Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?
Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?
Итак, бабка. Сколько лет было бабке? (Не сказано.)
А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? (Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту, подтвердите словами из текста.) Почему вы так решили? (Много морщин.) О чём свидетельствуют морщины? (О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.)
Вспомните, как называли её в семье?(Бабка, мамаша, старушенция.) А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.) Как выдумаете, почему?
Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними? (Работа по тексту.)
Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке (груб, неласков, нетерпелив, подтвердите).
А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему?
Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?)
Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)
Какую проблему поднимает автор? (Проблема уважительного отношения к старшему поколению, проблема уважительного отношения в семье)
Какова тема рассказа? (Тема душевной черствости, затронутая в этом произведении заставляет нас задуматься о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим)
Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки)
Что осталось? (Шкатулка.)
Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся?
Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? (Потому что они ее обижали.)
Ребята, а когда человеку плохо на душе куда он идет? (К близким людям.)
А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку).
Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях (Прочитав рассказ В. Осеевой «Бабка», еще раз убеждаешься, как важно в семье иметь моральные и духовные ценности, которых так не хватало взрослым в семье Борьки).
Все о любви в семье: что это и как ее сохранить
... с ним без помех его самореализации и саморазвитию в семье. Это, пожалуй, один из самых важных моментов, в котором заключен залог семейного счастья. «Где его взять?» — вопрос, который волнует ... других положительных эмоций, дефицит которых складывается в общую неудовлетворенность жизнью. Поэтому в современном мире приоритет отдается бракам по любви. При этом, все же следует учитывать, что разный ...
Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.
“Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.
Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)
У кого просит прощение Борька? (У бабки.)
Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)
А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).
Опорные слова:
Тема душевной черствости, затронутая в этом произведении заставляет нас задуматься о простейших истинах, составляющих основу воспитания каждого человека, таких, как любовь к своим родным и близким, уважение к старшим.
Проблема уважительного отношения к старшему поколению, проблема уважительного отношения в семье.
Как можно закончить сочинение: Прочитав рассказ В. Осеевой «Бабка», еще раз убеждаешься, как важно в семье иметь моральные и духовные ценности, которых так не хватало взрослым в семье Борьки.
Пословица: Что имеем, не храним, потерявши, плачем
Д/з написать сочинение – рассуждение по плану.
Сочинение-рассуждение (структура)
Формулировка проблемы. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?
1 предложение – тема. 2 предложение – проблема.
Как начать:
Вопросительное предложение (например: Что такое одиночество?).Ключевые слова (словосочетания), которые вводят в тему (например: Одиночество… ).
Повествовательное предложение по теме (например: Очень часто многие пожилые люди, имея взрослых детей, одиноки. Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема…).Не путать тему и проблему!!! Например, тема войны. Проблема – дружба на войне. Тема природы. Проблема – охрана природы.
Например: Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема безжалостного отношения человека к природе. На что способны безнравственные люди? Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает В.С. Топилин в повести «Семь забытых перевалов». Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни.
Комментарий к проблеме. Комментарии проблемы (как автор раскрывает проблему).
Это может быть краткое изложение какой-то части текста. Например: Автор на конкретных примерах показывает… (2 примера из текста с комментариями).
Цитаты обязательны!!!
Например: Автор на конкретных примерах показывает, что человек должен отвечать за свои поступки. Жажда наживы, тщеславие всегда были наказуемы. По принципу бумеранга человеку вернётся то, что он отдаёт. Величественное и израненное животное, «уронив великолепную корону на спину, остекленевшими от ужаса глазами» ждёт своей участи. Человек, считающий себя царём природы, не решает ускорить смерть Малыша: «…Я ему своим ножичком «красный галстук» пропишу…». Последняя попытка Малыша вырваться из капкана смерти стала ответом Толяну на беспринципность и жесткость: «Четвертый отросток правого рога марала был утоплен в левом глазу человека». Защищая себя, Малыш стал невольным убийцей, а потом свидетелем жестокости.
Сочинение по проблеме нравственная прочность человека
... из жизни человека, оказавшегося в тюрьме. Автор пишет о нравственной прочности, непоколебимости Ивана Денисовича, оставшегося самим собой в жестоких условиях лагерной жизни. Проблема восприятия человеком природы, Иван ... понять, что самое важное – жизнь, способность делать добро. Истинное предназначение женщины, по мнению Л.Н.Толстого, - быть хорошей женой и матерью. Наташа Ростова обретает гармонию ...
