Проблема личности оценки учителя

(1)Учитель хотел, чтоб мы любили деревню.

(2)— Поэты вырастают в деревне. — (З)Для доказательства он вспоминал имена, и правда выходило: поэты вырастали в деревне.

(4)Учитель любил дисциплину, рассчитывал на уроке все до минуты. (5)Но когда на сухие репейники под окна опускались щеглы, он тихонько открывал раму и сыпал на подоконник семечки.

(6)Летом мы пололи свеклу, возили сено, ходили собирать землянику, молотили подсолнухи. (7)В первый день десятого класса учитель сказал:

(8)— Вот что, друзья, опишите мне поле. (9)Я хотел, чтобы вы учились не только по книжкам. (10)Я хочу знать, как вы любите землю…

(11)Через пять дней учитель принес тетрадки.

(12)— Петрову — «три», опять ошибки… но это сочинение я прочту вслух.

(13)Петров сидел красный и счастливый.

(14)Учитель закрыл тетрадку, сказал:

(15)— Хорошо. (16)Только как же ты перепелку забыл? (17)Это же лучшая песня на поле.

(18)Все улыбнулись, потому что знали слабость учителя. (19)В его холостяцкой избенке в клетке из тонкого хвороста жила перепелка…

(20)Мы подружились с учителем. (21)Уже после школы, приезжая в отпуск, я в первый же день стучался в избенку. (22)Учитель приносил из погребка холодные огурцы, варил на плите картошку и чай. (23)Когда все новости были рассказаны, мы чуть слышно свистели, и в клетке из хвороста начиналась песня: «Спать пора! Спать пора!..»

(24)Чистые, резкие звуки бились о стены, где висели пучки засохших цветов, репродукция левитановской «Осени», пожелтевшая фотография молодой женщины.

(25)Учитель листал тетрадки, а когда разгибался, чтоб отдохнули глаза, рассказывал:

(26)— Возле Одессы есть место: женщины утром по целой корзине набирают разбившихся перепелок. (27)Пере-пелки ночью летят на юг и в этом месте, как в коридоре, сбиваются в стаи и бьются о провода…

(28)Если я приезжал летом, мы уходили в лес или садились около ржи послушать вечерние голоса. (29)Над полем неслышно летал козодой, шмели обивали с колосьев пыльцу. (З0)На топком месте монотонно кричал одинокий дергач, а рядом во ржи били перепела.

(31)В нашей области у пастухов живет хорошая сказка. (32)Дергач пришел к перепелке посвататься. (33)«Нет, дружок, — ответила перепелка, — ты беден, у тебя и телушки нету…» (34)«Будет телушка», — ответил дергач и ушел на болото искать…

18 стр., 8942 слов

Какие проблемы поднимаются в пьесе старший сын. по пьесе Вампилова ...

... по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын» Тема: 1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова. 2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын». ... меня весело, Словом, так, каким я был. Учитель: Близкие друзья, а среди них- писатели ... закрыли книгу. Что бы вы сказали об этой пьесе своим друзьям? Индивидуальные задания а) ... случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и Вампилов – ...

(35)И, должно быть, нашел.

(36)«Тпрусь! Тпрусь!..» — кричит дергач.

(37)А перепелка волнуется. (38)У перепелки самой ни кола, ни двора.

(39)«Вот — идет! Вот — ведет! Хлева — нет! Негде — деть».

(40)«Тпрусь! Тпрусь!» — гонит телушку дергач…

(41)Сказку мы вспоминали каждое лето.

(42)— Как придумано, а? А ты говоришь, пастухи!.. Вот что, в другой раз приедешь — пойдем ловить перепелок.

(43)Это был последний разговор с деревенским учителем. (44)Осенью я получил телеграмму: «Василь Николаевич умер…» (45)Я был в отъезде и опоздал попрощаться.

(46)Школьники показали холмик свежей земли на опушке.

(47)Дальняя родственница Василь Николаевича провела в хорошо знакомую комнату… (48)Пучки засохших цветов, репродукция «Осени», пожелтевшая фотография.

(49)— А это он велел вам показать…

(50)В свертке были стихи. (51)Я просидел у лампы всю ночь. (52)Стихи были слабыми. (53)Учитель знал это, и потому стихи много лет были стянуты старым шпагатом… (54)А как же быть с перепелкой? (55)Не подумав, я решил ее выпустить.

(56)Птица взвилась над скошенным полем и вдруг камнем упала на стежку. (57)Я подержал в руке теплый комочек. (58)Сердце не билось. (59)Слишком долго пробыла в клетке…

(В. Песков)

Сочинение

Воспоминания В. Пескова, известного натуралиста, посвящены детским годам и, прежде всего, его любимому учителю. Может, именно под влиянием этого педагога родилась в душе его ученика любовь к природе, желание изучать ее? Раздумывая над этим, я пришел к выводу о том, что проблема, поднимаемая автором, связана с отношениями учителя и ученика.

Автор рассказывает о своей дружбе с учителем. О том, как педагог учил любить природу, землю, деревню, как своим личным примером показывал, что значит чувствовать все живое. Учитель не преуспевал в жизни, он писал слабые стихи, жил в жалкой избенке, но именно к нему спешил автор, чтобы поговорить, получить совет. Учитель открывал для В. Пескова мир природы. Он рассказывал сказки, истории из жизни, хвалил, когда что-то хорошо получалось, делал справедливые замечания.

Позиция автора текста не сформулирована открыто. Но, мне думается, автор хотел сказать нам о том, что настоящий учитель становится для учеников старшим другом, о котором помнят всю жизнь. Вряд ли таким был для детей учитель классических языков Беликов, герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Он радовался, только когда читал инструкции и циркуляры, всегда ждал, что случится что-то плохое, искал, за что надо наказать гимназистов, все высматривал, шпионил и больше молчал. Этот закрытый для всего мира человек не мог снискать любовь учеников, и вряд ли кто-то из них захотел бы стать его другом.

Совершенно другой образ наставника представлен в рассказе В. Распутина «Уроки французского». Автор создал образ преподавательницы французского языка, которая приняла материнское участие в сложной судьбе своего ученика. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны — она стала играть с мальчиком «в пристенок» на деньги — скрывается человеческое стремление помочь другому. Так учительница давала ребенку в трудное послевоенное время получить немного денег на пропитание. Это пример гуманности, способности к жертвованию своими интересами ради спасения ребенка.

12 стр., 5827 слов

Быть учителем — это духовный подвиг человека

... ребят не только учителем физкультуры, но и учителем школы Жизни. Для этого пытаюсь вводить ученика в процесс ... соревнований разного уровня, научно-практических конференций (27 человек), Фестиваля творческих работ учащихся. Благодаря внеурочной деятельности мне ... созданию творческих работ на спортивную тему: рефераты, эссе, исследования, электронные презентации. Количество учащихся, принявших участие ...

Я думаю, что настоящий учитель — это любящий человек, какой и была Лидия Михайловна.