до Пушкина
В литературной традиции до Пушкина Пугачев показывался с резко негативной стороны. Возьмем, например, стихи Сумарокова, где бунтарь предстает настоящим исчадием зла, «бешеным псом», «извергом естества». В этих эпитетах отразился испуг и всепоглощающая ненависть дворян-крепостников к предводителю крестьянского бунта. Именно поэтому многими критиками не был принят образ Пугачева, показанный Пушкиным в «Истории Пугачевского бунта». Он или не был принят вообще, либо же писателя осуждали за отсутствие в нем неких байроновских традиций: речь шла о том, что образ Пугачева недостаточно романтизирован и приподнят. Но задачей Пушкина, как мы помним, была «истина историческая», поэтому этот персонаж не имеет резко негативной окраски и не идеализирован. Если говорить о сочинении «Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» — план будет сводиться к анализу эпизодов, где он появляется в произведении.
Общий анализ поэмы «Пугачев» Есенина
Есенин не старался передать детали восстания, он показывал общность народа и настрой Пугачева. В то время народ ждал доброго царя и увидел его в Пугачеве. Об этом Емельян узнал от сторожа. Он казался им спасением, и они ждали нового героя. С каждым новым действием присоединяется новый герой, готовый помочь в восстании. Хлопуша, который мечтал увидеть Пугачева, тоже становиться частью его команды. Интересно, что до сих пор хранится запись, в которой Есенин читает монолог Хлопуши, беглого каторжника. Пугачев понимает, что нужно поднимать крестьян и обеспечить их оружием. Необходимо собрать войско, которое будет едино и жить одной целью.
Емельян пугачев в повести капитанская дочка пушкина (образ, внешность ...
... Мотивация и целеполагание (на доске записаны два высказывания о Е. Пугачеве) Пушкин изображает Емельяна Пугачева как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, ... таким человеком и был Емельян Пугачёв и его образ не мог не заинтересовать русских писателей, художников, историков. Видео (работа Пушкина над образом Пугачева) Учитель: Ребята, перед вами ...
Но в отряде бунтовщиков не может быть общности и сплоченности. Благодаря Творогову и Крямину в войске наступает разлад, они сеют панику. Пугачев решает напасть на Азию, но многие против, в том числе и Крямин. Емельян убивает его, а его послушники нападают на провозглашенного царя и связывают его. Бунтовщикам нужен был лишь предводитель, человек, который будет подталкивать их, принимать те сложные решения, на которые они не способны, они были лишь движущей силой. В финале Пугачев уже не изображен предводителем, а одинокой душой. Он один не может противостоять целой империи.
Проводя анализ поэмы «Пугачев» Есенина, можно прийти к выводу, что в ней больше подчеркивается не само восстание, а то что привело к нему. Надеемся, что этот анализ «Пугачева» был полезен для вас. На нашем сайте присутствует также краткое содержание поэмы «Пугачев» Есенина. Прочитайте его, если хотите более подробно узнать сюжет поэмы, но мы всегда рекомендуем прочитывать произведения полностью.
«Капитанская дочка» — образец исторической прозы А. С. Пушкина
Резко усилившиеся крестьянские восстания не оставили Пушкина в стороне – так и родилась идея написать произведение, реагирующее на острую социальную проблему того времени. Изначально Пушкин хотел реализовать тему крестьянского бунта в «Истории села Горюхина», особое место занимает она в «Дубровском». Но полного раскрытия достигла в «Капитанской дочке».
Что отличает эту повесть от остальных исторических произведений Пушкина? Дело в том, что предыдущие творения писателя основывались на уже имеющихся исторических трудах. При написании же повести о Пугачевском восстании Пушкин соединяет в себе блестящего художника-прозаика и добросовестного исследователя-историка. Писатель не просто работает с архивными документами, изучает их – он едет по местам, которые планирует изображать в повести. Пушкин посещает Поволжье и Оренбургские степи, знакомится с природными условиями, особенностями быта людей, посещает поля сражений, разговаривает с живыми очевидцами, знакомится с преданиями о Пугачеве. Итогом этой кропотливой работы является научный труд писателя «История Пугачева» (по требованию цензуры название поменялось на «Историю Пугачевского бунта»).
