Методический материал. Как писать -повествование

Сочинение отличается от эссе по литературе, истории или английскому языку по структуре и целям.

Что же такое сочинение?

Что подразумевается под понятием «Сочинение»?

«Сочинение — вид письменной школьной работы, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему». Так гласит любимая наша Википедия. Оно учит школьников более чётко выражать свои мысли с приведением доказательств, строить развёрнутые предложения, не ограничиваясь отдельными фразами.

Кроме того, эти развёрнутые предложения надо правильно соединить между собой, что также способствует более чёткому и логически выверенному изложению собственных мыслей.

Наши родители, бабушки и дедушки привыкли, что сочинение пишется по литературе. Это, конечно же, так, и сохранилось до сегодняшнего дня. Сегодня в этом вопросе к литературе прибавились история и обществознание. Это и не удивительно, ведь ребёнок должен уметь оценить роль того или иного исторического деятеля или какое-то имеющее место быть в обществе явление.

Типы сочинений

Существуют популярные типы сочинений, которые чаще всего пишут на заданную тему, по конкретному художественному произведению, картине.

Сочинение-повествование

Рассказ о конкретном событии ()

Самостоятельное произведение с сюжетом или часть сочинения-рассуждения.

Сочинение-описание

Оценку могут повысить детали из истории произведения или малоизвестные нюансы ()

Рассказ о событии, герое, картине и т.д.

Сочинение-рассуждение

8 стр., 3510 слов

Типы вопросительных предложений

... на типы вопросительных предложений, которые использует в своем творчестве классик русской литературы. Это нужно сделать для того, чтобы убедиться в ... в которых сухо излагаются факты. В данном случае для создания художественности произведения огромную роль играют вопросительные предложения. ... рассказчика, и в этом отношении он несколько родствен языку Толстого. Вместе с тем Куприн всегда восхищался ...

Самым ценным тут будет четкая логика изложения ()

Представляет собой аргументированный ответ на заявленную в теме проблему. В сочинениях этого типа важно четко и понятно сформулировать тему. Она должна быть краткой, актуальной и интересной.

Мини сочинение на любую тему повествование , Тематика и жанры детских сочинений.

Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя).

Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.

Завязка

  • это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.

Кульминация

  • момент наивысшего напряжения в развитии события.

Развязка

– результат развития события, его заключительный момент. Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).

Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора. Повествование может вестись от первого или от третьего лица. Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида. Существуют следующие

виды

рассказов:

  • о случае из жизни автора;
  • на основе услышанного;
  • на основе фантастического вымысла;
  • на основе данного сюжета;
  • на основе сюжета картины;
  • юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;
  • киносценарий на основе рассказа;
  • сказка на основе рассказа;
  • рассказ от лица животного;
  • по данному началу.

Сочинение-описание

  • это описание деревьев, травы, неба, реки;
  • при описании

портрета

обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо

машины

требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии. Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё. Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В

научном

даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В

художественном

описаниипреобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное. Структура описания включает: – общее представление о предмете («данное»); – описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);

3 стр., 1303 слов

Подготовка к сочинению-описанию местности на основе личных наблюдений

... Либо же наоборот — писатель приводит героя в какую-то местность, но не дает вообще никакого описания. В результате читатель теряется: Где он вообще находится? Что тут ... и взлохмаченных девиц с жадными глазами. Разбираем подробнее: Бар «Старый боцман» — указание на то, куда именно попал герой. В небольшой нетопленой зале было не протолкнуться ...

отношение автора к описываемому. Различают следующие виды сочинений-описаний: – описание отдельных предметов; – описание человека; – описание животного; – описание помещения; – описание природы; – описание одежды, костюма; – описание действий; – описание общего вида местности; – описание книги; – описание памятника; – описание состояния окружающей среды; – описание картины чего-либо по воображению и памяти. В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.

Почему эссе — это не сочинение

Эссе часто относят к сочинениям, однако на деле у этих работ совсем разные цели и задачи.

Для сочинения характерна объективное отношение к теме. Автор описывает события или рассуждает на заданную тему, но при этом он говорит о фактах, и только в заключительной части может высказать собственную точку зрения.