Позиция автора по проблеме. Позиция автора (что он думает об этой проблеме).
Позиция автора может быть открытой. Тогда пишем: «Автор считает, что «…цитата из текста…» (может быть, может не быть).
Позиция автора может быть скрытой. Тогда пишем: «Автор не выражает прямо своей позиции, но он считает, что «…цитата из текста…».
Например: Автор считает, что «всё это произошло по вине человека». Природа даёт человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость. А человек, забыв об этом, становится лишь потребителем.
Ваша позиция по затронутой проблеме. Своё отношение к проблеме:
- Я полностью согласен с мнением автора…
- Да, несомненно, автор прав…
- Конечно, нельзя не согласиться с мнением автора…
- Я не согласен с мнением автора…
- Я согласна с мнением автора…
Я тоже считаю, что…А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями…
+ 1 аргумент (почему согласен или почему не согласен)
5. Вывод.
Например: Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом. Мы должны помнить, что физические, а особенно нравственные страдания, — вот справедливое возмездие за дерзкие попытки покорить, подчинить или даже уничтожить хотя бы частичку природы.
Валентина Осеева «Бабка»
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.
- Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
- Старый человек… Куда же ей деться?
- Зажилась на свете…
— вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. * * *
Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:
- Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку…
Подходила к Борьке:
- Вставай, батюшка мой, в школу пора!
- Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.
- В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!
Борька прятал голову под одеяло:
- Иди ты, бабка…
- Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
- Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?
- Боря, вставай! — стучал в стенку отец.
— А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.
Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.
Сочинения об авторе песков
... Василий Михайлович Песков. В своем тексте он поднимает проблему сохранения и обогащения культуры. Автор глубоко озадачен этим вопросом и его волнение по ... 44)А что будет на Земле завтра? (По В. Пескову*) Сочинение ЕГЭ по тексту В. М. Пескова Как важно уважать и ценить то, что ... (18) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно — отец, мать (у Горького — бабушка), сельский пастух, охотник, всякий, кто ...
В сенях отец шаркал веником.
- А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!
Бабка торопилась к нему на помощь.
- Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.
Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.
- Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот…
Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:
- Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.
- Чей род — того и рот, — вздыхала бабка.
- Да я не о вас говорю! — смягчалась дочь.
— Вообще расходы большие… Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней…
Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.
Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
- Так-то, голубчики мои… Не просто, не просто жить на свете!
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:
- Бабка, поесть!
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.
Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:
- Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает. Иногда Борька жаловался на родителей:
- Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!
Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
- Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
- Ела, ела, — кивала головой бабка.
— Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:
- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить.
Так-то, Борюшка, голубчик!
- Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!
- Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.
- Ладно. Только мертвой не приходи, — говорил Борька.
После Обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила: — Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: кто живет, а кто мается на белом свете.
Бабка катерина иссохшая горбатенькая от возраста старушка никак ...
... заботе нежности и взаимоуважении. (1) Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка, никак не могла собраться для отъезда. ... бабке Катерине. Он считает, что родителями нельзя пренебрегать. С мнением автора нельзя не согласиться. Мы Сочинение ... искренняя забота. В своем романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев затронул ... даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, сгорбленную, в белом ...
- «Почитай»! — ворчал Борька. — Сама не маленькая!
- Да что ж, коли не умею я.
Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца.
- Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку!
Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.
- Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.
- Все как-то явственней в них, Борюшка.
Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: «ш» и «т» не давались ей никак.
- Опять лишнюю палку приставила! — сердился Борька.
- Ох! — пугалась бабка. — Не сосчитаю никак.
- Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это?
Мое почтение!
- Верно, верно, Борюшка. Бог — судья, солдат — свидетель. Жаловаться было некому.
Со двора доносился визг ребят.
- Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!
Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу. — Три палки… три палки… — радовалась она.
* * *
Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой — в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:
- Батюшки, батюшки… Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!
- Бабка, не мешай! — задыхался Борька.
- Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.
- Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.
* * *
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
- Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
- Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
- Как это — главная? — заинтересовался Борька.
- Ну, старенькая…
всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
- Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.
Товарищ покачал головой.
- Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!
- Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька.
— Она у нас… сыта и здрава.