Работа над «Капитанской дочкой» начинается после публикации. Наверное, поэтому у Пушкина получился столь многоплановый бунтарский образ. Емельян Пугачев в повести «Капитанская дочка» — не резко отрицательный персонаж, каким его пытались изобразить до Пушкина.
Совесть в повести капитанская дочка. «Проблема чести и долга ...
... романа Маша Миронова. / / / Проблема чести и долга в повести Пушкина «Капитанская дочка» Повесть « » была самой знаменательной в последние творческие годы . Она ... своей присяги императрице. Он не раз оказывается перед Пугачевым и выпутывается из его рук живим. А все ... Швабрин переходит на сторону , не испытывая никаких упреков совести. Заодно с пугачевцами, он расправляется со своими бывшими ...
Встреча 1: заячий тулупчик
Итак, как мы уже сказали выше, образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» показан через встречи его с другим героем, Гриневым. Первая встреча персонажей происходит в буран. Петр и Савельич (его воспитатель с детства) заблудились. На счастье, им встречается человек, который выводит к постоялому двору. Примечательно, что при первой встрече мы не знаем, что это Пугачев. Получается, что читатель смотрит на него со стороны, видит в естественной обстановке. Что же подмечает Петруша? Гринева поражают «сметливость его и тонкость ума». Дорогу к постоялому двору вожатый (Пугачев) находит по звездам и запаху дыма. Также читателю в глаза бросается крепкое здоровье Пугачева: в лютый мороз он идет по заснеженной степи в тонком армячишке.
В благодарность от Петруши Пугачев получает стакан вина, полтину на водку и заячий тулупчик. «Ввек не забуду» — говорит Емельян и остается верен своим словам до конца повести.
Нельзя не обратить внимание на отличное владение Пугачева иносказательным языком, знанием народных поговорок. Так завуалировано он общается с хозяином постоялого двора о формировании войска яицких казаков для участия в крестьянской войне 1772 года.
Основные выводы
Делая основные выводы, скажем, что образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» неоднозначен.
Он показан во всей своей социально-исторической реальности: с одной стороны, он не терпит жалости к своим классовым врагам, но с другой – справедлив (вступается за слабых и обездоленных), умеет помнить и ценить добро (его отношение к Гриневу).
Именно таким Пугачев остался в памяти народа. Пушкин подчеркивает смелость и смышленость Пугачева – качества, которые сам ценил в русском народе, считал уникальными.
Встреча 2: «Казнить так казнить, миловать так миловать»
Вторая встреча героев происходит после взятия бунтовщиками Белгородской крепости. Тут перед читателем предстает совершенно другой Пугачев. Он въезжает в крепость на коне, в ярком кафтане. Объявив себя императором, он требует подчинения и присяги. Тех, кто ослушается – убивает без жалости.
Эта же судьба ждет и Петра Гринева. Но что же мы видим? Пугачев милует Петрушу, этим нарушив свой принцип. Чтобы не упасть в глазах окружающих, бунтарь идет на хитрость, проявляет доброту и деликатность. Он оправдывает отказавшегося присягнуть Петрушу тем, что «его благородие одурел от милости». Пугачев прекрасно понимает, что Петруша никогда ему не присягнет и все равно будет воевать против. Тем не менее отпускает его, дав в придачу лошадь, шубу и полтину денег.
Суть повести Пушкина Капитанская дочка
... «Капитанская дочка» - это своего рода манифест нравственного воспитания и долга. Вариант 2 Суть повести «Капитанская дочка» ... Пугачева. Основные темы романа глобальный смысл Петр Гринев слыл «Петрушей» для матери и «Петром» для ... замыслу – доверить вести речь о Пугачёве дворянину Гринёву, ставшему свидетелем бунта и ведущему записки о своих невольных встречах с предводителем восстания. Для ...