Эссе — это только отношение автора к теме. Для его выражения, автор использует все языковые инструменты, которыми владеет: сленг, жаргоны, иностранные слова без перевода, сниженную лексику. В тексте автор показывает себя и свое очень субъективное отношение.

Критерии оценки сочинение

При оценке используются следующие критерии:

  1. Объем работы . Строгие требования есть только для итоговой аттестации. В остальных случаях объем называет преподаватель. В общем случае минимальный объем сочинения составляет 250 слов, рекомендуемый — 350 слов.
  2. Самостоятельность автора и полнота раскрытия темы . Преподаватели проверяют соответствие сочинения заданной теме, использование литературных аргументов, знание источников (например, художественного произведения или исторических событий).

  3. Грамотность . В сочинениях обязательно проверяются речевые, орфографические, пунктуационные ошибки. С одной стороны, кому-то проще написать в сочинении своими словами те выражения, которые он сможет написать без ошибок (в отличие от диктанта, где нужно придерживаться задания).

    Но с другой стороны, сочинение автора с бедным словарным запасом и примитивными выражениями вряд ли получит высокую оценку.

В школе за сочинение ставят, как правило, две оценки: первую — за содержание и структуру текста, вторую — за грамотность. Экзаменационная работа в 11 классе оценивается как «зачет» или «незачет».

Структура сочинения

Сочинение строится по стандартному шаблону и должно обязательно включать три части: вступление, содержательная часть, заключение.

Вступление (введение, вводная часть)

Введение — это краткое обозначение темы, основных аспектов текста, постановка вопроса, который будет раскрываться в сочинении. Здесь можно обозначить время и место действия, дать основную информацию о произведении или начать размышление над понятием темы работы.

Пример

5 стр., 2284 слов

Урок развития речи. 4 класс. — описание животного (кошка). план-конспект ...

... человек. Алгоритм написания эссе в 4 классе , В чём отличие эссе от школьного сочинения по литературному произведению? ... волшебников станут хорошими. Тема: «Что такое счастье?». Счастье – это капелька радости, это когда у ... почему эта проблема важна и интересна. Описание авторской позиции по отношению к проблеме. ... проблеме, тексте, авторе. Объём примерно равен третьей части. Образцы эссе. А есть ли ...

«Что такое счастье?»

“Описать понятие «счастье» невозможно, можно описать ощущения, чувства, состояние. Ощущение счастья может выражаться едва заметно, когда посмотришь в глаза человека, а они излучают радость, восторг. Или же «откровенное» счастье, когда человек способен полететь, взмыть к облакам, обнять всю землю.”

Содержательная (основная) часть

Это главный компонент сочинения, который должен занимать не меньше 2/3 всего объема работы.

Для сочинения-повествования

Нужно ли полностью пересказывать сюжет? Зависит от требований вашего преподавателя. В школе от вас, скорее всего, потребуют пересказа сюжета, в вузе больше акцент делается на героях, их мотивах и чувствах.

Пример

Сюжет начинается как обычный детектив. В небольшом городке убивают маленького мальчика, подозрения падают на его тренера по бейсболу. Главный герой-детектив с большим опытом тщательно собирается доказательства, а потом арестовывает подозреваемого.

Однако Стивен Кинг не носил бы звание короля ужасов, если бы расследование убийства на этом и заканчивалось. Чем больше в него погружается главный герой, тем больше он сомневается, что убийца — человек.

Для сочинения-рассуждения

Как найти аргументы, доказывающее вашу точку зрения? Нужно повторить свой тезис и спросить — почему?

Пример

«Что такое счастье?»

“Бывает счастье, когда получил то, чего давно желал. А бывает, когда увидел закат невероятных красок или радугу в полнеба.

Человек — странное создание. Он может годами помнить плохое, а хорошее забыть на следующий же день. Тогда как такому человеку представляется история его жизни? Как сплошной кошмар, одни обиды и неприятности, разочарования и болезни. Зачем тогда такому человеку дана жизнь? Он «кузнец своего счастья», он создатель своей обители, он художник, который окрашивает мир своими красками, он создатель своего круга друзей. На что же он жалуется?