Базаров и родители в романе отцы и дети тургенева
... поколений: вместе и врозь Отцы и дети ← Испытание любовью Базарова↑ ТургеневПисьмо Базарова к Одинцовой → Образ и характеристика Базарова в романе Отцы и дети → Сочинение Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети Роман «Отцы и ... Невозможно и бессмысленно подвергать сомнению факт того, что Базаров-младший любит ... полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская ...
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
- Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!
- Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.
- Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: — Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
- Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
- Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
- Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
- Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.
* * *
Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.
Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:
- Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!
Борька удивлялся:
- Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые — еще ослепнешь!
Бабка улыбалась морщинистым лицом.
Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.
- Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.
- Да вот выросла, что поделаешь!
Борьку вообще интересовало бабкино лицо.
Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами. — Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.
Бабка задумывалась.
- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.
- Как же это? Маршрут, что ли?
— Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась опять морщины. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.
Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни — неужели все лицо такими нитками затянется?
- Иди ты, бабка! — ворчал он. — Наговоришь всегда глупостей…
* * *
Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей гримасы, таскал со стола конфеты.
У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях она не могла.
Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.
«Отцы и дети». Аргументы, примеры
... и реалистами? → Итоговое сочинение на тему «Отцы и дети». Аргументы, примеры Все, что необходимо для подготовки к направлению «Отцы и дети». Пример итогового сочинения. Аргументы. Список произведений. Примерные темы. Цитаты для эпиграфа. Итоговое сочинение по направлению «Отцы и дети» ...
- Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец.
- И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! — добавляла мать.
- Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил, что съел — царь коленом не выдавит, — плакалась бабка.
В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будете старыми, я вам покажу тогда!»
* * *
Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы «на смерть». Борьку одолевало любопытство.
- Что у тебя там, бабка?
— Вот помру — все ваше будет! — сердилась она. — Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам! Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.
Борька дразнился, гремя замками:
- Все равно открою!..
Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.
Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.
- Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.
* * *
За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась. — В землю врастает, — шутил отец.
- Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.
А бабке в кухне говорила:
- Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься. * * *
Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.
Бабка, наряженная, как для гостей, — в белой кофте с красными полосками, лежала на столе. Мать плакала, а отец вполголоса утешал ее:
- Что же делать? Пожила, и довольно. Мы ее не обижали, терпели и неудобства и расход.
* * *
В комнату набились соседи. Борька стоял у бабки в ногах и с любопытством рассматривал ее. Лицо у бабки было обыкновенное, только бородавка побелела, а морщин стало меньше.
Ночью Борьке было страшно: он боялся, что бабка слезет со стола и подойдет к его постели. «Хоть бы унесли ее скорее!» — думал он.
На другой день бабку схоронили. Когда шли на кладбище, Борька беспокоился, что уронят гроб, а когда заглянул в глубокую яму, то поспешно спрятался за спину отца.
Домой шли медленно. Провожали соседи. Борька забежал вперед, открыл свою дверь и на цыпочках прошел мимо бабкиного кресла. Тяжелый сундук, обитый железом, выпирал на середину комнаты; теплое лоскутное одеяло и подушка были сложены в углу.
Борька постоял у окна, поковырял пальцем прошлогоднюю замазку и открыл дверь в кухню. Под умывальником отец, засучив рукава, мыл галоши; вода затекала на подкладку, брызгала на стены. Мать гремела посудой. Борька вышел на лестницу, сел на перила и съехал вниз. Вернувшись со двора, он застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами.
Комедия о сундуке
... из неволи своих возлюбленных. Молодые люди жалуются на скупость отцов, но обещают действовать решительно. Каридоро подзадоривает Эрофило: если ... бассаму Критоне, своему лучшему Другу. Обыск приносит блистательные результаты: сундук обнаружен в доме Лукрано. Вольпино уже готов перевести ... золотом, и тут же заявить о пропаже бассаму. Тем временем приятель Вольпино, переодетый купцом, вручит эту дорогую ...
Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.
- Мой еще, — сказала она и низко наклонилась над сундуком. — Мой…
На самом дне загремела шкатулка. Борька присел на корточки. Отец потрепал его по плечу:
- Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!
Борька искоса взглянул на него.
- Без ключей не открыть, — сказал он и отвернулся.
Ключей долго не могли найти: они были спрятаны в кармане бабкиной кофты. Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.
Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:
- «Внуку моему Борюшке».
Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».
В букве «ш» было четыре палочки.
«Не научилась!» — подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая, виноватая, не выучившая урока.
Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора…
Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина. Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»