Мы узнаем от яицких казаков, какой он – Пугачев. Опять же подчеркивается его здоровье: хороший аппетит и слишком горячая парная.
На военном совете образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» раскрывается с новой стороны: со своими казаками он ведет себя, как равный, ему «не оказывали никакого особого предпочтения».
Композиционные особенности раскрытия образа Пугачева
Интересна композиция повести. Рассказ ведет находящийся в преклонных годах Петр Андреевич Гринев. Он описывает события 1772-1774 годов, в которых принимал участие, будучи 17-летним юношей. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» показывается эпизодически через четыре встречи с Петрушей Гриневым. Но каждый эпизод глубинно раскрывает читателю предводителя бунта таким образом, что он становится вторым основным героем.
Образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» выявляется и через знание им народных песен и легенд (вспомним бурлацкую песню, которую поет он, или знаменитую народную сказку об орле и вороне).
Пугачева, народного вождя, образ народного идеала справедливого правителя Пушкин противопоставляет бездарным царским генералам (вспомним военные советы в Оренбурге и Белгородской крепости).
Встреча 4: казнь
Последняя, четвертая встреча Самозванца Емельяна и Гринева происходит на последних страницах повести. Петр находится среди очевидцев на казни Пугачева. В последнем взгляде Емельяна на Гринева нет ни капли жалости, просьбы сострадания и сочувствия, наоборот, Пугачев дерзок и горд.
Не случайно таким показан образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка», вернее, его отрубленная окровавленная голова. Этим писатель хотел показать, что Емельян-бунтарь – далеко не романтический герой: он настоящий.
Встреча 3: «Кто смеет обижать сироту»
Третья встреча происходит после второго пленения Петра Гринева. Здесь еще глубже раскрывается Пугачев (образ).
Капитанская дочка, Маша, оставшись сиротой, заточена в Белогорской крепости. Петр едет туда, чтобы защитить ее. Он объясняет эти обстоятельства Пугачеву. На что Емельян негодует, с засверкавшими глазами от гнева он требует назвать обидчика. «Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ» — говорит Пугачев. Соратники Емельяна требуют повесить Петрушу, но Пугачев в очередной раз отпускает его, «помня стакан вина и заячий тулуп».
Сергей Александрович Есенин истинно русский поэт
... переживания и радости их. Близко к сердцу принимал Сергей Александрович быт деревни. В стихотворении Русь, написанном в 1914 году, Есенин с тоской и грустью смотрит на жизнь глубинки, ... долю русского мужика. Грустно и тоскливо звучат стихи 19241925 годов. Удивительно в унисон его настроению и состояние окружающей природы: метель шачет, саваном покрыта родная сторона. Поэт не ...
Во время этой же встречи Пугачев рассказывает Гриневу старинную калмыцкую сказку об орле и вороне. Суть ее в том, что миг свободной яркой жизни гораздо лучше жалкого существования. Сказка становится пророческой, равно как и бурлацкая песня, которую Емельян поет со своими соратниками. Примечательно, что эту же песню поет и караульщик из отряда Дубровского в одноименной повести.
Разработка урока литературы по теме «Историзм поэта С.А. Есенина. Поэма «Пугачёв» для 8 класса , Тема урока: С. А. Есенин
- Историзм поэта. Поэма «Пугачёв»
Цели:
расширить представления учеников о личности и творческой биографии Есенина; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.
Методические приёмы
: объяснения учителя, беседа по вопросам; выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.
Оборудование:
презентация, В. Высоцкий «Монолог каторжника» (видео), аудио.
Ход урока
:
І. Проверка домашнего задания – наизусть «Россия»
ІІ. О Есенине.
1.Бурной и печальной была судьба С. Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов – задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О судьбе Есенина ещё при жизни поэта стали складываться легенды.
« Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком
», писал о поэте М. Горький.
Природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землёй, которая во многом питала его поэзию. Но Есенин не беспечный пастушок Лель, играющий на свирели. За каждым его поэтическим озарением стояла серьёзная литературная работа. Он хорошо знал русскую классику, всерьёз изучал народное искусство, собрал и записал 4000 частушек.