У другого человека, казалось бы, ничего нет, он не оброс материальными ценностями, не устроил свой быт, но душа его поет, он открыт, он вмещает весь мир и готов поделиться тем, что доступно всем, нужно только уметь видеть и чувствовать.

Почему, например, старость выглядит так по-разному? Один пожилой человек вечно в суете, заботах, ему интересно жить, он торопится обменяться с жизнью впечатлениями, он выглядит молодо, от него заряжаешься здоровой энергией. А другой — пенсионер, в вечной зависти к молодости, что ничего не успел, не доделал, не достроил, недолюбил. А кто мешает делать это сейчас? Ведь годы идут, и ты еще живешь! Ушла молодость и зрелость, пришла мудрая, добрая старость. Почему одних стариков любят, других нет? Одного увидишь на улице и влюбляешься, а от другого бежишь, сломя голову.”

Для сочинения-описания

При необходимости в этой части говорится об отношении автора произведения к своему детищу, мысли подкрепляются примерами или цитатами, которые могут быть взяты из биографических книг об авторе, его интервью, дневников.

Некоторые преподаватели разрешают использовать цитаты, которые были заранее подготовлены. Если же это не ваш случай, не цитируйте автора, когда не уверены в достоверности цитаты.

2 стр., 982 слов

Научно-исследовательская работа : «Поиск счастья как одна из ...

... серьезно отвечает, что со следующего дня начнет поклоняться в храме. Столп 1: Контролируйте свое восприятие жизни Проблема с поиском счастья в том, что довольно часто мы его не ... и приятными людьми, нужно научиться отдавать им что-то взамен. Аргументы из литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/problema-schastya-v-russkoy-literature/ А. М. Солженицын «Матренин ...

Пример

У главного героя был большой опыт рефлексии. Много лет он регулярно ходил к психологу, где под микроскопом рассматривал свое прошлое. Еще дольше он вел дневник, в который записывал свои чувства.

Заключение

В третьей части составляются выводы, которые подводят итог текста, логически завершая предыдущие элементы работы. Правильно составленный вывод углубляет тему или заявленную в начале сочинения проблему.

В сочинении-повествовании и сочинении-описании заключение содержит личное отношение или впечатление автора текста. Сочинение-рассуждение должно содержать в выводах следующие элементы:

  • доказаны ли поставленные тезисы;
  • предложенные автором советы или прогноз;
  • может присутствовать риторический вопрос или обращение к читателю.

Пример

«Что такое счастье?»

“Счастье доступно в любом возрасте. Насколько богат внутренний мир человека, настолько и разнообразно ощущение счастья. Если малыш орет от того, что он хочет мороженого, в результате измотанные родители покупают ему вожделенное «Эскимо». Счастлив ли малыш? Нет, хотя на его лице читается явное удовольствие. Он просто получил тот сладкий кусочек, который хотел, а его родители будут впоследствии лечить его ангину или не смогут купить хлеб, так как деньги потрачены на сладость.

Счастье должно быть объемным. Если оно касается тебя одним боком, то другим соединяет тебя с тем, что вызывает радость. Например, солнце — это счастье: оно обогревает миллиарды людей, показывает мир в своих лучах. Оно одно на всех. Поэтому чем больше людей охвачено этим невероятным ощущением, тем богаче они будут проживать свои жизни, делясь им с окружающими.”

Жанры нетрадиционных сочинений по литературе , НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЖАНРЫ СОЧИНЕНИЯ

инновационные формы и виды сочинений и творческих письменных работ

разных форматов.Поделимся маленькими секретами для хорошего сочинения, расскажем о мотивации учащихся писать добротные творческие работы нетрадиционные характера, опишем технологию написания «неформатного» сочинения.

« Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные

«. Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.).

Некоторые признаки эссе:

наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

3 стр., 1144 слов

Творческая работа

... умений и навыков как репродуктивной, так и продуктивной (самостоятельной, научной, творческой) деятельности. Творческая работа - это персональное исследование по сегодняшним проблемам, на его основе делается ... знаний студента и умение применять их в теоретической и практической работе. Выполнение творческой работы должно определить умение конкурсанта выбирать и определять проблему, анализировать ...

в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Эссе

(фр. “еssai” – попытка, проба, очерк) – это жанр сочинения. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого.