В целом творчество, как и частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Блок, благословлявший Есенина в литературу, как будто предчувствуя драматизм его судьбы, писал: «… я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придётся дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее
».
Есенин действительно прошёл «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 г., он вместе со всей страной пережил войны и революции. Он – выходец из крестьянской семьи, человек корневой православной русской культуры, большую часть прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире. И личность Есенина была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ. Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость – эта полярность, двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.
Мы познакомимся с отрывками из поэмы С. А. Есенина «Пугачёв
» Этот образ близок бунтарской, страстной душе поэта.
ІІІ. История создания поэмы
«Земное и небесное в художественном мире Есенина. Учебный проект ...
... художественную концепцию человека, поэт наделяет его растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами. Есенин мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым и сильным, добрым и нежным, похожим и ...
— В 1920 г. Есенин задумывает драматическую поэму «Пугачёв», которую заканчивает в середине 1921 г. Пугачёвское восстание привлекло внимание поэта, озабоченного желанием осмыслить путь крестьянства в революции. Он прочёл очень много исторических источников и пугачёвщине, побывал в тех местах, где проходило восстание. Раньше других вставало перед поэтом, обратившимся к этой теме, имя автора «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва».
дворянскую точку зрения
» Пушкина, обвинив автора повести и «Истории…» в том, что тот «
многое… изобразил просто неверно
». Говоря о Пугачёве, Есенин назвал его «
почти гениальным человеком
» и, отдав ему «
основную роль
» в поэме, в каждой её сцене вывел новых действующих лиц.
ІV. Выразительное чтение поэмы
- (Аудио)
V
Работа над фрагментами поэмы., Характеристика героев., Каким предстаёт Пугачёв?
Есенин создаёт образ сильного человека, смелого, способного на решительные, обдуманные действия.
по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ
», нужно было преисполниться зреющими в народе болью и гневом, прежде чем решиться бросить призыв к мятежу, «
чтобы колья погромные правили над теми, ктограбил и мучил
». Мятеж этот представляется ему войной справедливой, он идёт в ней до конца, не желая смириться с мыслью о поражении. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремлённостью тех, кто рядом с ним.
- Как объясняется в поэме Есенина причина, по которой Пугачёв выдал себя
за царя
? Пугачёв услышал о том, что люди сожалеют о смерти Петра ІІІ.
Сторож
говорит, что жизнь испортилась
С первых дней, как оборвались вожжи,, С первых дней, как умер третий Петр.
имя мёртвого Петра
», говорит о том, что мятежу нужен вождь:
Нам нужен тот, кто б первый бросил камень
» И тогда Пугачёва осеняет мысль выдать себя за Петра ІІІ: «
Как Петра? Что ты сказал, старик?.. Какая мысль!»
—
Обратим внимание, что имя Пётр значит «
камен
ь».
Прочитайте выразительно отрывок из
Vглавы «Уральский каторжник
».
Что вы можете сказать о Хлопуше?
Хлопуша, как и чернь, любит Пугачёва «
за буйство и удаль
…», «
Пусть он даже не Пётр
». Хлопуша, «
местно вскормленный бунтовщик
», заряжен таким же мощным, как и Пугачёв, зарядом ненависти к угнетателям, вместе с ним хочет, «
чтобы гневные лица вместе с злобой умом налились
».
Как изображён народ в поэме? Как он относится к Пугачёву
? Народ изображён контрастными красками.
придавленная чернь
»,
золото телесное, родное слово славян
».
- В изображении Есенина изначально мужик « мудрый
», привык «
прилежно
» трудиться, но его придавили: «
всех связали, всех вневолили
».
дому одна кровать. /И четверо на ней спят ребятишек
».
- В словах сторожа объяснение терпения и бездействия народа: каждый боится наказания, все разобщены, живут по принципу
Только лишь до нас не добрались бы,, Только нам бы,, Только б нашей, Не скосили, как ромашке, головы.
Но глухое пока недовольство зреет в народе: «Уже мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачёва народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных желаний, «за буйство и удаль». В словах Хлопуши – страстное стремление к этому народному идеалу, дважды повторённое:
Образ вождя народного восстания пугачева. пугачев предводитель ...
... связаны Пугачев и Есенин? Запись темы и числа на инструкционной карте. Тема: С.Есенин. Образ предводителя восстания в поэме «Пугачёв». Образ предводителя восстания в фольклоре, романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв». ... народного восстания 1773–1774 гг. Почти 150 лет отделяют поэта от того времени. Чем же вызван его интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в ...
Проведите ж, проведите меня к нему,, Я хочу видеть этого человека!, Задание 1. Определите виды тропов
(олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты) в следующих цитатах:
Ржет дорога в жуткое пространство
» (Олицетворение, эпитет)
Мне нравится степей твоих медь
» (Метафора), «
Луна, как жёлтый медведь
» (Сравнение).
Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни
» (Олицетворение, эпитет),
Словно яблоко тяжёлое / Виснет с шеи твоя голова
» (Сравнение),
Родное золото славян
» (эпитет, метафора), «
Слышен прялки ровный разговор
» (Олицетворение. Эпитет),
Стонет Русь от цепких лапищ
» (Олицетворение, эпитет),
И берёзами заплаканный наш тракт
» (Олицетворение),
Уж мятеж вздымает паруса
» (Метафора), «
Из пасти темноты / Выдёргивают звёзды, словно зубы
» (Олицетворение, сравнение), «
Колокол луны скатился ниже
» (Метафора).
- Как вы считаете. Чем объяснить насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы?
Движение, развитие образов, их противоборство создаёт в поэме Есенина драматическое действие. Напряжённость его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информативности.
Задание 2. Найдите
повторы в тексте, определите их роль.
Их множество:
- Повторяются обращения («Ты ли, ты ли, разбойный Чаган…
», «
Яик. Яик, ты меня звал
»; «
Русь, Русь!»; «О Азия. Азия
!»)
- Повторяются отдельные слова
«
Наконец-то я здесь, здесь
», «
Но скажи мне, скажи»; «Только лишь до нам не добрались бы, Только нам бы, Только б нашей / Не скосили… головы»
- Повторяются целые фразы
(«
Проведите, проведите меня к нему / Я хочу видеть этого человека»; «Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!
» Повторы усиливают воздействие на читателя, нагнетают напряжение, звучат как заклинание. Возникающие обычно в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического движения даёт ещё и некоторую напевную настройку.
VІ
Элементы сопоставительного анализа произведений о Пугачёве
Мы познакомились с повестью Пушкина «Капитанская дочка», преданиями. Песнями, рассказывающими о Пугачёве и пугачёвском восстании, с документами об этих событиях. Сопоставьте Пугачёва Есенина и Пугачёва А. Пушкина.
Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского
... художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя, Достоевского; определить роль Петербурга в каждом произведении; установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга. Петербург - не только любимое детище и ...
— В чём различие и в чём сходство между героем Есенина, Пугачёвым в текстах преданий т Пугачёвым в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка
»?
В чём принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?
1)
Менее всего Есенин заботился о создании исторически точной картины народного восстания и его героя.
2) Народный вождь и все персонажи поэмы своим поведением призваны утвердить представления поэта о психологии русского крестьянина. Его способность подняться на борьбу против угнетателей, душевное состояние вл время восстания, наконец. Ощущение неизбежного поражения, — всё это не получает в поэме конкретно-исторического объяснения, но должно служить подтверждением раздумий поэта о судьбе крестьянства в революционную эпоху.
Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный
». С точки зрения Есенина мятеж оправдан «
стоном придавленной черни
», которой недоставало лишь вождя.
VІІ. Летом 1922 г. Есенин
читал поэму «Пугачёв» Горькому в Берлине. Горький вспоминал об этом так: «
Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – и не нуждался в них».
- Какое настроение вызвала у вас поэма С. Есенина «Пугачёв»?