Алгоритм эссе –

пять-шесть абзацев, где 1 абзац – вступление, 2 абзац – проблема, 3 абзац – описание проблемы, 4 абзац – отношение автора, 5 абзац – свое отношение, опираясь на литературный и жизненный опыт, можно брать газеты, даже ТВ, 6 абзац – заключение. Сочинение-эссе – это не менее 150 слов.

Специфика жанра эссе

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.

4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово

и др.

Маленькие произведения в жанре эссе называются « скитце

» (нем.).

Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то от импрессионизма: главное в нем – впечатление автора, «остановленное мгновенье».

В последнее время учителя-словесники стали активно вводить в практику инновационные формы работы и предлагать учащимся нестандартные виды сочинений. Например, такие: сочинение-монофон, сочинение-кеннинг, сочинение-сага, сочинение-метаморфоза, сочинение-нарратив, сочинение-фанфик, сочинение-сиквел, сочинение-приквел, сочинение-мидквел, сочинение-римейк/ремейк, сочинение-ремикс, сочинение-экфрасис, сочинение-скетч, сочинение-различение (стилизация), сочинение-развлечение (лингвистические миниатюры, подражания и т. д.).

Уже опубликованные идеи и формулировки демонстрируют, сколь сложна поставленная задача, дают интересный материал для осмысления и провоцируют новые вопросы. Школьникам всегда интересны те формы и виды деятельности, которые им мало знакомы или неизвестны вовсе.

Сочинение-«кинолентовидение» –

это сочинение, написанное по ключевым словам (5-7 слов в 5-9 классах; 7-11 слов в 10-11 классах).

Сочинение-кеннинг –

творческая работа, состоящая из нескольких кеннингов (справка: Кеннинг (

kenning

разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской).

Сочинение хайку –

сочинение по ключевому слову в форме трёхстишия, где первая строка формулируется так: «Я был» кем-то или чем-то или «Я видел» кого-то или что-то; вторая – называет место и действие (где и что делал); третья – даёт определение (как?).

2 стр., 812 слов

Защита эссе творческой работы

... по желанию можно использовать веб-камеру Подготовка к защите ФОРМАТ ЗАЩИТЫ Защита Эссе проводится всеми Финалистами в формате онлайн конференции — ... на вопросы членов Жюри и других участников Защиты. ФАЙЛ ЗАЩИТЫ Для защиты Эссе Вам будет предоставлен план с вопросами для ... и всеми участниками без исключения. Участвовать в трансляции Защиты Эссе в качестве зрителей могут все желающие (при наличии ...

Написание хайку развивает способность к лаконичному изложению мыслей.

Сочинение-даймонд/диаманта –

мини-сочинение в форме творческой работы, состоящей из семи строк, где первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы; вторая – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному; третья – 3 глагола, которые относятся также к первому существительному;

4-я – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчок; 5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.

Диаманта –

сочинение-миниатюра в форме семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением; полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу.

Сочинение-монофон

– это творческая работа, состоящая не менее 50 слов. Все слова должны начинаться с одной буквы или звука (с какой/какого именно, вы выбираете сами).

Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любой буквы или любого звука, но должны быть однослоговыми (например

, у, за, но, под

  • .) или двуслоговыми (например,

около, напротив

  • Слова, использованные в монофоне несколько раз, учитываются в количественном отношении только один раз.

Сочинение-сага

или мини-сага – это творческая работа, состоящая всего из 50 слов, но чтобы были начало, середина и конец, чтобы мысль не растекалась, фокусировалась на чём-то одном, и всё же имелся некоторый простор для лирических отступлений и проработки деталей; желательно включение 1-2 кеннингов. Это 40, а остальные нужны для оформления неожиданного финала.

Сочинение-идентификация

или

сочинение-метаморфоза

(превращение).

Сочинение-нарратив –

творческая работа, отличительной чертой которой является имманентность.

Нарратив

(англ. и фр. narrative – рассказ, повествование) – понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия текста. Термин заимствован из историографии, где возникает в рамках концепции «нарративной истории», трактующей смысл исторического события не как фундированный объективной закономерностью исторического процесса, но как возникающий в контексте рассказа о событии и имманентно связанный с интерпретацией.

Сочинение-сиквел

(продолжение) – творческая работа, которая продолжает сюжет известного художественного произведения.

Сочинение-приквел

(предыстория) – творческая работа, которая рассказывает о событиях, которые произошли ранее событий художественного произведения. Приквел является как бы продолжением наоборот – с одной стороны он использует популярность и идеи первоначального произведения, но не является его прямым продолжением. Как правило, в приквеле рассказывается предыстория героев или мира описанных в художественном произведении.

Сочинение-мидквел

(дополнение)– это творческая работа, которая дополняет сюжет художественного произведения, не продолжая, а именно дополняя, то есть событие идет не линейно, а как бы в сторону, и происходит это событие одновременно с тем, что описывается в художественном произведении.

19 стр., 9012 слов

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА Х ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

... к изобразительному искусству может развиваться при их непосредственном участии в создании творческих работ. Процесс обучения владению разнообразными художественными материалами и техниками рассматривается как особая сфера творчества младших школьников. Именно освоение художественных материалов и средств ...

Сочинение-интерквел

  • творческая работа, рассказывающая о событиях, которые происходили в промежутке между первой и второй частями, например, эпопеи.

Сочинение

  • это творческая работа, по форме являющаяся сиквелом сиквела, то есть третье из серии последовательных произведений.

Сочинение-квадривкел

  • это творческая работа, по форме являющаяся четвертой степенью продолжения произведения.

Сочинение-ремейк, римейк

(англ. remake – переработка) – творческая работа, представляющая собой новую версию или интерпретацию ранее изданного художественного произведения. Наиболее близкие формы –

ретейк и интертекстуальность.

ремейкер, автор – мистификатор.

Сочинение-ремикс

(англ. re-mix) – творческая работа, версия художественного произведения, скомпонованная путем «перемешивания» нескольких частей исходного сюжета, наложения на нее различных эффектов и т.д., в результате чего получается творческий продукт, отличный от выданного ранее художественного произведения.

Сочинение-экфра́сис

(др.-греч. ἔκφρασις от ἐκφράζω — высказываю, выражаю) – сочинение-описаниепроизведения изобразительного искусства или архитектуры в тексте.

Сочинение-фанфик

– это сочинение, написанное поклонниками определённого произведения, созданное на основе оригинального сюжета и/или с использованием персонажей оригинала, это творческая работа (или комикс), в которой использованы идеи сюжета и персонажей из определённого художественного произведения. Это и «продолжения», и пародии, и «альтернативные вселенные», и многие другие подобные тексты.

Советы по написанию качественных сочинений

Тренируясь писать сочинения «для себя», выбирайте интересные вам темы, по которым хотелось бы высказать свое мнение, и не забывайте о следующих правилах:

  • перед началом работы составьте план с подпунктами, в процессе написания меняйте его;
  • читайте больше классической литературы, обращайте внимание на литературные обороты и аргументы, выписывайте для себя интересные цитаты;
  • по возможности выбирайте тему, для которой у вас достаточно фактического материала;
  • проверяйте в сочинении наличие ошибок и в черновике, и после переноса на чистовик;
  • если у вас сочинение-рассуждение, используйте клише, которые помогут структурировать текст, но не больше 3 на страницу;
  • не используйте слов и терминов, в значении которых сомневаетесь.

Важно! Пишите о том, что знаете. Если вы не успели заранее подготовится, пишите только о том, в чем действительно уверены.

Какие бывают сочинения?

Сочинения начинают писать с начальной школы. Конечно же, в этом возрасте дети ещё не могут написать большую работу по серьёзной теме. Они начинают с малого: с сочинений типа «Как я провёл лето», описания природы за окном. Постепенно к ним прибавляются описания картин и сочинения по произведениям. Среди последних выделяются сочинения о том, как автор относится к определённому герою. Также могут быть разного рода сочинения на свободную тему.

14 стр., 6993 слов

Виды творческих работ на уpoкax pyccкoгo языка и методика их ...

... творческих работ учащихся; 2) метод анализа продуктов деятельности учащихся. Научная новизна: раскрыты основные виды связной речи; рассмотрена методика работы над сочинением и изложением; обобщен опыт работы ... (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. ...

В жанровом плане выделяют семь жанров:

  1. Дневник.
  2. Литературно-критическая статья.
  3. Очерк.
  4. Путешествие.
  5. Рецензия.
  6. Эпистолярный жанр (письмо).

  7. Эссе.

Дневник

А вы знаете, что дневник — это отдельный жанр в сочинении?

Что же это такое? Вообще, это жанр «посередине» литературы и не литературы. Многие из нас ведут свои дневники (сегодня ещё и онлайн), куда записывают произошедшие за день события, свои мысли, чувства, то есть всё, что произошло за день. В дневнике записи, как правило, датированы. Для него характерно повествование от первого лица, хотя может присутствовать и диалогичность.

Чаще всего автор перед собой искренен и откровенен. В силу того, что дневник позволяет полностью раскрыть душу героя, его время от времени применяют писатели. В форме дневника могут быть как целые произведения, так и отдельные части.

Полностью в форме дневника написаны такие популярные сегодня произведения, как «Цветы для Элжернона» Дэниэла Киза, «Дневник Бриджит Джонс» Хелен Филдинг и многие другие. Классическим же примером произведения, в котором часть составляет дневник героя, является «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, где представлен дневник Печорина.

Литературно-критическая статья

Пожалуй, самый распространённый в школьном сочинении жанр. В его композиции обязательно присутствуют три составные части: вступление, основная часть, заключение. Всех их обязательно объединяет единая тема (название), и они выполняют задачу более полного её раскрытия.

Обязательным условие его целостности является подчинение уже вступления заявленной теме, заявление в нём о причинах обращения именно к данной конкретной теме.

Также здесь надо упомянуть о значении проблемы, которая заключена в названии. В нем должно быть как можно больше лирики и эмоций. Уместно использовать в нём поэтические строки, порассуждать о том, что означает ключевое слово в названии. В основной части раскрывается главная идея произведения. В заключении должны быть сделаны главные выводы и заключения.

Рецензия

Правила эпистолярного жанра

Она представляет собой рассмотрение сильных и слабых сторон того или иного произведения, спектакля, фильма. Рецензия требует более тщательного рассмотрения, и мы уделим ей особое внимание в других статьях.

Эпистолярный жанр

Фактически это переписка (или её имитация), к которой допустили большое количество людей. В русской литературе оно появилось после XVI века (когда, собственно, зародилось в Западной Европе) как новое, антиклассицистическое искусство.

Самыми яркими примерами эпистолярного жанра являются «Философические письма» П. Я. Чаадае­ва, произведениях Карамзина, Пушкина, Достоевского. В XVI же веке Иван Грозный переписывался с князем Курбским.

Эссе

Наконец, последним пунктом в нашем обзоре будет эссе. Оно представляет собой рассуждение на какую-то тему. Для него характерны малый объём и свободное построение. Здесь автор рассуждает на какую-то актуальную для литературы или общества в целом тему.

При этом ему абсолютно не важно, насколько системно его изложение, аргументированы выводы, является ли вопрос общепринятым. Для него характерна образность, афористичность и установка на активное использование разговорной интонации и лексики. Зародился этот жанр во Франции в XVI веке, а у его истоков стоял Мишель Монтень. Он является автором произведения «Опыты» с размышлениями о судьбе человека.

Также знаменитыми представителями жанра эссе являются английские философы Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Эддисон, Г. Филдинг, О. Голдсмит. В российской литературе его яркими представителями являются М. Кольцов, М. Пришвин, В. Некрасов, Ю. Нагибин, В. Соло­ухин, А. Адамович.

Теперь вы немного узнали о том, что такое сочинение, какие есть его виды и кто является наиболее ярким представителем того или иного жанра. Теперь вы можете решить, к кому из них примкнуть (а часто, скорее, за вас это решают обстоятельства).

Удачи вам в написании и хороших оценок!

Примеры сочинений

Сочинение. Описание природы

Сочинение. Описание проблем в жизни помещиков в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Сочинение-повествование. О рыбалке

Сочинение-повествование. Самый лучший день лета

Сочинение-рассуждение о жизненных планах

Сочинение-рассуждение по повести М.А.Булгакова “Собачье сердце”